Темы семинаров по «Истории педагогики и образования»




Тема 1. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества

Вопросы для обсуждения:

1. Роль знания истории педагогики в профессиональной культуре педагога.

2. Особенности воспитания в первобытном обществе.

3. Эволюция содержания и средств воспитания в первобытном обществе.

4. Возникновение неравенства в воспитании в условиях разложения первобытнообщинного строя.

Рекомендуемая литература

Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. Ч.1. – Самара: «Самарский университет», 2005.

Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998 – Разд. IV. – Гл. 2.

История педагогики и образования/Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2004.

Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). – М., 1988.

Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе. – М, 1993.

Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: Учебн. пособ. для вузов. В 2-х ч. Ч.1. – СПб., 2000.

Тейлор Э.Б. Первобытная культура. Пер. с англ. – М., 1989.

Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк первый. Пер. с нем. – М., 1979.

Тема 2. Воспитание и школа в Древнем мире и эпоху Средневековья и Возрождения.

Вопросы для обсуждения:

1. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока

2. Древнегреческие философы о природе человека, природосообразности воспитания, отношении «государство – воспитание».

3. Сравнительный анализ спартанской и афинской систем воспитания.

4. Зарождение христианской традиции воспитания и ее значение для дальнейшего генезиса воспитания.

5. Воспитание и школа в Византии и на Средневековом Востоке.

6. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья.

7. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.

 

 

Рекомендуемая литература

Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. – М., 1994.

Аристотель Этика; Политика; Поэтика//Собр. Соч.: В 4-х т. – М., 1984. –Т. 4.

Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. Ч.1. – Самара: «Самарский университет», 2005.

Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.

Конфуций и его школа. – М., 1996.

Культура Византии. IV – первая половина VII В. – М., 1984.

Культура Византии. Вторая половина VII – XII в. – М., 1989.

Культура Византии. XII – первая половина XV в. М., 1991.

Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: Учебн. пособ. для вузов. В 2-х ч. Ч.1. – СПб., 2000.

Монтень М. О воспитании детей//Опыты: В 3-х кн. Кн. 1 и 2. – М., 1979. – С. 135-166.

Мор Т. Утопия. – М., 1953.

Оппенхейм А. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. Пер. с англ. – М., 1980.

Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и Средневекового Востока. – М., 1988.

Платон. Государство//Соч.: В 3-х т. – М., 1972. – Т.3. – Ч.1.

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Кн.1. – Л., 1938. – Гл. 14, 15, 21-24.

Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк первый. Пер. с нем. – М., 1979.

Хрестоматия по истории Древнего Востока. – М., 1980. – Ч.1.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981.

Цицерон М.Т. О старости, о дружбе, об обязанностях. – М., 1974.

Цицерон М.Т. Тускуланские беседы//Избр. Соч. – М., 1975.

Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и Нового времени. – М., 1991.

Эразм Роттердамский. Похвала глупости. – М., 1991. – Гл. 13, 14, 32.

Тема 3. Особенности воспитания и обучения в России до XVIII в.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности социализации детей у восточных славян, в Киевской Руси и в Русском государстве. Факторы, определившие своеобразие народной культуры и воспитания.

2. Воспитание и обучение в Киевской Руси в Х-ХIII вв. Педагогические средства народного воспитания.

3. Школьное обучение в Русском государстве в XIV-XVI вв.

4. Типы учебных заведений, возникших в России в XVII в. Характеристика их деятельности.

5. Педагогическая мысль в России к концу ХVII в.

Рекомендуемая литература

Аникин В.И., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – М., 1983.

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. – М., 1985. – Ч.II-III.

Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. Ч.1. – Самара: «Самарский университет», 2005.

Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – Пг., 1915.

Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2003.

Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: Учебн. пособ. для вузов. В 2-х ч. Ч.1. – СПб., 2000.

Народное образование в России. Исторический альманах. – М., 2000.–№ 10.

Русские/Под ред. В.А.Александрова, И.В.Власовой, Н.С.Полищук. – М., 1997.

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1986. – Разд. 1. – С. 15-40.

 

Тема 4. Воспитание и образование в России XVIII в.

Вопросы для обсуждения:

 

1. Главные изменения, произошедшие в воспитании и обучении в 1700-х гг. в России. Петровские школьные реформы.

2. Представители новой идеологии школьного образования и воспитания в России в первой половине XVIII в.

3. Основные школьные проекты екатерининской эпохи. «Устав народных училищ» 1786 г. и его реализация в XVIII в.

4. Учебные заведения в России во второй половине XVIII в.

5. Деятельность выдающихся отечественных просветителей России второй половины XVIII в.

 

Рекомендуемая литература

Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. Ч.1. – Самара: «Самарский университет», 2005.

Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – Пг., 1915.

Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2003.

Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: Учебн. пособ. для вузов. В 2-х ч. Ч.1. – СПб., 2000.

Народное образование в России. Исторический альманах. – М., 2000.–№ 10.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. – первая половина XIX в. – М., 1973.

Русские/Под ред. В.А.Александрова, И.В.Власовой, Н.С.Полищук. – М., 1997.

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1986. – Разд. 1. – С. 15-40.

 

Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америки середины XVII – конца XVIII вв.

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогические воззрения Ф.Бэкона, В.Ратке, Р.Декарта.

2. Педагогическая концепция Я.А.Коменского:

а) как Я.А.Коменский доказывает необходимость воспитания и образования?

б) что нового внес Я.А.Коменский в понимание сущности и назначения человека?

в) в чем сущность идей природосообразного, пансофического образования и воспитания по Я.А.Коменскому?

в) какие идеи Я.А.Коменского нашли воплощение в школьной практике?

3. Характеристика педагогических идей Просвещения в Германии, Англии и США, их отражение в педагогической теории Дж.Локка.

4. Эволюция педагогических идей Просвещения во Франции (К.А.Гельвеций, Д.Дидро, Ш.Роллен Ф.Фенелон и др.).

5. Концепция естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Отражение в педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» идей свободного, отрицательного, физического, трудового воспитания.

6. Учебные заведения старого и нового типа в Западной Европе и Северной Америке в XVII -XVIII вв.

 

Рекомендуемая литература

Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. Ч.1. – Самара: «Самарский университет», 2005.

Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2-х т. – М., 1982.

Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М., 1987.

Локк Дж. Мысли о воспитании. – М., 1939.

Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: Учебн. пособ. для вузов. В 2-х ч. Ч.1. – СПб., 2000.

Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. – Ч.1. – Гл. 8-10.

Руссо Ж.Ж. Пед. соч.: В 2-х т. – М., 1981.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – Разд. III, IV.

Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и Нового времени. – М., 1991.

Тема 6. Образование и педагогическая мысль в странах западной Европы и США в XIX в.

Вопросы для обсуждения:

1. Принципиальные основы построения школы в странах Запада в XIXв

2. Развитие начального образования в Западной Европе и США в XIXв.

3. Различные типы средней школы на Западе в XIX в.

4. Теория элементного образования И.Г.Песталоцци и его педагогичес-кая деятельность.

5. Педагогическая идея природосообразности и культуросообразности Ф.А.В.Дистервега.

6. Преемственность и специфика теорий И.Ф.Гербарта об управлении, обучении и нравственном воспитании.

7. Педагогические идеи Ф.Фребеля.

Рекомендуемая литература

Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.

Дистервег А. Избр. пед. соч. – М., 1956.

Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М., 1987.

Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: Учебн. пособ. для вузов. В 2-х ч. Ч.2. – СПб., 2000.

Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. – Ч.2.

Песталоцци И.Г.. Избр. пед. соч.: В 2-х т. – М., 1981.

Степашко Л.А. Философия и история образования. – М., 1999.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – Разд. IV.

Тема 7. Система образования в России в XIX – начале ХХ вв.

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие школьного дела в России в первой половине XIX в.

2. Образование в России во второй половине XIX – начала ХХ вв. Школьные реформы.

3. Типы и назначение закрытых учебно-воспитательных учреждений.

4. Женское и педагогическое образование.

5. Изменения в профессиональном и высшем образовании в России на рубеже XIX-ХХ столетий.

Рекомендуемая литература

Антология педагогической мысли России (вторая пол. XIX- нач. XX вв.). – М., 1990.

Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала ХХ в. – М., 1987.

Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – Пг., 1915.

Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2003.

Народное образование в России. Исторический альманах. – М., 2000. - № 10.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец ХIХ – начало ХХ вв. – М., 1991.

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1986. Разд. II.

Тема 8. Педагогические теории в России в XIX – начале ХХ вв.

Вопросы для обсуждения:

1. Радикальные представители отечественной педагогики второй половины ХIХ века: Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов.

2. К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики и реформатор школы.

а) Жизненные принципы К.Д.Ушинского.

б) Педагогические идеи К.Д.Ушинского.

в) Демократизм и гуманизм педагогической системы К.Д.Ушинского.

г) Характеристика положений К.Д.Ушинского: педагогика – наука и искусство воспитания; народность воспитания.

3. Связь идей и направлений педагогической деятельности К.Д.Ушинского, Н.А.Корфа и Н.Ф.Бунакова.

4. Педагогическая деятельность Н.А.Корфа и Н.Ф.Бунакова.

5. Л.Н.Толстой – народный учитель.

а) Свобода и ненасилие в воспитании по Л.Н.Толстому.

б) Педагогические принципы Л.Н.Толстого.

в) Деятельность и устройство Яснополянской школы.

6. Творчество Н.А.Бердяева, В.П.Вахтерова, В.В.Розанова – философские обоснования в русской педагогике.

7. Педагогические идеи русских ученых начала ХХ в. П.Ф.Каптерева, К.Н.Вентцеля, П.Ф.Лесгафта и др.

Рекомендуемая литература

Антология педагогической мысли России (вторая пол. XIX- нач. XX вв.). – М., 1990.

Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. _ М., 1994.

Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1953.

Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1986.

Егоров С.Ф. К.Д.Ушинский. – М., 1977.

Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – Пг., 1915.

Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.

Корф Н.А. Из пережитого. – СПб., 1884.

Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2003.

Народное образование в России. Исторический альманах. – М., 2000.–№ 10.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец ХIХ – начало ХХ вв. – М., 1991.

Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М., 1990.

Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1989.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах. – М., 1974.

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1986. Разд. III, IV-V.

Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. – М., 1983.

Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н.Толстого. – М., 1995.

Тема 9. Зарубежная школа и педагогика в первой половине ХХ в.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные педагогические течения Запада в первой половине ХХ в.

2. Идеи представителей педагогического традиционализма.

3. Основные теории и идеи нового воспитания, или реформаторской педагогики: Дж.Дьюи, Г.Кершенштейнера, М.Монтессори, С.Френе, Р.Штейнер и др.

4. Школьные системы Запада в первой половине ХХ в. Экспериментальные учебные заведения.

 

Рекомендуемая литература

Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

Дьюи Дж. Школа и общество. – М., 1925.

Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2003.

Магомедов Н.М. Неизвестная школа. – Самара, 1993.

Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1989. –Ч.2. – Гл.8-9.

Френе С. Избранные педагогические сочинения. – М., 1990.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – Разд. VI.

Черкасова О.В. Педагогические концепции новейшего времени: Р.Штейнер, М.Монтессори, С.Френе. - Самара, 2000.

Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США. – М., 1989. – Гл. 1.

Тема 10. Развитие школы и педагогики в СССР

Вопросы для обсуждения:

1. Основные этапы развития советской школы.

2. Главные педагогические идеи П.П.Блонского, С.Т.Шацкого.

3. Педагогическая деятельность А.С.Макаренко.

а) Цели воспитания по А.С.Макаренко.

б) А.С.Макаренко о роли коллектива воспитанников в воспитании личности.

в) Создание коллектива и его воздействие на личность.

г) Педагогика индивидуального развития воспитанников в деятельности А.С.Макаренко.

4. Педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского.

а) Цели и содержание воспитания по В.А.Сухомлинскому.

б) Творчество детей в работе Павлышской школы.

5. Кризис советской школы на рубеже 1980-1990-х гг.

 

Рекомендуемая литература

Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. – М., 1961

Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2003.

Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. – М., 1983-1985.

Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. – М., 1993.

Степашко Л.А. Философия и история образования. – М., 1999.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973.

Сухомлинский В.А. о воспитании. – М., 1957.

Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. – М., 1991.

Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. – М., 1996.

Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1980.

Тема 11. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Вопросы для обсуждения:

1. Школьная система в России на рубеже ХХ-ХХI вв.

2. Идеи гуманистического воспитания в современной отечественной педагогике.

3. Проблемы современной российской школы и педагогики.

4. Тенденции в практике школьного воспитания в ведущих странах мира.

5. Основные методы и содержание обучения в современной зарубежной школе.

6. Различные типы регионов в мировом образовательном пространстве по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем.

 

Рекомендуемая литература

Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. – М.,1998.

Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. – М., 1998.

Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.

Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2003.

Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. – М., 1996.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/Под ред. А.А.Смирнова. – М., 1999.

Реформы образования в современном мире. – М., 1995.

Степашко Л.А. Философия и история образования. – М., 1999.

Тема 12. Гуманистическая традиция в западной педагогике (IV в. до н.э.-ХХ в.)

Вопросы для обсуждения:

1. Зарождение гуманистической традиции в образовательной прак­тике и философско-педагогической мысли Древней Греции (V-IV вв. до н.э.).

2. Гуманисты эпохи Возрождения.

3. Гуманизм педагогической системы Я.А.Коменского.

4. Гуманистическая традиция в педагогических системах Д.Локка и Ж.-Ж.Руссо.

5. Гуманизм в европейских педагогических теориях XIX века.

6. Педагоги-гуманисты ХХ века: Д.Дьюи, Я.Корчак, С.Френе, Р.Штейнер и др.

Рекомендуемая литература

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999.

Красновский А. Ян Амос Коменский. – М., 1953.

К 400-летию со дня рождения Я.А.Коменского/Советская педагогика. 1992. № 5-6.

Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1990.

Магомедов Н.М. Неизвестная школа. – Самара, 1993.

Черкасова О.В. Педагогические концепции новейшего времени: Р.Штейнер, М.Монтессори, С.Френе. - Самара, 2000.

Яворский М. Януш Корчак. – Варшава, 1984.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: