Тема 1. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества
Вопросы для обсуждения:
1. Роль знания истории педагогики в профессиональной культуре педагога.
2. Особенности воспитания в первобытном обществе.
3. Эволюция содержания и средств воспитания в первобытном обществе.
4. Возникновение неравенства в воспитании в условиях разложения первобытнообщинного строя.
Рекомендуемая литература
Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. Ч.1. – Самара: «Самарский университет», 2005.
Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998 – Разд. IV. – Гл. 2.
История педагогики и образования/Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2004.
Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). – М., 1988.
Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе. – М, 1993.
Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: Учебн. пособ. для вузов. В 2-х ч. Ч.1. – СПб., 2000.
Тейлор Э.Б. Первобытная культура. Пер. с англ. – М., 1989.
Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк первый. Пер. с нем. – М., 1979.
Тема 2. Воспитание и школа в Древнем мире и эпоху Средневековья и Возрождения.
Вопросы для обсуждения:
1. Воспитание и обучение в условиях цивилизаций Древнего Востока
2. Древнегреческие философы о природе человека, природосообразности воспитания, отношении «государство – воспитание».
3. Сравнительный анализ спартанской и афинской систем воспитания.
4. Зарождение христианской традиции воспитания и ее значение для дальнейшего генезиса воспитания.
5. Воспитание и школа в Византии и на Средневековом Востоке.
6. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху раннего Средневековья.
7. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения.
Рекомендуемая литература
Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. – М., 1994.
Аристотель Этика; Политика; Поэтика//Собр. Соч.: В 4-х т. – М., 1984. –Т. 4.
Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. Ч.1. – Самара: «Самарский университет», 2005.
Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
Конфуций и его школа. – М., 1996.
Культура Византии. IV – первая половина VII В. – М., 1984.
Культура Византии. Вторая половина VII – XII в. – М., 1989.
Культура Византии. XII – первая половина XV в. М., 1991.
Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: Учебн. пособ. для вузов. В 2-х ч. Ч.1. – СПб., 2000.
Монтень М. О воспитании детей//Опыты: В 3-х кн. Кн. 1 и 2. – М., 1979. – С. 135-166.
Мор Т. Утопия. – М., 1953.
Оппенхейм А. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. Пер. с англ. – М., 1980.
Очерки истории школы и педагогической мысли Древнего и Средневекового Востока. – М., 1988.
Платон. Государство//Соч.: В 3-х т. – М., 1972. – Т.3. – Ч.1.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Кн.1. – Л., 1938. – Гл. 14, 15, 21-24.
Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк первый. Пер. с нем. – М., 1979.
Хрестоматия по истории Древнего Востока. – М., 1980. – Ч.1.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981.
Цицерон М.Т. О старости, о дружбе, об обязанностях. – М., 1974.
Цицерон М.Т. Тускуланские беседы//Избр. Соч. – М., 1975.
Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и Нового времени. – М., 1991.
Эразм Роттердамский. Похвала глупости. – М., 1991. – Гл. 13, 14, 32.
Тема 3. Особенности воспитания и обучения в России до XVIII в.
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности социализации детей у восточных славян, в Киевской Руси и в Русском государстве. Факторы, определившие своеобразие народной культуры и воспитания.
2. Воспитание и обучение в Киевской Руси в Х-ХIII вв. Педагогические средства народного воспитания.
3. Школьное обучение в Русском государстве в XIV-XVI вв.
4. Типы учебных заведений, возникших в России в XVII в. Характеристика их деятельности.
5. Педагогическая мысль в России к концу ХVII в.
Рекомендуемая литература
Аникин В.И., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – М., 1983.
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. – М., 1985. – Ч.II-III.
Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. Ч.1. – Самара: «Самарский университет», 2005.
Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.
Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – Пг., 1915.
Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2003.
Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: Учебн. пособ. для вузов. В 2-х ч. Ч.1. – СПб., 2000.
Народное образование в России. Исторический альманах. – М., 2000.–№ 10.
Русские/Под ред. В.А.Александрова, И.В.Власовой, Н.С.Полищук. – М., 1997.
Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1986. – Разд. 1. – С. 15-40.
Тема 4. Воспитание и образование в России XVIII в.
Вопросы для обсуждения:
1. Главные изменения, произошедшие в воспитании и обучении в 1700-х гг. в России. Петровские школьные реформы.
2. Представители новой идеологии школьного образования и воспитания в России в первой половине XVIII в.
3. Основные школьные проекты екатерининской эпохи. «Устав народных училищ» 1786 г. и его реализация в XVIII в.
4. Учебные заведения в России во второй половине XVIII в.
5. Деятельность выдающихся отечественных просветителей России второй половины XVIII в.
Рекомендуемая литература
Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. Ч.1. – Самара: «Самарский университет», 2005.
Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.
Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – Пг., 1915.
Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2003.
Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: Учебн. пособ. для вузов. В 2-х ч. Ч.1. – СПб., 2000.
Народное образование в России. Исторический альманах. – М., 2000.–№ 10.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. – первая половина XIX в. – М., 1973.
Русские/Под ред. В.А.Александрова, И.В.Власовой, Н.С.Полищук. – М., 1997.
Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1986. – Разд. 1. – С. 15-40.
Тема 5. Школа и педагогика в странах Западной Европы и Северной Америки середины XVII – конца XVIII вв.
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогические воззрения Ф.Бэкона, В.Ратке, Р.Декарта.
2. Педагогическая концепция Я.А.Коменского:
а) как Я.А.Коменский доказывает необходимость воспитания и образования?
б) что нового внес Я.А.Коменский в понимание сущности и назначения человека?
в) в чем сущность идей природосообразного, пансофического образования и воспитания по Я.А.Коменскому?
в) какие идеи Я.А.Коменского нашли воплощение в школьной практике?
3. Характеристика педагогических идей Просвещения в Германии, Англии и США, их отражение в педагогической теории Дж.Локка.
4. Эволюция педагогических идей Просвещения во Франции (К.А.Гельвеций, Д.Дидро, Ш.Роллен Ф.Фенелон и др.).
5. Концепция естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо. Отражение в педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании» идей свободного, отрицательного, физического, трудового воспитания.
6. Учебные заведения старого и нового типа в Западной Европе и Северной Америке в XVII -XVIII вв.
Рекомендуемая литература
Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли. Хрестоматия. Ч.1. – Самара: «Самарский университет», 2005.
Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.
Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: В 2-х т. – М., 1982.
Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М., 1987.
Локк Дж. Мысли о воспитании. – М., 1939.
Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: Учебн. пособ. для вузов. В 2-х ч. Ч.1. – СПб., 2000.
Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. – Ч.1. – Гл. 8-10.
Руссо Ж.Ж. Пед. соч.: В 2-х т. – М., 1981.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – Разд. III, IV.
Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и Нового времени. – М., 1991.
Тема 6. Образование и педагогическая мысль в странах западной Европы и США в XIX в.
Вопросы для обсуждения:
1. Принципиальные основы построения школы в странах Запада в XIXв
2. Развитие начального образования в Западной Европе и США в XIXв.
3. Различные типы средней школы на Западе в XIX в.
4. Теория элементного образования И.Г.Песталоцци и его педагогичес-кая деятельность.
5. Педагогическая идея природосообразности и культуросообразности Ф.А.В.Дистервега.
6. Преемственность и специфика теорий И.Ф.Гербарта об управлении, обучении и нравственном воспитании.
7. Педагогические идеи Ф.Фребеля.
Рекомендуемая литература
Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
Дистервег А. Избр. пед. соч. – М., 1956.
Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М., 1987.
Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен: Учебн. пособ. для вузов. В 2-х ч. Ч.2. – СПб., 2000.
Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. – Ч.2.
Песталоцци И.Г.. Избр. пед. соч.: В 2-х т. – М., 1981.
Степашко Л.А. Философия и история образования. – М., 1999.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – Разд. IV.
Тема 7. Система образования в России в XIX – начале ХХ вв.
Вопросы для обсуждения:
1. Развитие школьного дела в России в первой половине XIX в.
2. Образование в России во второй половине XIX – начала ХХ вв. Школьные реформы.
3. Типы и назначение закрытых учебно-воспитательных учреждений.
4. Женское и педагогическое образование.
5. Изменения в профессиональном и высшем образовании в России на рубеже XIX-ХХ столетий.
Рекомендуемая литература
Антология педагогической мысли России (вторая пол. XIX- нач. XX вв.). – М., 1990.
Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.
Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала ХХ в. – М., 1987.
Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – Пг., 1915.
Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2003.
Народное образование в России. Исторический альманах. – М., 2000. - № 10.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец ХIХ – начало ХХ вв. – М., 1991.
Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1986. Разд. II.
Тема 8. Педагогические теории в России в XIX – начале ХХ вв.
Вопросы для обсуждения:
1. Радикальные представители отечественной педагогики второй половины ХIХ века: Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов.
2. К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики и реформатор школы.
а) Жизненные принципы К.Д.Ушинского.
б) Педагогические идеи К.Д.Ушинского.
в) Демократизм и гуманизм педагогической системы К.Д.Ушинского.
г) Характеристика положений К.Д.Ушинского: педагогика – наука и искусство воспитания; народность воспитания.
3. Связь идей и направлений педагогической деятельности К.Д.Ушинского, Н.А.Корфа и Н.Ф.Бунакова.
4. Педагогическая деятельность Н.А.Корфа и Н.Ф.Бунакова.
5. Л.Н.Толстой – народный учитель.
а) Свобода и ненасилие в воспитании по Л.Н.Толстому.
б) Педагогические принципы Л.Н.Толстого.
в) Деятельность и устройство Яснополянской школы.
6. Творчество Н.А.Бердяева, В.П.Вахтерова, В.В.Розанова – философские обоснования в русской педагогике.
7. Педагогические идеи русских ученых начала ХХ в. П.Ф.Каптерева, К.Н.Вентцеля, П.Ф.Лесгафта и др.
Рекомендуемая литература
Антология педагогической мысли России (вторая пол. XIX- нач. XX вв.). – М., 1990.
Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. _ М., 1994.
Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1953.
Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.
Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1986.
Егоров С.Ф. К.Д.Ушинский. – М., 1977.
Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – Пг., 1915.
Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.
Корф Н.А. Из пережитого. – СПб., 1884.
Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2003.
Народное образование в России. Исторический альманах. – М., 2000.–№ 10.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец ХIХ – начало ХХ вв. – М., 1991.
Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М., 1990.
Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1989.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах. – М., 1974.
Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1986. Разд. III, IV-V.
Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. – М., 1983.
Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н.Толстого. – М., 1995.
Тема 9. Зарубежная школа и педагогика в первой половине ХХ в.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные педагогические течения Запада в первой половине ХХ в.
2. Идеи представителей педагогического традиционализма.
3. Основные теории и идеи нового воспитания, или реформаторской педагогики: Дж.Дьюи, Г.Кершенштейнера, М.Монтессори, С.Френе, Р.Штейнер и др.
4. Школьные системы Запада в первой половине ХХ в. Экспериментальные учебные заведения.
Рекомендуемая литература
Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.
Дьюи Дж. Школа и общество. – М., 1925.
Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2003.
Магомедов Н.М. Неизвестная школа. – Самара, 1993.
Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1989. –Ч.2. – Гл.8-9.
Френе С. Избранные педагогические сочинения. – М., 1990.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – Разд. VI.
Черкасова О.В. Педагогические концепции новейшего времени: Р.Штейнер, М.Монтессори, С.Френе. - Самара, 2000.
Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США. – М., 1989. – Гл. 1.
Тема 10. Развитие школы и педагогики в СССР
Вопросы для обсуждения:
1. Основные этапы развития советской школы.
2. Главные педагогические идеи П.П.Блонского, С.Т.Шацкого.
3. Педагогическая деятельность А.С.Макаренко.
а) Цели воспитания по А.С.Макаренко.
б) А.С.Макаренко о роли коллектива воспитанников в воспитании личности.
в) Создание коллектива и его воздействие на личность.
г) Педагогика индивидуального развития воспитанников в деятельности А.С.Макаренко.
4. Педагогическая деятельность В.А.Сухомлинского.
а) Цели и содержание воспитания по В.А.Сухомлинскому.
б) Творчество детей в работе Павлышской школы.
5. Кризис советской школы на рубеже 1980-1990-х гг.
Рекомендуемая литература
Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. – М., 1961
Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.
Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2003.
Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. – М., 1983-1985.
Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. – М., 1993.
Степашко Л.А. Философия и история образования. – М., 1999.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973.
Сухомлинский В.А. о воспитании. – М., 1957.
Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. – М., 1991.
Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. – М., 1996.
Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1980.
Тема 11. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Вопросы для обсуждения:
1. Школьная система в России на рубеже ХХ-ХХI вв.
2. Идеи гуманистического воспитания в современной отечественной педагогике.
3. Проблемы современной российской школы и педагогики.
4. Тенденции в практике школьного воспитания в ведущих странах мира.
5. Основные методы и содержание обучения в современной зарубежной школе.
6. Различные типы регионов в мировом образовательном пространстве по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем.
Рекомендуемая литература
Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. – М.,1998.
Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. – М., 1998.
Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.
Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2003.
Никандров Н.Д. Воспитание ценностей: российский вариант. – М., 1996.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/Под ред. А.А.Смирнова. – М., 1999.
Реформы образования в современном мире. – М., 1995.
Степашко Л.А. Философия и история образования. – М., 1999.
Тема 12. Гуманистическая традиция в западной педагогике (IV в. до н.э.-ХХ в.)
Вопросы для обсуждения:
1. Зарождение гуманистической традиции в образовательной практике и философско-педагогической мысли Древней Греции (V-IV вв. до н.э.).
2. Гуманисты эпохи Возрождения.
3. Гуманизм педагогической системы Я.А.Коменского.
4. Гуманистическая традиция в педагогических системах Д.Локка и Ж.-Ж.Руссо.
5. Гуманизм в европейских педагогических теориях XIX века.
6. Педагоги-гуманисты ХХ века: Д.Дьюи, Я.Корчак, С.Френе, Р.Штейнер и др.
Рекомендуемая литература
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999.
Красновский А. Ян Амос Коменский. – М., 1953.
К 400-летию со дня рождения Я.А.Коменского/Советская педагогика. 1992. № 5-6.
Корчак Я. Как любить ребенка. – М., 1990.
Магомедов Н.М. Неизвестная школа. – Самара, 1993.
Черкасова О.В. Педагогические концепции новейшего времени: Р.Штейнер, М.Монтессори, С.Френе. - Самара, 2000.
Яворский М. Януш Корчак. – Варшава, 1984.