Методические указания к практическому занятию № 19-20
Тема: Организация БД. Заполнение полей БД.
Возможности СУБД. Создание схемы данных
Количество часов: 4
Цель: выработать практические навыки работы с базами данных, формирования запросов к базам данных
Задание: Ознакомиться с теоретическими положениями по данной теме, выполнить задания практического занятия, сформулировать вывод.
Содержание отчета по результатам выполнения практического занятия
Отчет должен содержать:
1.Название работы
2.Цель работы
3.Результаты выполнения задания 1, 2, 3
4.Вывод по работе ( необходимо указать виды выполняемых работ, достигнутые цели, какие умения и навыки приобретены в ходе ее выполнения)
Методические указания к выполнению:
1.Краткие теоретические сведения.
База данных (БД) — это организованная структура, предназначенная для хранения, изменения и обработки взаимосвязанной информации, преимущественно больших объемов.
В литературе предлагается множество определений понятия «база данных», отражающих скорее субъективное мнение тех или иных авторов, однако общепризнанная единая формулировка отсутствует.
Определения из международных стандартов и национальных стандартов, разработанных на основе международных:
· База данных — совокупность данных, хранимых в соответствии со схемой данных, манипулирование которыми выполняют в соответствии с правилами средств моделирования данных.
· База данных — совокупность данных, организованных в соответствии с концептуальной структурой, описывающей характеристики этих данных и взаимоотношения между ними, которая поддерживает одну или более областей применения.
Определения из авторитетных монографий:
· База данных — организованная в соответствии с определёнными правилами и поддерживаемая в памяти компьютера совокупность данных, характеризующая актуальное состояние некоторой предметной области и используемая для удовлетворения информационных потребностей пользователей.
· База данных — некоторый набор перманентных (постоянно хранимых) данных, используемых прикладными программными системами какого-либо предприятия.
· База данных — совместно используемый набор логически связанных данных (и описание этих данных), предназначенный для удовлетворения информационных потребностей организации.
2.Задание Создать БД Библиотека и два запроса.
Наименование таблицы | Структура таблицы |
Книги | Код книги, Автор книги, Название, Год издания, Цена, Короткая аннотация |
Читатели | ФИО, Номер билета, Адрес, Телефон |
Формуляр | Номер билета, Код книги, Дата заказа книги, Дата выдачи книги, Дата сдачи |
Состав и характеристика полей таблицы “Книги”.
Название поля | Имя поля | Характеристики поля | |
Тип данных | Возможности | ||
Код книги | Код книги | Текстовый | 10 символов, обязательное |
Автор книги | Автор | Текстовый | 30 символов, обязательное |
Название | Название | Текстовый | 50 символов, обязательное |
Год издания | Год издания | Числовой | Длинное целое, обязательное |
Цена | Цена | Текстовый | 10 символов, обязательное |
Короткая аннотация | Аннотация | Текстовый | 50 символов, не обязательное |
После создания структуры таблицы необходимо задать ключевое поле.
Как ключевое поле выбираем поле Код книги, т.к. оно не содержит записей, что повторяются, а также будет использовано для связи с таблицей “Формуляр”.
Состав и характеристика полей таблицы “Читатели”.
Название поля | Имя поля | Характеристики поля | |
Тип данных | Возможности | ||
ФИО | ФИО | Текстовый | 50 символов, обязательное да |
Номер билета | Номер билета | Числовой | Длинное целое, обязательное нет |
Адрес | Адрес | Текстовый | 50 символов, обязательное |
Телефон | Телефон | Числовой | Длинное целое, обязательное |
Как ключевое поле выбираем поле Номер билета, т.к. оно не содержит записей, что повторяются, а также будет использовано для связи с таблицей “Формуляр”.
Состав и характеристика полей таблицы “Формуляр”.
Название поля | Имя поля | Характеристики поля | |
Тип данных | Возможности | ||
Номер билета | Номер билета | Мастер подстановок | Длинное целое, обязательное, нет |
Код книги | Код книги | Мастер подстановок | 10 символов, обязательное да |
Дата заказа книги | Дата заказа | Дата/время | Маска ввода 00.00.0000, обязательное |
Дата выдачи книги | Дата выдачи | Дата/время | Маска ввода 00.00.0000, обязательное |
Дата сдачи | Дата сдачи | Дата/время | Маска ввода 00.00.0000, обязательное |
При создании поля Код книги как столбец подстановки используется поле Код книги из таблицы “Книги”.
Поле Код книги выбрать как индексное поле. Для этого в разделе Свойства поля выбрать строку Индексированное поле и выбрать из выпадающего списка Да (допускаются совпадения).
Таблицы будут связаны между собой таким образом:
-таблица Книги поле Код книги (ключ) и таблица Формуляр Код книги (мастер),
-таблица Читатели поле Номер билета (ключ) и таблица Формуляр Номер билета (мастер).
Задание №1. Создание, заполнение таблиц КНИГИ, ЧИТАТЕЛИ, ФОРМУЛЯР
Чтобы создать новую БД нужно:
1.Пуск → Программы → MS Office → Microsoft Access
2.щелкаем на пиктограмме Новая база данных
3.В правой части окна появится информация об имени файла и указана директория для его хранения. По умолчанию имя файла - База данных1. accdb.
4. Далее щелкнуть справа по пиктограмме и ввести имя файла Библиотека и в верхней части окна открыть свою папку на диске Д:
5.В результате получаем:
6.Нажимаем кнопку Создать:
7. Далее необходимо перейти в режим Конструктор и создать структуру первой таблицы базы данных. Для этого необходимо щелкнуть на пиктограмме Режим и выбрать режим Конструктор.
8. Откроется окно Сохранение, в котором надо указать имя Книги и нажать кнопку ОК.
9.Создать структуру таблицы «Книги», данные не вводить
10.Создать структуру таблицы «Читатели», данные не вводить:
-меню Создание
-Таблица
-Конструктор
-имя Читатели и т.д.
11.Создать структуру таблицы «Формуляр», данные не вводить:
-ввести поле Номер билета
-Тип данных выбрать Мастер подстановок
-появится окно в котором нажать копку Далее:
-для Номера билета выбираем таблицу Читатели (для Код книги таблица Книги) и кнопка Далее
-появится окно
-выделяем Номер билета и нажимаем , получаем:
-кнопка Далее
-кнопка Далее
-кнопка Готово и при необходимости Сохранить
-Аналогичные действия выполнить для Код книги таблица Книги. При необходимости все сохранить
12.Закрыть все созданные структуры таблиц
Задание №2. Создать связи между таблицами.
Создание связей между таблицами:
-меню Работа с базами данных
-Показать или скрыть
-Схема данных, появится окно Добавление таблицы
-Выделить таблицу Книги и нажать Добавить, выделить таблицу Читатели и нажать Добавить, выделить таблицу Формуляр и нажать Добавить
-кнопка Закрыть
-Схема данных будет иметь вид:
14.Соединить Книги и Формуляр:
-навести курсор на поле Код книги (ключ) в Книги и нажатой левой навести курсор на Код книги (мастер) в Формуляр
-появится окно Изменение связей
-установить флажки во всех трех окошечках
-нажать кнопку Создать
15.Соединить Читатели и Формуляр аналогичным образом (номер билета)
Задание №3.Внести данные в таблицы Книги, Читатели, Формуляр
Заполнить данными таблицы: книги, Читатели, Формуляр:
-дважды щелкнуть на таблице Книги слева и внести данные справа:
-
-
3. Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию База данных из международных стандартов
2. Дайте определение понятию База данных из национальных стандартов
4.Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме: