Политическая реформа М.С. Горбачева




Перестройка (1985-1991)

Экономическая политика М.С. Горбачева

10 марта 1985 г. скончался генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко. В тот же день состоялась встреча старейшего члена Полит􏰀 бюро министра иностранных дел А.А. Громыко и секре􏰀таря ЦК КПСС М.С. Горбачева — самого молодого из членов Политбюро (условились взаимодействовать).

11 марта на заседание Политбюро Громыко и предложил на пост генерального секретаря кандидатуру Горбачева, которую все поддержали. Пле􏰀нум ЦК КПСС единогласно избрал М.С. Горбачева руко􏰀 водителем партии.

Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем. Экономика СССР уже несколько лет держалась только за счет широкой продажи сырья. Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.

В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год. Во второе десятилетие он сократился до 7%, но все же это был внушительный среди индустриальных стран рост. К 1980􏰀м гг. экономический рост составлял всего 2,8% в год.

Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повы􏰀шение темпов экономического роста (за 15 лет национальный доход –увеличить в 2 раза при удвоении производственного потенциала, произ􏰀водительность труда в 2,3—2,5 раза). Решение продовльственной (к 1990 г.) и жилищных (к концу 20 в.) проблем.

Курс на ускорение

Новый генеральный секретарь отверг кон􏰀цепцию развитого социализма. Была пересмотрена программа КПСС и разработана ее новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля—6 марта 1986 г.). Новая редакция не предусматривала конкретных социально􏰀экономических обязательств пар􏰀тии перед народом, окончательно сняла задачу непосред􏰀ственного строительства коммунизма.

Основной упор делался на планомерное и все􏰀 стороннее совершенствование социализма на основе ус􏰀корения социально􏰀экономического развития страны. Новое руководство СССР разработа􏰀ло план Двенадцатой пятилетки (1986—1990) по анало􏰀гии с довоенными пятилетками.

Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Пе􏰀рейти от производства отдельных станков к произво􏰀дственным комплексам и промышленным роботам.

Правительство 12 мая 1986 г. ввело государственную приемку по примеру существовавшей на оборонных предприятиях приемки готовой продук􏰀 ции представителями военного ведомства.

Ключевым для судеб ускорения оказалось падение цен на нефть осенью 1985 г. Валютная выручка СССР сократилась сразу на две трети. Уже одно это неминуемо вызывало экономический кризис. Но на па􏰀 дение цен на нефть накладывались затраты на ликви􏰀 дацию последствий чернобыльской аварии, позже — землетрясения в Армении, увеличение капиталовложе􏰀 ний в машиностроение, потери бюджета из􏰀за снижения торговли алкоголем.

Уже в 1987 г. возникла угроза сры􏰀ва курса на ускорение, было решено перейти к перестройке экономической системы.

Перестройка в 1987—
1988 гг. была частичным возвратом к принципам эконо􏰀мической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях планового хозяйства. 
 Единственным путем исправления ситуации в экономике был путь рыночных отношений.

Экономические изменения осуществлялись в трех направ􏰀лениях:

1. Повышение экономической самостоятельности го􏰀 сударственных предприятий.

2. Развитие частной инициативы и предприниматель􏰀 ства в тех сферах, где оно было «социально оправдан􏰀 ным».

3. Привлечение иностранных инвестиций путем соз􏰀 дания совместных предприятий.

Осенью 1986 г. Верховный Совет СССР принял Закон об индивидуальной трудовой деятельности.

Второй шаг экономической реформы — Закон о госу􏰀 дарственном предприятии (объединении) 1987 г., предо􏰀 ставивший значительные права предприятиям и их тру􏰀 довым коллективам.

Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на внеш􏰀 нем рынке. Государство, таким образом, ослабило моно􏰀 полию на внешнюю торговлю, введенную в нашей стра􏰀 не в 1918 г.

Изменения коснулись всей системы управления. В сво􏰀ей борьбе за либерализацию управления Горбачев высту􏰀пил против гигантских союзных министерств. Делу при􏰀
дали большую общественную значимость. В пределах одного года численность служащих центральных министерств была сокращена с 1,7 до 0,7 млн человек.

Закон о кооперации был принят Верховным Советом СССР в мае 1988 г. по докладу Н.И. Рыжкова. Закон о кооперации стал самым серь􏰀езным шагом к восстановлению частной собственности. Кооперативы платили государству налоги, в то время как государственные предприятия, кроме налогов, авто􏰀матически перечисляли часть прибыли государству.

Кооперативы стали главным каналом пе􏰀ревода безналичных денег в наличные, что заставило правительство страны на порядок увеличить производи􏰀 тельность печатного станка, т. е. денежную эмиссию. Теперь огромная денежная масса раз􏰀 давила товарную. Менее чем за год опустели полки в магазинах и на складах. Социально􏰀экономическая ситу􏰀 ация в стране резко обострилась.

В 1989 г. начались социально􏰀экономические пре􏰀 образования аграрного сектора. Было решено отказаться от сверх􏰀 централизованного управления агропромышленным комп􏰀 лексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также свернуть борьбу с личным подсобным хозяйством, развернутую в 1986—1987 гг.

На рубеже 1989—1990 гг. стало очевидным, что не􏰀 обходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленнос􏰀 ти). Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой. В связи с этим была сделана попытка найти золотую середину — про􏰀 возглашен переход к модели «регулируемого рынка», т. е. план и рынок должны были сочетаться («О концепции перехода к регу􏰀 лируемой рыночной экономике в СССР» в июне 1990 г.). В основе концепции «регулируемого рынка» лежала программа «арендизации экономики» (главный разра􏰀ботчик — академик Л. Абалкин), которую предстояло начать реализовывать с 1991 до 1995 г.

Разработчики этой программы не понимали, что внедрение любых экономических реформ должно идти гораздо быстрее, а не растягиваться на годы.

Новая цель экономической реформы потребовала но􏰀 вых законов. Они довольно быстро принимались Верхов􏰀 ным Советом СССР. К лету 1991 г. было принято более 100 зако􏰀нов, постановлений, указов по экономическим вопросам, но большинство из них не работало из􏰀за противодей􏰀ствия со стороны республиканских органов власти.

Если в 1986—1988 гг. национальный доход медлен􏰀 но, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы населения стали сокращаться. В стране усилил􏰀 ся дефицит всех товаров. Цены на них росли.

В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и «срыв перестройки», глава правительства Н.И. Рыжков подал в отставку. Она совпала с реформой прави􏰀тельства.

В 1988 г. Горбачев пересмотрел свою позицию, согласился с Рыжковым, признал необ􏰀ходимость одновременного повышения цен и на продо􏰀вольственные, и на промышленные товары, обещая соп􏰀роводить реформу повышением зарплаты и социальных дотаций. Но до весны 1991 г. союзное руководство так и не решилось на реформу, опасаясь социальных потря􏰀 сений, которые тем не менее начались и были вызваны растущим товарным дефицитом.

«Павловское» повышение цен сопровождалось 40􏰀проце􏰀 нтной компенсацией вкладов, которой можно было вос􏰀 пользоваться лишь с конца 1991 г.

Год спустя именно замораживание приведет к тому, что в условиях гиперинфляции граждане будут не в силах спасти свои сбережения.

Активно выступали против обнищания народа, допущенного ру􏰀ководством СССР, руководители России во главе с
Б.Н. Ельциным.

«Реформа Павлова» была использована руководством РСФСР для обвинения союзного Центра в антинародной экономической политике.

Политическая реформа М.С. Горбачева

Не завершив экономические преобразования, руководство страны перешло к политической реформе. Конституционная реформа стала централь􏰀ным звеном политических преобразований. Положение о необходимости внесения измене􏰀ний и дополнений в Конституцию СССР было включено в две резолюции: «О демократизации советского общест􏰀 ва и реформе политической системы» и «О неотложных мерах по практическому осуществлению реформы поли􏰀 тической системы страны». Также Горбачев предложил резолюцию «О де􏰀мократизации» положение о совмещении должностей председателей Советов и первых секретарей соответ􏰀ствующих партийных комитетов снизу доверху. Лично ему оно позволило, совместив должности генерального секретаря и председателя Вер􏰀 ховного Совета СССР, контролировать всю вертикаль партийно􏰀государственной власти.

В октябре 1988 г. М.С. Горбачев совместил должнос􏰀ти генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Президиума ВС СССР. 29 ноября 1988 г. по его докла􏰀ду внеочередная XII сессия ВС СССР 11􏰀го созыва при􏰀няла два закона: «Об изменениях и дополнениях Конс􏰀титуции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народ􏰀ных депутатов СССР».

Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов (СНД) в составе 2250 человек. Съезд из своего состава избирал Верховный Совет в сос􏰀 таве 544 человек как постоянно действующий законо􏰀 дательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти (он состоял из двух равных по численности и правам палат: Совета Союза и Совета Национальностей). Должность председателя Президиума Верховного Совета СССР упразднялась. Сам же Прези􏰀диум ВС сохранялся. Его главной задачей было обеспе􏰀чение работы СНД и ВС.

Новый Прези􏰀диум не наделялся правом вносить изменения в законодательство, издавать нормативные указы, заме􏰀 нять в межсессионный период Верховный Совет.

Изменения в избирательной системе предусматрива􏰀 ли не только избрание депутатов от территориальных и национально􏰀территориальных округов, но и прямое представительство от официально зарегистрированных общественных организаций.

В нововведениях содержался крупный порок — от􏰀 ступление от демократических принципов избиратель􏰀 ной системы (закрепленных в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг.): прямые выборы Верховного Совета СССР за􏰀 менялись двухступенчатыми с обязательным ежегодным обновлением его состава на 1/5. Получалось, что, как только его депутаты наберутся опыта, их нужно заме􏰀 нять новыми. Члены руководящих органов общест􏰀 венных организаций (главным образом номенклатурные работники) обладали бо􏰁льшим количеством голосов, чем простые избиратели.

Политическая практика на основе принятых законов начала осуществляться в марте—июне 1989 г., когда были избраны народные депутаты СССР и состоялся их I Съезд (25 мая—9 июня 1989 г.). Съезд избрал пред􏰀 седателя Верховного Совета СССР (М.С. Горбачев), его первого заместителя (А.И. Лукьянов), утвердил предсе􏰀 дателя Совета министров СССР (Н.И. Рыжков).

Горбачев заявил о необходимости закрепить в новой Конституции «революционные преобразования».

Задачи съезда: дополнить действующую Конституцию, и безотлага􏰀тельно начать работу по подготовке новой Конституции (Конституции «демократического социализма»).

Съезд образовал Конституционную комиссию в со􏰀
ставе 107 человек. Ее председателем стал М.С. Горбачев, заместителем — А.И. Лукьянов. 55% членов комиссии
были представителями высшего партийного руковод􏰀
ства — секретари ЦК КПСС, республиканских ЦК, обкомов, крайкомов, члены ЦК КПСС и его аппарата. Около 40% представляли научную и творческую интел􏰀 лигенцию. Среди остальных — один митрополит и двое рабочих. В состав комиссии вошли четыре лидера оппо􏰀 зиции, образовавшей на съезде межрегиональную депу􏰀 татскую группу (МДГ), — Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов,
А.Д. Сахаров, А.А. Собчак.

 

I Съезд народных депутатов СССР обсудил вопросы, уточнения, изменения и дополнения к действующей Конституции СССР и принял три конституционных закона: 1. Об уточнении некоторых положений Консти􏰀туции (Основного Закона) СССР по вопросам порядка деятельности Съезда народных депутатов СССР, Верхов􏰀 ного Совета СССР и их органов. 2. Об изменениях и до􏰀 полнениях Конституции СССР по вопросам избиратель􏰀 ной системы. 3. Об изменениях и дополнениях ст. 125 Конституции СССР. Кроме указанных законов, Съезд принял постановление «О поручениях Верховному Сове􏰀 ту СССР и Конституционной комиссии по некоторым конституционным вопросам».

Согласно указанным законам союзные республики получили право самостоятельно решить вопрос об уч􏰀 реждении Съезда народных депутатов; Верховный Совет СССР получил право выражать недоверие правительству СССР; коллективы средних специальных и высших учебных заведений получили право выдвижения канди􏰀 датов в народные депутаты; общественные организации лишились права непосредственного избрания народных депутатов; конституционный надзор распространялся не только на проекты, но и на законы и иные акты, при􏰀 нятые СНД.

Решения II Съезда народных депутатов завершили первый этап конституционной реформы в СССР, в ходе которого шел постепенный переход власти от партии к Советам, от ЦК КПСС к Верховному Совету СССР.

Экономическая политика правительства, определенная в 1988 г., дала свои пер􏰀 вые результаты в 1989 г. — произошел обвал экономи􏰀ки. Между республиками, края􏰀 ми, областями, городами началась «экономическая вой􏰀 на» по поводу товарных запасов. За первые семь месяцев 1989 г. забастовки прошли
более чем в 500 трудовых коллективах.


Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР внес радикальные изменения в политическую и эконо􏰀мическую системы общества. 12 марта 1990 г. с докла􏰀 дом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР и учреждении поста Президента» на съезде выступил А.И. Лукьянов. Он предложил изменить фор􏰀му государственного строя, сложившегося в стране пос􏰀ле 1917 г., резко ограничить власть Советов, передав ее вновь учреждаемому институту Президента. Горбачев и его единомышленники выступили на съезде радикальнее радикал􏰀демократов, которые протестовали против введения поста Президента.

Съезд народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. принял Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР». В политической сфере основные положения За􏰀кона сводились к следующему: учреждался институт сильного президентства; устранялась норма статьи 6 Конституции о руководящей роли КПСС как ядра поли􏰀тической системы; вводилось положение о многопартий􏰀ности.

Верховный Совет СССР лишился распорядительных функций, сохранив за собой законодательные и конт􏰀рольные.

Президент наделялся правом законодательной инициативы, утверждения за􏰀 конов и множеством других прав (сравнимых с правами американского президента). Президент должен был из􏰀бираться всеобщим голосованием. Высшие органы сове􏰀тской власти (СНД и ВС СССР) могли контролировать его работу лишь в форме заслушивания ежегодных док􏰀 ладов о положении страны.

Делегаты съезда избрали первого Президента СССР. Им стал М.С. Горбачев.

Закон от 14 марта 1990 г. подготовил преодоление монополии государства в системе отношений собствен􏰀ности. В перечне форм собственности на первое место
была поставлена собственность граждан. Закон закрепил новые формы коллективной собственности — арендную, акционерную. Это упрощало процесс сращивания «тене􏰀вой экономики» с официальной.

24 сентября 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О дополнитель􏰀 ных мерах по стабилизации экономической и обществен􏰀 но􏰀политической жизни страны». Он наделил Президен􏰀 та правом законотворчества по вопросам, относящимся к компетенции ВС СССР на срок до 31 марта 1992 г.

В конце 1990 г., ссылаясь на паралич исполнитель􏰀ной власти и разрастающийся конституционный кризис, IV Съезд народных депутатов СССР вновь усилил власть Президента СССР — упразднил Совет министров СССР и должность его председателя, учредил Кабинет минист􏰀 ров в качестве исполнительного и распорядительного ор􏰀 гана. Кабинет формировался Президентом и подчинялся непосредственно ему.

Съезд продолжил курс на формирование структур президентской формы правления: был учрежден пост ви􏰀 це􏰀президента СССР, созданы Высшая государственная инспекция, подчиненная Президенту, Совет безопас􏰀ности при Президенте, Совет Федерации. Последний из совещательного при Президенте становился самостоя􏰀тельным под руководством Президента. Он должен был контролировать деятельность высших органов государ􏰀ственного управления Союза и республик, а также обес􏰀печивать «соблюдение Союзного договора», который предстояло разработать.

В 1991 г. речь уже шла не о судьбе Основного Закона союзного государства, а о судьбе самого государства. М.С. Горбачев объяснял необ􏰀ходимость перехода от одной радикальной реконструкции (учреждение поста Президента) к другой (заключе􏰀нию Союзного договора) начавшимся «парадом сувере􏰀нитетов».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: