МПС РОССИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Одобрено кафедрой УТВЕРЖДЕНО
«Управление эксплуатационной деканом факультета
работой» «Управление процессами
перевозок»
________________ А.А.Абрамов ______________ Г.М.Биленко
«_____» _____________ 2005г. «____» ______________2005г.
Организация грузовой и
Коммерческой работы
Рабочая программа
Для студентов III курса
По специальности
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
НА ПРЕДПРИЯТИИ (железнодорожный транспорт) (Э)
Москва – 2005 г.
Разработана на основе примерной учебной программы данной дисциплины, составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженеров по специальности 060800 (Э)
Составители – к.т.н., доц. О.В. Терешина
к.т.н., доц. Г.И. Бухало
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины
Цель преподавания дисциплины – научить студентов давать грамотную экономическую оценку техническим, технологическим и организационным мероприятиям в области совершенствования грузовой и коммерческой работы.
Требования к уровню основания содержания дисциплины
Изучив дисциплину, студент должен:
2.1. Знать и уметь использовать основные положения организации грузовой и коммерческой работы, методики определения технико-экономического эффекта: маршрутизации, концентрации грузовой работы на меньшем числе станций, механизации и автоматизации грузовой и коммерческой работы, организации контейнерных и пакетных перевозок, улучшение использования грузоподъемности вагонов.
|
2.2. Владеть техникой выполнения технико-экономических расчетов по указанным выше методикам.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Курс -III |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия: | ||
лекции | ||
практические занятия | ||
Самостоятельная работа: | ||
Контрольная работа | ||
Вид итогового контроля | экзамен |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Раздел дисциплины | Лекции, час | Практические занятия, час |
Основы управления грузовой и коммерческой работой | |||
Концентрация и технические средства грузовой работы | |||
Технология грузовых и коммерческих операций | |||
Технология перевозок массовых грузов. Грузовые и коммерческие операции на подъездных путях | |||
Перевозки грузов на особых условиях | |||
Перевозка грузов в прямых смешанных сообщениях | |||
Технология перевозки грузов в международных сообщениях | |||
Ответственность по перевозкам |
Содержание разделов дисциплины
Раздел I. Основные управления грузовой и коммерческой работой
1.1. Задачи железных дорог в области совершенствования грузовой и коммерческой работы и повышения качества перевозок. Сфера коммерческой эксплуатации железнодорожного транспорта. Виды сообщений и классификация грузовых перевозок. Организационная структура управления грузовой и коммерческой работой. Понятие о транспортной логистике: структурная схема логистической системы, основные принципы технологии логистической системы.
|
Центры фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО). Структура и основные функции ЦФТО.
1.2. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации – правовая основа грузовой и коммерческой работы. Устав железных дорог и история его развития. Основные положения действующего Устава. Нормативные документы и руководства, издаваемые в соответствии с Уставом. [1; 4, гл.2.].
1.3. Планирование и маршрутизация перевозок.
Основы организации планирования. Показатели планов перевозок. Порядок разработки оперативных планов. Изменение плана, временные ограничения и запрещения погрузки. Порядок обеспечения погрузки сверх плана, вне плана и по предъявлению. Учет выполнения плана перевозки. [2, 4, 6].
Маршрутизация перевозок с мест погрузки, ее значение. Виды отправительских маршрутов и их организация. Основные показатели маршрутизации. Эффективность маршрутизации. [4, 2].
Раздел II. Концентрация и технические средства грузовой работы
2.1. Грузовые станции, грузовые дворы.
Классификация грузовых станций и их роль в осуществлении перевозочного процесса. Типовой технологический процесс работы грузовой станции. Техническое оснащение грузовых станций. Эффективность специализации грузовых станций в крупных узлах. Концентрация грузовой работы на меньшем числе станций и ее эффективность. Опорные грузовые станции. [4, гл. 5].
Назначение и техническое оснащение грузовых дворов. [5, гл. 5].
|
2.2. Транспортно-складские комплексы и грузовые фронты. Классификация и устройство складов. Объемно-планировочные решения и параметры складских складских систем. Теория расчета оптимального технического оснащения грузовых фронтов. Аренда складов и земельных участков. [4, гл. 6].
2.3. Весовое хозяйство железных дорог.
Значение изменения массы грузов при перевозках. Классификация весов. Основные свойства весоизмерительных устройств. Определение пропускной способности и количества весов. Технический надзор за весоизмерительными устройствами. Автоматизация измерения массы грузов. [4, гл. 7].
2.4. Погрузочно-разгрузочные машины и устройства.
Классификация погрузо-разгрузочных машин и устройств (ПРМ). Техническая производительность, сменная норма выработки ПРМ. Единые нормы выработки и времени на погрузо-разгрузочные работы. Расчет потребного количества ПРМ и норм времени на выполнение грузовых операций. Методика технико-экономических расчетов по выбору оптимального варианта комплексной механизации и автоматизации погрузо-разгрузочных работ: принципы сравнения вариантов, себестоимость переработки грузов. [5, гл. 25-30].
2.5. Грузовой вагонный парк.
Структура вагонного парка и эксплуатационные характеристики грузовых вагонов. Основные показатели использования вагонов: статическая и динамическая нагрузки. Производительность грузового вагона. Мероприятия по улучшению использования грузоподъемности и вместимости вагонов: рациональное распределение вагонов под нагрузку; оптимальное размещение тарно – штучных грузов в крытых вагонах; комбинированная загрузка вагонов легкими и тяжелыми грузами. Эффективность улучшения использования грузоподъемности вагона. [4, гл.13].