Рис. 74. Декоративное панно, полученное выжиганием на фанере




Рис. 73. Прибор для выжигания по дереву (электровыжигатель): 1 — рукоятка; 2 — наконечник; 3 — корпус; 4 — регулятор нагрева наконечника; 5 — электрический шнур

При соприкосновении раскалённого наконечника выжигателя с древесиной её поверхностный слой подгорает, принимая жёлто-коричневый оттенок.

Лучше всего подходят для выжигания мягкие породы древесины — тополь, ольха, липа, а также берёзовая фанера. На поверхности же твёрдых лиственных пород древесины (дуба, ясеня и др.) мягкие слои чередуются с твёрдыми, а у хвойных пород (сосны, ели) есть смолистые слои, из-за чего очень трудно получить при выжигании линии одинаковой окраски.

Древесина, на которой выполняется выжигание, должна быть светлой и без сучков.

Перед выжиганием деталь или изделие хорошо просушивают, так как влажная древесина при выжигании коробится.

Перед тем как приступить к выжиганию изделия, следует потренироваться в выжигании прямых и кривых линий различной толщины на небольших кусках фанеры.

Рассмотрим технологию выжигания на примере панно, изображённого на рисунке 74.

Рис. 74. Декоративное панно, полученное выжиганием на фанере

Первоначально поверхность фанеры шлифуют мелкозернистой шлифовальной шкуркой вдоль волокон древесины.

Затем на фанеру переводят рисунок с помощью копировальной бумаги (рис. 75). Чтобы лист бумаги с рисунком не смещался во время копирования, его прикрепляют к фанере кнопками или прижимают каким-либо тяжёлым предметом. Если на рисунке есть прямые линии, то их лучше проводить по линейке.

Рис. 75. Копирование рисунка на лист фанеры: 1 — фанера; 2 — копировальная бумага; 3 — рисунок

После этого приступают к выжиганию. Рукоятку электровыжигателя держат в руке как карандаш при обычном рисовании (рис. 76). Рука устойчиво опирается на изделие.

Рис. 76. Выжигание рисунка на фанере

Сначала выжигают внешний контур рисунка, а затем переходят к внутренним элементам.

Чтобы выжечь тонкую линию, наконечник элекгровыжига-теля быстро и без сильного нажима перемещают по поверхности. Для получения толстой линии наконечник ведут медленно. Однако если наконечник перемещать очень медленно, то края выжженных канавок обугливаются, что недопустимо. Ни в коем случае не следует спешить, так как ошибку при выжигании исправить очень трудно. Выжигание выполняют то в одной части рисунка, то в другой, чтобы древесина не перегревалась.

После того как выжигание рисунка закончено, лист фанеры вторично шлифуют вдоль волокон древесины мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

Завершающим этапом является отделка изделия лакированием (см. § 15).

Иногда выжигание сочетают с раскрашиванием (см. Приложение, рис. 174). Для раскрашивания изделия часто используют акварельные краски, которые наносят мягкой кистью. Раствор краски не должен быть густым, чтобы не закрывать текстуру древесины. Краску берут на кисть понемногу, иначе она будет растекаться за пределы окрашиваемого участка рисунка. Для раскрашивания небольшого рисунка применяют фломастеры.

Выжигание можно сочетать с окрашиванием рисунка в различные тона с помощью морилки (см. § 15).

После раскрашивания или тонирования рисунка поверхность лакируют, при этом рисунок становится более ярким, а изделие дольше сохраняется.

Правила безопасной работы

1. Работы по выжиганию проводить при наличии на рабочем месте вытяжной вентиляции или только в хорошо проветриваемом помещении.

2. Электровыжигатель включать только с разрешения учителя. Во время перерывов в работе не оставлять электровыжигатель включённым.

3. Во время работы не наклоняться низко над изделием, сидеть прямо, дышать только носом.

4. Чтобы не уставали глаза, каждые 15-20 минут делать небольшие перерывы для отдыха.

5. Оберегать руки и одежду от раскалённого наконечника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: