Исследование и создание семантических сетей




Практическая работа № 3

 

Цель работы. Исследование способов представления знаний посредством механизма семантических сетей.

Термин «искусственный интеллект» впервые был предложен на семинаре с аналогичным названием в Дартсмутском колледже в США в 1956 г.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – это одно из направлений информатики, целью которого является разработка компьютерных систем, способных выполнять функции традиционно считающиеся интеллектуальными, - понимание языка, логический вывод, использование накопленных знаний, обучение, планирование действий, распознавание образов, а также обучаться и объяснять свои решения. К таким системам относятся и экспертные системы (expert systems), системы для численного обоснования принятия решения (decision support systems), системы для распознавания образов (текстов, изображения, речи).

ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА – это вычислительная система, в которую включены знания специалистов о некоторой проблемной области и которая в пределах этой области способна принимать экспертные решения.

Цель исследований в области экспертных систем состоит в разработке программ (устройств), которые при решении задач, трудных для эксперта-человека, получают результаты, не уступающие по качеству и эффективности решениям, получаемым экспертом. В большинстве случаев экспертные системы решают трудноформализуемые задачи или задачи, не имеющие алгоритмического решения.

Технология разработки ЭС включает в себя шесть этапов:

1) На этапе идентификации необходимо выполнить следующие действия:

· определить задачи, подлежащие решению и цели разработки,

· определить экспертов и тип пользователей.

2) На этапе концептуализации:

· проводится содержательный анализ предметной области,

· выделяются основные понятия и их взаимосвязи,

· определяются методы решения задач.

3) На этапе формализации:

· выбираются программные средства разработки ЭС,

· определяются способы представления всех видов знаний,

· формализуются основные понятия.

4) На этапе выполнения (наиболее важном и трудоёмком) осуществляется наполнение экспертом БЗ, при котором процесс приобретения знаний разделяют:

· на "извлечение" знаний из эксперта,

· на организацию знаний, обеспечивающую эффективную работу ЭС,

· на представление знаний в виде, понятном для ЭС.

Процесс приобретения знаний осуществляется инженером по знаниям на основе деятельности эксперта.

5) На этапе тестирования эксперт и инженер по знаниям с использованием диалоговых и объяснительных средств проверяют компетентность ЭС. Процесс тестирования продолжается до тех пор, пока эксперт не решит, что система достигла требуемого уровня компетентности.

6) На этапе опытной эксплуатации проверяется пригодность ЭС для конечных пользователей. По результатам этого этапа возможна существенная модернизация ЭС.

Процесс создания ЭС не сводится к строгой последовательности этих этапов, так как в ходе разработки приходится неоднократно возвращаться на более ранние этапы и пересматривать принятые там решения.

Выделяют три стратегии получения знаний при разработке систем, основанных на знаниях:

1. Приобретение знаний. Это означает получение знаний с использованием компьютера при наличии подходящего программного инструментария.

2. Формирование знаний. Под этим понимают по­лучение знаний с использованием программ обучения при наличии репрезентативной (т.е. достаточно пред­ставительной) выборки примеров принятия решений в предметной области и соответствующих пакетов при­кладных программ.

3. Извлечение (выявление) знаний. Сюда относят получение знаний без использования вычислительной техники путем непосредственного контакта инженера по знаниям с источником знаний, в результате кото­рого становятся явными структура его представлений о предметной области, а также процесс рассуждений специалистов при принятии решения.

Потенциальные источники знаний включают в себя экспертов, специальную литературу (учебники, справоч­ники, отчеты, истории болезни и т.п.), справочно-норма-тивные сведения, набор данных (базы данных), личный опыт и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: