Семинар 14-15 (4 аса)
Тема: Организационная культура предприятия.
Цель: закрепить знания о сущности организационной культуры предприятия, ее ключевых составляющих, сформировать навыки оценивания организационной культуры предприятия.
Методические рекомендации
При подготовке тщательным образом изучите теоретические сведения по теме занятия, решите задания для самостоятельного выполнения и ответьте на вопросы для самоконтроля. Предоставьте файл с выполненным заданием для оценивания преподавателю.
Теоретические сведения
Организационная культура – это система разделяемых трудовым коллективом ценностей, убеждений, верований, норм, традиций, которые определяют соответствующий стереотип поведения людей в сфере трудовой деятельности. [12] Организационная культура довольно сложное явление. В литературе существует много определений понятия организационной культуры, которые раскрывают ее сущность в том или ином аспекте. Различают субъективную и объективную организационную культуру. Субъективная культура – разделяемые работниками образцы предположений, веры и ожиданий. Она определяет управленческую культуру менеджеров и их стиль руководства, проявляется между людьми ив организации. Объективная культура – это физическое окружение (например, здание, мебель, служебный транспорт).
Организационная культура относится к факторам внутренней среды. Организации, также как и этнические группы, семьи имеют собственную уникальную культуру, которую определяют, прежде всего, работающие в ней люди, их ориентиры, ценности и убеждения.
Стефан Роббинс выделил семь ключевых характеристик, составляющих структуру организационной культуры:
1. Индивидуальная автономия – уровень ответственности работников, их самостоятельности и возможности проявления инициативы;
2. Структуризация деятельности – степень регламентированности трудового процесса;
3. Поддержка – насколько руководители разных уровней оказывают помощь своим подчиненным и каковы их взаимоотношения;
4. Идентификация – насколько работники отождествляют себя с организацией, насколько они включены в достижение целей организации;
5. Вознаграждение – в какой мере формы вознаграждения за труд основываются на критерии трудовых достижений работников и стимулируют трудовую активность;
6. Конфликтность – уровень конфликтности в среде работников. Между рабочими группами, способы разрешения конфликтов, терпимость к разным взглядам и мнениям;
7. Рискованность – насколько работники стимулируются быть настойчивыми, инновационными, смело идущими на разумный риск в решении производственных задач.
На формирование организационной культуры оказывают влияние внутренние факторы, такие как:
- миссия и цели организации;
- стратегия;
- характер и содержание работы;
- квалификация, образование, общий уровень развития работников;
- личность руководителя.
Миссия предприятия – это краткое описание хозяйствующего субъекта, его основных целей, предназначения и роли в решении социальных задач региона и общества в целом.
Цель предприятия – это будущее желаемое состояние предприятия, мотив поведения и действий его работников.
Различия между миссией и целями предприятия рассмотрены в таблице 1
Таблица 1 – Различия между миссией и целями предприятия
Показатели | Миссия | Цели |
Временной критерий | Устремлена в будущее, но не имеет временных определений и не зависит от текущего состояния | Всегда предполагают сроки их достижения |
Направленность информации | Имеет двойственную ориентацию: на внешнюю среду фирмы и на внутрифирменную среду | Имеют внутрифирменную ориентацию и направлены на улучшение использования ресурсов, резервов |
Особенности формулировки | Определяются общими терминами и освещают образ фирмы, ее марку, стиль и т.п. | Имеют конкретное выражение результатов деятельности |
Измеримость | Преобладают качественные характеристики и относительный масштаб выражения | В основном количественно измеримы и могут быть однозначными и множественными |
А.А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд считают, что стратегия организации – это указание о том, как перевести компанию оттуда, где она находится сейчас, туда, где она хочет находиться; это средство достижения желаемых результатов.
Кроме того, на организационную культуру влияет внешнее окружение:
- общие экономические условия;
- национальные особенности (традиции, культура);
- классовые, этнические, расовые различия;
- деловая среда в целом и в отрасли в частности.
Организационная культура отличает одну организацию от другой.
Задания для самостоятельного выполнения