Семинар 14-15 (4 аса). Методические рекомендации




Семинар 14-15 (4 аса)

Тема: Организационная культура предприятия.

Цель: закрепить знания о сущности организационной культуры предприятия, ее ключевых составляющих, сформировать навыки оценивания организационной культуры предприятия.

Методические рекомендации

При подготовке тщательным образом изучите теоретические сведения по теме занятия, решите задания для самостоятельного выполнения и ответьте на вопросы для самоконтроля. Предоставьте файл с выполненным заданием для оценивания преподавателю.

Теоретические сведения

Организационная культура – это система разделяемых трудовым коллективом ценностей, убеждений, верований, норм, традиций, которые определяют соответствующий стереотип поведения людей в сфере трудовой деятельности. [12] Организационная культура довольно сложное явление. В литературе существует много определений понятия организационной культуры, которые раскрывают ее сущность в том или ином аспекте. Различают субъективную и объективную организационную культуру. Субъективная культура – разделяемые работниками образцы предположений, веры и ожиданий. Она определяет управленческую культуру менеджеров и их стиль руководства, проявляется между людьми ив организации. Объективная культура – это физическое окружение (например, здание, мебель, служебный транспорт).

Организационная культура относится к факторам внутренней среды. Организации, также как и этнические группы, семьи имеют собственную уникальную культуру, которую определяют, прежде всего, работающие в ней люди, их ориентиры, ценности и убеждения.

Стефан Роббинс выделил семь ключевых характеристик, составляющих структуру организационной культуры:

1. Индивидуальная автономия – уровень ответственности работников, их самостоятельности и возможности проявления инициативы;

2. Структуризация деятельности – степень регламентированности трудового процесса;

3. Поддержка – насколько руководители разных уровней оказывают помощь своим подчиненным и каковы их взаимоотношения;

4. Идентификация – насколько работники отождествляют себя с организацией, насколько они включены в достижение целей организации;

5. Вознаграждение – в какой мере формы вознаграждения за труд основываются на критерии трудовых достижений работников и стимулируют трудовую активность;

6. Конфликтность – уровень конфликтности в среде работников. Между рабочими группами, способы разрешения конфликтов, терпимость к разным взглядам и мнениям;

7. Рискованность – насколько работники стимулируются быть настойчивыми, инновационными, смело идущими на разумный риск в решении производственных задач.

На формирование организационной культуры оказывают влияние внутренние факторы, такие как:

- миссия и цели организации;

- стратегия;

- характер и содержание работы;

- квалификация, образование, общий уровень развития работников;

- личность руководителя.

Миссия предприятия – это краткое описание хозяйствующего субъекта, его основных целей, предназначения и роли в решении социальных задач региона и общества в целом.

Цель предприятия – это будущее желаемое состояние предприятия, мотив поведения и действий его работников.

Различия между миссией и целями предприятия рассмотрены в таблице 1

 

Таблица 1 – Различия между миссией и целями предприятия

Показатели Миссия Цели
Временной критерий Устремлена в будущее, но не имеет временных определений и не зависит от текущего состояния Всегда предполагают сроки их достижения
Направленность информации Имеет двойственную ориентацию: на внешнюю среду фирмы и на внутрифирменную среду Имеют внутрифирменную ориентацию и направлены на улучшение использования ресурсов, резервов
Особенности формулировки Определяются общими терминами и освещают образ фирмы, ее марку, стиль и т.п. Имеют конкретное выражение результатов деятельности
Измеримость Преобладают качественные характеристики и относительный масштаб выражения В основном количественно измеримы и могут быть однозначными и множественными

 

А.А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд считают, что стратегия организации – это указание о том, как перевести компанию оттуда, где она находится сейчас, туда, где она хочет находиться; это средство достижения желаемых результатов.

Кроме того, на организационную культуру влияет внешнее окружение:

- общие экономические условия;

- национальные особенности (традиции, культура);

- классовые, этнические, расовые различия;

- деловая среда в целом и в отрасли в частности.

Организационная культура отличает одну организацию от другой.

 

Задания для самостоятельного выполнения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: