ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ»
Цели самостоятельной работы:
- Систематизировать знания по теме «Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания».
- Научиться прописывать в рецепте препараты для лечения заболеваний органов дыхания с помощью справочной литературы.
Контрольные вопросы для подготовки.
- Классификация лекарственных средств, влияющих на функции органов дыхания.
- Противокашлевые средства, классификация, особенности действия, показания к применению, побочные эффекты.
- Отхаркивающие средства, классификация, особенности действия отхаркивающих рефлекторного и прямого действия, применение, побочные эффекты.
- Муколитики, особенности действия и применения.
- Классификация лекарственных средств, применяемых при бронхообструктивном синдроме:
- Лекарственные средства купирующие бронхоспазм;
- Лекарственные средства, направленные на ликвидацию отёка и воспаления слизистой бронхов;
- Лекарственные средства, улучшающие мукоцилиарный транспорт.
Алгоритм Ваших действий:
1. Ознакомьтесь с учебными целями предстоящей самостоятельной
работы.
2. Ознакомьтесь с контрольными вопросами изучаемой темы. Чтобы
получить на них ответы, выучите тему «Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания», используя учебную литературу и конспект лекции.
3. Выполните практические задания № I - № VI.
Все записи производите в предоставленных таблицах и на линованных участках страниц, ответы на тестовые вопросы обводите кружком.
4. При выполнении задания № VI используйте справочную литературу
Задание № I
Дополните графологическую структуру, используя препараты:
* Либексин, пектуссин;
* Кодеин, кодеина фосфат, этилморфин (дионин);
* Глаувент, тусупрекс, бутамирата цитрат (синекод);
ПРОТИВОКАШЛЕВЫЕ СРЕДСТВА |
ЦЕНТРАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ | ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ |
Наркотические ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ | Без наркотического эффекта ____________________ ____________________ ____________________ | ___________________ ___________________ ___________________ ___________________ |
Задание № II
Выберите один или несколько верных ответов (их число указано в скобках).
1. ПРОТИВОКАШЛЕВЫЕ ПОКАЗАНЫПРИ (1)
1) влажном кашле;
2) бронхоспазме;
3) сухом навязчивом кашле;
4) боли и першении в горле.
2. К НАРКОТИЧЕСКИМ ПРОТИВОКАШЛЕВЫМ ОТНОСИТСЯ (1)
1) кодеин;
2) глаувент;
3) либексин;
4) синекод.
3. ДЕЙСТВИЕ СИНЕКОДА (2)
1) болеутоляющее;
2) бронхолитическое; 3) жаропонижающее;
4) противокашлевое.
3. АНЕСТЕЗИЮ СЛИЗИСТОЙ РТА ВЫЗЫВАЕТ (1)
1) тусупрекс;
2) либексин;
3) этилморфин;
4) глаувент.
4. ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫКОДЕИНА (3)
1) запоры;
2) лекарственная зависимость;
3) сонливость;
4) возбуждение и агрессивность;
5. ОТХАРКИВАЮЩИЕ РЕФЛЕКТОРНОГО ДЕЙСТВИЯ (3)
1) настой травы термопсиса;
2) сироп из корня солодки;
3) пертуссин;
4) отвар из листьев мать-и-мачехи;
6. ОТХАРКИВАЮЩИЕ РЕФЛЕКТОРНОГО ДЕЙСТВИЯ В БОЛЬШИХ ДОЗАХ ВЫЗЫВАЮТ (1)
1) кашель;
2) аллергию;
3) тошноту и рвоту;
4) жидкий стул;
7. РАСТВОР ИОДИДА КАЛИЯ ОКАЗЫВАЕТ ДЕЙСТВИЕ (1)
1) прямое отхаркивающее;
2) рефлекторное отхаркивающее;
3) бронхолитическое;
4) противокашлевое.
8. МУКОЛИТИКИ ПОКАЗАНЫПРИ (1)
1) сухом навязчивом кашле
2) кашле с мокротой свободно отделяемой
3) кашле с густой вязкой мокротой
4) приступе бронхиальной астмы
10. К МУКОЛИТИКАМ ОТНОСЯТСЯ (3)
1) мукалтин;
2) бромгексин;
3) АЦЦ (ацетилцистеин);
4) Амброксол (амбробене).
11. АЦЦ ПРИНИМАЮТ ВНУТРЬ В ВИДЕ (2)
1) сухого порошка, запивая водой;
2) раствора гранулята в горячей воде;
3) капсул;
4) шипучих таблеток, разведённых с водой.
12. АМБРОБЕНЕ (3)
1) синоним амброксола;
2) метаболит бромгексина;
3) муколитик;
4) бронхолитик.
13. НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫМ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ
ПРОТИВОКАШЛЕВЫМ ДЕЙСТВИЕМ ОБЛАДАЕТ
МУКОЛИТИК (1)
1) АЦЦ;
2) бромгексин;
3) амбробене;
Задание № III
Подберите соответствие по принципу:
Этиологический фактор развития БОС (бронхообструктивного синдрома) → лекарственные средства для его ликвидации.
Этиологический фактор развития бронхообструктивного синдрома | Лекарственные средства для его ликвидации |
1) Бронхоспазм | а) Муколитики |
2) Отёк и воспаление слизистой бронхов | б) Бронхолитики |
3) Закупорка просвета бронхов вязкой мокротой | в) Стабилизаторы мембран тучных клеток; Ингаляционные глюкокортикоиды |
Задание № IV
Заполните пустые графы таблицы, используя приведенные ниже препараты:
Препараты:
1) Натрия кромогликат (интал), кетотифен;
2) Бекламетазон (бекотид), будесонид (пульмикорт);
3) Эуфиллин, теопэк, теотард, теобиолонг;
4) Новодрин, сальбутамол, фенотерол;
5) Ипратропия бромид (атровент), тиотропия бромид (спирива);
6) АЦЦ, бромгексин, амброксол;
Группа лекарственных средств | Препараты | |
Бронхо- литики | β-адрено - миметики | ________________________________ ________________________________ |
М-холино - блокаторы | ________________________________ ________________________________ | |
Метилксантины | ________________________________ ________________________________ ______________________________ | |
Стабилизаторы мембран тучных клеток | ________________________________ ________________________________ | |
Ингаляционные глюкокортикоиды | ___________________________ | |
Муколитики | ________________________________ ________________________________ |
Задание № V
Решите ситуационные задачи.
Задача 1.
Ваша знакомая принимает любые таблетки, предварительно разжевав. В этот раз такой таблеткой оказался либексин, принятый по поводу навязчивого сухого кашля. Через 15 минут после приёма появилось онемение слизистой рта, исчезли вкусовые ощущения, такое состояние сохранялось 4 часа.
Как Вы считаете:
1) Можно ли связать описанные симптомы с приёмом либексина?
__________________________________________________________________
___________________________________________________________
2) К какой группе лекарственных средств относится либексин?
___________________________________________________________
3) Какое лекарственное средство, действующее аналогично либексину, но в жидкой лекарственной форме можно рекомендовать Вашей знакомой?
___________________________________________________________
Задача 2.
Пациентке, обратившейся к участковому терапевту с приступом удушья, была
назначена в/в инъекция эуфиллина. Медсестра процедурного кабинета ловко
и споро, набрав в шприц препарат, быстро сделала инъекцию.
Пациентка, не поднимаясь со стула, почувствовала себя плохо – потемнело в
глазах, появились головокружение и тошнота, слабость в руках и ногах.
Как Вы считаете: 1) Какое нарушение допустила медсестра при выполнении процедуры?
__________________________________________________________________
____________________________________________________________
2) К какой группе лекарственных средств относится эуфиллин и какое
оказывает действие?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3) Какие существуют формы выпуска и способы введения препарата?
__________________________________________________________________
Задача 3
У вашей однокурсницы во время цветения берёзы появляется упорный кашель с затруднённым свистящим дыханием. По совету врача однокурсница стала принимать аскорил, комбинированный препарат, компонентами которого являются сальбутамол и бромгексин. После приёма аскорила отмечается положительный эффект: стихает кашель и исчезают признаки бронхоспазма.
Как Вы считаете:
1) К какой лекарственной группе относятся сальбутамол и бромгексин?
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________
2) Какое оказывают действие?
___________________________________________________________________
3) В какой лекарственной форме выпускается «Аскорил»?
__________________________________________________________________
Задача 4.
Вашей бабушке в связи с обострением хронического бронхита назначен приём
внутрь АЦЦ по 200 мг в стакане горячей воды 3 раза в день. После первых же
дней лечения отмечен положительный эффект, но появилась сильная тошнота.
Бабушка спрашивает Вас, нельзя ли принимать данное средство другими
способами.
Как Вы считаете:
1) К какой группе ЛС относится АЦЦ, какое оказывает действие?
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________
2) С чем связана тошнота у Вашей бабушки?
______________________________________________________________
3) Существуют ли другие способы применения препарата, перечислите их?
___________________________________________________________________
_____________________________________________________________
4) Какой совет Вы дадите бабушке для усиления действия препарата (имеется
в виду режим питья и ЛФК)?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Задача 5.
Вашему соседу, страдающему бронхиальной астмой, назначены ингаляции
натрия кромогликата (интал) в форме дозированного аэрозоля по 1 дозе 3
раза в сутки. Накануне у него случился приступ удушья и он был очень
удивлён, что внеочередная доза интала не помогла купировать приступ. Сосед
просит Вас объяснить, с какой целью назначен ему интал, если он не купирует
приступы удушья.
Как Вы считаете:
1) К какой группе ЛС относится интал, каков механизм его действия?
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________
2) Можно ли рассчитывать на бронхолитическое действие препарата?
___________________________________________________________________
_______________________________________________________________
3) С какой целью врач назначил интал пациенту, когда проявится эффект?
___________________________________________________________________
______________________________________________________________
4) Какие побочные явления вызывает интал, как их предупредить?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Задача 6
Ваша подруга по выходным дням берёт дежурства в городской больнице в
отделении пульмонологии, она рассказывает, что многие пациенты просят на
ночь ингаляцию ипратропия бромида, после которой им спокойнее спится.
Как Вы считаете:
1) К какой лекарственной группе относится ипратропия бромид, есть ли у него
аналоги? _________________________________________________________
_____________________________________________________________
2) Какое действие оказывает ипратропия бромид, какие показания к
применению? ____________________________________________________
______________________________________________________________
3) Какие недостатки у препарата? _____________________________________
___________________________________________________________________
Задание № VI
Пользуясь справочной литературой, выпишите в рецепте и укажите фармакологическую группу (1), фармакологическое действие (2), показания к применению (3) и побочные эффекты (4) препаратов:
1) 20 таблеток зафирлукаста по 20 мг 1.___________________
____________________
Rp.:_________________________________
_________________________________ ___ _________________________________ 2.____________________
3.____________________
___________________
4.____________________
____________________
#
2) Аэрозоль «Бекломет» № 1 1. _____________________
____________________
2._____________________
Rp.: _______________________________ ____________________
_______________________________ 3. _____________________
_______________________________ ____________________
_______________________________ 4. _____________________
_____________________
____________________
#
3) «Теотард» в капсулах по 350 мг № 20 1.______________________
______________________
Rp.: ________________________________ 2.______________________
_________________________________ ______________________
_________________________________ 3.______________________
_________________________________ _____________________
4. ______________________
_______________________
_______________________
______________________
#
4) 10 ампул, содержащих по 10 мл 1. __________________________
2,4% раствора эуфиллина __________________________
Rp.:______________________________ _________________________
_______________________________ 2. _________________________
_______________________________ _________________________
_______________________________ 3. _________________________
_______________________________ _________________________
4. __________________________