Декабрьские события 1986 года




 

На XXVII съезд КПСС в феврале 1986 года были рассмотрены вопросы ликвидации в короткие сроки тормозящих факторов в экономике, ускорении научно-технического прогресса, повышении жизненного уровня населения. До декабря 1986 года в республике не произошло заметных перемен. Старыми методами ЦК КПСС в один день решило сменить руководство Казахстана. В десятилетие правления Д. Кунаева в Казахстане были достигнуты определенные успехи в социально-экономической сфере. По указанию ЦК КПСС 16 декабря 1986 года состоялся Пленум ЦК КП Казахстана. По предложению представителя Центра на пост первого секретаря вместо Д. Кунаева был избран Г.В. Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС, в республике человек неизвестный. Накопившиеся за десятки лет серьезные недостатки в общественно-социальной и культурной сферах породили гнев и возмущение молодёжи республики. Необоснованная смена первого руководителя республики послужила толчком к проявлению массового недовольства. Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате началась демонстрация молодежи с протестом против принятого решения, длившаяся 2 дня, которая вошла в историю как декабрьские события 1986 года в Алма-Ате. Выступление казахской молодежи 18 декабря не было националистическим, демонстрация была мирной и носила политический характер, не призывала к свержению государственного строя. Руководство республики, обладающее низкой политической культурой, способствовало превращению мирной демонстрации 17 декабря в массовые беспорядки. Вечером 17 декабря была предпринята первая попытка разгона демонстрации, применены пожарные машины, саперные лопатки, дубинки, служебные собаки. Начались массовые беспорядки. Утром 18 декабря в Алма-Ату прибыли специальные части из других городов страны. Вечером началось «вытеснение» демонстрантов с площади. Демонстрация была разогнана. После разгона мирной демонстрации к участникам были применены карательные меры. Были жертвы. Как символ борьбы за свободу выделялся молодой демократ Кайрат Рыскулбеков, который впоследствии был приговорен к смертной казни и погиб в тюремной камере при загадочных обстоятельствах. По официальным данным, в ходе массовых беспорядков в Алма-Ате погибло 2 человека, сожжено 11, повреждено 24 транспортных средства, выведено из строя 39 автобусов, 33 такси, нанесен материальный ущерб 13 общежитиям, 5 учебным заведениям, 6 предприятиям торговли, 4 административным зданиям. Митинги и демонстрации протеста прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде, Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве, Чимкенте и других городах. Общее количество задержанных составляло 8 500 человек, 99 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы. 25 декабря 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, произошедшее было оценено как «факты проявления национализма». На самом деле, события носили политический характер и не были направлены против других народов. Первую попытку прорвать завесу молчания предпринял М. Шаханов весной 1989 года, выступив с требованием объективного рассмотрения декабрьских событий на Первом съезде народных депутатов СССР. Указом Президиума Верховного Совета республики в январе 1990 года была создана «Комиссия Президиума Верховного Совета КазССР по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в Алма-Ате 17–18 декабря 1986 года». В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было признано, что содержащаяся в постановлении ЦК КПСС 1987 года «оценка массовых нарушений общественного порядка в г. Алма-Ате в декабре 1986 года как проявления казахского национализма является ошибочной…» В сентябре 1990 года выводы Комиссии Президиума Верховного Совета КазССР были опубликованы. Они гласили: «Выступления казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате и ряде областей Казахстана не были националистическими – это была первая попытка воспользоваться гарантированным Конституцией и декларированным перестройкой правом на свободное выражение гражданской и политической позиции.…». События в Алма-Ате в декабре 1986 года привлекли внимание всего мира и стали началом демократических преобразований в Советском Союзе, стали первым столкновением двух противоборствующих сил командно-административной системы и неокрепшей демократии.

 


Заключение

 

Подводя итог можно сказать, что история казахского народа ведет своё начало с истории возникновения народа, его этногенеза, деятельности его предков. Предки казахов были вольными людьми, смелыми воинами, отважными защитниками своей родины. На территории современного Казахстана проживает более 120 национальностей, которые носят общее название «Народ Казахстана», живут в дружбе и согласии на всей территории страны. Мы должны гордиться и беречь все то, что оставили нам в наследие наши предки, а также ценить то, что мы имеем возможность как можно больше узнавать об истории, и развитии нашего Казахстана.

 

 


Список используемой литературы

 

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Изд. Алматы, 1996.

2. История Казахстана. Очерки. Изд. Алма-Ата, 1993.

3. К.А. Акишев, К.М. Байпакова. История Казахстана с древнейших времён до наших дней. Том 1. Изд. Алматы, 1997.

4. К.А. Акишев, Г.А. Кушаев. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Изд. Алматы, 1963

5. А. Кузембайулы, Е. Абил. История Республики Казахстан. Астана, 2001.

6. Г. Кан. История Казахстана. Изд. Алматы, 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: