Понятие и особенности внешнего аудита




 

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Заказчиками внешнего аудита могут являться государственные, собственники предприятия: акционеры, инвесторы, государство, частные лица, банки и другие кредитные учреждения.

Объектом внешнего аудита является деятельность конкретного хозяйствующего субъекта.

Цели внешнего аудита определяются интересами заказчиков, которыми могут быть как государственные органы, так владельцы средств и фондов.

Если государственные органы интересуют результаты социально-экономических программ, то владельцы средств и акций в большей мере обращают внимание на вопросы эффективности заключаемых исполнительной властью сделок, рационального использования денежных и товарно-материальных запасов, эффективности управленческой системы принадлежащей им компании, а также на другие специальные вопросы.

Основные задачи внешнего аудитора: оценка состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности, проверка достоверности их данных, выражение о них мнения заказчику, защита прав собственности.

Перед проведением аудита составляется программа для оценки внутреннего аудита, которая должна обязательно отражать выводы, касающиеся конкретной работы внутреннего аудита. Объем и задачи внутреннего аудита в разных организациях могут отличаться, что обусловливается разными размерами и особенностями структуры субъекта, а также требованиями руководства. Как правило, внутренний аудит включает:

мониторинг внутреннего контроля;

анализ финансовой информации, а именно обзорные про-верки источников, порядка измерения, классификации и составления отчетов по этой информации, детальное тестирование отдельных операций, счетов и процедур;

проверку эффективности совершаемых операций, в том числе нефинансовый контроль за деятельностью организации;

обзорные проверки соблюдения требований законодательства, а также выполнения решений руководства.

При планировании проведения внешнего аудита аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь следующую информацию:

о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и её отраслевой особенности;

о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Кроме того, аудитор изучает: организационно-управленческую структуру экономического субъекта; виды производственной деятельности и номенклатуру выпускаемой(готовой) продукции; структуру капитала; уровень рентабельности; организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля.

Внешний аудит регламентируется юридически, что дает внешним пользователям преимущества при контроле проведения аудита и наблюдении Статус внешних аудиторов определяет требования их ответственности за свой отчет, критерии, на которых этот отчет базируется, полномочия проверяющих, правила их назначения и отстранения, уровень их квалификации, размер вознаграждения и нормы поведения. Внешние аудиторы осуществляют свою деятельность в соответствии со стандартами аудита и основными принципами аудита.

В России внешний аудит бухгалтерской отчётности в послереволюционную эпоху появился с конца 80-х гг. и был тесно связан с деятельностью вновь возникших совместных предприятий. До середины 90-х гг. XX в. рынок складывался стихийно, хотя определённый порядок внесло принятие Президентом Временных правил аудиторской деятельности в 1993 г. Характерная черта этого времени - профессия формировалась из бывших советских ревизоров и бухгалтеров. Это наложило отпечаток на так называемый «русский» аудит (то есть аудит в российском понимании), который отличался и до настоящего времени продолжает отличаться от аудита в классическом смысле. Главные отличия - налоговый уклон (проверяющие большую часть проверки ищут допущенные бухгалтерией ошибки при расчёте налогов) и «карательный характер» аудита - то есть целенаправленный поиск нарушений. В настоящее время российские аудиторы активно усваивают зарубежный опыт и занимаются не только аудитом, но и сопутствующими услугами, причём доля именно сопутствующих услуг постоянно растёт (Приложение Б).

В направлении последовательного реформирования бухгалтерского учета и аудита в соответствии с требованиями МСФО и международных стандартов аудита (МСА) Россия добилась весьма серьезных результатов: разработаны и активно применяются на практике положения по бухгалтерскому учету, в значительной мере приближенные к требованиям МСФО; принят Закон об аудиторской деятельности, разработаны правила (стандарты) аудиторской деятельности, в том числе с 2002 г. - федеральные правила (стандарты), максимально приближенные к МСА, существенно изменена система финансового государственного контроля и контрольно-ревизионной работы, получили широкое развитие системы внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах.

Главной целью, которую преследует внешний аудит, вместе с подтверждением достоверности бухгалтерской отчетности, является оценка непрерывности деятельности организации, что по формулировке и по методам решения является аналитической проблемой и предполагает расширение использования аналитических процедур, позволяющих более полно реализовать поставленные в ходе проведения аудита цели.

 

Состояние рынка аудиторских услуг и его новые концепции

 

За последние 20 лет в стране сложились и система аудита, и рынок, необходимый для ее деятельности.

Аудиторскую деятельность имеют право вести субъекты, которым предоставлена лицензия на осуществление аудиторской деятельности. Лицензия на ведение аудиторской деятельности представляет Министерство Финансов РФ. Минфин России, как лицензирующий орган в соответствующем государственном реестре учитывает выданные лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

 

Таблица 1. Лицензии на осуществление аудиторской деятельности

Показатель На 1.04.05 На 1.01.06 На 1.01.07 На 1.01.08
Лицензии на осуществление аудиторской деятельности, всего, тыс. 7,2 7,7 8,2 7,3
в том числе:        
аудиторским организациям 6,1 6,6 7,1 6,4
индивидуальным аудиторам 1,1 1,1 1,1 0,9

 

Как видно из таблицы 1, в 2007 г. количество лицензий сократилось с 8,2 до 7,3 тыс. Данное сокращение во многом обусловлено тем, что в 2007 г. закончился пятилетний срок действия лицензий, выданных в 2002 г. Лишь 61% аудиторских организаций и 25% индивидуальных аудиторов, имевших такие лицензии, продлили срок их действия.

Подавляющее большинство клиентов обратилось в 2007 г. в аудиторские организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности.

 

Таблица 2. Основание проведения обязательного аудита

Показатель Удельный вес в общем количестве проведенных обязательных аудитов, %
Обязательный аудит, всего  
в том числе:  
открытые акционерные общества 25,9
кредитные организации 1,9
страховые организации и общества взаимного страхования 1,4
биржи и инвестиционные фонды 1,5
унитарные предприятия 9,6
организации, финансовые показатели которых выше минимальных значений 47,3
другие случаи, предусмотренные законами 12,4

 

Среди выданных в 2007 г. аудиторских заключений существенную долю занимают заключения с выражением безоговорочно-положительного мнения (55,1% общего количества выданных заключений). На втором месте - заключения с выражением мнения с оговоркой (43,4%). Меньше всего выдано аудиторских заключений с выражением отрицательного мнения (1,1%) и аудиторских заключений с отказом от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности (0,4%).

На данном этапе развития аудит во всех странах мира существенно корректируется и изменяется, связано это с изменением объективных условий развития субъектов хозяйствования, в частности с активизацией процессов интеграции в рамках решения глобальных задач, ее стремлением к более открытой экономике стран мира и формированию международных сообществ типа Европейского экономического союза, усилением роли интеллектуальных факторов развития производства, использованием современных информационных технологий и т.п. Это позволяет сделать вывод, что необходим новый взгляд на организацию бухгалтерско-финансовой функции управления и ее важнейшей составляющей - финансового контроля, в том числе и аудита.

Расширение задач аудита предполагает активное привлечение аналитических процедур. Именно с интеграцией аудита и финансового анализа связано развитие новых концепций аудита, таких, как аудит-контроллинг и аудит-консалтинг.

Ориентация внешнего аудита на оценку возможностей и перспектив развития организации привела к последовательному переходу к аудиту-консалтингу, что в свою очередь потребовало оценки использования конкурентных преимуществ организации и обоснования направлений их укрепления. Эта концепция внешнего аудита органично связана с теорией организационного поведения, т.е. с оценкой мотивации определенных групп менеджеров и влиянием их поведения на результаты деятельности объекта. При этом основной задачей эксперта становится оценка риска принятия решений специалистами с определенной мотивацией. Именно по этому аудит-консалтинг часто связывают с понятием аудита, базирующегося на риске.

При проведении аудита-консалтинга аудитор не только привлекает внутреннюю бухгалтерскую информацию, но и широко использует внешнюю рыночную информацию, опираясь на аналитические процедуры, обосновывает тенденцию укрепления преимуществ и возникновения дополнительных угроз.

Таким образом, развитие концепций аудита тесно связано с расширением использования аналитических методов обработки бухгалтерской информации и привлечением внешней информации о состоянии рынка, партнеров, конкурентов, финансовой системы и т.п.

Для развития новых направлений внешнего аудита большое значение имеет широкое использование аналитических процедур как на этапе планирования аудита (для получения представления о бизнесе клиента, выявления признаков искажения финансовой отчетности и установления зон риска), так и в процессе осуществления процедур проверки по существу (для выявления экономических интересов в совершении сделок, оценке их целесообразности и эффективности). На завершающем этапе аудита при проведении общего обзора финансовой отчетности и выработке рекомендаций применение аналитических процедур также необходимо. С их помощью возможно в том числе прогнозирование изменений в финансовом состоянии организации при реализации различных сценариев развития внешней и внутренней среды.

 

Развитие внешнего аудита

 

В современном мире для рыночных отношений характерно особое уделение внимания к повышению прозрачности и достоверности бухгалтерской отчетности и качества аудиторских проверок, что должно помочь существенно снизить информационный риск принимаемых финансовых решений.

В частности, эта проблема явилась доминирующей в принятой в 2004 г. Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу. Следует также отметить, что если до последнего времени вопросы бухгалтерского учета, отчетности и аудита рассматривались изолированно, а проблемы экономического анализа почти не затрагивались, то в Концепции они изложены в тесной взаимосвязи, причем углубление экономического анализа и повышение качества аудиторских проверок рассматриваются как основа повышения достоверности, надежности и востребованности отчетных данных. На наш взгляд, это весьма важная теоретико-методологическая посылка дальнейшего развития методологии учета, анализа и аудита.

С 1 января 2009 года вступил в действие новый закон по аудиту. Но его основные положения начнут действовать раньше. При этом выполнение многих требований взаимосвязано. Например, все аудиторские фирмы и аудиторы для доступа к аудиторской деятельности со следующего года уже в этом году должны вступить в одну из СРО аудиторов. Однако такого реестра пока нет. То же самое с изменением порядка повышения квалификации, проведения экзаменов, деятельности Совета по аудиту.

В феврале 2009 г. Минфин опубликовал Перечень актов, подлежащих принятию в соответствии с законом "Об аудиторской деятельности" и Перечень основных мероприятий, подлежащих осуществлению в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" (2009-2011 гг.), из которых можно узнать, как именно будет проходить реформа аудита в ближайшие два года. В частности, согласно перечню мероприятий, СРО аудиторов можно будет выбирать уже с апреля.

Учитывая активную работу над новым Законом об аудиторской деятельности и последовательное реформирование аудита не только в России, но и во всем мире, представляется весьма важным разработать целостную концепцию развития аудита, основанную на качественной теоретико-методологической основе. Первостепенным является определение позиций по следующим вопросам:

) единство методологии бухгалтерского учета, анализа и аудита;

) взаимосвязь, общие принципиальные черты и отличия аудита от других видов финансового контроля;

) усиление перспективной ориентации аудиторских проверок, позволяющих выразить мнение аудитора не только о достоверности финансовой отчетности, но и о перспективе развития проверяемого субъекта хозяйствования;

) расширение объектов и направлений аудита с последующей интеграцией выводов.

В России данная задача актуализируется еще и необходимостью сближения указанных функций управления с требованиями международных стандартов отчетности и аудита. Особо следует подчеркнуть, что при этом необходимо сохранить лучшие традиции российской бухгалтерской школы и учесть особенности структуры народного хозяйства России.

Оценка качественных и количественных потенциальных возможностей, ресурсов производства позволяет оценить перспективы роста производства и повышения его эффективности и обосновать инвестиции, которые необходимы для достижения поставленных задач. В этой связи особое значение имеет оценка поливалентности производственных ресурсов, позволяющих освоить новые виды продукции (работ, услуг) и обеспечить соответствующее их качество, ввести новые технологии и методы организации производства. При этом предполагается опережающее развитие производственного потенциала по отношению к текущим требованиям. Например, реализуя инвестиционные проекты, необходимо ориентироваться не на сложившиеся требования к качеству продукции и технологий, а на требования, заложенные в перспективных стандартах, что обеспечит долгосрочную экономическую устойчивость производства.

Реализация перспективных возможностей развития организации предполагает соответствующий подход к организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита. В бухгалтерском учете - это отражение резервов производственных мощностей и затрат по их обслуживанию, в экономическом анализе - новые подходы к оценке целесообразности затрат и уровня использования ресурсов, в аудите - большее внимание к выражению мнения об устойчивости развития (реализация принципа непрерывности функционирования субъекта хозяйствования).

Ориентация бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита на обеспечение перспективы развития субъекта хозяйствования предполагает совершенствование теоретико-методологической основы и инструментария, обеспечивающего единство операционной (текущей) финансовой и инвестиционной деятельности; оперативных, текущих и стратегических методов учета и анализа; изменения соотношений внутрипроизводственной, отдельной отчетности юридического лица и консолидированной отчетности.

Одним из наиболее важных методологических вопросов развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита является формирование системы показателей, которые становятся объектом учета, анализа и управления.

Учитывая, что в настоящее время значительно интенсифицируется воспроизводственный цикл, причем освоение новых видов продукции (работ, услуг) идет параллельно с текущим производством и свертыванием других производств, особое значение приобретает динамический подход к формированию системы показателей, т.е. разные подходы к их оценке по стадиям воспроизводственного, жизненного цикла продукции, бизнесс-процессов, производств и субъектов хозяйствования в целом. Этот новый подход к формированию системы экономических показателей требует серьезной методологической проработки с позиций бухгалтерского учета и экономического анализа.

аудит проверка финансовый

 


Заключение

 

Изучив данную тему, её теоретическую и практическую части, можно прийти к выводу о том, развитие внешнего аудита как профессиональной предпринимательской деятельности связано с укреплением рыночных отношений, интеграцией России в мировую экономику и активным привлечением иностранного капитала, созданием организаций разных форм собственности и организационно-правовых форм.

Аудит и аудиторская деятельность выступают в качестве особого вида экономической деятельности и является важнейшим фактором экономического развития рыночной структуры. В настоящее время необходимость совершенствования и развития методологии аудита связана с объективной необходимостью повышения его качества, не позволяющего в полном объеме удовлетворить потребности общества в достоверной информации о финансово-экономическом состоянии организаций, а также с потребностью в учете при проведении аудита новых направлений деятельности субъектов хозяйствования и требованиями его более полной адаптации к интересам внешних и внутренних пользователей (акционеров, инвесторов, кредиторов, руководства организаций, органов государственного управления).Предпринимательство активно регулирует поступление товара на рынок, насыщая его необходимой продукцией; тем самым изучая спрос на товары.

Аудит может быть классифицирован по различным признакам,которые были рассмотрены в данной работе.

Цель данной работы была выполнена - проанализирована и исследована сущность аудита и особенности внешнего аудита и его роли в управлении компанией

Задачи, поставленные перед началом работы выполнены, с помощью аналитического, графического и практического методов, анализа статистических данных, изучения и обобщение отечественной и зарубежной практики, практический методов.

Особое внимание должно быть направленно на улучшение системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. С этой целью необходимо: изменение подходов к планированию внешних проверок качества работы, ориентация при выборе объектов контроля, в первую очередь, на аудиторские организации, проводящие аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых аудируемых лиц; стимулирование прохождения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами внешних проверок качества работы; большая координация в осуществлении внешнего контроля качества работы; существенное повышение квалификации специалистов, занятых внешними проверками качества; финансовое обеспечение системы внешнего контроля качества работы; гласность в отношении результатов внешнего контроля качества работы.

Перспективы развития аудита в России связаны с отказом от лицензирования и с переходом функций по регулированию и контролю в сфере аудиторской деятельности к саморегулирующим организациям (СРО) - некоммерческим общественным профессиональным организациям, состоящим из аудиторских фирм и частных аудиторов.

 


Глоссарий

 

№ п/п Понятие Определение
  Аудит Аудит представляет собой деятельность по сбору доказательств в отношении соответствия свойств выбранного объекта наблюдения общепризнанным критериям, в результате которой формируется профессиональное суждение относительно степени этого соответствия, подлежащее оглашению в соответствующей среде, в том числе публичному оглашению через средства массовой информации или специальные издания
  Аудит-консалтинг Ориентация внешнего аудита на оценку возможностей и перспектив развития организации
  Аудитор лицо, занимающееся аудитом (ревизией бухгалтерских книг, документов и отчетности) и консультационной деятельностью, связанной с наладкой бухгалтерского учёта
  Аудиторская деятельность предпринимательская деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с составлением аудиторского заключения, а также по оказанию аудиторских услуг
  Аудиторские услуги это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации
  Внешний аудит оказание аудиторских услуг (проведение проверки, оказание сопутствующих услуг) независимой аудиторской фирмой (независимым аудитором).
  Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей..
  Внутренний контроль имеет широкое определение как процесс, осуществляемый органом управления организации или другими сотрудниками, с целью получить информацию относительно выполнения поставленных задач.
  Достоверность финансовой отчетности понимается степень точности ее показателей, которые позволяют пользователю этой отчетности делать правильные выводы о финансовом, имущественном положении, результатах деятельности экономического субъекта и принимать на их основе обоснованные решения
  Инвестор лицо или организация (в том числе компания, государство и т. д.), совершающее связанные с риском вложения капитала, направленные на последующее получение прибыли (инвестиции).
  Отчетность совокупность показателей учёта, отражённых в форме определённых таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчётный период.
  Цель аудита выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
  Экономическая обусловленность аудита обуславливается, возросшей потребностью пользователей финансовой отчетности в экспертной оценке ее достоверности, в связи с необходимостью точности и достоверности показателей финансовой отчетности для принятия управленческих решений

 


Список использованных источников

 

1 Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 368 с.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ

Мельник М.В. Ревизия и контроль: Учебное пособие для вузов-М: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003

Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего. - М.: Наука, 2008. - 608 с.

Учебник/ С. Пономарева Светлана, Т.М. Рогуленко - М.: Проспект, 2010. - С. 30

Приказ Минфина РФ от 17.08.2010 № 90н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» (вместе с «Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010).

Федеральный закон Российской Федерации «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33 (часть I). - Ст. 3422.

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002 № 696 (ред. от 19.11.2008) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 39. - Ст. 3797.

Голосов О.В., Мельник М.В. Перспективы развития аудита // Аудиторские ведомости. - 2008. - № 12. - С. 5-6

Мельник М.В., Когденко В.Г. Методология аудита: развитие новых направлений // Аудиторские ведомости. - 2008. - № 10. - С. 9-10

12 Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 № 180 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу» // Бухгалтерский учет. - № 16. - 2004. - С. 26-28.

Федеральный закон Российской Федерации «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 15.

Соколов Я.В., Бычкова С.М. Аудит в России XX века // Аудиторские ведомости - 2008. - № 4. - С. 31-32.

Скобарев В.Ю., Пивоварова С.А., Долотенкова Л.К. Комментарий к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности». - М.: БЕК, 2008. - С. 43.

Фролова Т.А. Аудит. - М.: Проспект, 2008. - С. 6-10.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: