Состояние здоровья младших школьников с умственной отсталостью и его влияние на успешность обучения и развитие личности




 

Имеющиеся в литературе сведения относительно морфо-функционального развития и состояния здоровья детей с задержкой психического развития указывают на существенные отличия их от сверстников, обучающихся в общеобразовательной школе. Так, А.А. Дмитриев, сравнивая учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида и учащихся массовой школы по показателям физического развития, констатирует более низкий его уровень у первых.

Е.М. Вайнруб указывает на более низкую физическую работоспособность учащихся с задержкой психического развития по сравнению с учащимися массовой школы аналогичного возраста, объясняя этот факт специфическим недоразвитием вегетативных функций у данной категории детей.

В.И. Берзинь при комплексной оценке состояния здоровья учащихся специальных (коррекционных) школ 8-го вида отмечает высокий общий уровень заболеваемости данного контингента (в среднем 46,8 случаев на 100 детей). Особенно велика доля острых респираторных заболеваний (от 25,3 до 71,4 % в различных школах).

Ж.И. Шиф, характеризуя особенности восприятия учащихся с умственной отсталостью, отмечает, что среди них особенно часто встречаются дети с аномалиями органа зрения. По данным американского психолога Лове, у одной трети исследованных им детей с психическим недоразвитием наблюдалась близорукость [6].

А.А. Дмитриев и С.И. Веневцев отмечают, что у учащихся с умственной отсталостью наблюдается наличие разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим и функциональным поражением центральной нервной системы различной этиологии. Кроме того, у многих учащихся наблюдаются нарушения в сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной и других системах организма [9].

Специальными исследованиями доказано, что такие дети чаще, чем их нормальные сверстники, имеют физическую ослабленность, нарушения осанки, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям. При исследовании познавательной деятельности детей с умственной отсталостью отмечено нарушение процессов восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики и др., что существенно затрудняет процесс их обучения и воспитания [37].

Исследования Л.П. Уфимцевой показывают, что здоровье учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида имеет тенденцию к ухудшению, что снижает эффективность коррекционной работы в целом и осложняет социальную адаптацию выпускников.

По словам Е. Ткаченко на состояние здоровья детей влияет множество различных факторов, среди которых более 20% составляет внутришкольная среда.

Ухудшение показателей здоровья учащихся происходит за счет массового распространения так называемых «школьных» форм патологии (близорукости, нарушений осанки, вегетативных дисфункций, дидактогений). Возникновению же школьной патологии способствует существующая организация учебных занятий в специальной школе, она не в полной мере учитывает ряд психофизических особенностей учащихся с умственной отсталостью, что и приводит к ухудшению здоровья, снижению эффективности обучения [38].

Ведущая роль в возникновении «школьной» патологии у учащихся с умственной отсталостью принадлежит соматической ослабленности. Учеными выделяется тип задержки психического развития соматогенного генеза, когда в результате соматической ослабленности у ребенка развивается астеническое состояние, затрудняющие процесс освоения учебного материала. Ряд авторов отмечает у таких детей пониженную мышечную работоспособность, нарушение вегетативной регуляции сердечно-сосудистой и дыхательной системы, что лежит в основе их повышенной утомляемости при физическом и умственном труде [29].

Неизбежная перегрузка аккомодационного аппарата в процессе письма и чтения приводит к возникновению близорукости. Ребенок с умственной отсталостью в силу общей мышечной ослабленности более склонен к этой патологии. Она приводит к еще большей ущербности его перцептивных возможностей, ухудшая пространственно-метрический обзор, точную оценку формы и величины предметов [38].

Еще одна важная роль в возникновении «школьной» патологии у учащихся с УО, по мнению Л.П. Уфимцевой, такому фактору как гиперактивность мозга. Последняя проявляется в слабой выраженности ориентировочной реакции, патологической инертности нервных процессов, в склонности к охранительному режиму. Эти особенности нейродинамики придают специфику познавательной и поведенческой деятельности ребенка с задержкой психического развития. Они требуют учета при организации учебного процесса с целью профилактики негативного психического состояния учащегося, возникающего под влиянием педагогического воздействия, не учитывающего его психофизические возможности [38].

Как отмечает А.А. Ярулов, основным источником негативных форм психической напряженности в учебной деятельности является конфликт между потребностями, возможностями ребенка и предъявляемым уровнем педагогических требований, суть которого можно выразить как расхождение между «есть» и «должно». При завышенных требованиях ученик постоянно находится в напряженном состоянии и переживании неудач, что, в свою очередь, значительно влияет на регуляцию учебной деятельности, положительную мотивацию, сказывается на состоянии психического здоровья и развитии личности ребенка [42].

Л.П. Уфимцева, проведя ряд экспериментов, пришла к выводу о зависимости успешности обучения детей с УО от состояния их здоровья. Так выявлена зависимость успешности обучения от показателей умственной работоспособности. Отмечено, что учащиеся с низким уровнем успеваемости пропускают большее количество учебных дней по причине болезни, чем учащиеся с более высоким уровнем успеваемости. Следовательно, наличие сопутствующих соматических заболеваний у детей с нарушением интеллекта отрицательно влияет на успешность усвоения ими учебной программы как через астенизацию организма (снижение работоспособности), так и через нарастание педагогической запущенности по причине пропуска учебных дней по болезни [32].

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что успешность обучения учащихся специальных (коррекционных) школ 8-го вида и развитие их личности зависит от состояния здоровья. Активизируя здоровьеохранительное и здоровьеразвивающее направления в коррекционной работе, можно тем самым способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

 

1.3 Условия формирования здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью

 

Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Уже не приходится доказывать, что принципы ЗОЖ - необходимые условия здоровья. По словам академика Е. Чазова, проблема теперь в том, чтобы эти принципы усвоил и освоил каждый. Человеку конца 20-начала 21 века приходится учиться …здоровью!

Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья школьников через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями [39].

При этом необходимо учесть, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Здоровым быть никого насильно не заставишь. Л.Н. Толстой писал «Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни».

Н.М. Амосов считает, что главное препятствие распространению ЗОЖ - это психика людей, которая сопротивляется ограничениям и нагрузкам, пока нет реальной необходимости. Он говорит: «Режим ограничений и нагрузок - так я называю образ жизни, обеспечивающий здоровье. Нагрузки нужны, чтобы от детренированности не угасли резервы. Нужно упорядочить образ нашей бурно текущей жизни, иначе регулирующие системы (нервная и эндокринная) не справятся со все более возрастающими нагрузками». [14; 28]

Доктор Р.Г. Оганов выделяет 4 группы условий негативного отношения людей к призывам вести ЗОЖ.

Первая группа характеризуется индивидуальными особенностями конкретного человека (системой его жизненных ценностей, совокупностью привычек, уровнем образования, характером информированности, особенностями воспитания, степенью личной заинтересованности, состоянием здоровья).

Вторая группа условий связана с особенностями общества, в котором живет человек (политический и экономический уклад, характер исторических привычек и культурных традиций, особенности быта, уровень общественного сознания и благосостояния).

Третья группа условий определяется особенностями местного окружения - социального, этнического, демографического, экологического, географического и т.д. Сюда же можно отнести правила, стереотипы, традиции, образ жизни и стиль поведения отдельных групп общества, к которым принадлежит человек (прежде всего семья).

Четвертая группа условий, определяющих отношение человека к агитации за ЗОЖ, связана с самой агитацией. Желание или нежелание людей следовать определенному совету зависит не только от этих людей, но и от характера совета, от его формы и содержания [22].

Как утверждает главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, существующая реклама наркогенных средств (пива, алкоголя, табака) способствует снижению возрастного порога потребителей и уже в возрасте 12 лет появляются первые попытки их употребления, в то время как призывы вести ЗОЖ оказываются малоэффективными.

Исследования Института возрастной физиологии показывают, что 60% младших школьников с умственной отсталостью оценивает рекламу пронаркогенного содержания - пива, алкоголя и табака - как «положительную». Реклама Минздрава и общественных организаций против пива, алкоголя и наркотиков вызывает положительную оценку лишь трети школьников. Обычно антинаркогенная реклама изобилует большим количеством деталей, содержит элементы устрашения, а это болезненно сказывается на психике детей, утверждают медики.

С. Рыбак отмечает, что при проведении исследования учащимся 3-4 классов предъявлялись как изображения табачной и алкогольной продукции в прессе и наружной рекламе, так и образцы наглядной агитации за ЗОЖ.

Основная часть опрошенных (80%) - говорит, что наружная и печатная реклама пронаркогенного содержания соответствует «радостному», «веселому» настроению. Около 70% опрошенных говорили, что образцы антирекламы вызывают негативные реакции, детям «страшно», «противно», «неприятно». Причем такая реклама не отбивает у детей желания попробовать запретный плод [12].

 

1.4
Формы организации внеурочной деятельности учащихся младших школьников с умственной отсталостью по формированию ЗОЖ

 

Весь учебно-воспитательный процесс в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях принято подразделять на два вида. В первой половине дня проводится учебная работа, организованная учителями по освоению школьниками учебной программы. Вторая половина дня посвящена воспитательной работе и направлена на формирование личности ребенка. Обеспечивая целенаправленность, комплексность и непрерывность воспитательного воздействия на детей, воспитатель создает в группе продленного дня обстановку, благоприятную для развития каждого ребенка.

В специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях во второй половине дня существует определенный режим. Соблюдение режима дня является важной задачей сохранения здоровья учащихся.

«Порядок - душа всего» - это утверждение Я.А. Коменский положил в основу XIII главы «Великой дидактики» и обращался к нему многократно в других книгах. Великий педагог убеждал своих читателей, что «искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода». Хорошо организованную школу он сравнивал с искусно устроенными и умело отлаженными часами. Так в педагогике была впервые обоснована идея порядка, режима. Я.А. Коменский призывал заимствовать порядок работы школы у природы. Являясь созданием Божьим, природа все творит своевременно и целесообразно, а разумный человек должен замечать этот универсальный порядок и, подражая природе, строить любую свою деятельность [10].

Режим продленного дня предусматривает определенную продолжительность и чередование различных видов деятельности младших школьников: учение и спортивные занятия, прогулки и художественная деятельность, прием пищи и самообслуживание.

А.С. Макаренко писал, что «режим представляет собой, прежде всего, средство, при помощи которого коллектив организует внешние рамки поведения, предоставляя каждому воспитаннику наполнить эти рамки внутренним содержанием».

Стоит обратить внимание на то, какие педагогические требования предъявлял А.С. Макаренко к режиму, считая его важным свойством - рациональность, с целью укрепления и сохранения здоровья учащихся. По его мнению, режим должен отличаться целесообразностью, определенностью, точностью и обязательностью.

Целесообразность режима характеризуется его обоснованностью определенными задачами образования в данной конкретной школе, ее типом, особенностями системы работы, составом учащихся и, наконец, просто здравым смыслом. Важно, чтобы детям и тем более родителям были понятны требования режима, чтобы он не вызывал возражений и сопротивления.

Определенность режима указывает на его постоянство. Конечно, время от времени что-то в режиме меняется. Иногда случаются временные отступления от режима, например, заболел музыкальный руководитель, и детям удлинили время прогулки.

Точность режима предполагает пунктуальное соблюдение всех временных границ, стремление не затягивать одни занятия в ущерб другим.

Обязательность режима означает, что все без исключения участники образовательного процесса как дети, так и взрослые, включая родителей должны строго следовать режимным требованиям [25].

Кроме того, режим продленного дня должен обязательно включать регулярное двухразовое питание детей, занятия на свежем воздухе не менее 3 часов (две прогулки), ежедневные организованные занятия физическими упражнениями и спортом (за счет одной прогулки, поэтому предпочтительно на воздухе).

Прогулка является обязательным компонентом режима специальной школы. Движение - не проявление баловства и шалости, а спонтанная потребность овладеть собственным телом, испытать свои физические возможности. Достаточно распространенным в настоящее время становится трофологический синдром, характеризующийся дисгармоничным физическим развитием, снижением функциональных резервов организма детей, задержкой полового развития. Среди многих факторов, которые могут влиять на здоровье младших школьников с УО в режиме продленного дня, на первом месте по интенсивности воздействия оказывается двигательная активность. Дети, занимающиеся в школе по режиму продленного дня, находятся в помещении 8-9 часов ежедневно. Как правило, к внеурочным формам занятий спортом привлечено немного младших школьников, а основная масса посещает только уроки физкультуры, которые компенсируют, по данным физиологов, примерно одну пятую двигательной потребности младших школьников [38].

Специальные исследования, проведенные в НИИ физиологии детей и подростков РАО (А.Г. Хрипкова с соавторами), показали, что увеличение двигательной активности младших школьников в режиме продленного дня возможно только при организации системы физкультурно-оздоровительной работы. Такая система должна включать в себя ежедневно:

• гимнастику до занятий (10 минут);

о физкультминутки на каждом уроке и на занятиях самоподготовкой, на занятиях кружков и клубных часах (1,5-2 минуты);

· спортивные часы (45-50 минут);

· игры на переменах (5-10 минут);

· подвижные игры во время прогулок (30-40 минут).

В сочетании с уроками физкультуры, предусмотренными учебным планом, и занятиями в спортивных секциях (не реже двух раз в неделю) все составляющие этой системы обеспечат детям необходимый объем двигательной активности (12-14 часов в неделю).

В режиме продленного дня 2-2,5 часа ежедневно отведено занятиям на воздухе. Они проводятся в трех основных формах: спортивный час, прогулка и общественно полезный труд детей. Физкультурные занятия, условно названные спортивным часом, воспитатель проводит ежедневно, преимущественно на свежем воздухе, за счет одной прогулки. Спортивный час не повторяет содержание и методику уроков физкультуры. Его цель - снять у детей усталость от малоподвижной деятельности на уроках, вызвать у каждого устойчивый интерес к отдельным видам спорта (легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм), дать навыки закаливания, ежедневных оздоровительных упражнений для занятий дома [21].

В практике воспитателей режима продленного дня, с учетом рекомендаций методистов физического воспитания, сложилась следующая структура спортивного часа:

· начало занятия с медленного бега, чередующегося с ходьбой (3-5 минут);

· общеразвивающие упражнения из комплекса утренней оздоровительной гимнастики (6-8 упражнений, 4-5 минут);

· упражнения или комплекс движений, которые рекомендовал учитель физкультуры как домашнее задание и упражнения для развития выносливости: прыжки через скакалку поочередно на правой и левой ноге, на двух ногах (15- 20 минут);

· эстафета с элементами полосы препятствий, бег с ускорением;

· подвижные игры: программные, то есть те, которые изучаются на уроках физкультуры («Совушка», «День и ночь», «Третий лишний», «Западня» и др.), и те, которые предлагают воспитатель или сами школьники.

Существует и другой подход к организации деятельности детей во время спортивного часа. Известный методист физического воспитания В. К. Шурухина условно выделяет в структуре каждого спортивного часа три части:

· подготовительную (10-15 минут): построение, организационные указания воспитателя, ходьба и медленный бег (300-500 метров) по площадке в колонне по одному, общеразвивающие упражнения во время ходьбы или в кругу;

· основную (30-40 минут): общие для всех детей подвижные игры, эстафеты, спортивные развлечения или самостоятельные игры детей в парах, небольшими группами;

заключительную (5-7 минут): общее построение школьников, спокойная ходьба по площадке, несколько упражненийна внимание, чтобы привести организм детей в относительноспокойное состояние.

Какую бы методическую структуру спортивного часа ни выбрал воспитатель, он должен соблюдать одно главное условие: всех детей включить в активное движение, но с учетом их физических возможностей и особенностей состояния здоровья. Консультантами воспитателя при подготовке спортивных часов являются учитель физкультуры и школьный врач [21].

Если спросить младших школьников, что они больше всего любят в режиме продленного дня, большинство ответит - прогулки. Воспитателям же порой совершенно непонятно, как можно каждый день так рваться на улицу, когда опять дует ветер, под ногами слякоть, школьный двор исхожен и изучен до последней лужи. Налицо противоречие: дети всегда хотят гулять, а воспитатели редко хотят, но обязаны организовывать прогулки. Выход один: педагоги-профессионалы должны помочь детям осмысленно реализовывать свои потребности пребывания вне школы, дать им навыки правильного «территориального поведения».

Прогулка - это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Воспитатели полагают, что прогулки как главное средство борьбы с гиподинамией имеют оздоровительное значение, где организовываются игры в мяч, спортивные эстафеты. Оздоровительная задача прогулки является ведущей, определяющей, но она реализуется всегда в сочетании с разнообразными проявлениями познавательной, художественной, социальной деятельности младших школьников и не только в подвижных и спортивных играх, но и в свободном общении детей, в их творчестве.

Важно заметить, что прогулка - это занятие на воздухе, то есть за пределами школьного помещения, а значит - в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом и с воспитателем в иной, более естественной обстановке [31].

Общественно полезный трудмладших школьников на воздухе не следует смешивать с прогулками и тем более со спортивным часом. Бесспорно, физический труд - одно из лучших средств борьбы с гиподинамией. Его двигательное содержание очень многообразно и, самое главное, включает естественные движения.

Дети младшего школьного возраста предпочтут ручному труду за столом в классе любую работу на школьном дворе. Они с восторгом примут задание копать настоящей лопатой, сгребать мусор большими граблями, носить что-то на рабочих носилках или возить в тачке. И не потому, что неслыханно трудолюбивы, а потому, что инструменты настоящие, дело реальное, а еще потому, что на улице за работой можно больше подвигаться, потолкаться, покричать.

Организуя труд младших школьников на воздухе, следует помнить не только о его оздоровительном значении, но и о нравственном влиянии на личность ребенка. Гуляя по парку, играя, прыгая и развлекаясь, дети объективно поставлены в ситуацию действий для себя. Труд, правильно организованный, несет ярко выраженную общественную значимость. Подмести школьный двор, вскопать клумбу, прочистить дорожку в снегу, построить снежную горку малышам из детского сада - эти типичные трудовые задания для младших школьников должны ими осознаваться, говоря словами А.С. Макаренко, не как «труд-работа», а как «труд-забота» [15, с. 39].

Наиболее важными в формировании знаний детей о ЗОЖ являются внеклассные занятия. Внеклассные занятия для младших школьников специальной (коррекционной) школы 8-го вида выстраиваются с учетом специфических особенностей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы младших школьников с умственной отсталостью.

Основные положения:

многоэтапная, постоянная, непрерывная работа;


Выводы по 1 главе

Таким образом, здоровье - мера жизнепроявлений человека, гармоническое единство физических, психических, трудовых функций, обусловливающее полноценное участие человека в разных сферах общественной деятельности. Здоровье каждого человека в большей степени зависит от его окружения и личного поведения в отношении своего здоровья, т.е. от образа жизни, чем от врожденных факторов или медицины. Образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации виды, типы, способы жизнедеятельности человека, укрепляющие адаптивные возможности его организма, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достаточно активного долголетия.

Возможность вести ЗОЖ во многом зависит от состояния здоровья человека на данный момент времени. Важно помнить, что здоровье человека, не страдающего врожденными или приобретенными заболеваниями, нужно в первую очередь охранять и укреплять, а здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в коррекции. Формирование культуры ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь учащихся с УО различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья.

Успешность обучения учащихся специальных (коррекционных) школ 8-го вида и развитие их личности зависит от состояния здоровья. Активизируя здоровьеохранительное и здоровьеразвивающее направления в коррекционной работе, можно тем самым способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Возможности внеурочной деятельности детей в специальной (коррекционной) школе 8-го вида безграничны. Они позволяют удовлетворять широкие интересы детей, повторяясь неоднократно позволяют формировать полезные привычки, в том числе, и привычки к ведению здорового образа жизни.

 


Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни младших школьников с умственной отсталостью

 

Изучение уровня знаний и представлений о здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью

 

Исследовательская работа была организована на базе МБОУ «Нойкинская СОШ». Одна из приоритетных задач школы - охрана и укрепление здоровья детей. В опытно - экспериментальной работе

 

Таблица № 1. Сводная таблица результатов диагностического исследования по определению уровня сформированности знаний и представлений о здоровом образе младших школьников с умственной отсталостью (констатирующий эксперимент)

Имя Анкета №1 Анкета №2 Общий бал Уровень
  часть 1 часть 2      
Антон В. 10б низкий
Артём П. низкий
Вадим Л. 15б средний
Галя Ш. 24б высокий
Катя С. 25б высокий
Лена Р. низкий
Максим А. низкий
Маша Р. низкий
Оля К. 17б средний
Саша А. 15б средний
Сергей Д. низкий
Татьяна Т. низкий

 

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень - 24б. - 30б.

Средний уровень - 23б. - 15б.

Низкий уровень - 14б. - 0б.

По результатам исследования было выявлено, что высокий уровень показали два ученика, что составило 17% от общего количества детей, (Катя С., Галя Ш.) они развернуто, верно и обоснованно отвечал на вопросы анкеты. Дети имеют относительно верные представления о том, что такое режим дня и почему важно его выполнять, что такое правила личной гигиены с попыткой привести примеры из собственного опыта. При этом ученики имеют представление о том, насколько важно следить за собственным здоровьем, где найти информацию о том, как необходимо человеку себя вести, чтобы быть здоровым.

При ответе на вопросы анкеты №2 выявлено, что дети готовы соблюдать ЗОЖ, хорошо представляют, как важны для здоровья прогулки на свежем воздухе, правильное питание, занятия спортом, соблюдение правил личной гигиены.

% детей (Вадим Л., Оля К., Саша А.) имеют средний уровень сформированности представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Дети односложно отвечают на вопросы анкеты, не имеют достаточных представлений о том, что такое режим дня и почему важно его выполнять, что такое правила личной гигиены, не могут приводить примеры из собственного опыта. Не имеет четких представление о том, почему важно следить за собственным здоровьем, где найти информацию о том, как необходимо человеку себя вести, чтобы быть здоровым.

При ответе на вопросы анкеты №2 выявлено, что дети в общем готовы соблюдать ЗОЖ, верно ответили на 6-9 вопросов, однако обосновать свои ответы затруднились. Наблюдаются пробелы в знаниях о важности для здоровья прогулок, занятий спортом, соблюдение правил гигиены. Заинтересованность в соблюдении ЗОЖ ясно выражена.

% детей (Антон В., Артём.П., Лена.Р., Максим А., Маша Р., Сергей Д., Татьяна Т.) показали низкий уровень. Дети отвечали на вопросы анкеты односложно, типа «да» или «нет», не давая пояснений, почему они так думают. В большинстве случаев неверно отвечали на вопросы. Учащиеся не имеют представлений о том, что такое режим дня и почему важно его выполнять, что такое правила личной гигиены, не могут привести примеры из собственной жизни. Практически не имеют представлений о том, почему важно следить за собственным здоровьем, где найти информацию о том, как необходимо человеку себя вести, чтобы быть здоровым.

При ответе на вопросы анкеты №2 выявлено, что дети не готовы соблюдать ЗОЖ, не понимают его важности для здоровья человека. Верно ответили лишь на 3-4 вопроса анкеты, при этом ответы носили расплывчатый характер (например на вопрос о важности прогулок на свежем воздухе, дети отвечали что это важно, но обосновать свой ответ не могли). Заинтересованности в соблюдении ЗОЖ не отмечается.

Результаты констатирующего эксперимента приведены в диаграмме №1

 

 

Таким образом, по результатам обследования выявлено, что учащиеся третьего класса с умственной отсталостью имеют низкий уровень представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Знания их фрагментарны, не вполне систематизированы, в основных понятиях учащиеся ориентируются с трудом, знания в основном бытового характера, приобретенные стихийно, не всегда соответствуют реальности. В некоторых случаях младшие школьники знают правила личной гигиены, знают, как их выполнять, но не выполняют, не следуют им главным образом из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию. В большинстве случаев дети не способны отвечать на поставленные вопросы беседы и анкеты по существу. Предъявленные ответы не редко абсурдны. Многие учащиеся показывают крайнюю неосведомленность в вопросах укрепления здоровья даже на уровне обыденного знания. Большинство учащихся не проявляют интереса к собственному здоровью.

Таким образом, данные констатирующего этапа определяют необходимость проведения внеклассной работы по формированию знаний и представлений о здоровье и здоровом образе жизни младших школьников с УО третьего класса МБОУ «Нойкинская СОШ»

 

Формирование знаний и представлений о здоровье и здоровом образе жизни младших школьников с умственной отсталостью на внеурочных занятиях

 

Анализ констатирующего эксперимента показал необходимость проведения внеурочной работы по формированию представлений о здоровье и здоровом образе жизни, а также формировании потребности соблюдения здорового образ жизни младших школьников с умственной отсталостью.

Для реализации цели нами был разработан перспективный план проведения внеурочных занятий на тему «Наша традиция - быть здоровыми!» (Приложение 2). В этой программе учтены специфические особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы младших школьников с умственной отсталостью.

Основные положения занятий включали в себя многоэтапную, постоянную, непрерывную работу в учебное и внеурочное время; определение цели по каждому блоку занятий совместно с учащимися; создание и накопление в детском коллективе традиций и обычаев ЗОЖ; формирование ассоциативных связей с понятиями и символами культуры ЗОЖ; формирование у учащихся элементарных анатомических и гигиенических знаний; выявление через практику значимости режима дня и двигательной активности; создание устойчивой мотивации к ЗОЖ и самоконтролируемой активности в созидании своего здоровья; профилактику вредных привычек; постоянный контроль за изменениями и поощрение положительных сдвигов в стиле жизни ребенка.

Комплекс занятий представлял собой синтез знаний об основных факторах ЗОЖ и включал 5 взаимосвязанных блоков занятий (Приложение 3):

-Знай свое тело;

Соблюдай правила гигиены;

Скажи «нет» вредным привычкам;

Занимайся физкультурой;

Соблюдай режим дня;

Комплекс занятий на тему «Наша традиция - быть здоровыми!» состоит из 20 внеклассных занятий по 30-40 минут каждое.

Организация и проведение оздоровительно-педагогических занятий строилась с учетом следующих положений:

включение в содержание занятий информации о факторах риска и факторах устойчивости в формировании здоровья человека;

создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения;

создание оптимальных гигиенических условий на занятиях.

Внеурочные занятия продолжительностью 30-40 минут каждое проводились два раза в неделю (понедельник и пятница) во второй половине дня (16.00) после прогулки. Перед занятием классная комната проветривалась, дежурные ученики осуществляли уборку класса (при этом перед началом работы по программе им была объяснена необходимость создания оптимальных условий в помещении), выбиралось соответствующее гигиеническим нормам освещение. Организационный момент каждого занятия определялся в зависимости от эмоционально-психологического состояния детей; использовались приемы активизации работоспособности, концентрации внимания, создания целевых установок и др.

Совместные усилия педагога специального учреждения и учащихся в создании мотивации ЗОЖ становятся успешными лишь на фундаменте общности целей, доверительных межличностных отношений и взаимного удовлетворения информационных вопросов. Именно поэтому ребенку не сообщался готовый перечень целей, а предлагалось совместно с педагогом определить цели работы по каждому блоку оздоровительно-педагогических занятий. Тем самым с первых минут работы ребенок становился не объектом занятия по данной программе, а активным субъектом, что способствовало формированию мотивации к ЗОЖ и коррекции личности учащихся с интеллектуальным недоразвитием.

Для создания положительного эмоционального фона занятий при организации беседы или объяснения нового материала учащиеся рассаживались по кругу, что часто используется в психологических тренингах. С целью более прочного усвоения знаний, умений и навыков валеологического характера работа на занятиях осуществлялась с опорой на различные анализаторы: зрительный (привлечение схем и условных изображений, наглядного материала), слуховой (восприятие информации на слух), двигательный (выполнение упражнений), рече-двигательный (проговаривание при выполнении различных упражнений и заданий, при записи новых слов).

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков, а также для создания устойчивой мотивации содержание занятий, по возможности, отражалось на уроках, основных режимных моментах, экскурсиях.

В ходе реализации занятий вокруг учащихся постепенно создавалась учебно-воспитательная информационная среда «Здоровья», насыщенная символами, атрибутами, терминологией ЗОЖ. Так в классе был создан «Уголок здоровья», содержащий схему программы, словарик, режим дня и рисунки детей. Условные схемы блоков (созданные с помощью детей) также располагались в спальнях в интернате, при наличии условий дети рисовали схемы дома (Саша К., Аня М., Андрей М.). Каждый ребенок вел рабочую тетрадь, в которой по ходу занятий составлялась схема, словарик, режим дня, дети выполняли рисунки на занятиях и домашние задания. Кроме занятий, организованных в классе, проводились экскурсии (например, к стенду «Режим дня»), прогулки с подвижными играми на свежем воздухе.

Особое внимание в работе уделялось созданию и накоплению в детском коллективе обычаев и традиций ЗОЖ: проведение «минуток здоровья» на уроках (включение в содержание программного материала валеологических знаний), дней здоровья (экскурсии, оздоровительные мероприятия), проведение тематических встреч и бесед, направленных на формирование культуры ЗОЖ и др.

Остановимся на работе по каждому блоку занятий подробнее.

.Знай свое тело.

В ходе экспериментального обучения по данному блоку дети получили элементарное представление о строении своего организма и функциях некоторых органов (сердца, легких, м



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: