Обобщение по теме: «Атмосфера»
Цели и задачи.
1.Обобщение и систематизация знаний учащихся о воздушной оболочке Земли, явлениях, процессах и закономерностях, происходящих в ней.
2.Развитие способностей обобщать и систематизировать изученный материал; объяснять закономерности и процессы; устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в пространстве.
3.Развивать познавательный интерес к предмету.
На этом этапе, подсказки только к трудным вопросам.
План урока
Блиц-опрос
Какие способы изучения атмосферы вы знаете?
От чего день сменяет ночь?
Что такое ветер?
Где на земном шаре день всегда равен ночи, а солнце в зените бывает 2 раза в год?
На какой линии 22 июля солнечные лучи падают отвесно?
Из каких облаков выпадает снег?
Где всегда дуют только южные ветры?
В каком направлении дуют юго-западные ветры?
Главная причина образования ветра.
В каком направлении дуют северо-западные ветры?
Роза ветров - это не таблица, а…..
Составьте пары:
Ветер | Состояние тропосферы в данном месте и в данное время. |
Осадки | Движение воздуха в горизонтальном направлении. |
Погода | Влага, которая выпадает из атмосферы на земную поверхность. |
Климат | Сгущение водяных паров в нижних слоях атмосферы. |
Облака | Многолетний режим погоды, характерный для какой – либо местности. |
Туман | Сгущение водяных паров на различной высоте над земной поверхностью. |
Найти ошибки в тексте.
Ветром называется вертикальное движение воздуха. Суша летним днем остывает быстрее, чем вода. Нагревшийся от нее воздух сжимается, поднимаясь вверх, и растекается в стороны. Поэтому давление над сушей повышается, а над морем, когда этот воздух приходит, давление уменьшается. Так образуется дневной бриз.
|
Вычеркните лишнее слово из строки:
дождь, град, иней, бриз, снег;
абсолютная влажность, насыщенный воздух, стратосфера, относительная влажность;
барометр, осадкомер, муссон, гигрометр;
бриз, дождь, муссон, ветер.
Задание: Построение розы ветров. Роза ветров. (Вспоминаем, как строить розу ветров).
С = 2 дня
СВ = 5 дней
СЗ = 6 дней
В = 2 дней
Ю = 3 дня
ЮЗ = 1 день
З = 3 дня
Ответить на вопросы.
а) почему люди предпочитают летом носить светлую одежду?
б) почему жарким летним днем отдалённые предметы кажутся колеблющимися?
«Здравствуй друг»
Незнайке и его друзьям снова захотелось попутешествовать.
Но куда ехать? На Северный полюс?
— На Северном полюсе все лето светло, — вспомнила Сова. — Я ночная птица и не смогу там долго быть.
Ослик Иа удивился:
— Но если там солнце печет круглые сутки, значит, там жарко!
— Нет, там холодно, — сказал Пятачок. — Я замерзну. Поедем лучше на Южный, на юге всегда теплее.
Так и не договорились...
Ответ:
Сова верно сказала: на полюсе все лето светло; но от этого вовсе не жарко. И уж тем более не следует искать тепла на Южном полюсе: там еще холоднее; теплее всего в тропиках— Нет, там холодно, — сказал Пятачок. — Я замерзну. Поедем лучше на Южный, на юге всегда теплее.
Так и не договорились...
Ответ:
Верно сказано: на полюсе все лето светло; но от этого вовсе не жарко. И уж тем более не следует искать тепла на Южном полюсе: там еще холоднее; теплее всего в тропиках.
“Ох уж эти рифмы”
Ясный - классный;
Ветер - на свете;
|
Море - горе;
Погода - полгода;
Муссон - сон;
(Придумайте свою рифму)
Игра «Большой заплыв».
Цель: обобщение изученного материала по теме «Гидросфера».
Задачи:
· формировать навыки применения полученных знаний для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач и реальных жизненных условиях;
· развивать познавательный интерес к предмету, здоровье сберегающие навыки, географическое мышление;
· способствовать воспитанию экологического сознания и экологической культуры.
Правила игры:
· Ты команда.
· Во время игры, если ты не может сформулировать верный ответ, не переживай, я тебе помогу, есть подсказка, только ты не торопись, пытайся сам.
Этапы урока
1. Обобщение изученного материала:
· Этап «Теоретический»
· Этап «Спасатели»
· Этап «Знатоки карт»
· Этап «Экологический»
План
Вступительное слово учителя.
Сегодня урок мне хочется начать с небольшого стихотворения. Внимательно послушайте и подумайте над его содержанием, чтобы ответить на два моих вопроса.
Хоть в это поверить не очень легко.
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале, и Ниле,
И в Танганьике, и в нашей квартире.
Значит, должны понимать это все мы –
Реки – часть водной единой системы.
Но, чтоб не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море.
- О какой единой водной системе идет речь в этом шутливом стихотворении?
- Какой географический процесс здесь описан?
Первый этап – «Теоретический».
Задание №1. Дай (устно) определение понятиям:
|
· Материк, залив, водосборный бассейн.
· Остров, море. Ледник
· Полуостров, пролив, река
· Течение, соленость, снеговая граница
Второй этап – «Спасатели».
Тебе предстоит трудная работа, все подсказки есть, не торопись,думай сам.
Задание №2.
· Норвежские рыбаки выловили недалеко от берега бутылку с запиской. К сожалению, часть записи была уничтожена водой, осталась запись следующего содержания: «Наш корабль перегружен, из-за сильной пробоины стремительно идем ко дну. Пытаемся пересесть на шлюпки. Наши координаты 30°с.ш.,…» Как бутылка оказалась намного севернее места, где была сброшена? Укажите приблизительное место гибели корабля. (Норвегия – страна на Скандинавском полуострове).
· Ваш корабль находится в точке с координатами 15°с.ш., 115°в.д. Всем судам были разосланы радиограммы: «В результате мощного землетрясения в районе Филиппинских островов, образовалась волна цунами, которая движется со скоростью 750 км/час. Примите меры безопасности!» Как поступите вы? Почему?
· Два судна, находящиеся в точках с координатами 43°ю.ш., 50°в.д. и 35°ю.ш., 95°в.д. одновременно получили сигнал с корабля потерпевшего крушение. Команде корабля удалось высадиться на остров с координатами 49°ю.ш. 72°в.д. Какой корабль быстрее доберется до потерпевших? Почему?
· Ваш радист получил радиограмму, в которой сообщалось о крушении судна в районе 20°ю.ш., 150°в.д. Определите место кораблекрушения и сделайте вывод о возможной причине крушения.
Третий этап – «Знатоки карты».
-Каждый путешественник должен хорошо знать карту. Поэтому на данном этапе свои знания продемонстрируешь ты. В течение двух минут ты должен выбрать себе объект и найти его на карте. (Выбери посложнее, не Волга и Амазонка, а например Юкон и Ангара)
Четвертый этап – «Экологический».
Гидросфера для человека – это вода для жизни и хозяйственной деятельности, это источник морепродуктов, кладовая множества минеральных веществ и полезных ископаемых; моря и океаны – широкие транспортные пути, а побережья – прекрасные места для отдыха. Чем же является человек для гидросферы? Ответ на этот вопрос, к сожалению, будет сегодня достаточно печальным. На этом этапе ты испробуете себя в качестве эксперта - эколога. (Просто подумай, кто такие браконьеры?)
Задание №3.
· В 1969 году норвежский путешественник Тур Хейердал, пересекая Атлантический океан на папирусной лодке «Ра», отмечал, что в центральной части океана, на протяжении 1400 миль, вода была затянута нефтяной пленкой. Какие причины могли привести к подобному загрязнению? Как не допускать подобных ситуаций?
· В летний период на пляжах города мы часто видим таблички «Купаться не рекомендуется». Как вы думаете, с чем связано подобное предупреждение? Какие меры следует предпринимать, чтобы таких табличек было как можно меньше?
Задание №4.
· Как различаются острова по происхождению?
· Каково происхождение котловины озера Байкал?
· Самое большое по площади озеро на Земле?
· Чем различаются понятия «паводок» и «половодье»?
· Чем сточное озеро отличается от бессточного?
· В чем разница между грунтовыми и межпластовыми водами?
· Какие воды называют минеральными?
· Почему минеральные воды полезны для здоровья7
· Какие из этих минеральных вод добываются в Кемеровской области?
· Какое количество жидкости необходимо потреблять ежедневно человеку?
Подведение итогов.
-Завершилось плавание. Путь был труден, но ты достойно справились с задачей.
- Ты показали хорошие знания географических терминов на первом этапе нашего плавания. Второй этап показал, что ты можешь правильно определить координаты и применить свои знания о движении воды в мировом океане в проблемной жизненной ситуации. Знания географической номенклатуры ты проявил на третьем этапе нашего плавания. Третий этап урока был очень важен для тебя, потому что понимая взаимосвязь явлений и процессов в природе, ты можешь предвидеть негативные последствия влияния человека на природу и предотвратить их. Ну а четвертый этап показал, каким ты быстрый и эрудированный.
Я надеюсь, что и в будущем ты будете также активным, настойчивым в овладении новыми знаниями и достижении поставленной цели.
Домашнее задание.
(по желанию обучающихся)
Домашнее задание будет творческим: найдите в художественной литературе (прозе и поэзии) описания различных объектов, процессов и явлений гидросферы. Выпишите их на отдельный лист, красочно оформите, укажите авторов.
·