Вступительное слово учителя.




Обобщение по теме: «Атмосфера»

Цели и задачи.

1.Обобщение и систематизация знаний учащихся о воздушной оболочке Земли, явлениях, процессах и закономерностях, происходящих в ней.

2.Развитие способностей обобщать и систематизировать изученный материал; объяснять закономерности и процессы; устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в пространстве.

3.Развивать познавательный интерес к предмету.

На этом этапе, подсказки только к трудным вопросам.

План урока

Блиц-опрос

Какие способы изучения атмосферы вы знаете?

От чего день сменяет ночь?

Что такое ветер?

Где на земном шаре день всегда равен ночи, а солнце в зените бывает 2 раза в год?

На какой линии 22 июля солнечные лучи падают отвесно?

Из каких облаков выпадает снег?

Где всегда дуют только южные ветры?

В каком направлении дуют юго-западные ветры?

Главная причина образования ветра.

В каком направлении дуют северо-западные ветры?

Роза ветров - это не таблица, а…..

Составьте пары:

Ветер Состояние тропосферы в данном месте и в данное время.
Осадки Движение воздуха в горизонтальном направлении.
Погода Влага, которая выпадает из атмосферы на земную поверхность.
Климат Сгущение водяных паров в нижних слоях атмосферы.
Облака Многолетний режим погоды, характерный для какой – либо местности.
Туман Сгущение водяных паров на различной высоте над земной поверхностью.

Найти ошибки в тексте.

Ветром называется вертикальное движение воздуха. Суша летним днем остывает быстрее, чем вода. Нагревшийся от нее воздух сжимается, поднимаясь вверх, и растекается в стороны. Поэтому давление над сушей повышается, а над морем, когда этот воздух приходит, давление уменьшается. Так образуется дневной бриз.

Вычеркните лишнее слово из строки:

дождь, град, иней, бриз, снег;

абсолютная влажность, насыщенный воздух, стратосфера, относительная влажность;

барометр, осадкомер, муссон, гигрометр;

бриз, дождь, муссон, ветер.

 

Задание: Построение розы ветров. Роза ветров. (Вспоминаем, как строить розу ветров).

С = 2 дня

СВ = 5 дней

СЗ = 6 дней

В = 2 дней

Ю = 3 дня

ЮЗ = 1 день

З = 3 дня

 

Ответить на вопросы.

а) почему люди предпочитают летом носить светлую одежду?
б) почему жарким летним днем отдалённые предметы кажутся колеблющимися?

«Здравствуй друг»

Незнайке и его друзьям снова захотелось попутешествовать.

Но куда ехать? На Северный полюс?

— На Северном полюсе все лето светло, — вспомнила Сова. — Я ночная птица и не смогу там долго быть.

Ослик Иа удивился:

— Но если там солнце печет круглые сутки, значит, там жарко!

— Нет, там холодно, — сказал Пятачок. — Я замерзну. Поедем лучше на Южный, на юге всегда теплее.

Так и не договорились...

Ответ:

Сова верно сказала: на полюсе все лето светло; но от этого вовсе не жарко. И уж тем более не следует искать тепла на Южном полюсе: там еще холоднее; теплее всего в тропиках— Нет, там холодно, — сказал Пятачок. — Я замерзну. Поедем лучше на Южный, на юге всегда теплее.

Так и не договорились...

Ответ:

Верно сказано: на полюсе все лето светло; но от этого вовсе не жарко. И уж тем более не следует искать тепла на Южном полюсе: там еще холоднее; теплее всего в тропиках.

“Ох уж эти рифмы”

Ясный - классный;

Ветер - на свете;

Море - горе;

Погода - полгода;

Муссон - сон;

(Придумайте свою рифму)

Игра «Большой заплыв».

Цель: обобщение изученного материала по теме «Гидросфера».

 

Задачи:

· формировать навыки применения полученных знаний для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач и реальных жизненных условиях;

· развивать познавательный интерес к предмету, здоровье сберегающие навыки, географическое мышление;

· способствовать воспитанию экологического сознания и экологической культуры.

Правила игры:

· Ты команда.

· Во время игры, если ты не может сформулировать верный ответ, не переживай, я тебе помогу, есть подсказка, только ты не торопись, пытайся сам.

Этапы урока

1. Обобщение изученного материала:

· Этап «Теоретический»

· Этап «Спасатели»

· Этап «Знатоки карт»

· Этап «Экологический»

План

Вступительное слово учителя.

Сегодня урок мне хочется начать с небольшого стихотворения. Внимательно послушайте и подумайте над его содержанием, чтобы ответить на два моих вопроса.

Хоть в это поверить не очень легко.

Но Волги вода есть в реке Лимпопо.

И, путешествуя облаком пара,

Воды из волги текут в Ниагару.

Волги вода и в Байкале, и Ниле,

И в Танганьике, и в нашей квартире.

Значит, должны понимать это все мы –

Реки – часть водной единой системы.

Но, чтоб не быть с географией в споре,

Волга впадает в Каспийское море.

- О какой единой водной системе идет речь в этом шутливом стихотворении?

- Какой географический процесс здесь описан?

Первый этап – «Теоретический».

Задание №1. Дай (устно) определение понятиям:

· Материк, залив, водосборный бассейн.

· Остров, море. Ледник

· Полуостров, пролив, река

· Течение, соленость, снеговая граница

Второй этап – «Спасатели».

Тебе предстоит трудная работа, все подсказки есть, не торопись,думай сам.

Задание №2.

· Норвежские рыбаки выловили недалеко от берега бутылку с запиской. К сожалению, часть записи была уничтожена водой, осталась запись следующего содержания: «Наш корабль перегружен, из-за сильной пробоины стремительно идем ко дну. Пытаемся пересесть на шлюпки. Наши координаты 30°с.ш.,…» Как бутылка оказалась намного севернее места, где была сброшена? Укажите приблизительное место гибели корабля. (Норвегия – страна на Скандинавском полуострове).

· Ваш корабль находится в точке с координатами 15°с.ш., 115°в.д. Всем судам были разосланы радиограммы: «В результате мощного землетрясения в районе Филиппинских островов, образовалась волна цунами, которая движется со скоростью 750 км/час. Примите меры безопасности!» Как поступите вы? Почему?

· Два судна, находящиеся в точках с координатами 43°ю.ш., 50°в.д. и 35°ю.ш., 95°в.д. одновременно получили сигнал с корабля потерпевшего крушение. Команде корабля удалось высадиться на остров с координатами 49°ю.ш. 72°в.д. Какой корабль быстрее доберется до потерпевших? Почему?

· Ваш радист получил радиограмму, в которой сообщалось о крушении судна в районе 20°ю.ш., 150°в.д. Определите место кораблекрушения и сделайте вывод о возможной причине крушения.

Третий этап – «Знатоки карты».

-Каждый путешественник должен хорошо знать карту. Поэтому на данном этапе свои знания продемонстрируешь ты. В течение двух минут ты должен выбрать себе объект и найти его на карте. (Выбери посложнее, не Волга и Амазонка, а например Юкон и Ангара)

Четвертый этап – «Экологический».

Гидросфера для человека – это вода для жизни и хозяйственной деятельности, это источник морепродуктов, кладовая множества минеральных веществ и полезных ископаемых; моря и океаны – широкие транспортные пути, а побережья – прекрасные места для отдыха. Чем же является человек для гидросферы? Ответ на этот вопрос, к сожалению, будет сегодня достаточно печальным. На этом этапе ты испробуете себя в качестве эксперта - эколога. (Просто подумай, кто такие браконьеры?)

Задание №3.

· В 1969 году норвежский путешественник Тур Хейердал, пересекая Атлантический океан на папирусной лодке «Ра», отмечал, что в центральной части океана, на протяжении 1400 миль, вода была затянута нефтяной пленкой. Какие причины могли привести к подобному загрязнению? Как не допускать подобных ситуаций?

· В летний период на пляжах города мы часто видим таблички «Купаться не рекомендуется». Как вы думаете, с чем связано подобное предупреждение? Какие меры следует предпринимать, чтобы таких табличек было как можно меньше?

Задание №4.

· Как различаются острова по происхождению?

· Каково происхождение котловины озера Байкал?

· Самое большое по площади озеро на Земле?

· Чем различаются понятия «паводок» и «половодье»?

· Чем сточное озеро отличается от бессточного?

· В чем разница между грунтовыми и межпластовыми водами?

· Какие воды называют минеральными?

· Почему минеральные воды полезны для здоровья7

· Какие из этих минеральных вод добываются в Кемеровской области?

· Какое количество жидкости необходимо потреблять ежедневно человеку?

 

 

Подведение итогов.

-Завершилось плавание. Путь был труден, но ты достойно справились с задачей.

- Ты показали хорошие знания географических терминов на первом этапе нашего плавания. Второй этап показал, что ты можешь правильно определить координаты и применить свои знания о движении воды в мировом океане в проблемной жизненной ситуации. Знания географической номенклатуры ты проявил на третьем этапе нашего плавания. Третий этап урока был очень важен для тебя, потому что понимая взаимосвязь явлений и процессов в природе, ты можешь предвидеть негативные последствия влияния человека на природу и предотвратить их. Ну а четвертый этап показал, каким ты быстрый и эрудированный.

Я надеюсь, что и в будущем ты будете также активным, настойчивым в овладении новыми знаниями и достижении поставленной цели.

Домашнее задание.

(по желанию обучающихся)

Домашнее задание будет творческим: найдите в художественной литературе (прозе и поэзии) описания различных объектов, процессов и явлений гидросферы. Выпишите их на отдельный лист, красочно оформите, укажите авторов.

 

·

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: