В библейском мировосприятии прошедшее время, поскольку оно значительно, это не то, что у нас за спиной, это то, что перед глазами – впереди, на востоке.




4) Восток – такая древность, которая растет из вечности и сама есть вечность (синоним ~lw[ олам). Знаменитое пророчество о Вифлееме у пророка Михея говорит: «Из тебя Мне произойдет Тот, Которому быть Правителем во Израиле, и происхождение Его от Вечности (ми-ккéдем), от дней вечных (олам)» (Мих. 5:1/5:2; Мф. 2:6).[5]

5) Восток – это такая вечность, которая есть начало (синоним tyvar решит). В Притчах говорит Премудрость (Вторая Ипостась Троицы): «Яхве стяжал Меня – начало (решит) пути Своего, начало (кéдем) дел Своих оттоле» [6] (Притч. 8:22).

Итак, если в молитве к Богу,

– а обращаемся мы, различая, что «впереди » и что позади,

– нам нужно согласно с теми, кто жил «издревле »,

– воедино соединить мысль о «вечности »

– и о Том, Кто есть «Начало » всякого творения,

– тогда мы назовем Его Кéдем –Восток, или Бог Кедем: Бог Восток.

Как написано во Второзаконии 33:27: «Прибежище – Элóхе Кéдем », Бог древний, Бог Начало, Бог Предвечный, Бог Восток. «Восток» – имя Божие: «Восток – имя Ему» [7].

Р

ай в Едеме, как храм, был обращен к Востоку: «И насадил Яхве Элохим сад в Едене ми-ккедем » – так, что его передняя сторона от востока, от века, от Начала, от Бога, имя Которого Восток. Поэтому, когда Захария говорит:

«посетил нас Восток свыше», это значит, что пришел Спаситель и человечеству открылась райская жизнь.

Ориентация в пространстве в рамках библейского мировоззрения отличалась не только тем, что за каждой стороной света стояло символическое отношение. Эти символические отношения всегда были отношением к миру божественному, из него они и проецировались на землю. Также и сами пространственные объекты предстают как бы, с нашей точки зрения, в перевернутом виде. Например, «начало» горы или башни – это не ее основание, низ, подошва. Начало горы (или башни) – это ее вершина, «глава» (рош).

Отметим, что ощущение прошедшего времени и будущего времени у носителей библейского языка тоже было иным, чем у большинства современного человечества. Глаза наши смотрят вперед, и руками мы что-то делаем прямо перед собой, мы ощущаем, что прошлое позади нас, а будущее впереди…

Но вот мы входим в храмовое пространство, и ощущения наши постепенно изменяются, чему мы можем помочь также усилием ума и памяти. Как бы мы ни двигались по земле и в какой бы стране ни находились, алтари наших храмов будут смотреть на Восток. Когда мы молимся Богу, мы не привязаны к земле и земным ориентирам. Когда мы входим в храм, обращенный на Восток, наше лицо обращается к древнему – к такому совершившемуся, которое есть и не кончается. «Обратитесь», сказано, и «живы будете» (Иез. 18:32)… В храме мы можем сделать это физически: лицом мы обращаемся к древнему и начальному. А наше будущее, то, что нас заботит и гнетет, наше «всякое житейское попечение», нужно с усилием «отложить». Хотя бы на время богослужения нужно оставить позади себя, буквально за спиной, то, что нас ожидает в будущем [8].

Человек, который подпал под обаяние теории прогресса, чувствует непреложно наоборот: что всякую древность нужно оставить позади, за спиной, а впереди у него все самое лучшее, которое только-только и начинается… Энтузиазм прогресса может возникнуть только вне храмового пространства и вне библейского чувства времени. Это совершенная духовная слепота и путь в пропасть [9].

Заметим, что иудеи и мусульмане (а евреи и арабы говорят на родственных языках), когда молятся – тоже обращены к прошлому. Но это прошлое – на земле (Иерусалим и Мекка). Есть точка на земле, которая заставляет иудеев и мусульман обратиться к себе лицом, когда человек молится. Христианские храмы стоят на разных широтах – но все они смотрят на Восток. Христиане обращаются к такому прошедшему, которое есть извечность, изначальность – ему не может быть никакой локализации.

Если говорить о пространственной ориентации молитвенных собраний, то она свидетельствует, что иудеи и мусульмане полагают свое упование в земном. Христиане ищут небесного, их есть царство небесное.

 

 


[1] Еврейское ган означает огороженное место.

[2] Поэтому нашествие народов с «севера» – знак справедливой кары, особенно у пророка Иеремии (Иер. 1:14; 4:6 и др.).

[3] См. Е.А. Авдеенко. Книга Иова в греко-славянской и еврейской Библии.

[4] Толковая Библия. Петербург, т. 1, с. 18.

[5] Во Второзаконии 33:15 Иосифу дается благословение «от вершины гор вечных (кéдем) и от славы холмов вечных (олам)». Пс. 74/73:12: «Элохим – царь мой прежде века» ми-ккедем, prХ a„оnoj. Пс. 55/54:20: Бог, «Пребывающий вечно» кедем, prХ tоn a„иnwn. Пс. 68/67:34: пойте Богу, «восшедшему (воссевшему) на небеса небес кéдем » – «от века» (ТМс), «на Востоке» (LXX).

[6] «От века (ме-олам) Я утверждена (излилась), от начала (ме-рош), от начал земли» (Притч. 8:22). «Начала земли» (кедем во множ. числе) – это начала творения. Пс. 74/73:2 содержит прошение о Церкви: «Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал изначально» кедем, ¢pХ ¢rcÁj. Исаия 46:10: Бог, «возвещающий от начала (ме-решит) последнее и от века (ми-ккедем) то, что [еще] не cделалось».

[7] Зах. 6:12 LXX.В ТМ Зах. 6:12 вместо «Восток» – «Отрасль», растение, цéмах xmc. «Так говорит Яхве Саваоф, говоря: се Муж – Отрасль (цéмах) имя Ему, и из преисподнего Своего Он исрастет (йицемах) и построит храм Яхве». Еврейское цéмах йицемах перевели 'Anatol¾ ¢natele‹ – «Восток взойдет». «Из преисподнего (ми-тахат) израстет» – пророчество о Воскресении.

[8] См. статью Е.А. Авдеенко, А.Е. Иванов. Забвение и память во времени Св. Истории.

[9] Уинстон Черчилль изрек, что всякая тирания обращена к прошлому, а демократия всегда – к будущему.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: