ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования вовлеченности воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивные формы досуговой деятельностиобуславливается ростом количества социальных проблем, связанных с поведением воспитанников сиротских учреждений, а также неподготовленностью их к самостоятельной жизни. Длительное проживание в детском учреждении и специфика первичной социализации и социализации в процессе проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме, затрудняют формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков и требуют специальных социально-педагогических программ по подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Участие в позитивной досуговой деятельности изменяет поведение людей, помогает в формировании у них новых личностно - важных качеств, способствующих формированию зрелого подхода к своей жизни и повышению стартовых возможностей при выпуске из интернатного учреждения.
Следствием неадаптивного поведения подростков является их низкий общественный статус, что, негативно влияет на уровень и качество, как их собственной жизни, так и понижению уровня жизни окружающих.
«Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 году составило 343,334 тыс. человек в Российской Федерации, из них в Республике Коми проживает 3,666 тыс. человек»[1].
Исследований, посвященных теме вовлеченности воспитанников интернатных учреждений из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивные формы досуговой деятельности не много. Но достаточно широко изучаются адаптационные возможности позитивной досуговой деятельности на поведение дезадаптированных подростков в пространстве школ, средних и высших учебных заведений, социальных реабилитационных служб. Изредка появляются научные работы, программы, рассматривающие возможности досуговой деятельности для социализации и адаптации воспитанников интернатных учреждений.
|
Изучением особенностей воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посвящено много научной литературы. При этом, в центре внимания подавляющего большинства исследователей (Абельбесов В.А., Киселева Л.М., Куракина Т.В., Егоровой Е. А.[2] и др.) находится анализ условий развития воспитанников детских домов, разрабатывабтся различные программы адаптации и сопровождения воспитанников сиротских учреждений В последнее время резко возросло количество работ, посвященных альтернативным формам воспитания детей-сирот (Жданова М.А., Г.В. Семья[3]). Ряд исследователей подчеркивает специфику выпускников детских домов как особой категории в обществе и предлагает описание конкретных вариантов решения проблем их адаптации (Ипатов А.В., Ишматова А.Р., Догадина Л.А., Ефименко Т.В., Костина М.Н., Миночкина А.С.[4] и другие). Проблема социальной адаптации выпускников интернатных учреждений рассматривается в работах Н.В. Малукас, Л.А. Полозовой, Н.И. Янушко, Н. Н. Радиной, А.Н. Майорова, О.Е. Лебедева[5] и т.д. Ряд авторов изучает влияние досуговой деятельности на поведение, наличие личностных качеств и характеристик молодого человека и влияние на их дальнейшую жизнь знаний, полученных в процессе позитивной досуговой деятельности. Так, Беганцова И. С., Попова А.С., Белов В.Г., Калимуллина О.А., Бабосова Е.С., Андреева А.А., Парфенов Ю. А., Проскурнина М. В., Белов В. Г.,Федоренко В. В.[6] изучали влияние досуга на личностные качества молодого человека.
|
В нормативно - правовой литературе проблема воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривается в таких законодательных актах, как Семейный кодекс РФ; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20.07.1992 г. № 409; и других[7]. В Республике Коми также функционирует законодательство по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[8].
Цель курсовой работы: изучить вовлеченность воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивные формы досуговой деятельности.
Задачи курсовой работы:
· Выявить специфику положения воспитанника интернатного учреждения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· Рассмотреть сущности и виды досуговой деятельности, которыми заняты воспитанники и влияние позитивной досуговой деятельности на поведение воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
|
· Изучить возможность включения воспитанников интернатных учреждений в позитивную досуговую деятельность как фактор повышения уровня интеграции в обществе;
· Осуществить обзор отечественных исследований вовлеченности воспитанников интернатных учреждений в позитивные формы досуговой деятельности;
· Разработать методику исследования вовлеченности воспитанников интернатных учреждений в позитивные формы досуговой деятельности в г. Сыктывкаре;
· Проанализировать результаты исследования вовлеченности воспитанников интернатных учреждений в позитивные формы досуговой деятельности по материалам исследования в г. Сыктывкаре.
Объект курсовой работы: воспитанники интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет курсовой работы: вовлеченность воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивные формы досуговой деятельности.
Среди методов теоретического уровня, которые использовались при написании курсовой работы можно выделить: аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), исторический, формализацию, абстрагирование, идеализацию, а также общелогические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукцию, дедукцию, аналогию). Также использовались общенаучные методы эмпирического уровня, к которым относят: наблюдение, описание, измерение. Помимо общенаучных методов, применялись специальные методыисследования: контент-анализ и документальный метод. При написании работы были использованы статистические методы, и проведены беседы с воспитанниками детских домов, осуществлена обработка количественных данных, проведено анкетирование на базе ГОУ РК "Детский дом-школа №1 им. А.А.Католикова" и детский дом № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г.Сыктывкаре.
Практическая значимость исследования заключается в получении информации о включенности в позитивные формы досуговой деятельности воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и с дальнейшим использованием ее в процессе проектирования специальной программы по социализации и подготовке к самостоятельной жизни воспитанников.
В соответствии с поставленными целями и задачами, курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассмотрены особенности воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; понятие досуга и его влияние на формирование личности подростка; возможность адаптации в соответствии с нормативно-правовой базой воспитанников интернатов средствами позитивной досуговой деятельности. Во второй главе рассматривается изученность исследований, посвященным исследований проблем курсовой работы, приводится методика социологического исследования на вовлеченность воспитанников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в позитивные формы досуговой деятельности; анализ результатов исследования.
ГЛАВА 1. ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ СТАРТОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ