Программные средства
- Операционная система Windows ХР;
- Пакет PascalABC.
Электронное приложение к учебнику:
- презентация «Программирование разветвляющихся алгоритмов».
Учебно-методическое обеспечение урока:
- Босова Л. Л. Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Л.Л. Босова, А. Ю. Босова Информатика: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
- Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: методическое пособие для 7-9 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Ход урока
1. Организационный момент. Подготовка учащихся к началу урока. Приветствие, определение отсутствующих на уроке
Проверка домашней работы № 178(а)
program pr;
var a,b,c,d: integer;
begin
readln(a,b,c);
d:=sqr(b) – 4*a*c;
writeln(‘d=‘,d);
end.
Постановка проблемы:
-Давайте вспомним алгоритм решения квадратного уравнения. Как можно дополнить домашнюю программу, чтобы она вычисляла не только дискриминант КВУР, но и его корни?
(Учащиеся вспоминают условия для дискриминанта: D<0 – нет корней; D=0 – 1 корень; D>0 – 2 корня и формулу вычисления корней КВУР, рассуждают, высказываются).
- Действительно, количество корней квадратного уравнения зависит от определенных условий.
Процедуры ввода и вывода, а также оператор присваивания позволяют писать только линейные программы, в которых все команды выполняются последовательно, одна за другой. Т.е. программы, которые мы составляли до сих пор, можно сравнить с автомобилем, который может ехать только прямо. Далеко на таком автомобиле не уедешь. Надо уметь поворачивать. Для таких «поворотов» используются операторы ветвления.
3. Изучение нового материала. Объяснение учителя:
Итак, сегодня наша цель разобраться с записью и использованием команды ветвления на языкеPascal для решения задач.
Ветвление - организация действий, при которой осуществляется выполнение той или иной последовательности команд в зависимости от результата проверки условий. Т.е. возникает необходимость выполнять различные команды в зависимости от выполнения какого-то условия. Для таких целей в ЯП Pascal введен условный оператор:
Почему условный? Просто потому, что после оператора следует условие, которое может выполняться, а может и не выполняться - заранее это неизвестно.
Условный оператор If позволяет выполнить одну из двух последовательностей команд в зависимости от некоторого условия. В языке Pascal имеется 2 формы условного оператора: полная и неполная.
Полная форма условного оператора: (учащиеся записывают в тетрадь)
If <условие > then <оператор_1 > else <оператор_2 >;
- если условие после команды If верно, то выполняется <оператор_1> после команды THEN, иначе <оператор_2> после команды ELSE.
Неполная форма условного оператора: (учащиеся записывают в тетрадь)
If <условие > then <оператор >;
- если условие после команды If верно, то выполняется <оператор> после команды THEN.
Если после THEN или ELSE используется более одной команды, то они заключаются в операторные скобки begin … end. (учащиеся записывают в тетрадь)
if условие then begin действия1 end else begin действия2 end;
Перед else знак«; »не ставится.
- Напомню, что условие - это некоторое утверждение, относительно которого можно сказать: истинно оно или ложно.
В качестве условий используются логические выражения:
- простые записываются с помощью операций отношения;
- сложные записываются с помощью логических операций.
Закрепление материала.
4.1 Выполни задание: РТ № 182 (работают вместе с учителем)
4.2 Выполни самостоятельно РТ № 181.
4.3 Выполни задание: РТ № 184 (работают вместе с учителем). Прокомментируйте каждую строку программы. Строим блок-схему.
Дополнительные вопросы:
- перечислите целые типы Pascal;
- перечислите операторы ввода;
- для чего служит оператор присваивания;
- перечислите операторы вывода;
- какие переменные будут входными, какие выходными.
5. Выполнение практического задания. Компьютерный эксперимент (тестирование программы) РТ № 184.
2) Определите результат выполнения программы при следующих входных данных.
X | Y | Z |
-3 | ||
-1 |
Анализ результатов компьютерного эксперимента оформите в тетради.
Самостоятельное выполнение практического задания.
6. Подведение итогов урока и задание на дом. §3.4.1 РТ № 183,186
Оценивание работы учащихся на уроке, оценивание практической работы.
Рефлексия собственной деятельности на уроке, осмысление новых знаний и умений.
Список вопросов для ответов Необходимо ответить на вопросы
- Какие операторы на данный момент вы знаете?
- Какие правила пунктуации в Паскале вам известны?
- Какие конструкции ветвления вы знаете?
- Ребята, скажите, что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Какие виды задач нам позволяют решить условные операторы?
- В каких случаях в программе используется оператор IF?