Программа по самообразованию
«Развитие речевой активности детей раннего возраста
В процессе игровой деятельности»
Разработала: воспитатель 1 категории Тишунина Н.А.
Содержание
1. | Паспорт Программы | |
2. | Пояснительная записка | |
3. | Актуальность выбранной темы | |
4. | Цель и задачи Программы | |
5. | Предполагаемые результаты | |
6. | Этапы реализации Программы | |
7. | План деятельности по теме самообразования | |
7.1. | Модуль «Научно-методическое обеспечение» | |
7.2. | Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение» | |
7.3. | Модуль «Условия реализации темы по самообразованию» | |
7.4. | Модуль «Обобщение результатов» | |
8. | Литература |
Паспорт Программы
Название программы | Развитие речевой активности детей раннего возраста в процессе игровой деятельности |
Автор-разработчик | Тишунина Наталия Александровна |
Нормативный срок освоения программы | Один год |
Основания для разработки программы | 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13). 5. Устав МДОУ «Детский сад №79 «Мечта» 6. Программа развития МДОУ «Детский сад № 79 «Мечта» 7.Образовательная программа дошкольного образования МДОУ «Детский сад № 79 «Мечта». |
Цель | Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам речевого развития детей раннего возраста. |
Задачи | 1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой деятельности детей раннего возраста. 2. Изучить методики и технологии речевого развития детей раннего возраста. 3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их игровой деятельности. 4. Разработать творческие и познавательные проекты, дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме. |
|
5. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям развития речи детей раннего возраста. 6. Создать условия для развития речевой активности воспитанников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды. 7. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников. 8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам активизации речи детей в процессе игровой деятельности. 9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет. | |
Предполагаемые результаты | Для педагога: 1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач речевого развития детей раннего возраста. 2. Разработаны творческие и познавательные проекты по активизации речи детей на основе игрового материала. 3. Разработан учебно-методический комплект: картотека речевых игр на основе фольклора, картотека пальчиковых игр, дидактические игры, сенсорные игры, речевые упражнения, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации. 4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования. 5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей. Для воспитанников: 1. Ребенок хорошо понимает родную речь, может выражать свои мысли и желания. 2. Самостоятельно вступает в речевое взаимодействие |
|
с близкими взрослыми и сверстниками. 3. Знает разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки, прибаутки, песенки, пальчиковые игры. 4. Сформированы элементы диалогического общения. 5. Сформированы игровые действия и произвольное поведение. |
Пояснительная записка
Настоящая программа по самообразованию (далее – Программа) разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми раннего возраста.
Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей.
|
Данные компетенции реализуется с помощью:
- развития представлений о своих профессиональных возможностях;
- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей раннего возраста;
- освоения познавательной базы решения проблемы;
- расширения собственного профессионального образовательного пространства;
- активного взаимодействия с родителями воспитанников.
Профессиональное самообразование проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность выбранной темы
Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО, позволили выявить затруднения (профессиональные дефициты) и проблемы развития профессиональных компетентностей в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями.
Мною были выявлены следующие профессиональные дефициты:
1. Недостаточность теоретических знаний об особенностях становления и развития речевой деятельности у детей раннего возраста.
2. Недостаточность практических умений для развития речевой активности воспитанников в процессе игровой деятельности.
В связи с этим, основными направлениями профессионального самообразования были выбраны:
- формирование необходимых профессиональных знаний по организации различных видов речевой деятельности детей раннего возраста;
- формирование необходимых профессиональных умений по развитию речевой активности воспитанников посредством игры.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
Установка на развитие - современная стратегия обучения родному языку детей раннего возраста.
Речевое развитие детей раннего возраста имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в окружающем мире. Основная функция речи – коммуникативная. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, малыш должен уметь общаться. Особенно актуален вопрос о позиции ребенка как активного участника в речевом взаимодействии с окружающими людьми.
Развитие активной речи детей раннего возраста предполагает умение посредством речи решать свою цель или проблемы. Для этого я уделяю особое внимание:
- формированию умения у воспитанников играть и заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;
- развитию способности объединяться на основе интереса к деятельности;
- педагогической поддержке самостоятельных игр детей (поощряю
принятие роли, помогаю организовать взаимодействие детей со сверстниками на уровне ролевых и партнерских взаимоотношений; участвую в детских играх на правах игрового партнера и т.д.).
Я считаю, что основным средством развития речевой активности детей раннего возраста является игровая деятельность. Именно поэтому при взаимодействии с воспитанниками я использую различные игры не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в режимные моменты: при умывании, кормлении, одевании, прогулке и др.
Для решения задач активизации речи организую целенаправленную работу с детьми по следующим направлениям:
- профилактика и коррекция звукопроизношения;
- развитие мелкой моторики рук, используя при этом специальные игровые упражнения;
- расширение и активизация словарного запаса в процессе игровых видов детской деятельности;
- развитие диалогической речи воспитанников;
- создание в окружении ребенка речевой среды, понятной и доступной ему.
Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми раннего возраста, а также в соответствии с современной стратегией речевого развития воспитанников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.
Цель и задачи Программы
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам речевого развития детей раннего возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой деятельности детей раннего возраста.
2. Изучить методики и технологии речевого развития детей раннего возраста.
3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их игровой деятельности.
4. Разработать творческие и познавательные проекты, дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
5. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям развития речи детей раннего возраста.
6. Создать условия для речевого развития детей воспитанников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
7. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам активизации речи детей в процессе игровой деятельности.
9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.