Контрольные задания, задачи




Античная философия: истоки европейской рациональности

1. Основные этапы античной философии

2. Отличительные черты античной философии: космоцентризм.

3. Формирование философских проблем в первых школах древнегреческой философии:

- проблема первоначала (Милетская школа, Гераклит Эфесский, пифагорейцы)

- проблемы бытия и развития (Парменид, Зенон)

- проблемы человека, морали и познания (антропологический поворот в работах софистов и Сократа).

4. Учение Платона.

5. Философская система Аристотеля.

Рекомендуемая литература

Основная (тексты):

1. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4 т. М., 1975. Т. 1

2. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии. М., 1997.

3. Платон. Апология Сократа // Платон. Соч. в 4 т. М., 1990. Т. 1.

4. Платон. Государство // Платон. Соч. в 4 т. Т. 3. М., 1994.

5. Платон. Пир // Платон. Соч. в 4 т. Т. 2. М., 1994.

6. Платон. Протагор // Платон. Соч. в 4 т. М., 1990. Т. 1.

7. Платон. Федон // Платон. Соч. в 4 т. Т. 2. М., 1994.

8. Платон. Федр // Платон. Соч. в 4 т. Т. 2. М., 1994.

9. Фрагменты ранних греческих философов. М.. 1989. Ч. 1.

 

Дополнительная:

1. Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

2. Асмус В. Античная философия. М., 1976.

3. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

4. Канке В.А. История философии. М.: Логос, 2003.

5. Кессиди Ф.Х. К истокам греческой мысли. М., 2001.

6. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С.302-337.

определяется (каков предмет философии) на каждом этапе.

7. Раскрывая второй вопрос, рассмотрите основные черты философии Античности (космоцентрзм, рационализм, индивидуализм Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

 

Методические рекомендации

Первый вопрос предполагает раскрытие основных этапов античной философии, объясните, чем

и др.)

Третий вопрос представьте в виде таблицы, проследите, как менялись представления о мире: Из чего все? – Что делает мир миром? – Что такое мир? Объясните, почему проблема первоначала носит философский характер. Подумайте, можно ли с помощью материальной «причины» объяснить все многообразие существующих в мире вещей.

Школа Представители Первоначало (архэ)
     
     

 

Рассматривая вопрос о переходе проблемы философии от бытия к проблеме человека, раскройте основные положения софистов и основные взгляды Сократа. Кроме того, рассмотрите сократический метод, в чем его суть?

Четвертый вопрос предполагает рассмотрение философской системы Платона. В первую очередь, рассмотрите устройство бытия, по Платону, затем рассмотрите особенности познания, учение о душе, взгляд на человека и устройство общества, ценностную систему.

Пятый вопрос предполагает раскрытие философской системы Аристотеля. Раскройте понимание бытия, рассмотрите соотношение сущего и сущности, представьте 4 причины бытия, и соотношение идеи и формы. Затем рассмотрите особенности учения о государстве, человеке. Кратко представьте основные положения этики Аристотеля.

Контрольные задания, задачи

Задание 1. Как Вы понимаете тезис Гераклита: «все сущее движется и ничто не остается»

Задание 2. Фалеса (одного из семи легендарных мудрецов) считают первым философом и первым естествоиспыта­телем Древней Греции. Это не означает, что он был философом и естествоиспытателем в том смысле, какой мы вкладываем в эти понятия в настоящее вре­мя. Это означает, что философская позиция, на кото­рую впервые сознательно встал Фалес, позволила ему предпринять первые шаги по созданию науки.

а) Покажите, что точка зрения Фалеса послужила исходным пунктом развития науки.

б) По свидетельству Геродота, Фалес установил, что причина разливов Нила — северные ветры, препятствующие его водам течь в море. Какова связь этого объяснения с общефило­софской позицией Фалеса? Как это же явле­ние стал бы объяснять мифолог?

 

Задание 3. Парменид «О природе» (текст в разделе «Анализ текста»)

Дайте ответ на следующие вопросы:

- как Парменид понимает соотношение бытия и небытия

- как соотносятся бытие и мышление

- почему философское произведение начинается с мифа

 

Задание 4. Как вы понимаете высказывание Сократа «я знаю, что я ничего не знаю»? Каким образом должна быть перестроена фраза, чтобы она перестала содержать противоречие?

Задание 5. Платон «Апология Сократа» (в текстах для анализа)

Реконструируйте суд над Сократом (приведите цитаты):

- Кто и в чем обвинял Сократа?

- Каковы истинные мотивы обвинения?

- Можно ли утверждать, что именно философская позиция Сократа привела его к смертной казни?

- Как аргументирует Сократ свою невиновность?

- Какую оценку дает Сократ разным видам наказания?

- Почему в качестве наказания для Сократа выбрали смертную казнь?

- Считает ли сам Сократ смертную казнь наказанием, или каково его отношение к смерти?

- Что есть истинная задача жизни? Что есть смысл жизни для Сократа?

- Что такое даймонион (демон) в понимании Сократа?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: