Педагогическая коммуникация




Лекция 1.

Понятие коммуникации

Речевая коммуникация

А) Язык и речь.

Б) Структура коммуникативного акта.

3. Многоплановый характер общения

Педагогическая коммуникация

 

1. Понятие коммуникации

Слово "коммуникация" - одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова "communico", (Как оно переводится?), составьте словосочетания со словом коммуникация. (подземные, воздушные, телефонные и т.п. коммуникации, система коммуникаций).

"communico" означает "связываю, делаю общим, общаюсь", так как связь между людьми осуществляется через общение, коммуникацию. От слова "коммуникация" происходят такие слова, как "коммуникабельность" (способность к общению, общительность), "коммуникабельный" (общительный человек), а также слово "коммуникативный" (относящийся к коммуникации). Научное определение понятия, взятое из лингвистического энциклопедического словаря: " Коммуникация - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности".

Объектом нашего изучения в курсе «педагогическая коммуникация » будет являться именно общение между людьми, но в аспекте профессиональной деятельности педагога, развивающейся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.

Но только ли люди способны общаться, передавать информацию друг другу?

Общеизвестно, что насекомые, птицы, животные располагают богатейшими звуковыми и кинетическими (двигательными) средствами обмена информацией. Однако взаимодействие между ними ученые называют "биологически целесообразным совместным поведением, направленным на адаптацию к среде и регулируемым, в частности, сигнализацией".

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка. Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познание, как инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является основным механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность. Без общения как без воздуха человек не может существовать. Без общения невозможно формирование личности ребенка, его воспитание, развитие интеллекта.

Вспомним сказку «Маугли», в которой ребенок попадает в стаю волков и воспитывается среди них, однако повзрослев, осознает, что он человек и хочет вернуться к людям. Это только сказка, так как на самом деле человек не может стать человеком вне общества себе подобных.

Есть примеры детей-маугли в реальном мире, например, «в 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с волчатами двух девочек. Одной на вид было лет 7-8, другой – два года. Младшая вскоре умерла, а старшая, ее назвали Камалой, прожила около 10 лет. Ученый вел подробный дневник наблюдения за ней. Камала ходила на четвереньках, опираясь на руки и колени, а бегала, опираясь на руки и ступни. Пила она лакая, мясо ела только с пола, из рук не брала. Когда к ней подходили девочка рычала, по ночам она выла.

Девочка хорошо видела в темноте и боялась сильного света, огня и воды, не давала себя мыть. Днем она спала, сидя на корточках в углу, лицом к стенке. Одежду с себя срывала и даже в холод сбрасывала одеяло.

Через 2 года Камала научилась стоять, но плохо, через шесть лет ходить, но бегала по-прежнему на четвереньках. В течение 4 лет она выучила только шесть слов, а через 7 лет – 45. К этому времени она полюбила общество людей, стала бояться темноты, научилась есть руками и пить из стакана.

К 17 годам ее умственное развитие было как у 4-хлетнего ребенка. »

??? Какие выводы мы можем сделать?

Чем объяснить, что за 7 лет Камала выучила только 45 слов?

Почему за 10 лет ее умственное развитие достигло уровня 4летнего ребенка?

Способность говорить – не врожденная способность человека. Дети учатся говорить у окружающих их взрослых. При этом есть возраст, в котором мозг ребенка особенно восприимчив к овладению языком, от 2 до 5 лет.

Камала не общалась в этом возрасте с людьми и потому позднее научиться не смогла. Жизненный опыт Камалы ограничивался тем, что она узнала, живя среди волков, оказавшись же в человеческом обществе, но не владея языком, она могла приобретать лишь знания о том, что ее непосредственно окружало, очень многое, что люди узнают при помощи языка (в ходе общения) ей было недоступно, поэтому ее развитие шло очень медленно.

Именно поэтому общение для человека – это среда его обитания.

Главная цель речевой коммуникации - обмен информацией различного рода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: