II.2 Этимология экклезионимов




Этимологическая и ареологическая классификация современных православных экклезионимов города Уфы

 

 

Дмитрий Иванов

МБОУ Школа № 112, 8 класс

 

Научный руководитель:

учитель русского языка Попков С.И. тел. 89649651809

 

Уфа 2017

Содержание

 

I. Введение стр.2

 

II. Основная часть

1. Этимология эккклезионимов стр.3

2. Ареология экклезионимов города Уфы стр.4

3. Экклезионимы в памяти и сознании уфимцев стр.5

4. Опыт создания иллюстрированного словаря экклизионимов стр.5

 

III. Заключение стр.5

 

Использованная литература стр.5

 

Приложение № 1. Иллюстрированный словарь

экклезионимов города Уфы стр.6

 

Приложение № 2. Результаты опросов стр.7

Приложение № 3. Описание полевых экспериментов

и ареологический атлас экклезионимов города Уфы стр.8

 

I. Введение

Язык - настоящий кладезь истории и культуры народа. Но некоторые языковые факты быстро исчезают. История языков - это непрерывные и невосстановимые утраты. После долгой богоборческой эпохи, начатой в 1917 году, когда закрывались и разрушались храмы, переименовывались улицы, язык стал утрачивать целый пласт экклезионимов, названий, связанных с культовыми сооружениями. В современной России возрождается интерес к религии. Возврат общества к духовным ценностям, реставрация и строительство новых храмов, восстановление забытых исторических объектов и их названий подтверждают интерес к изучению экклезионимов. Чем и объясняется актуальность выбранной темы.

В начале XXI века ономатологами России активно изучаются названия внутригородских объектов и других онимов. Процессы ономастического словообразования исследовали М.В. Горбаневский, И.В. Бугаева [5,4], становление имен собственных в русском языке - В.А. Никонов, A.B. Суперанская [3, 10, 12]. Однако следует отметить, что почти не существует работ, которые рассматривают экклизиональные системы российских городов. Таким образом, проблемы региональной экклезионимии остаются недостаточно разработанными: в частности, нет ни одного специального исследования, посвященного детальному рассмотрению экклезионимов города Уфы. Этим и обусловлен выбор темы исследования.

Экклеопространство такого многонационального города, как Уфа – чрезвычайно разнообразно и обширно, в городе существуют культовые объекты более десяти религий. Поэтому логично начать изучение данных онимов постепенно. Мы избрали в качестве исследования современные православные экклезионимы, самой большой по численности религии страны. Изучение данной темы в диахронном аспекте, а также экклезионимов других религий мы избрали в качестве перспективы исследования. Исходя из сказанного, объектом нашего исследования избраны современные православные экклезионимы города Уфы, предметом – этимология, структура и ареология экклезионимов нашего города.

Цель работы: описать современное состояние православной экклизиональной системы города Уфы, показать её важность для культуры города. Задачи исследования заключаются в сбое, систематизации и классификации современные православные экклезионимы города Уфы, составлении иллюстрированного словаря, составления ареологическго атласа.

Гипотеза исследования: современная православная экклезиональная система города Уфы представляет собой сложную совокупность названий, которые имеют различные по величине ареалы распространения, относятся к разным этимологическим классам, имеют определённую структуру. Для исследования выбраны следующие методы: изучение научной литературы, сбор и обработка экклезионимов Уфы, социологические опросы, полевые эксперименты с целью установления микротопонимических ареалов и их дальнейшего картографирования.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые исследуются особенности экклезионимии города Уфы, собраны и систематизированы современные православные экклезионимы нашего города, проведен комплексный анализ системы отдельно взятого ареала, составлен ареологический атлас.

Практическая значимость работы состоит в том, что фактический материал может быть использован при составлении словаря экклезионимов, материалы работы можно использовать при организации краеведческой работы в образовательных учреждениях. Работа может представлять интерес для изучающих историю и культуру города.

 

II.2 Этимология экклезионимов

Н.В. Подольская определяет экклезионимы как собственное имя места совершения обряда, места поклонения любой религии, в том числе название церкви, часовни, креста, монастыря, относя к данному разряду и топонимы[11], образованные от названий культовых мест. Мы в своей работе также будем придерживаться этой точки зрения. Собранные нами двацать пять современных православных экклезионимов позволяют классифицировать их по различным параметрам. С точки зрения этимологии мы разделили изучаемые онимы на несколько групп.

1.Большую часть экклезионимов Уфы составляют онимы, образованные на основе агионимов – имён святых (15 онимов. Спасский храм, храм во имя Святого Преподобного Серафима). Интересную историю имеет Спасский храм. Заложенный в в 1824 году, в честь победы в Отечественную войну 1812 года. Задуман и построен храм в виде колоннад знаменитого Казанского собора Петербурга. В настоящее время уцелела лишь правая колоннада. Известно, что император Александр первый приезжал на строительство храма во время своего пребывания в Уфе в 1842 году.[6, 13]

2. Вторая по численности группа онимов на основе эортонимов – названия религиозных праздников (5 онимов. Покровский храм, Вознесенский храм);

3. Найдены три примера онимов, образованнных на основе иконимов – навания икон (Богородско-Уфимский храм, Богородице-Смоленская церковь);

С появлением Богородского храма связана легенда. Согласно преданию, крестьянину Стефану, ложно обвинённому в воровстве и решившему свести счёты с жизнью, явилась икона Божьей Матери, которая, спасая невиновного, спустилась с высокого дуба ему в руки. На месте явления иконы забил целебный источник, над которым сейчас сооружена часовня, а сама икона была перенесена в построенный неподалёку Храм Пресвятой Богородицы, давший название селу Богородскому. [2]

Небольшое количество онимов данной группы объясняется экстралингвистическими факторами: на территоррии Башкортостана зафиксировано явление только двух икон (Табынской и Уфимско-Богородской)

4. Отмечено небольшое количество эклеотопонимов - топонимов, образованных на основе экклекзионимов. (Архиерейка, Троицкая площадь);

До революции 1917 года эта группа была одной из самых многочисленных, в основном за счёт названия улиц. Из этой эпохи нам в наследство досталось наименование Архиерейской слободы (Архиерейка), которое продолжает использоваться до сих пор. Слобода находилась в исторической части Уфы на склоне реки Белой. Своё название она получила по своему самому крупному зданию — Архиерейскому дому, который стоял над склоном реки вплоть до 1960-х гг. Ныне на этом месте находится Дом Правительства.[2, 14]

Радует первый пример появления новых эклеотопонимов. Площадь напротив Монумента Дружбы носила до недавнего времени Первомайской. Недавно ей вернули историческое название в честь Троицкого собора, построенного в начале 17 века. 16 сентября 1824 года храм посетил приехавший в Уфу император Александр I. 1-го декабря 1955 года [6, 13], Уфимский горсовет принял решение об уничтожении церкви. Впоследствии на месте собора был возведен Монумент Дружбы, в основанием которого послужил фундамент взорванного храма.

5. Единственным представителем группы названий, связанных с социальным назначением культового объекта стал Никольский вокзальный храм. Фактическое отсутствие подобных онимов объясняется исчезновением в атеистическую эпоху и не дошедшей до Уфы возрождаемой традиции строить собственные храмы при учреждениях.

II.4. Ареология экклезионимов города Уфы

Экклезионимы не так давно стали активно проникать в нашу речь, их возвращение в нашем городе ещё не стало массовым явлением, об этом свидетельствует, например, наличие только двух экклеотопонимов. Мы не часто употребляем эти онимы в обыденной речи, поэтому чрезвычайно интересно изучить, насколько распространено это явление.

Используя методологию ареальной лингвистики, мы составили ареальные карты основных экклезионимов города Уфы. Для составления атласа был организован полевой эксперимент (см. Приложение 3), по результатам которого выделены группы экклезионимов по величине ареала: глобальные, охватывающие большую часть города (6 онимов. Богородско-Уфимский храм, Воскресения Христова Собор, Никольский вокзальный храм); преходные, величина ареала от 5 до 10 километров (4 онима. Богородице-Смоленская церковь, Крестовоздвиженский храм; локальные, с величиной ареала до 5 километров (7 онимов. Архиерейскаая слобода (Архиерейка), храм в честь Великомученика Георгия Победоносца); малоизвестные (9 онимов. величина ареала от 0 до 1 километра). Всех часовня скорбящих Радость во имя иконы Божией Матери, храм Святого апостола Андрея Первозванного, церковь Святого Митрофана Воронежского. Результаты полевых исследований свидетельствуют о том, что современные православные экклезионимы ещё не вошли в сознание горожан.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: