6 сентября
3,2 тыс. дочитываний
5 мин.
Метафорические ассоциативные карты
И снова здравствуйте, дорогие читатели и собеседники!
А также сочувствующие жертвам абьюза и...кидающие в них камни. Увы, таких тоже находится немало. Оно и понятно: "Я б такого никогда не потерпела...вот я бы...хватит сопли жевать, уходи от него...сама виновата, думать надо было...", ну и т.д. и т.п., как говорится...
Туда же и психологов отправим, которые, якобы, нафиг никому не нужны.
Очень уж мне хочется утереть нос всем виктимблеймерам (обвинителям жертв), а по сути таким же скрытым абьюзерам (да-да, именно так: отстуствие сочувствия человеку страдающему - маркер показательный, если что).
Человеческий мозг очень пластичен. Именно это помогает ему и орагнизму в целом адаптироваться к текущим условиям жизни для того, чтобы максимально эффективно выживать и, если повезет, то размножаться и даже самореализоваться.
Но везет, увы, не всем, не всегда, не везде.
Не все в жизни зависит от нас самих.
Детство. Мы его себе не выбираем, а оно кардинально определяет течение нашей взрослой жизни в проблемную или благополучную во всех отношениях сторону.
Что еще пластично в мире? Глина, пластилин, тесто. Всему этому мы может придать с помощью силового воздействия любую нужную нам форму.
То же самое с пластичностью мозга - он очень податалив влиянию извне. Вот почему так важно окружение свое выбирать, сознательно строить, а не влипать в первое попавшееся. Особенно, если детство было тяжелым.
В случае с мозгом силовым воздействием являются: внутреннее состояние (эмоции и смыслы), поведение, действия и слова, образ жизни близких нам людей. В близких отношениях мы буквально мнем друг друга как пластилин. Кто-то делает это бережно и нежно, кто-то грубо и небрежно.
|
Метафорические ассоциативные карты
Любые!!! отношения трансформируют людей, находящихся в той или иной связи.
Цель абьюзера - сломать жертву и удерживать ее около себя как можно дольше, управляя ею и подчиняя ее волю и ресурсы себе.
Как правило, в жертвы абьюзер бессознательно точно выбирает себе человека, который уже заведомо лишен внутренней способности сопротивляться (часто благодаря родительскому абьюзу, в случае с родительским влиянием - ребенок сам по себе слаб физически и умственно, чтобы понять, что происходит и дать адекватный отпор).
Для того, чтобы жертва стала послушной и удобной, ее надо этому "обучить", а проще и точнее, жестче и правдивее говоря, выдрессировать.
Разве лев и тигр в цирке перестают быть хищниками? Да нет же. Просто они с помощью дрессировки погружаются в состояние выученной беспомощности. И если дрессура постоянной не будет, животное снова быстро одичает и проявит себя во всей красе.
С жертвой абьюза происходит такая же процедура - ее приучают к ощущению безвыходности ситуации и мнимой беспомощности и зависимости от агрессора, который предстает уже не как угнетатель, а как защитник от агрессивного мира, кормилец и спаситель...
Метафорические ассоциативные карты
Сначала жертве говорят двусмысленные комплименты, сбивая ее с толку, потом обесценивают подколками и злым юмором, позже просто оскорбляют и обвиняют во всем, обесценивают и ее саму и все, что она делает, говорит, думает, стыдят, а если этого недостаточно, то в ход идут и запугивание, вербальное, моральное и агрессивные действия разной степени тяжести.
|
Со временем жертва в силу потери уверенности в себе, статуса, ресурсов сама старается изолироваться от посторонних глаз, а абьюзер очень активно со своей стороны содействует этому, что окончательно в итоге лишает жертву здорового взгляда на ситуацию и возможностей к активным действиям себе во благо.
А если быть объективной до конца, то второй и последующий абьюзеры в жизни жертвы очень легко активизируют в ней заложеннную с детства модель выученной беспомощности и нужды в поводыре и командире. Сами абьюзеры являются триггерами, запускающими соответствующий губительный для жертвы стиль поведения.
Если задаться целью, любого человека можно выдрессировать до состояния выученной беспомощности. Такое часто происходит с заложниками, военнопленными. Однако, если в плен попадает относительно психически благополучный человек, он будет сопротивляться (хотя бы внутренне) до последнего.
Другая ситуация с жертвой абьюза в детстве. Сопротивление ее уже сломлено до основания. Это идеальный объект для деструктивных отношений. В результате многоэпизодного или однократного (но очень сильного по воздействию абьюза), неважно какого: морального, физического, в особенности, сексуального формируется так называемое комплексное посттравматическое стрессовое расстройство, которое характеризуется прктически постоянно внезапно возникающими флешбеками (отбросом психики в первоначальное сильное стрессовое состояние, испытанное при первом в жизни или при самом сильном акте абьюза, то есть в измененное, неадекватное текущей реальности состояние сознания, а соответственно восприятия и реагирования). Триггеров, запускающих такие флешбеки масса, если все детство проходило на фоне абьюза, все, что угодно может стать триггером. И это настоящая проблема для жертвы. Ей практически постоянно плохо, страшно, тревожно, стыдно, не покидает ощущение вины, со временем возникает серьезная психосоматика, и она становится уже реально беспомощной, окончательно растерявшейся и смирившейся со злым роком.
|
Метафорические ассоциативные карты
Теперь к вопросу о пользе психологов (психотерапевтов, психиатров).
От выученной беспомощности можно и нужно раз-учать-ся. Целенаправленно и долго. На всех уровнях - бессознательном, сознательном, мысленном (смысловом и установочном), поведенческом и действенном. На уровне выбора окружения. Сделать это в одиночку, не представляя себе пути, не зная механизмов работы психики, не выполняя постоянные, специально подобранные упражнения на осознание и изменения паттернов мышления и действия, не получая часто необходимую медикаментозную помощь для стабилизации эмоционального состояния как условие для возможности работы с психологом, практически невозможно.
Сбежать из деструктивных отношений получится, но просто так сбежать от себя, от своих деструктивных сценариев, привычек, установок, смыслов нельзя без серьезной психотерапевтической работы над собой, которая может продлиться не один год.
Выученность - это результат длительного процесса. Разучивание и научение эффективным способам взаимодействия - процесс вдвойне длительный, энергозатратный (и для жертвы, и для специалиста) и трудоемкий.
У меня пока на сегодня все. Об этой теме можно писать трактаты. Да и написано их уже немало. Поэтому, большая просьба к тем, кто данной темой не владеет, оставить оскорбления и обвинения в адрес жертв деструктивных отношений при себе. Потому что у тех, кто это читал, работал с такими людьми или пережил абьюз сам, желания кидать в жертву камни просто не может быть.
Психически благополучный человек может выбирать свою судьбу. Для жертвы, увы, эта судьба уже выбрана - всю жизнь тянуть себя за шиворот, собирать по пазлам и учиться просто жить, вместо того, чтобы выживать. И это архитрудно делать, когда каждый встречный-поперечный норовит ткнуть в тебя пальцем, посмеяться и покрутить у виска, вместо того, чтобы поддержать хотя бы словом или улыбкой, не говоря уже о более существенной помощи (по возможности, конечно).
Каждый, бросивший камень в жертву, даже маленький камешек, песчинку, воспользовавшийся ее незавидным положением и нуждой в помощи, защите и понимании - преступник, вдвое больший, чем первый абьюзер. Потому что нормальные люди лежачего не бьют!
Метафорические ассоциативные карты
Друзья! Уверена, у большинства из Вас есть аккаунты ВКонтакте, приглашаю присоединиться к очень полезному, интересному, вдохновляющему, помогающему поддерживать здоровый контакт с собой психологическому сообществу "Метафорическое танго"!
Https://vk.com/mettango