Анализ процесса и результата работы с родителями
Цель анализа работы с родителями: определение эффективности работы в ДОО по сотрудничеству с семьей, путем всестороннего обследования процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по взаимодействию с семьями воспитанников. Задачи: Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практики работы ДОО позволили выделить критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи. Критерии анализа годового плана: 1) планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год; 2) учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий; 3) планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана; 4) разнообразие планируемых форм работы; 5) планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.); 6) выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа; 7) выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов: 1) планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей; 2) разнообразие планируемых форм работы с семьей; 3) наличие анализа результативности проведенных мероприятий. Критерии анализа протоколов родительских собраний: 1) разнообразие тематики и форм проведенных собраний; 2) отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей); 3) учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий. Предложенные критерии анализа документов позволяют определить: учитывает ли ДОО их потребности семьи, наполняет мероприятия содержательным и интересным для родителей материалом, стремится ли к постоянному повышению компетентности педагогов в области взаимодействия с родителями. Подтверждением того, что планируемые мероприятия действительно реализуются, являться фактический материал: сценарии и конспекты, фото- и видеоматериалы. Неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи, т.е. индивидуального подхода. Для анализа данного вопроса мы также предлагаем ряд критериев:
1) проведение в ДОО социологических срезов для получения данных о семьях; 2) изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания; 3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы 4) изучение запросов, нужд, интересов родителей; 5) выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания; 6) изучение мнения родителей о работе ДОО и взаимодействии с педагогическим коллективом. Для осуществления полноценной оценки важно также выяснить мнение родителей о качестве работы ДОО, о трудностях, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. В этом способны помочь различные тесты и анкеты. Оценка состояния взаимодействия ДОО с семьями позволяет условно подразделить детские сады на три уровня: высокий, средний и низкий. Предлагаются следующие параметры. Высокий уровень организации взаимодействия ДОО с семьей: 1) отсутствие формализма в организации работы с семьей; 2) учет социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании работы учреждения; 3) социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учет его особенностей в планировании работы; 4) использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей; 5) систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО в области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами); 6) стремление к диалогу при организации работы с родителями; 7) выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания; 8) «открытость» ДОО для родителей; 9) осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей. Средний уровень организации взаимодействия ДОО с семьей: 1) стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу; 2) минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей; 3) изучение социального профиля семей воспитанников (без активного использования полученных данных в работе); 4) сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы, при большем акценте на традиционные формы; 5) нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогов в области взаимодействия с семьей; 6) организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни; 7) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников; 8) использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения. Низкий уровень организации взаимодействия ДОО с семьей предполагает: 1) формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей; 2) отсутствие учета в работе интересов и потребностей и запросов родителей; 3) изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе); 4) бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей; 5) организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников 6) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников; 7) отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей; 8) неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов. Определение уровня взаимодействия ДОО с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой - обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки. Такой дифференцированный подход может способствовать повышению эффективности общения ДОО и семьи.
Вывод (закрепление): 1. Какова цель оказания педагогической помощи семье? 2. Каковы методы и приемы оказания педагогической помощи семье? 3. По каким направлениям ведется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. 4. Какова цель и задачи анализа работы с родителями? 5. Каковы критерии анализа работы с родителями? Читайте также: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...
Общественный строй славян. Восточные славяне в древности: Главным занятием славян было...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |