Цель анализа работы с родителями: определение эффективности работы в ДОО по сотрудничеству с семьей, путем всестороннего обследования процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
Задачи:
- активизация усилий педагогического коллектива детского сада в проявлении творчества, развитие наглядных форм работы с родителями;
- улучшение взаимодействия между участниками педагогического процесса.
Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практики работы ДОО позволили выделить критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи.
Критерии анализа годового плана:
1) планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
2) учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;
3) планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;
4) разнообразие планируемых форм работы;
5) планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
6) выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа;
7) выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе.
|
Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
1) планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;
2) разнообразие планируемых форм работы с семьей;
3) наличие анализа результативности проведенных мероприятий.
Критерии анализа протоколов родительских собраний:
1) разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
2) отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);
3) учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.
Предложенные критерии анализа документов позволяют определить: учитывает ли ДОО их потребности семьи, наполняет мероприятия содержательным и интересным для родителей материалом, стремится ли к постоянному повышению компетентности педагогов в области взаимодействия с родителями. Подтверждением того, что планируемые мероприятия действительно реализуются, являться фактический материал: сценарии и конспекты, фото- и видеоматериалы.
Неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи, т.е. индивидуального подхода. Для анализа данного вопроса мы также предлагаем ряд критериев:
1) проведение в ДОО социологических срезов для получения данных о семьях;
2) изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;
3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы
4) изучение запросов, нужд, интересов родителей;
5) выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;
|
6) изучение мнения родителей о работе ДОО и взаимодействии с педагогическим коллективом.
Для осуществления полноценной оценки важно также выяснить мнение родителей о качестве работы ДОО, о трудностях, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. В этом способны помочь различные тесты и анкеты.
Оценка состояния взаимодействия ДОО с семьями позволяет условно подразделить детские сады на три уровня: высокий, средний и низкий. Предлагаются следующие параметры.
Высокий уровень организации взаимодействия ДОО с семьей:
1) отсутствие формализма в организации работы с семьей;
2) учет социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
3) социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учет его особенностей в планировании работы;
4) использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей;
5) систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО в области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами);
6) стремление к диалогу при организации работы с родителями;
7) выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
|
8) «открытость» ДОО для родителей;
9) осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.
Средний уровень организации взаимодействия ДОО с семьей:
1) стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу;
2) минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей;
3) изучение социального профиля семей воспитанников (без активного использования полученных данных в работе);
4) сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы, при большем акценте на традиционные формы;
5) нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогов в области взаимодействия с семьей;
6) организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;
7) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;
8) использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения.
Низкий уровень организации взаимодействия ДОО с семьей предполагает:
1) формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;
2) отсутствие учета в работе интересов и потребностей и запросов родителей;
3) изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе);
4) бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей;
5) организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников
6) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;
7) отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей;
8) неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.
Определение уровня взаимодействия ДОО с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой - обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки. Такой дифференцированный подход может способствовать повышению эффективности общения ДОО и семьи.
Вывод (закрепление):
1. Какова цель оказания педагогической помощи семье?
2. Каковы методы и приемы оказания педагогической помощи семье?
3. По каким направлениям ведется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
4. Какова цель и задачи анализа работы с родителями?
5. Каковы критерии анализа работы с родителями?