Контрольная работа
По дисциплине: Социология
Тема: Социальная адаптация
И индивидуализация в развитии личности
Год
содержание
Введение.. 3
Глава 1. Личность.. 5
§ 1.1. Основные понятия.. 5
§ 1.2. Социальный статус и социальная роль личности.. 7
Глава 2. Социальная адаптация и индивидуализация в развитии личности.. 9
§ 2.1. социализация личности.. 9
§ 2.2. социальная адаптация.. 14
§ 2.3. Индивидуализация в развитии личности.. 16
заключение.. 18
литература.. 19
Введение
В научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.
Развитие человека — очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает превращение его из биологического индивида в социальное существо — личность.
Анализ литературы, теория и практика исследований показали, что адаптационные проблемы возникают повсеместно. Наиболее остро (в рамках системы народного образования) они проявляются при начале учебы в школе, переходе из класса в класс, при выпуске учащихся из школы, при поступлении в специальные учебные заведения, мобилизации юношей в армию и т. д.
|
Ряд этих процессов и само явление социальной адаптации давно уже служат объектом пристального внимания как со стороны отечественных, так и зарубежных ученых разных специальностей: социологов, педагогов, психологов, физиологов, медиков и практических работников органов просвещения.
В научный обиход последних лет вошел термин «социальное воспитание», осуществляемое в связи с потребностью общества. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.). Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.
Цель данной работы – изучить процесс социальной адаптации и индивидуализации в развитии личности.
Для достижения поставленной цели, мной предполагается решить следующие задачи:
1. определить понятия «социальная адаптация», «индивидуализация», «личность»;
2. проанализировать процесс социальной адаптации и индивидуализации в развитии личности.
Глава 1. Личность
Основные понятия
В обыденной жизни часто отождествляют такие понятия, как «человек», «индивид», «личность». Но в социологии данные понятия не рассматриваются как синонимы и достаточно четко различаются при всей их близости и взаимосвязи. И для того чтобы понять, что такое личность, необходимо в первую очередь провести разграничение этих понятий.
|
Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей тогда, когда важно отметить принадлежность лица к человеческому роду.
Человек — это биосоциальное существо.
А когда необходимо подчеркнуть, что речь идет не о всем человечестве, а об отдельном представителе человечества, конкретном носителе всех социальных и психологических черт человека (разума, воли, интересов, потребностей и т.д.), то употребляют понятие «индивид».
Индивид — это конкретный человек как представитель человеческого рода.
Человек в момент рождения – индивид. Индивид — это не «один », а «один из » человеческого общества. Понятие подчеркивает зависимость человека от общества.
Понятие «личность», как отмечает известный российский социолог И.С.Кон, очень многообразно. «С одной стороны, оно обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого или косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения. Этот второй аспект понятия наиболее важен с точки зрения социологии, которую отдельный человек интересует не сам по себе, а как член определенного общества, класса, социальной группы, воплощающий в себе некоторые социально типичные черты[1]».
|
Таким образом, данное понятие употребляют в двух смыслах. В первом случае под личностью понимается человек как субъект отношений и сознательной деятельности (т.е. лицо в широком смысле слова), а во втором — устойчивая система социально значимых черт и качеств, характеризующих индивида как члена определенного общества или общности.
Личность — это социальные качества индивида, приобретаемые им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность – это самоутверждение человека в профессии, учебе, любви, семье и т.д.
Личность — это индивидуальность, осознающая свою индивидуальность. «Личностью не рождаются, а становятся» (А.Н.Леонтьев). Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. Вместе с тем у шизофреников может наблюдаться расщепление личности, а у олигофренов — ее отсутствие.
Личность отличается самостоятельностью в поступках, она способна нести ответственность и решать проблемы, а также контролировать свое поведение и обладает силой воли.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философию проблема личности интересует в широком историко-теоретическом плане. Она намечает подходы к решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Таким образом, философию интересует личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.
Психология под личностью чаще всего подразумевает субъект сознательной деятельности в мотивационной сфере, изучает личность в качестве устойчивой целостности.
Социология, в отличие от других наук, при изучении личности выделяет социально-типичное. «Ключевым вопросом социологии является выяснение, является ли каждый человек личностью или нет? И если да, то что из этого следует для него самого и для общества?[2]» Социологическую теорию личности интересует процесс формирования личности и развитие ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных отношений, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения личности. Некоторые проблемы являются общими для социологии и социальной психологии, поэтому граница между ними в значительной степени условна.
Центральной проблемой всех социологических исследований выступает проблема взаимоотношения общества и личности. В центре внимания социолога постоянно находится сложное взаимодействие общества и личных интересов.
Социальный статус и социальная роль личности
Социальные связи между людьми основываются на каких-то функциях. Каждая личность имеет определенный социальный статус.
Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией и семейным положением. Он бывает двух видов: предписанный и достигаемый. Личность всегда способна повлиять на свой достигаемый статус.
Социальная роль — это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»
Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т.Адорно, К.Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества – это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.
Мы не станем углубляться в эту тему, а рассмотрим проблемы социальной адаптации человека к современным условиями жизни.
Глава 2. Социальная адаптация
и индивидуализация в развитии личности
Социализация личности
Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.
Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы окружающего его общества, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе, таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.
Социализация происходит как стихийно (за счет инстинкта подражания, а также за счет восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием».
Одним из результатов социализации является то, что человек начинает рассматривать принятые в обществе взгляды как нечто само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению.
Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.
Социологи обращают внимание на процесс становления личности, на то, как проходит его социализация. Превращение ребенка во взрослого происходит благодаря воздействию на него двух социальных институтов: семьи и системы общественного воспитания (в данном случае социальным институтом могут выступать не только какие-то учреждения, а даже улица, оказывающая определенное влияние на воспитание человека).
В процессе своего становления (социализации) человек сначала усваивает средства общения между людьми (учится говорить), потом у него вырабатываются навыки различной деятельности (от умения держать ложку до освоения профессий). Он усваивает набор необходимых знаний и норм поведения, также общепринятую в его социальной общности систему ценностей. Но даже после того как человек стал взрослым, связь его с обществом не обрывается. На уже сформировавшуюся личность продолжают оказывать воздействие по меньшей мере две системы отношений, во-первых, на производстве, а, во-вторых, в семье.
Стадии социализации. Социологи выделяют несколько стадий:
1. Первичная стадия социализации или стадия адаптации: длится от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает окружающим).
2. Стадия индивидуализации: у человека появляется желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения.
3. Стадия интеграции: она проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом. Если же социум отвергает человека, то возможен один из следующих вариантов поведения человека:
а) сохранение непохожести и появление агрессивных взаимодействий людьми и обществом;
б) изменение себя (стать как все);
в) внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, период его трудовой деятельности. Человек усваивает социальный опыт, и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий важный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его следующим поколениям.
Основной период социализации личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.
Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации — печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач. Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества. И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности. Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.