Г де бы ни предлагались земному человеку слова из Света, там в желании постичь он преобразует их смысл по своим земным человеческим обычаям и этим затягивает слова в узкий круг своих ожиданий и желаний.
Не переставляя их, судя по дословному тексту, он всё-таки унижает их, потому что он забывает, что такие слова исходят не от человеческого ума, а приходят с такой высоты, которая недоступна для его постижения.
Однако он и не старается в таких случаях, по меньшей мере, перестроить свой образ мышления, попытаться до некоторой степени следовать тем путём, которым слова сошли к нему, или хотя бы положить их в основу своего желания постичь, но в своём самомнении он просто считает, что Бог должен говорить с ним с человеческой позиции, если Он хочет сообщить ему нечто для его спасения.
Не имеет никакого смысла противиться этому факту; потому что так есть, как снова и снова обнаруживается каждый день!
Но именно это станет для человека погибелью; потому что таким образом он никогда не принимал протянутую ему для восхождения руку, и теперь, в проявлении последних обратных действий, должен на самом себе пережить, что отстранена рука, которую он до сих пор небрежно оставлял в стороне, чтобы гордо пройти мимо неё в иллюзии стремления к своему собственному знанию.
Он больше не найдёт её именно тогда, когда в час нужды он бы охотно схватил её!
Но это столь решающе для каждого человека и столь важно, отказаться от этой лености и этого самомнения, что я должен снова и снова говорить об этом, чтобы попытаться втолковать это людям таким образом, чтобы они меня поняли; потому что без этого изменения от основания они не способны снова восходить духовно, несмотря на то, что они пытаются в столь многих формах имитировать себе это.
|
Ведь формы, которые они сами придумали, все ложны и теперь должны разрушиться. При этом люди будут ввергнуты в отчаяние и затем, больные телом и душой, погибнут, если прежде они не решатся, послушные, как дети, подчиниться Слову Истины и со всей оставшейся у них силой в труде снова не взберутся одна за другой по ступеням, с которых они незаметно соскользнули в упрямстве утверждения, что они знают лучше!
Ложное мышление из-за искривления земного рассудка!
Это невыразимо печально, что повсюду именно эта главная ошибка людей столь бросаясь в глаза, протискивается на передний план во всём их мышлении и при этом затушёвывает ясность их перспективы.
Что бы человек ни обдумывал, где бы он ни пытался проверять, его самомнение не позволяет ему прийти к Истине, потому что таким образом он сам стоит на ложной почве, от которой он никогда не сможет мыслить правильно, даже если он честно старается.
И так большая часть всех людей теперь также опустится в бездну, не предполагав этого, не замечая этого в начале падения.
Но этот момент наступит не в будущем, он уже тут. Большинство людей уже какое-то время находятся в состоянии падения, и они также не смогут больше задержать это падение, потому что они слишком поздно придут к осознанию; так как они не слушали то, что ещё позволило бы им своевременно добиться спасения, потому что в соответствии со своим тщеславием в ожидании и надежде они направляли взгляд в ложную сторону.
Но когда они наконец захотят обернуться, тогда они больше не достигнут спасения; потому что тем временем раскрылась пропасть, которую невозможно преодолеть, в то время как их самих отнесло уже слишком далеко к водовороту уничтожения, который больше не отпустит их из своего засасывающего потока. И так большие массы станут жертвой своих, желанных ими самими заблуждений, потому что в действительности они самым преданным образом повиновались только собственным желаниям, а всему иному уделяли незначительное внимание.
|
И эти собственные желания, которые правят теперь уже тысячелетия, за которыми человек с большой заботливостью ухаживал и которые воспитывал, так укоренились благодаря уходу, что они уже протискиваются во всё, что даже всякое наилучшее стремление уже при возникновении пронизано злом, без того чтобы сам человек замечал что-либо из этого.
Он не верит этому, даже если ему указывают на это, он не считает это возможным, и всё-таки они тут, они постоянно сидят в засаде и внезапно прорываются, силой добиваются значимости, часто именно тогда, когда нужно быть самоотверженным, как этот требует служение Богу.
А так как в Тысячелетнем Царстве будет существовать уже лишь служение Богу, как основа всех действий, как основная предпосылка позволения бытия вообще, то вы можете себе представить, что при этом произойдёт, что ожидает это человечество!
Это нечто, что даже самые серьёзные среди ищущих или среди тех, которые утверждают, что уже нашли, не способны себе представить. И всё-таки это станет деянием, широкоохватным, просеивающим, судящим!
Все вы включены в это; потому что и вы ещё не познали серьёзность грядущих событий и требования, которые Бог предъявляет к вам.
|
По этой причине сегодня я ещё раз остановлюсь на этом более подробно; потому что теперь наступило время, когда вы должны выдержать испытание во всём, и в этом тоже. Для меня эта постоянно повторяющаяся необходимость предостерегать уже безнадежна; потому что лишь редко я нахожу понимание этого, и вы, люди, стали привычными к этому. Так как это столь часто происходит, вам это кажется слишком знакомым, и вследствие этого вы воображаете, что уже постигли это. Но слова лежат без употребления в совершенно скрытом углу вашей души, ещё ожидая воскресения.
Вы не обращаете на них внимания, потому что можете снова и снова иметь их, по крайней мере вы так думаете, и прежде всего потому что они вам не очень нравятся. Они неудобны для вас, поэтому кажется, будто они вас утомляют или не могут дать ничего нового, и по этой причине вы проходите мимо них, оставаясь с пустыми руками, чтобы быстро отвлечься снова на другие мысли.
Я хорошо это знаю. Однако несмотря на это, я ещё раз подробно остановлюсь на этом условии изменения столь важном и неизбежном для вас, даже если вы полагаете, что вы уже точно осведомлены об этом.
Вы этого не знаете! Потому что снова и снова вы предъявляете новые несомненные доказательства незнания.
Возьмем сначала Слово, Послание! Я тут не беру отдельные случаи среди вас, но с большим или меньшим изменением это же в основе всегда совершенно в точности то же самое у всех людей, даже если при этом внешние формы иногда проявляют себя существенно различными. Тогда они лишь соответственно приспособлены к данным земным обстоятельствам отдельных людей, их уровню образования и опыту.
При этом мы полностью исключим высокомерных зубоскалов и духовно ленивых; потому что этим они так или иначе сами уже осуждают себя и для будущего больше не принимаются во внимание. Таким образом нам вовсе не нужно говорить о них.
Поэтому возьмем серьёзно ищущих Света и ещё подвижных духовно.
Представьте, что такой человек входит в соприкосновение со Словом Послания. Оно должно и станет как-либо задевать его, потому что иначе вообще не может быть с духом, коль скоро это Слово, которое приходит из Света, проникает к нему. Любой дух будет слушать Его, если он ещё не слишком замурован или ещё не спит.
При этом человек ощутит радость или страх, углубится в Слово и при этом возможно познает Его. Теперь возьмем тех, которые к своему спасению познают. С проникновением в Слово они глубоко взволнованы, они чувствуют себя
освобождёнными, возвышенными. Готовые признать ошибки, исправиться, они просят совета, силы и охотно заводят разговор о своих затруднениях, будь это устно или письменно. Затруднения преимущественно земного характера и лишь совсем редко духовного.
Затруднения, виновниками которых были они сами, для которых они дали причину.
И хорошо заметно, что это хорошие, те, которые восприняли Слово и хотят измениться!
Смотрите сами: при познании они тотчас приходят с просьбами, в которых вибрирует
ожидание исполнения! И это они называют желанием служить Богу!
По их мнению они имеют великое «доброе стремление», а остальное теперь сделает сила Света. Или... должна сделать? Да, по их мнению слово «должна» верное, значит это согласно их самому внутреннему мнению! И согласно их ожиданию Свет теперь должен помочь таким образом, как они это желают и представляют! Ведь их мысли — это желания, а их молчаливые желания - невысказанные, едва ставшие ясными мысли.
Наилучшим и величайшим, что может дать человек Творцу и Хранителю, как он ошибочно полагает, является то, что он станет на колени перед Ним и покорно воззовет:
«Вот Тебе моя душа, Господи. Поступай с нею по Твоему усмотрению!»
Это высочайшее, что человек способен сделать, и в то же время - самое смиренное и лучшее, а также правильное... согласно его земному мнению!
Но это не так! В этом его действии лежит лишь вялость и леность его духа, которые этим выражаются!
При этом не Бог должен хотеть действовать ради человека, но всегда только человек
должен сам делать это для себя! Должен стараться изо всех сил исполнить, наконец, Законы Божьи! Идти путём, который ещё раз показывает ему Слово Истины.
Как всё-таки глупы люди и, несмотря на это, как искусны, обманывая самих себя в том, что должно быть для них самым драгоценным и таковым должно оставаться, если они хотят, чтобы им было позволено ещё впредь наслаждаться милостями их Бога.
Ложное и искривлённое во всех действиях и мышлении этих земных людей столь ужасно, что, беспокоясь о них, должно было бы отчаяться, не зная об очистительной буре, которая разразится теперь в Силе Света для спасения тех, у которых ещё есть маленькая искра их духа, сокрытая и тлеющая под наступающими обломками всех человеческих заблуждений.
Такая искра будет раздута бурей или погашена, в зависимости от тоски и стремления этой искры.
И несмотря на глубокую серьёзность этого времени человек все ещё пытается всунуть свои маленькие собственные желания и собственное знание в механизм великого действа Творения, чтобы сформировать по своему разумению даже те исполнения, которые происходят из Божьего Всемогущества!
Однако они никогда не признаются во всём этом, ни за что! Наоборот, они твёрдо придерживаются мысли, что их ложный образ действий уже является первым шагом к преобразованию. И этот шаг они обозначают смирением, они горды своим доверием к помощи из Света, о которой они просят и которой ожидают.
Но в действительности гибельные собственные желания при этом снова вмешались в первый шаг и этим сильно замутили его волю к подъёму!
Люди не замечают ничего этого. Они разочарованы, если тотчас видимо не
устанавливается помощь им, несмотря на то, что на чашу весов они бросили только своё «желание» и больше ничего! Для них «желание» уже было деянием, которое однако дошло только до «просьбы», что они уже считают чем-то совершенно особенно великим.
Конечно, «доброе желание» в этом в нынешней искривлённости является уже чем-то великим и даже редким, однако этого недостаточно для исполнения требования, которое Бог ныне предъявляет человечеству для его спасения! Только строжайшее, самое беспощадное требование ещё вообще может принести спасение человечеству, потому что иначе они не пробудятся и вскоре снова впадут в старое, ложное и в духовную инертность. И Бог требует! Сейчас Он требует от вас, прежде чем Он снова даст вам нечто, потому что вы же не хотите добровольно решиться использовать Его пути, которые Он велел вплести в Творение для вас и которые одни в согласии с Его Волей!
Доброе желание человечества бесполезно, если это желание не превращается в действие.
Превращается в действие через самих людей, прежде чем они снова предстанут перед Богом с обновленными просьбами!
Это совершенно отчётливо представлено в Послании как основная предпосылка. Люди сами должны сейчас один раз доказать через свои деятельные усилия, насколько серьёзно для них их собственное спасение!
Только тогда Господь ещё раз милостиво примет их. Однако это несомненно нечто иное, совершенно иное, чем пытаются представить себе даже желающие добра люди! И я уже более чем однажды особо указывал на это в моём Послании.
Кто не хочет исполнять и потрудиться сам, побороться за себя, тот более не достоин и помощи!
Только в честной борьбе и в труде приходит помощь в Силе, иначе она ненаступает. Только в борьбе, в действии каждый человек открывается правильным образом, так что Сила и с нею помощь может влиться в него.
Сила является помощью, когда он её применяет, то есть использует! Однако никогда не иначе, чем в своих действиях! Люди должны преобразоваться, а затем приходить, но они не должны приходить, чтобы позволить себя преобразовать!
Как человек должен изменить себя, что ему при этом нужно делать, подробно объяснено в моем Послании!
Если он хочет найти это в нём, то оно и будет им найдено, в любом случае. Ни при каких обстоятельствах, какими бы они ни были, моё Слово не оставит ищущего непросвещённым.
И поэтому тот, кто приходит с вопросами, не понял Послание, он не разобрался в нём достаточно глубоко и серьёзно. Значит он также недостаточно серьёзен в своих поисках! Он не берёт на себя тот труд, который является условием, если ему должна воздаться, помощь. Поэтому он будет ожидать помощи напрасно.
Запечатлейте это в своём сознании, вы, называющие себя искателями! Вы сами найдёте в этом мерило подвижности вашего духа, с которым вы не сможете обмануться.
Спрашивание - это склонность к лени у того, кто сам имеет в руках Послание. Он не проявляет достаточной активности, иначе у него не осталось бы ни одного вопроса.
Ищите и вы должны будете найти то, что нужно для вас! Однако искать, то есть стараться, должны же вы.
А в усилии вы найдёте тодуховное переживание, в котором вы нуждаетесь, если вы хотите извлечь для себя пользу из моего Слова! Потому что даже если бы я вознамерился непрерывно объяснять вам, отвечая на все ваши вопросы, если бы я обучал каждого человека столетиями, он не смог бы иметь от этого никакой пользы; потому что несмотря на это он тогда бы ничего не пережил!
Постоянно стремясь вперёд в желании знать, он вообще не может прийти к переживанию того, что он изучает. Каждое выученное слово сначала должно однажды стать действием! Только в деятельности, даже будь она только духовной, отдельный человек может добиться обладания им!
По этой причине не имеет смысла снова и снова пытаться услышать от меня новое.
Я уже достаточно сказал, так много, что всей вашей земной жизни не хватит, чтобы претворить в жизнь произнесённое внутри вас, ещё меньше во внешней деятельности!
Сначала поступите однажды согласно тому, что я до сих пор вам говорил! Но вы медлите с этим, полагая, что сначала вам нужно узнать ещё значительно больше, чтобы по возможности знать всё, прежде чем вы положите настоящее начало в отношении самих себя.
При этом вы ведь всё время заняты только тем, чтобы запечатлевать новое в своём рассудке. Для переживания уже сказанного у вас не остаётся времени. И так вы упускаете всё! Оставьте же погоню за новым; потому что вы ведь можете начать лишь с малого, если хотите полностью исполнить всё так, как это должно быть.
Во всём этом Творении нет исполнения без начала, за которым следует постоянный рост, выгоняющий цвет и плоды, которые снова несут в себе новое становление.
Так, как вы проявляете себя сейчас, с вами может произойти лишь как с земным телом, которое должно стать вялым, как только оно пресыщено! Иначе невозможно. Только бодро начав, с малого и в смирении, а затем, сначала медленно, но уверенно - вперёд в знании!
Иначе вы не сможете достичь ничего, потому что для земного человечества в Послании всё новое, даже если иное в нём кажется вам знакомым. Однако это только так кажется, потому что вы пытаетесь слишком поверхностно обращаться с ним.
Если вы рассмотрите это правильно, в прилежном усилии активного духа, это - новое!
Только проявите активность сами и не приходите немедленно с вопросами о препятствиях и затруднениях, от которых в настоящее время вы должны страдать. Сначала правильно воспримите моё Слово и постарайтесь пережить его в себе, тогда всё наверняка переменится!
Поэтому внимательно наблюдайте за собой и позаботьтесь, чтобы в служении вы смогли стать способными отказаться от пристрастия к собственным желаниям, чего, разумеется, вы достигнете только если вам удастся распознать эту роковую для вас ошибку.
Это не трудно, как только вы рассматриваете самих себя из Слова Послания с непреклонностью, которую должен применять по отношению к самому себе каждый серьёзно ищущий и стремящийся к Светлым Высотам, если он честен в отношении своего поиска и своего стремления.
Это первый, трудный шаг, исполнение которого позволит затем сделать все другие более легкими. Только соберите силу и также мужество, чтобы сделать его, тогда для вас повсюду расцветёт помощь, без того чтобы вам ещё нужно было особо просить об этом.
Тогда вы придёте к тому, что вам нужно будет заикаться вашему Богу ещё лишь о благодарности, и снова и снова - о благодарности, в то время как все просьбы сами собой сделаются ненужными.
Идите и поступайте таким образом, чтобы вскоре мир и радость смогли обитать у вас!
ДУША
М ногим из тех, кто очень хорошо воспринял моё Послание, всё-таки ещё не совсем ясен смысл понятия "душа"! А ясность в этом абсолютно необходима.
Во все времена человечество слишком много говорило о душе. В силу этого сложилась обыденная и поверхностная картина, а на её основе сформировалось общее понятие, не говорящее никому ни о чём.
При упоминании о душе перед глазами людей возникает некая размытая, стёртая картина. Мимо них тихо проплывает нечто бледное и бессодержательное. Слово "душа" ни о чём не говорит индивидууму, так как употребляется слишком часто.
Но именно потому, что оно не говорит никому ни о чём, этим словом с удовольствием завладели люди, знающие толк в пустопорожнем красноречии. Они делают вид, что хотят пролить свет на области, недоступные человеческому знанию по той причине, что нынешний человек отгородился от них.
К пустозвонным болтунам относятся и те люди, которые уверяют, что серьёзно занимаются этими вопросами. Они отгородились от Подлинного Знания и лишь делают вид, будто хотят искать. На самом же деле всё это не имеет ничего общего с Поиском, так как эти люди приступают к работе, опираясь на предвзятые, слишком ограниченные мнения. Они хотят втиснуть проблему души в рамки рассудочных понятий, привязанных к Земле. Но ведь рассудок, взятый сам по себе, никогда не сможет воспринять чего бы то ни было, касающегося души.
Дайте дальнозоркому глазу лупу, предназначенную для близоруких. Вы увидите, что он не сможет познать с её помощью решительно ничего.
Не иначе обстоит дело и с ищущими, пытающимися приступить к работе, исходя из ошибочных основных положений. Даже если им и удаётся отыскать что-нибудь, то найденное предстаёт перед ними в размытом и искажённом виде, ни в коем случае не соответствующем действительности.
Так случилось и с понятием "душа". Оно очутилось среди неведомого, которое всегда предстаёт в замутнённом и искаженном виде перед людьми, пользующимися неподходящими вспомогательными средствами. И тем не менее болтуны делали вид, будто обладают прочными знаниями о душе.
Они осмеливались на это, ибо каждый из них говорил себе, что все равно нет никого, кто смог бы опровергнуть их утверждения.
В конце концов вся эта болтовня укоренилась так прочно, что уже никто не желает отрешиться от неё. Люди накрепко связали слово "душа" с необоснованной и расплывчатой картиной.
Человек наверняка думает при этом, что у него тем меньше риска ошибиться, чем ближе картина к всеобъемлющей. Именно поэтому он опасается ввести её в чёткие рамки.
Но если картина вмещает в себя слишком много, то её уже не удаётся охватить взором, а стало быть, она не говорит никому ни о чём определённом. А во многих случаях такая картина становится просто необоснованной и расплывчатой. Так произошло и на сей раз. А то, что не соответствует Истине, не может дать вам решительно ничего.
По этой причине я хочу ещё раз выразить чёткими словами, что же такое на самом деле душа. Разберитесь, наконец, в этом, как следует, и перестаньте безосновательно пользоваться понятиями, Истинного Смысла которых вы просто не знаете.
О душе говорили так много ещё и потому, что Дух человека был слишком мало подвижен для того, чтобы заявить о своём существовании.
Люди всё время говорят только о душе, Дух же понимается ими, по преимуществу, как продукт рассудка, привязанного к Земле. Но ведь в этом и состояло лучшее, самое красноречивое доказательство того, в каком воистину печальном состоянии находятся все люди нынешнего времени.
Душа считается самым глубинным уровнем. Дальше этого дело не идёт, так как Дух и в самом деле спит или по крайней мере слишком слаб и ленив для того, чтобы проявиться по роду своему. А посему людям не так уж несправедливо кажется, будто он играет вторичную роль. А ведь в действительности Дух — всё в человеке, единственное, что и вправду живёт в нём. Точнее говоря, он должен был бы жить, но вместо этого, к сожалению, спит.
Да, Духу пришлось удовольствоваться вторичной ролью, и это с полной отчётливостью вытекает из многих известных представлений. Например, под "духами" в первую очередь понимают призраков, говоря о них, что где-то поблизости "бродят духи".
Повсюду, где народная мудрость пользуется понятием "дух", речь всегда идёт о чём-то нежелательном, чего надо избегать или о чём-то сомнительном, не совсем чистом, а то и зловредном. Короче говоря, народная мудрость полагает, будто духовное проявляется и действует на подчиненном уровне. Бывает и так, что понятие "дух" связывают с рассудком.
Но именно тем из людей, кто смешивает это понятие с рассудком, кажется, что они отдают Духу некую дань уважения. К таким страшным искривлениям в этой области приводит человеческое всезнайство. Для того, чтобы убедиться в этом, вам достаточно будет представить себе в их нынешнем истолковании два понятия — " одухотворённый " и " душевный "!
По старой привычке вы невольно отнесете понятие "одухотворённый" к более холодной земной, то есть мужской деятельности, исходящей из рассудочного знания. А при слове "душевный" вы ощутите нечто более тёплое и женственное, более высокое, но одновременно и более расплывчатое, не укладывающееся в слова, менее земное. Иными словами, душевное кажется вам более глубоким, но и менее определённым, лишённым чётких границ, каким-то неземным.
Попытайтесь, и всё это подтвердится в вас! Таковы плоды ложных человеческих воззрений, господствовавших до сих пор. Они не могли не привести к образованию ложных понятий, так как Дух был отрезан от Связи с Духовной Отчизной, а стало быть, и от притока Свежих Сил из Света!
Дух не мог не зачахнуть, и о нём совсем забыли, так как на Земле он пребывал взаперти в земных телах. Само собой разумеется, что это привело к соответствующему изменению всех воззрений.
Общественность вскоре забывает о человеке, заточённом в тюрьму на всю жизнь, а все те, кому не довелось жить рядом с ним, не знают о нём вообще ничего.
Не иначе обстояло дело и с Духом, пребывавшим в заточении на Земле!
Но благодаря Посланию вы уже знаете, что один лишь Дух делает человека человеком, что человек может стать человеком только благодаря Ему!
Осознав это, вы убедитесь и в том, что ни одна из нынешних земных тварей, держащих Дух в заточении, не может считаться человеком с точки зрения Света!
В животном нет ничего Духовного, поэтому оно не может стать человеком. А человек не вправе зарывать в землю свой Дух, лишая возможности действовать именно то, что делает его человеком. Тот, кто поступает таким образом, просто не человек!
Здесь мы сталкиваемся с обстоятельством, на которое ещё никто не обратил должного внимания. Я говорю, что Печать Духа делает человека человеком. В выражении " делает человека человеком" содержится указание на то, что Дух может сформировать человека из твари только в том случае, если Он действует!
Итак, для того, чтобы быть человеком, не достаточно нести в себе Дух. Напротив, тварь становится человеком только в том случае, если она стимулирует в себе Деятельность Духа по роду Его!
Примите это за Основу вашего земного бытия! Сделайте это Основным Понятием для будущей жизни здесь, на Земле! А вне грубой вещественности это проявится само собой, как только вы сложите с себя ваше земное тело.
Тот, кто стимулирует в себе Деятельность Духа по роду Его, уже никогда не сможет ни породить тьму, ни попасться ей в лапы.
Вам дано Право Познания. Благодаря этому вы должны осознать, каким бывает конец во всех тех случаях, когда Дух не может действовать в человеке, ибо человек связал Его по рукам и ногам, изолировав от притока Сил из Всесвятого Божественного Света!
С точки зрения Света человеком может считаться только тот, кто стимулирует в себе Деятельность Духа. Так должно быть в будущем и на Этой Земле! В Этом — Основа Восхождения и Мира!
Ибо тот, кто стимулирует в себе Деятельность Духа, уже не сможет пойти никаким иным путём, кроме Пути к Свету. С каждым шагом по Нему такой человек будет становиться всё благороднее и возвышеннее, так что в конце концов он станет источником Благодати повсюду, где бы ни находился.
А теперь я ещё раз хочу рассказать вам о том, что же такое душа. Это поможет вам отбросить все старые воззрения и обрести Твёрдую Опору на будущее.
Вам лучше всего начать с того, чтобы сказать себе, что Дух делает человека человеком перед грубо-вещественными тварями на Земле.
Но с таким же правом мы можем заявить, что Дух есть Сам Подлинный Человек. Под различными оболочками Он должен развиваться, начиная от Ядра и вплоть до Совершенства, ибо всегда несёт в себе Порыв к этому.
Грубая вещественность Этой Земли в Эфесе является самой внешней точкой Развития Духа. Именно в этой точке Дух отстоит от Света дальше всего, и именно в ней Он находится под давлением самой тяжеловесной и самой плотной из всех оболочек. А стало быть, именно здесь Он должен проявить с наибольшей силой свою собственную волю, воспламенившись в той мере, в какой Ему надлежит воспламениться, чтобы воспарить вновь и устремиться к Свету.
В силу этого пребывание на Земле — Поворотный Пункт в Странствиях Духа! И в этом его особенная важность.
Но именно на Земле, под влиянием подкравшейся тьмы, ложная воля привела к тому, что люди сами связали Дух и заточили Его в темницу. Из-за этого Дух с самого начала оказался осуждён на бездеятельность как раз там, где Ему надлежало развить самую бурную Деятельность, воспламенившись до Высшего Накала. А это повлекло за собой провал человечества, не справившегося со своей Задачей.
Этот Поворотный Пункт очень важен для человеческого Духа, и именно здесь тьма действует активнее всего. Именно здесь разгорается Борьба, Которая должна окончиться Полным Поражением и Гибелью тьмы. В этом и состоит Та Единственная Помощь, Которая ещё может быть оказана земному человечеству, чтобы оно всё-таки избежало Погибели.
Итак, здесь, на Земле, тьма всегда действовала активнее всего. Одна из причин этой активности состоит в том, что здесь находится Поворотный Пункт в Странствиях человеческого Духа, а вторая — в том, что именно здесь у тьмы больше всего возможностей, так как на Земле человек более всего удалён от Исходной Точки Энергии Света. А стало быть, на Земле человек легче всего доступен чуждым Свету влияниям.
И тем не менее это не извиняет павший человеческий Дух. Ибо всё, что требуется от него — это проявить стремление в Честной Молитве, и он тут же удостоится Чистой Связи с Энергией Света. А кроме того, в распоряжении духа есть ведь ещё и грубо-вещественное тело. Благодаря своей плотности оно предохраняет его от всех посторонних влияний, кроме тех, которые стремится притянуть сам дух с помощью своих желаний.
Но ведь всё это уже должно быть известно вам из Послания. Вы найдёте всё это в нём, стоит вам только захотеть.
Итак, представляйте себе Дух как Подлинный Род человека. Он образует Ядро, несущее на себе многочисленные оболочки, необходимые для Его собственного Развития, Укрепления и Расцвета. Самое Высшее Испытание Духа на Прочность происходит с помощью грубо-вещественного тела. Это Испытание — необходимый шаг на Пути к Победному Совершенству.
Каждое следующее Испытание Духа на Прочность превосходит предыдущее по трудности. Во Взаимодействии Они, однако, служат как бы Ступенями Лестницы, без Которой не было бы и Развития Духа. Земля играет при этом роль самой внешней, поворотной лестничной площадки.
Итак, можно спокойно сказать, что Дух есть Подлинный Человек, а всё прочее суть лишь оболочки. Наличие этих оболочек даёт Ему возможность окрепнуть, проявить возрастающую Подвижность и воспламениться благодаря им.
Достигнутый таким образом Духовный Накал не остывает и после того, как Он сложит с себя оболочки. И Этот Накал возносит Дух Ввысь, в Царство Духовного.
Ибо именно благодаря Подвижности, Которую приходится проявить Духу под тяжестью оболочек, Он в конце концов крепнет настолько, что может выдержать ещё более сильное давление в Царстве Духовного, не лишившись при этом Сознания. Будучи Духовным Семенем, Дух был ещё слишком слабым для этого.
Таков Ход Развития, происходящего ради Самого Духа. А оболочки нужно рассматривать всего лишь как средство для достижения Этой Цели.
А посему и после того, как земной человек сложит с себя грубо-вещественное тело, не меняется ровным счётом ничего. Он остаётся тем же самым человеком, но только без грубо-вещественной оболочки. Вместе с ней отпадёт и так называемая астральная оболочка, необходимая для образования грубо-вещественного, земного тела и состоящая из средней грубой вещественности.
После отпадения тяжеловесного грубо-вещественного, а вместе с ним и астрального тела одеяние Духа состоит из одних только более нежных оболочек. В этом состоянии Дух и называется " душой " — в отличие от земного человека из плоти и крови!
При дальнейшем Воспарении человек постепенно слагает с себя и эти оболочки, и в конце концов от него остаётся Одно лишь Духовное Тело в Духовном Облачении. В таком виде, то есть как Дух без каких бы то ни было инородных оболочек, и входит Он в Царство Духовного.
Это Событие происходит Само Собой. Как только чуждые оболочки перестают удерживать Дух, Он непременно Естественным Образом возносится Туда, Куда Ему надлежит вознестись по Роду Своему.
Итак, в этом разница между душой и Духом. Вам было не так-то легко понять, в чём дело, ибо вам не доставало Ясности, а посему ваши представления оставались расплывчатыми.
На самом же деле в человеке важен Дух и только Дух. А все прочие обозначения соответствуют всего лишь той или иной из носимых Им оболочек.
Дух — это всё, это Подлинное в человеке, то есть Сам Человек. Если кроме прочих оболочек Он облачён и в земную оболочку, то Его называют земным человеком. После того, как Он сложит с себя земную оболочку, земные люди представляют себе Его в виде души. Сложив с себя и более нежные оболочки, Дух остаётся наедине с Собой — таким, каким Он был всегда по Роду Своему.
Итак, различные обозначения соответствуют по роду своему всего лишь оболочкам. Сами эти оболочки не могут быть ничем без воспламеняющего их Духа.
С животными дело обстоит несколько иначе, ибо живущая в них душа — сущностного рода, которым не обладают люди!
Быть может, многие заблуждения возникли оттого, что люди думают, будто у животных тоже есть душа, побуждающая их к деятельности, а человеческий Дух представляет собой нечто дополнительное по отношению к этой душе. Вот и получается, будто душа есть нечто отдельное, а некоторым людям даже кажется, будто она может действовать отдельно от Духа.
Но это неверно, ибо в человеке нет ничего по роду души животного. Все оболочки человека воспламеняются Духом и только Духом — даже если Он связан и заточён в темницу. Но Дух, связанный путами рассудка, направляет своё Животворящее Тепло по ложному пути. Этого никогда не случилось бы со Свободным, не изуродованным Духом.
Но ведь Послание для того и дано людям, чтобы с Полной Ясностью сообщить им обо всех человеческих искажениях и заблуждениях и прежде всего о том, как надлежит мыслить и действовать человеку, желающему воспарить к Сияющим Вершинам.
Сегодня, однако, речь идёт только о том, чтобы ещё раз разъяснить вам понятие "душа", положив конец ложному мышлению по этому поводу.
Но для вас, люди, было бы лучше всего, если бы я сделал ещё один шаг в этом направлении. Я поступлю именно так и скажу вам, что только у животного есть душа, которая руководит им. А у человека есть Дух!
В этом и состоит точное и правильное определение разницы.
До сих пор я ещё пользовался понятием "душа", но только потому, что оно укоренилось в вас так прочно, что вы не смогли бы расстаться с ним с самого начала.
Но теперь я вижу, что мне нужно провести чёткую разделительную черту, ибо иначе вам не удастся избавиться от заблуждений. А посему накрепко запомните и примите за Основу на все времена:
У животного есть душа, а у человека — Дух!
Это верно, хотя и кажется вам ныне очень странным, ибо вы привыкли воспевать душу. Но поверьте мне — возвышенные чувства возникают в вас при слове "душа" только потому, что вы очень крепко связаны с этим словом, хорошо знакомым вам из венка песнопений, сплетаемого вами во все времена вокруг слова "душа".
Начните же воспевать Дух, и вскоре Это Выражение предстанет перед вами в Ослепительном Сиянии, намного Ярче и Чище, чем всё то, что могло вам дать выражение "душа".
Привыкните к этому, и тогда вы сделаете ещё один шаг вперёд по Пути Знания, Ведущему вас к Истине!
Вам надлежит только нести в себе как Основу вашего мышления Знание о том, чем отличается душа от Духа. Во всем остальном вы можете по прежнему пользоваться выражением "человеческая душа", так как иначе вам было бы очень трудно правильно отделить друг от друга Необходимые Ступени Развития.
Душа есть Дух, уже отделившийся от грубой вещественности, но ещё не расставшийся ни с тонко-вещественными, ни с сущностными оболочками.
С точки зрения ваших понятий Он должен оставаться душой до тех пор, пока не стряхнет с себя последнюю оболочку. После этого Он сможет войти в Царство Духовного, где и начнется Его Чисто Духовное Бытие.
Усвойте это в себе, и тогда вы сможете по-прежнему пользоваться выражением "человеческая душа".
Вам лучше всего подразделить Путь Становления Духовного Семени на три этапа:
— земной человек — человеческая душа — человеческий Дух!
Но этот способ годится только в том случае, если у вас уже сложились правильные понятия. Я не советую пользоваться этой классификацией тем из вас, кому ещё не совсем ясно, что только у животного есть "душа" в Истинном Смысле, то есть душа, представляющая собой нечто самостоятельное! У человека же есть только Дух и нет никакой отдельной от Него, самостоятельной души.