ИГРЫИ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ от 1 до 3 ЛЕТ
Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи — всё это формирует речевое мышление. В данном разделе представлены игры, направленные на формирование звуковой культуры речи, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, а также потешки, поговорки и чистоговорки, которые так нравятся детям.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционные упражнения помогают ребёнку в закреплении звуков. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Помните, что их следует делать перед зеркалом. Постепенно увеличивайте количество повторений и время выполнения упражнений.
"Вкуснятина"
Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не "подсаживала" его.
"Качели"
Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны).
"Карасий"
Пошлёпать расслабленными губами, словно рыбка.
"Лошадка"
Открыть рот и пощёлкать кончиком языка ("лошадка цокает копытами").
"Лопаточка"
Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5—10 секунд.
"Иголка"
Открыть рот и высунуть острый язычок как можно дальше, упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд. Выполнять
"Блюдце"
Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд.
|
"Маляр"
Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой и против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 раз.
"Чистые зубки"
Улыбнуться, показать зубы. Провести кончиком языка по верхним зубам с внутренней стороны, затем то же самое проделать с нижними зубами. Язык должен скользить по внутренней стороне зубов слева направо. Выполнять упражнение по 5 раз.
"Часики"
Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до уголков губ.
"Ириска"
Пусть ребёнок представит, что у него во рту жевательная конфетка, которая вдруг приклеилась к верхним зубкам. Предложите малышу отделить её языком (делать движения языком по внутренней стороне зубов). То же самое проделайте и с нижними зубками.
Важно в этой игре обращать внимание ребёнка на движения языка.
Игры на формирование звуковой культуры речи
"Одуванчик"
Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.
"Звоночек"
Попросите ребёнка подойти к стене и представить, что перед ним находится дверь, а рядом кнопка электрического звонка. Пусть малыш сделает вдох носом и, на секунду задержав дыхание, нажмёт пальчиком на "звонок", одновременно произнося "рь-рь-рь". Затем предложите ребёнку сделать то же самое поочерёдно каждым пальчиком левой и правой руки.
"Свеча"
Держите перед ребёнком зажжённую свечу. Пусть малыш сделает глубокий вдох носом и резко задует свечу. Повторите игру несколько раз.
|
"Колдун"
Предложите ребёнку на некоторое время стать колдуном. Произносите на одном дыхании, например, такое "заклинание": "Мимм-мэмм-мамм-момм-мумм-мымм!" Следите за артикуляцией ребёнка.
"Разговор с пчелой"
Меня ужалила пчела.
Я закричал:
"Как ты могла?!"
Пчела в ответ:
"А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он был мне уж-жасно нуж-жен:
Я берегла его на уж-жин!"
(М. Бородицкая)
Выучите с ребёнком стихотворение и расскажите его по ролям.
"Весёлый попугайчик"
Пусть ребёнок представит, что он весёлый попугайчик, который любит повторять каждое произнесённое слово. Предложите ему повторять за вами слоги и простучать ручкой ритм.
По команде ребёнок начинает отстукивать и повторять слоги:
—одинаковые: ра-ра-ра;
—со сменой темпа: ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра — ра-ра-ра-ра;
—с наращиванием ряда: па — па-па — па-па-па — па-па-па-па — па-па-папа-па.
Следите за достижением синхронности голоса и движений. "Воздушный шарик"
Возьмите малыша за руки, образовав таким образом круг. Не разъединяя рук, сделайте вдох носом и 2 небольших шага назад. Так шарик надувается. Теперь вы должны "выпустить из него воздух", одновременно произнеся "с-с-с..." и сделав 1 шаг вперёд. Так шарик уменьшается. Выпустите из шарика ещё немного воздуха, произнеся одновременно "с-с-с..." и сделав ещё 1 шаг вперёд. Шарик становится ещё меньше. Повторите игру несколько раз.
|
"Насос"
Ребёнок делает носом вдох и на выдохе произносит "с-с-с...", одновременно делая такие движения правой ногой и руками, будто бы он накачивает насосом мячик или колесо. Звук "с-с-с..." следует произносить по 5 раз, делая короткий вдох носом.
"Лягушонок"
Пусть ребёнок расставит ноги немного шире плеч, развернет носочки в стороны как можно больше и, согнув ноги в коленях и присев как можно ниже, упрётся ладонями в пол. Спросите у него, как квакает лягушка ("ква-ква").
Попросите малыша показать, как прыгает лягушка. Предложите ему попрыгать и поквакать одновременно.
Пальчиковые игры
Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует речевое развитие ребёнка. В этом возрасте пальчиковые игры представляют собой небольшой массаж кистей рук и пальцев малыша.
Дети 2—3 лет могут заучивать сопроводительный текст игр и повторять его вместе с вами.
"Пароход"
Пароход плывёт по речке, Из трубы дымят колечки.
(Соединить ладони вместе, подняв большие пальцы вверх — "пароход", подвигать ладонями в разных направлениях: вперёд, в стороны, назад — "прокладывает курс".)
"Котик"
Есть у котика на лапках Очень острые царапки.
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук.)
"Пальчики"
Пальчик пальчикам сказал, Что поехал на вокзал. Чтобы встретить остальных, Чтобы было десять их.
(Поочерёдно касаться большим пальцем остальных пальчиков, начиная с мизинца. Упражнение выполнять по 2 раза, сначала на правой руке, а затем на левой.)
"Цветок"
Растёт цветок, к солнцу тянется, А бутон его распускается.
(Соединить ладони вместе. Медленно поднимая руки вверх, растопырить пальчики, не разъединяя кистей рук.)
"Пальчики собираются в детский сад"
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики — "Ура! В детский сад идти пора!"
(М. Кольцова)
(Сначала сжать пальчики в кулачок, а затем поочерёдно расправлять их, начиная с большого.)
"Теремок"
На поляне теремок,
(Соединить ладони "домиком".)
Дверь закрыта на замок,
(Сомкнуть пальцы в "замок".)
Из трубы идёт дымок.
(Сомкнуть пальцы в "колечки".)
Вокруг терема забор,
(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Чтобы не забрался вор.
(Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш друг!
(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)
(Л. Останко)
"Замок"
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
(Сомкнуть пальцы в "замок".)
Потянули...
(Не расцепляя пальцев, ребёнок тянет руки в разные стороны.)
Покрутили...
(Руками, сцепленными в "замок", выполнить движение "на себя — от себя".)
Постучали...
(Руки по-прежнему находятся в положении "замок" перед собой, ребёнок "стучит" запястьями.)
И открыли!
(Пальцы расцепить, руки развести в стороны.)
"Павлин"
Пальцы левой руки прижать к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставить к левой руке ("хвост павлина"). Растопыривать и соединять пальцы правой руки ("павлин раскрывает и закрывает хвост").
"Зайка"
Выпрямить средний и указательный пальцы ("ушки зайки подняты").
Большой палец, безымянный и мизинец соединить. Сгибать и разгибать пальцы сначала одновременно, затем поочерёдно ("зайка шевелит ушками").