Памятка по подготовке работы для конференции.
ЭТАПЫподготовки работы для НОУ:
• ребенок выделяет то, что ему интересно (выбор темы работы);
• с помощью взрослогопредлагает возможные варианты работы над темой (провести практические опыты,
найти материал в энциклопедиях);
• с помощью взрослого собирает материал, проводит опыты;
• с помощью взрослого делает обобщения;
• с помощью взрослого готовит проект (доклад, макет, наглядностьи др.);
• защищает проект на конференции в классе, а лучшие работы – на школьной конференции.
Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования.
От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд. Темы, которые можно использовать в своей работе с детьми, можно объединить в три основные группы:
• фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
• теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.;
• эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Наиболее сложны и при этом наиболее интересны в познавательном смысле теоретические исследования Эмпирические исследования более занимательны и доступны для большинства детей, но они сложны в плане подготовки для педагога (родителя). Фантастические проекты должны иметь обоснование, для чего они будут нужны и полезны.
Правила выбора темы
1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его..
|
2.Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.
3.Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным. Тема, как отмечено выше, зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу этим интересам, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя как «рыба в воде».
4.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
5.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.
6.Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы исследования), сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для ее решения.
7.Сочетание желаний и возможностей. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов для изготовление наглядности или макета.
|
Поиск вариантов решения и сбор материала
Естественно, что способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели
Но следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл долговременного исследования школьника - добыть знания самостоятельно.
Поэтому в данном случае наиболее ценным источником информации следует считать саму природу в самых разных ее проявлениях. Очень важны в образовательном плане при проведении детьми учебных исследований такие методы, как наблюдение и эксперимент.
Понаблюдать можно за поведением людей, птиц и животных, за тем, как деревья теряют осенью листву, как выбирает себе дорогу весенний ручей, и за многим другим. Особенно ценно проведение собственных экспериментов.
Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов
Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации весело и приятно. Значительно сложнее решить, что делать дальше с полученной информацией. Как ее проанализировать, а затем обобщить, выделить главное, исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить. Здесь первое время никак не обойтись без деликатной помощи взрослого.
Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов, с описанием действия представляемого им объекта (проект изготовления);, или элементарный научный отчет о проведенном эксперименте, или доклад по итогам изученного материала, выбранного из энциклопедий. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей.