Административные, судебные и аграрные реформы в Казахстане




Контрольная работа №1

по Истории Казахстана

Тема: Царские реформы в Казахстане во второй половине XIX в.

Проникновение капиталистических отношений

 

Выполнила:

ст-ка гр. Э-07у

Мусатаева Диана

шифр 017

 

 

Караганда 2007


Содержание

1. Административные, судебные и аграрные реформы в Казахстане

2. Проникновение капиталистических отношений

3. Рост торгово-ростовщического капитала, ярмарки в Казахстане

Список использованной литературы


Административные, судебные и аграрные реформы в Казахстане

 

Завершение присоединения Казахстана совпало с реформами в самой России. Отмена крепостного права, меры, направленные на развитие капиталистических общественных отношений, не могли не затронуть Казахстана. Он испытывал на себе активный процесс колонизации. Чтобы придать ему целенаправленный и систематический характер, царское правительство решило создать в Казахстане административное управление, приближенное к российской системе и максимально отвечающее интересам метрополии. Главной задачей реформы было "добиться постепенного слияния киргизских степей с прочими частями. России". Например, в труде "Россия. Полное географическое описание нашего Отечества" под редакций П. Семенова в XVIII томе "Киргизский край" говорилось: "Киргизы далеки от русского народа. Если они свободно будут кочевать по степным просторам, то их подчинение нам будет пустое слово". Таким образом, с момента присоединения Старшего жуза встал вопрос о создании новой системы управления колониальной территорией путем слияния ее с Россией. Главная причина реформ - это интенсивная колонизация казахских земель, освоение богатых источников сырья и рынка сбыта. Также Россия стремилась создать на основе Казахстана плацдарм для своего дальнейшего продвижения на территорию Средней Азии. Для подготовки реформ в 1865 году была образована специальная Степная комиссия, в которую вошли представители министерства внутренних дел, военного министерства, местные представители. В задачи" комиссии входила выработка проекта реформ. В 1865— 1866 годах был составлен проект по управлению казахской степью, оформленный в виде двух документов. 11 июля 1867 года Александр II подписал "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", а 21 октября 1868 года "Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства".

Согласно реформе вся территория Казахстана делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Оренбургское и Западносибирское. По сути дела, территория Казахстана оказалась практически разделенной по жузам. Причем центры управления были соответственно в Ташкенте, Оренбурге, Омске, которые со временем оказались за пределами Казахстана, Вся полнота военной и гражданской власти, сосредотачивалась в руках генерал-губернатора, а туркестанский генерал-губернатор вдобавок имел право вести дипломатические переговоры с Китаем и Ираном. Система управления носила военный характер. Генерал-губернаторства состояли из областей. В Оренбургское генерал-губернаторство входили Уральская и Тургайская; в Западносибирское - Акмолинская и Семипалатинская; в Туркестанское - Семиреченская и Сырдарьинская. Территория бывшего Букеевского ханства в 1872 году была включена в состав Астраханской губернии.

Особое значение придавалось полуострову Мангышлак, так как он имел важное военно-стратегическое значение. Через Каспий с ним граничила Россия, на юге - Хива, на западе - Кавказ. По "Временному положению 1868 года" полуостров был выделен в Мангышлакское, приставство в составе Уральской области Оренбургского генерал-губернаторства. Здесь, в отличие от других мест, волостные управители, аульные старшины назначались колониальной администрацией, а, в других частях Казахстана они хотя бы формально избирались. По предложению оренбургского генерал-губернатора учреждались должности двух помощников мангышлакского пристава "из киргиз для сохранения спокойствия и удобства в управлении" с жалованием,400 руб. серебром каждому. К тому же здесь жили непокорные адайцы. На этот счет можно привести такой факт: генерал-адъютант, Н. Крыжановский доносил царю: «… адаевцы до настоящего времени только насильно подчинялись нашему подданству и не только русская власть к ним не могла проникнуть, но даже султан - правитель Западной части не решался идти к этим инородцам, несмотря на то, что в его распоряжении состоял казачий отряд из 150 человек. В течение 20 лет адаевцы платили дань неисправно и произвольно и только в 10 тыс. кибиток, тогда, как положительно известно, что адаевский род состоит, по крайней мере, из числа кибиток вдвое больше". М. Олкотт в своей книге "Казахи" подчеркивала, что "адаевцы проявили себя как непокорные субъекты".

Дальнейшая судьба полуострова Мангышлак такова. 2 февраля 1870 года под угрозой восстания специальным указом Мангышлакское приставство из Уральской области было передано в ведение командующего Дагестанской областью и было введено военное правление. По принятому в марте 1874 года "Временному положению об управлении Закаспийским краем" Мангышлакское приставство передавалось в Закаспийский военный отдел в составе Кавказского военного округа. 6 мая 1881 года императорским указом была образована Закаспийская область, в нее вошли Кавказский военный округ. Ахалтекинский оазис (часть Туркмении) и Мангышлакский уезд. Так Мангышлак оказался вообще оторванным от Казахстана.

Областные правления подчинялись военным губернаторам, которые являлись командующими военными округами и одновременно наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области. Это Оренбургское, Уральское, Сибирское и Семиреченское казачьи войска. Областные правления состояли из трех отделов: распорядительного, хозяйственного и судебного. Председателем правления был вице-губернатор, он имел советников, отделы правления возглавляли старшие советники. Пограничные области - Семиреченская и Сырдарьинская занимались пограничными делами. Области делились на уезды, их было 34. Уезды возглавляли уездные начальники офицеры, которые назначались генерал-губернатором по представлению военных губернаторов областей. Уездный начальник имел помощников - старшего и младшего.

Уездному начальнику подчинялись полиция, военные части. Уезды делились на волости по территориальному принципу. Волости делились на административные аулы, состоявшие из хозяйственных аулов. В административные аулы входило от 100 до 200 кибиток; в волости - от 1 тыс. до 2 тыс., иногда до 3 тыс. кибиток. Волостные управители и аульные старшины избирались каждые три года тайным голосованием и утверждались вышестоящим начальством. Султаны обеспечивались пожизненной пенсией и освобождались от всяких налогов.

По реформе судебное устройство в Казахстане имело несколько уровней. Сохранились суды биев и казиев на основе адата и шариата.

Они функционировали на уровне аула. Уездный, военный суды действовали на основе общеимперских законов и занимались такими делами, как государственная измена, сопротивление властям, порча государственного имущества, убийство должностных лиц и т. п.

Реформы устанавливали ежегодный денежный покибиточный сбор на скотоводов, в Туркестанском генерал-губернаторстве 2 руб. 75 коп; в Оренбургском и Западносибирском - 3 руб. Для оседлого земледельческого населения сохранялся традиционный налог — одна десятая часть урожая натурой или деньгами. Устанавливались различные повинности по содержанию местной администрации, почтовых дорог, мостов, школ, больниц, обеспечение подводами военных частей и т. п. Перепись кибиток проводилась каждые три года. Ограничивались права Мусульманского духовенства, например, выборного муллу, утверждал губернатор. Согласно реформе, в уездных городах предполагалось открыть одну общую школу и медпункт. Положения 1867-1868 годов были "временными", поскольку царское правительство рассчитывало ввести их в течение двух лет. Однако они встретили решительное сопротивление со стороны местного населения, понимавшего, что эта реформа окончательно превращает Казахстан в колонию Российской империи, и этот процесс растянулся на 20 лет.

Самым тяжким последствием реформы было объявление земли Казахстана государственной собственностью Российской империи. А 26 марта 1893 года вышел царский указ, согласно которому государственной собственностью России становились и воды Каспийского моря. Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользование, тяжелым бременем легли налоги и повинности, ущемлялась в своих правах и местная знать.

Казахи отказались принимать новые порядки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: