РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА-ГИТИС




РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА-ГИТИС

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Ректор Г.А. Заславский

 

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В ГИТИС

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫК ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В ГИТИС

 

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ

В ГИТИС

 

Данная программа составлена на основе «Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» в соответствии со спецификой контрольных измерительных материалов (КИМов) по литературе за 2019 год, разработанных на базе «Федерального института педагогических измерений» (ФИПИ).

Вступительное испытание по литературе в ГИТИСе проводится в устной форме. В зависимости от специальности задан уровень требований к знаниям, умениям и навыкам поступающих.

Программа для поступающих обозначает круг теоретико - историко-литературных знаний, аналитических, интерпретационных и творческих умений абитуриентов, а также определяет тот литературный материал, на котором эти знания могут быть проверены.

Настоящая программа определяет круг знаний и умений поступающих на факультеты: театроведческий («театроведение»), продюсерский («продюсер исполнительских искусств»), режиссерский («режиссер драмы», «режиссер цирка», «артист драматического театра и кино», «художник-постановщик театра»), актерский («артист драматического театра и кино»), музыкального театра («артист музыкального театра», «режиссер музыкального театра», «звукорежиссер»), эстрады («артист эстрады», «режиссер эстрады»), сценографии («художник-постановщик театра», «технология художественного оформления спектакля», «режиссер театра кукол», «художник по сценическому костюму», «художник-постановщик театра кукол»), балетмейстерский («хореографическое искусство»).

 

Поступающие должны продемонстрировать:

1. знание изучаемых текстуально произведений русской литературы XIX-XX веков (список представлен ниже), творческого пути их авторов; отдельных критических статей, изучение которых (полностью или в сокращении) предусмотрено в школе;

2. понимание эстетического, нравственно-философского и общественного значения литературного произведения;

3. понимание общих закономерностей историко-литературного процесса, знание историко-культурного контекста;

4. понимание специфики литературы как искусства слова и умение анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания;

5. умение в процессе анализа художественного произведения выявить основные черты художественного мира писателя.

По теории литературы от поступающих требуется владение следующими понятиями анализа художественного текста:

· художественный образ, художественный мир писателя и произведения, историзм;

· трагическое, героическое, комическое;

· содержание и форма литературного произведения;

· тема, проблема, идея и пафос произведения, авторская позиция и способы ее выражения (роль заглавия, эпиграфов, в драматическом произведении – ремарок и т.д.);

· сатира, юмор, ирония, сарказм;

· персонаж, характер, герой, лирический герой, рассказчик, повествователь, образ автора;

· конфликт, сюжет, композиция произведения, внесюжетные элементы;

· система персонажей, основные и второстепенные персонажи (в драматическом произведении – внесценические), средства создания образов (художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер, действия и поступки, речевая характеристика, приемы психологического анализа);

· особенности художественной речи: олицетворение, эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория, символ; гротеск; эзопов язык; антитеза; диалог и монолог;

· проза и стихи, основные стихотворные размеры, рифма, строфа;

· роды литературных произведений – эпос, лирика, драма – и их основные жанры;

· романтизм, реализм, модернизм.

Поступающий, опираясь на полученные знания, должен уметь давать интерпретацию, т.е. толкование как отдельных частей произведения (эпизодов, образов, деталей), так и произведения в целом в форме аргументированного высказывания, устного или письменного.

Поступающий должен владеть нормами правильной русской литературной речи, знать принципы построения речевого высказывания (письменного и устного).

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫК ВСТУПИТЕЛЬНЫМ ИСПЫТАНИЯМ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В ГИТИС

 

Литературные произведения

Основу списка составляют произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования» в соответствии со спецификой контрольных измерительных материалов (КИМов) по литературе за 2019 год, разработанных на базе «Федерального института педагогических измерений» (ФИПИ).

Также включены произведения, изучение которых предполагается большинством существующих на сегодняшний момент общепризнанных программ по литературе для общеобразовательных классов средней школы.

Д.И. ФОНВИЗИН. Недоросль.

Н.М. КАРАМЗИН. Бедная Лиза.

В.А. ЖУКОВСКИЙ. Певец во стане русских воинов. Вечер. Море. Эолова арфа. Песня («Минувших дней очарованье»). Светлана.

А.С. ГРИБОЕДОВ. Горе от ума.

И.А. Гончаров. Мильон терзаний.

А.С. ПУШКИН. Вольность. К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы...»). Деревня. Уз­ник. К морю. «Я помню чудное мгно­венье...». 19 октября (1825 г.). Пророк. «Во глубине сибирских руд…». Арион. Анчар. Поэт. Поэт и толпа. На холмах Грузии. Зимнее утро. Зимний вечер. «Я вас любил. Любовь еще, быть может..». «Вновь я по­сетил...». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Осень. Маленькие трагедии. Евгений Онегин. Дубровский. Борис Годунов. Капитанская дочка. Медный всадник.

В.Г. Белинский. Статьи о Пушкине (статьи 8 и 9 в сокращении), Ф.М.Достоевский. Пушкин. Очерк. А.А.Блок. О назначении поэта.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жалобы турка. Па­рус. «Нет, я не Байрон, я другой…». Ангел. Смерть поэта. Бородино. «Когда волнуется желтеющая нива...». Кинжал. Поэт. Дума. «Как часто пестрою толпою окру­жен...». «И скучно и грустно». Родина. Тучи. «Прощай, немытая Рос­сия...». Утес. «На севере диком стоит одиноко...». Листок. «Выхожу один я на дорогу...». Пророк. Молитва («В минуту жизни трудную…»). Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Мцыри. Герой нашего времени.

В.Г. Белинский. Герой нашего времени (в сокращении). Стихот­ворения М.Лермонтова (в сокращении).

Н.В. ГОГОЛЬ. Вечера на хуторе близ Диканьки (любая повесть по выбору). Тарас Бульба. Шинель. Ревизор. Мертвые души.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. Гроза. Бесприданница.

Н.А. Добролюбов. Луч света в темном царстве. Д.И.Писарев. Мотивы русской драмы. А.В. Дружинин «Гроза» Островского.

И.А. ГОНЧАРОВ. Обломов.

Н.А. Добролюбов. Что такое «обломовщина»?

И.С. ТУРГЕНЕВ. Записки охотника. Отцы и дети. Русский язык.

Д.И. Писарев. Базаров.

Н.А. НЕКРАСОВ. Родина. Тройка. «Вчерашний день часу в шестом...». «Блажен незлобивый поэт…». Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Железная дорога. «В полном разгаре страда деревенская…». Элегия (1874.г.). Памяти Добролюбова. Рыцарь на час. Я не люблю иронии твоей. Кому на Руси жить хорошо.

Ф.И. ТЮТЧЕВ. Весенние воды. Silentium. «Умом Россию не понять…». «Эти бедные селенья». «Не то, что мните, вы, природа». «Певучесть есть в морских волнах». «О, как убийственно мы любим». Последняя любовь. «Я встретил вас, и все былое». «Нам не дано предугадать».

А.А. ФЕТ. «Шепот, робкое дыханье». «В лунном сиянии». «На заре ты ее не буди». «Заря прощается с землею». «Сияла ночь. Луной был полон сад». «Я тебе ничего не скажу». «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер».

Н.С. ЛЕСКОВ. Тупейный художник.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Повесть о том, как один му­жик двух генералов прокормил. Дикий помещик. Медведь на воеводстве. Премудрый пескарь (повесть по выбору абитуриента). Господа Головлевы. История одного города (роман по выбору абитуриента).

Л.Н. ТОЛСТОЙ. Война и мир.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ. Преступление и наказание.

А.П. ЧЕХОВ. Смерть чиновника. Хамелеон. Толстый и тон­кий. Лошадиная фамилия. Попрыгунья. Дом с мезонином. Дама с собачкой. Человек в футляре. Кры­жовник. О любви. Ионыч. Вишневый сад.

И.А. БУНИН. Господин из Сан-Франциско. Антоновские яблоки. Легкое дыхание. Рассказы из сборника «Темные аллеи». Одиночество. Последний шмель. Песня. Ночь.

А.И. КУПРИН. Олеся. Гранатовый браслет.

А.М. ГОРЬКИЙ. Макар Чудра. Старуха Изергиль. На дне.

А.А. БЛОК. «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…». «Вхожу я в темные храмы». Незнакомка. «О, весна без конца и без краю...». «О, я хочу безумно жить…». «Ночь. улица, фонарь, аптека…». Россия. Русь. На поле Куликовом. «О доблестях, о подвигах, о сла­ве…». На железной дороге. Из цикла «Кармен». Двенадцать.

С.А. ЕСЕНИН. «Гой ты, Русь моя родная…». «Я последний поэт деревни..». «Не жалею, не зову, не плачу...». Русь уходящая. Русь советс­кая. Письмо матери. «Отговорила роща золотая...». «Шаганэ ты моя, Шаганэ...». «Спит ковыль. Равнина дорогая...». «Неуютная жидкая лунность...». Письмо женщине. «Несказанное, синее, нежное...».

В.В. МАЯКОВСКИЙ. А вы могли бы? Послушайте! Нате! О дряни, Прозаседавшиеся. Левый марш. Хорошее отношение к лошадям. Разговор с фининспектором о поэзии. Юбилейное. Сергею Есенину. Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Письмо Татьяне Яковлевой. Облако в штанах. Во весь голос.

А.А. АХМАТОВА. «Песня последней встречи». «Сжала руки под темной вуалью...». Серогла­зый король. Вечером. «Смуглый отрок бродил по аллеям». «Мне голос был. Он звал утешно...». «Не с теми я, кто бросил землю...». Творчество. Клятва, Мужество. Родная земля. Приморский сонет. Реквием.

О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ. «Я не слыхал рассказов Оссиана…». «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». Адмиралтейство. «Сумерки свободы». «Отравлен хлеб, и воздух выпит». Ленинград. «Мы живем, под собою не чуя страны».

М.И. ЦВЕТАЕВА. «Идешь, на меня похожий...». «Моим стихам, написанным так рано...». «Я с вызовом ношу его кольцо...». Цикл «Стихи к Блоку». Стихи из цикла «Ахматовой». «Вот опять окно...». «Тоска по родине! Давно…».

Б.Л. ПАСТЕРНАК. «Февраль. Достать чернил и плакать…». «Во всем мне хочется дойти…». На ранних поездах. Гамлет. Зимняя ночь. «Быть знаменитым некрасиво…». Август. Рождественская звезда.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ. «Я не ищу гармонии в природе». Завещание. Портрет. Некрасивая девочка. «Где-то в поле возле Магадана». Последняя любовь. Сентябрь. Вечер на Оке. Не позволяй душе лениться. «Я воспитан природой суровой». Оттепель. Журавли (3-4 стихотворения по выбору).

М.А. БУЛГАКОВ. Со­бачье сердце. Мастер и Маргарита. Белая гвардия.

А.А. ПЛАТОНОВ. Сокровенный человек. Котлован. Юшка.

М.А. ШОЛОХОВ. Тихий Дон. Судьба человека.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ. Василий Теркин. «Я убит подо Ржевом». «Я знаю, никакой моей вины…». «Вся суть в одном-единственном завете».

А.И. СОЛЖЕНИЦЫН. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор.

ЛИТЕРАТУРА 1960-90–х годов:

В.Г. Распутин. Прощание с Матерой.

В.М. Шукшин. Срезал. Чудик. Забуксовал. Крепкий мужик. Верую!

Б.Л. Васильев А зори здесь тихие.

Стихотворения А.Вознесенского. А.Тарковского, И.Бродского, Ю.Кузнецова, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, В.Высоцкого и других поэтов – по выбору абитуриента.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: