Вопрос 1. Современные виды информационного обслуживания




Информационные технологии в СКСиТ

«Информационное обслуживание » – деятельность по удовлетворению информационных потребностей отдельного лица, группы или общества в целом, представляющая совокупность информационных процессов. Обязательные элементы информационного обслуживания: производитель и распространитель информации (информационная служба), получатель (потребитель), а также средства и способы информационных коммуникаций между ними. Различные виды информационного обслуживания используются как автономно, так и в сочетаниях.

В процессе исторического развития системы информационных коммуникаций сформировалось три комплексных блока информационного обслуживания:

1) документное (ориентация потребителя в документном массиве и потоке, предоставление ему первичных документов, нужные сведения из которых он извлекает самостоятельно);

2) фактографическое (предусматривается удовлетворение информационных потребностей предоставлением потребителю конкретных сведений, фактов, данных и т.п.);

3) концептуальное информационное обслуживание (формирование и доведение до потребителя ситуативной информации, полученной в результате информационно-аналитического и концептуального анализа некоторой совокупности документов, проверки их на достоверность и полноту: развернутый реферат, аналитический обзор, рецензия).

 

Информационное обслуживание является важнейшим направлением работы информационных служб и библиотек различных типов, во многом определяющим эффективность удовлетворения потребностей пользователей. Традиционно библиотеки осуществляли документное и библиографическое информационное обслуживание.

В результате освоения автоматизированного информационного обслуживания наибольшее распространение получил интерактивный (диалоговый) режим. Всё более заметное место в информационном обслуживании начинают занимать современные виды документов, в т.ч. – мультимедийные компакт-диски (CD-ROM). С развитием телекоммуникационных сетей появилась возможность использовать в процессах информационного обслуживания ИР отечественных и международных компьютерных сетей [87].

 

Другим видом информационного обслуживания, чаще всего информационного обеспечения, является «информационное сопровождение », заключающееся в формировании и доведении до потребителей информации специально подготовленных материалов для выполнения, например, НИР и ОКР синхронно с их этапами: исследование– разработка – производство – внедрение – эксплуатация – списание изделия. Примерно аналогичным по содержанию является всё более употребляемый термин «информационная поддержка»

На всех этапах развития общества информационные технологии обеспечивали информационный обмен между людьми, коллективами, институтами, отражали соответствующий уровень и возможности систем регистрации, хранения, обработки и передачи информации, являясь синтезом методов оперирования человека с информацией в той или иной сфере его деятельности.

Современные информационные средства, то есть, способы хранения и представления информации, основаны на компьютерной обработке любой информации с представлением ее в цифровом двоичном виде. Компьютер оперирует только с цифровой информацией, а при представлении ее человеку она преобразуется из внутреннего двоичного формата в один из внешних способов представления (форматов), пригодных для восприятия человеком.

Существуют принципиальные отличия современных информационных средств от классических. Прежде всего, это универсальность способа хранения и обработки информации с помощью компьютера, возможность многократной перезаписи информации на тот же носитель, возможность построить средства быстрого поиска и вывода нужной информации, единый способ управления информацией, реализованный в современных пользовательских интерфейсах.

Огромный толчок развитию информационных технологий приннесла разработка мультимедийных средств. Мультимедиа Ч это объединение нескольких средств представления информации в одной системе. Обычно под мультимедиа подразумевается объединнение в компьютерной системе таких средств представления иннформации, как текст, звук, графика, мультипликация, видеоизобнражения и пространственное моделирование. Такое объединение сред обеспенчивает качественно новый уровень восприятия информации человеком.

В промышленно развитых странах в процессы обработки информации вовлечены значительные человеческие ресурсы. Ведь из информационной массы необходимо извлечь, прежде всего, нужную информацию. Кроме того, информация должна быть существенной, точной, не устаревшей. Статистика говорит о том, что разработчик или исследователь расходует примерно половину своего рабочего времени на поиск необходимой информации.

Переход от "бумажных" методов хранения, поиска и распространения информации (библиотеки, почта, архивы и т.д.) к новым электронным (распределенные базы данных, информационно-поисковые системы и глобальные компьютерные сети, спутниковая и оптоволоконная связь, автоматизированные рабочие места) позволяет прежде всего ускорить скорость доступа к информации и ее отбора, скорость ее переработки, а значит, ускоряется и генерирование новой информации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: