Операционализация и предварительный системный анализ.




Уже при написании программы необходимо нащупать точки соприкосновения понятийного аппарата исследования с реальными событиями, содержание которых они отражают. Самая простая гипотеза прикладного исследования — ожидается, что интерес к телевидению связан с уровнем образования телезрителей, — нуждается в переводе ее понятий в операциональные термины: что такое "интерес"? какие операции фиксируют его наличие или отсутствие? Частота просмотров? оценки содержания программ? запоминание содержания увиденного и услышанного? выбор данной программы из нескольких возможных? и т.д.

Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией, а определение этого понятия через указания правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков - операциональным определением.

Как логическая задача проблема эмпирической интерпретации понятий теории была поставлена позитивистами. Между тем перед нами — реальная и сложная задача, которую позитивизм сформулировал, но не смог разрешить. Речь идет о соотнесении эмпирического и теоретического уровней знания, о правилах этого соотнесения.

С точки зрения классического позитивизма (М. Шлик), эмпирическая интерпретация достигается путем полной редукции (сведения) значения понятий теории к их эмпирическим признакам. Но содержание научного и вообще достаточно абстрактного термина никогда не переводится в конечное число проявлений его сущности, сохраняется какой-то невыразимый в эмпирических показателях "остаток".

Поэтому эмпирическая интерпретация понятия по необходимости частична. Операциональное определение раскрывает лишь некоторое содержание термина и предлагает частичное пояснение его значения. При разработке программы социологического исследования мы должны в первую очередь выделить ключевые понятия, выражающие узловые точки изучаемой проблемы. Обратимся к примеру - исследованию отношения молодых рабочих к труду.

 

Процедура операционализации.

Социологическое исследование – это получение ответов на вопросы о социальной действительности. Но в наших вопросах существуют абстрактные понятия.

Например, понятие образование, участие в избирательной кампании – абстрактные понятия. Ответы на вопросы должны быть такими, чтобы их можно было сравнивать количественно, по принципу больше-меньше. Поэтому необходимо разработать способы перехода абстрактных понятий к количественным показателям.

Пример. Допустим, мы хотим определить, какой из двух футбольных защитников является лучшим. Нам необходимо сравнить спортивное мастерство – это понятие абстрактное.

1) Мы можем провести опрос среди болельщиков

2) можно посчитать количество голов, удачных передач.

Операционализация – это преобразование абстрактных понятий в показатели, которые позволяют осуществить количественное сравнение.

Операционализация всегда приводит к упрощению или частичной утрате смысла теоретического опнятия. Количественные показатели не могут передать все то, что мы вкладываем в это понятие.

Способов операционализации может быть несколько. Всегда есть риск, что может быть выбран не самый лучший вариант.

Пример. Операционализация понятия «демократия».

Выберем в качестве переменной проведение регулярных выборов в стране и референдумов.

Чем больше демократии, тем больше в стране выборов. Но если мы ограничимся этим показателем, то среди демократических стран окажутся и страны с тоталитарным режимом, где проходят выборы с одним кандидатом на пост.

Этот показатель недостаточен, его нужно дополнить.

Например, это отношение государственных и негосударственных СМИ, проведение теледебатовс представителями народа, власти.

Количество отзывов и положительных ответов на просьбу населения

Основные понятия задаются темой, целью, задачами и инструментарием.

Последовательность действий при уточнении основных понятий, интерпретации их смысла в наблюдаемых показателях можно резюмировать следующим образом. 1). Прежде всего — это теоретическая работа: анализ соответствующей литературы по предмету, выявление сущности понятий, что предполагает избегание ошибки смешения общеуотребительного смысла понятия с его научным, социологическим значением.

2). Создание "образа" данного свойства, аспекта понятия или его целостного представления в каких-то "зримых" проявлениях (в нашем примере отношения к труду — это "образ" из поддающихся изучению конкретных проявлений отношения рабочих к труду по объективным и субъективным показателям).

3). Выбор прямых показателей каждой из выделенных характеристик, т.е. переход к операциональным уточнениям: какими конкретными методами и техническими приемами следует (можно) зафиксировать выделенные свойства (например, удовлетворенность работой и отдельными ее составляющими).

4). Построение так называемых индексов или составных показателей, формируемых путем определенной комбинации частных показателей, которые были выделены в предыдущей операции. (Примером может служить построение "логического квадрата" удовлетворенности работой)

В действительности, это сложные познавательные процессы, далеко не полностью формализуемые. Немаловажную роль играют здесь аналогии, научная интуиция, знания и опыт исследователя, его общая философская культура.

Любое социальное явление следует рассматривать в контексте конкретной социальной ситуации. Для этого нужно выделить общие и специфические элементы (факторы в нашей терминологии), описывающие ситуацию. Наиболее общими факторами, детерминирующими отношение к труду, являются социально-экономические и другие общесоциальные условия трудовой деятельности и целостного образа жизни людей. Они оказываются общими в отношении к предмету нашего исследования и его задаче. В нашей схеме к ним отнесены функциональное содержание труда, условия труда, взаимоотношения в рабочем коллективе, особенности внетрудовой сферы деятельности рабочего. К специфическим факторам относятся также все личностные и ролевые характеристики работника.

Отсюда при операционализации нужно выделять содержательные блоки понятия.

Предварительный системный анализ предмета исследования - это, по существу, "моделирование" исследовательской проблемы, т.е. такое ее концептуальное расчленение и детализация, которые позволяют далее сформулировать общие и более частные гипотезы исследования.

Важно! Знакомясь с результатами исследования, всегда обращайте внимание на способы операционализации каждой переменной учеными. То, как они определяют термины, очень сильно сказывается на результатах. Особенно это важно для понимания с заказчиком, особенно тщательно операционализируем понятия, заложенные в названии проекта. (студент, недвижимость, клиент банка, удовлетворенность работой, трудолюбие).

ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ

Гипотеза - главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике. В социологическом исследовании гипотезы — обоснованные предположения о структуре социальных объектов, причинно-следственных связях, и возможных подходах к решению социальных проблем.

Исходные посылки социологических гипотез черпаются где-то на грани между наблюдениями реальных событий и системой объяснения этих событий в понятиях имеющейся социологической теории и смежных наук.

Любое научное исследование начинается с определения проблемы, т.е. потребности что-то узнать. Например, можно заинтересоваться, почему люди, живущие в экологически чистых районах, согласны бороться за чистоту окр. среды, а большинство из тех, кто проживает в городе с химически грязным производством и вроде бы должны еще больше стремится к чистоте окр. среды, оказываются безразличны к ее состоянию. Таким образом ставится проблема, которая требует решения.

Проблема поставлена. Следующий шаг – выдвижение гипотез (предположений), которые могут объяснить, сделать понятным данное положение дел.

Можно выдвинуть гипотезу, что те, кто безразличен к состоянию среды, работают на том самом химическом предприятии и не хотят оказаться безработными из-за его закрытия. Таким образом, мы можем выдвинуть гипотезу, что отношение людей к защите окр. среды определяется профессией.

Лучше выдвинуть гипотезу, которая не подтвердится, чем просто задавать людям вопросы без заранее сформулированных предположений. Ведь тогда мы узнаем лишь то, что мы знали раньше, но не выясним, почему одни поддерживают, а другим это безразлично.

Чтобы гипотеза была вероятностной необходимо выполнение 2-х условий:

1) изучение того, что уже сделано в данной области другими исследователями

2) как можно более тщательно изучить те факты, которые мы хотим объяснить, чтобы наметить хотя бы приблизительно, где искать реальные причины интересующих событий. Для этого проводятся поисковые исследования (маломасштабные исследования с целью выдвижения предварительных гипотез по поводу интересующих специалистов и заказчика фактов). Например, мы можем поговорить с десятком жителей города, чтобы выяснить, как они сами объясняют, почему большинству в их городе безразлично состояние окружающей среды, а также провести анализ статей на эту тему.

Предварительное изучение степени научной разработанности проблемы и операционализация понятий, о которых шла речь в предыдущем разделе, есть не что иное, как формулирование общей гипотезы по предмету исследования. Исходя из операционализации, мы черпаем аргументы для построения целой плеяды детализированных исходных гипотез, представляющих собою не что иное, как возможное объяснение исследовательской проблемы.

Итак, исходные гипотезы должны быть развернуты в целую цепочку выводных (рабочих) гипотез-следствий (операция дедуктивной обработки гипотез).

Проверка гипотез возможна лишь в случае, если все термины, в которых они формулируются, были подвергнуты эмпирической интерпретации.

Опровержение гипотез в исследовании – это тоже значимый научный результат, это не слабость социологической подготовки исследователя, а непредсказуемость социальной реальности.

По степени разработанности и обоснованности различают первичные и вторичные гипотезы. Вторичные выдвигаются взамен первых, если те опровергаются эмпирическими данными. Иногда первичные гипотезы называют "рабочими" в том смысле, что они используются как строительные леса для возведения более обоснованных гипотез. Хорошее исследование опирается обычно на целую серию альтернативных гипотез (чем выше уровень образования, тем сильнее потребность в карьере, и альтернатива). Тогда проверка позволяет получить более высокие основания для принятия тех предположений, которые остались после отбрасывания других альтернатив.

Альтернативные гипотезы – это предположения, которые исключают друг друга и не могут быть вместе истинными.

Рассмотрим зависимость между образованием и участием в избирательной кампании. Построим несколько логически возможных альтернативных гипотез.

Гипотеза А. Более образованные люди менее склонны участвовать в избирательной кампании.

Гипотеза Б. Более образованные люди больше склонны участвовать в избирательной кампании.

Гипотеза С. Люди со средним образованием более склонны участвовать в избирательной кампании, чем люди без среднего образования и с высшим образованием.

Гипотеза Д. Между образованием и участием в избирательной кампании связь отсутствует.

Эти гипотезы исключают друг друга и не могут быть одновременно истинными. Не может быть так, что более образованные люди одновременно реже и чаще ходили на выборы.

Построение хорошей теории – это процесс постоянного приведения предположений в соответствие с полученными данными.

Гипотеза получает признание через выполнение 2-х условий:

1) при обнаружении данных, согласующихся с предсказанием теории.

2) при исключении альтернативных гипотез.

По содержанию предположений можно выделить описательные и объяснительные гипотезы. Описательные — это предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные). Объяснительные гипотезы относятся к предположениям о степени тесноты связей взаимодействия (функциональные) и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки.

Сформулируем некоторые общие требования, которым должна удовлетворять удачная гипотеза, подлежащая прямой эмпирической проверке.

(а) Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема.

(б) Она не должна противоречить ранее установленным научным фактам. Например, гипотеза, "чем более разнообразен труд, тем больше удовлетворенность работой", должна быть отброшена, ибо противоречит имеющимся в психологии данным. Известно, что при определенном психофизиологическом типе личности именно однообразная и монотонная работа доставляет удовлетворение, а разнообразная - нет. Другая гипотеза - "функциональное содержание труда (т.е. включая степень монотонности и разнообразия работы) — детерминирует удовлетворенность работой" не противоречит этим сведениям и может быть принята для проверки.

(в) Из предыдущего правила вытекает требование простоты гипотезы.

Наше предположение о влиянии функционального содержания труда на отношение к работе имело единственное ограничение: "при данных социально-экономических условиях".

(г) Еще одно важное требование. Хорошая гипотеза приложима к более широкому кругу явлений, нежели та область, которая непосредственно наблюдается в исследовании. Так, указанная в примере гипотеза была подтверждена на небольшой пробной выборке рабочих (около 250 человек) старше 30 лет.

Перечисленные выше формальные требования делают гипотезу "хорошей" лишь при условии, что содержание ее не тривиально и не сводится к суждениям здравого смысла. В прикладном исследовании нетривиальность гипотез, как правило, выражается в формулировке альтернативных решений практической проблемы. Каким бы разумным ни казалось некоторое решение, у него всегда найдутся слабые стороны. Эмпирическая проверка сильных и слабых сторон нескольких вариантов возможных решений социальной проблемы будет наверняка ценнее, т.к., взвесив "за" и "против", мы найдем наиболее эффективный способ действий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: