Причины девиантного поведения и его основные типы и формы.




СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

1. Понятие и основные подходы к пониманию социального поведения.

2. Причины девиантного поведения и его основные типы и формы.

3. Социальный контроль.

 

Понятие и основные подходы к пониманию социального поведения.

 

Поведение свойственно не только человеку, но и животным. Однако у человека, в отличие от животных, поведение формируется, развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому социально обусловленный характер, т.е. является по существу социальным.

Социальное поведение - совокупность внешне наблюдаемых поступков индивидов и их общностей, деленная направленность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, групп, общностей или всего общества.

Социология исследует поведение прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценности и потребности Микросоциология изучает поведение индивидов в малых группа семья, группа сверстников, трудовой коллектив и т.п. Макросоциология исследует поведение главным образом в процессах взаимодействия крупномасштабных социальных общностей - этносов, нации социальных институтов, государств.

Наибольшую известность в мировой литературе приобрел бихевиористский подход к изучению поведения (Э. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скинер и др.). Он исходит из того, что поведение человека базируется на трех различных формах реакций человека на окружающую среду:

1) эмоциональная, или аффективная, основанная на чувств эмоциях;

2) компетентная, или когнитивная, базирующаяся на знании и размышлении;

3) прямое реагирование по механизму: стимул-реакция.

В социологической теории обмена, разработанной Джорджем Хомансом, основной единицей социологического анализа является «элементарное социальное поведение». Само же социальное поведение рассматривается в качестве системы обменов поведенческими актами, посредством которых индивиды санкционируют друг другом т.е. один вознаграждает или наказывает действия другого.

Чарльз Кули в процессе исследования социального поведения предложил специфический термин «зеркальное Я», согласно которому в процессе поведения люди смотрят на себя как бы со стороны глазами другого человека, т.е. смотрят на себя в «зеркало». В поведенческих актах люди служат друг другу своеобразными зеркал поэтому наше представление о себе во многом зависит от наших отношений с другими индивидами.

Джордж Мид считал необходимым, чтобы в процессе поведения у партнеров возникала возможность «принять роль другого». Чтобы наше поведение стало адекватным ситуации, мы должны приобрести определенные умения и навыки, прежде всего научитьсяпонимать и использовать символы - слова, жесты, мимику и т.п.

Питирим Сорокин сравнивал человеческое общество с волнующимся морем, в котором отдельные люди, подобно волнам, а поведением действуют на окружение себе подобных, обмениваются с ними чувствами, идеями, художественными образами, воле» импульсами, настроениями, планами действий и т.п. Все происходит на основе любви, дружбы, сострадания, вражды, ненависти и т.д.

Талкотт Парсонс исследовал поведение как взаимодействие социальных объектов, связанных между собой «системой взаимных ожиданий». На поведение человека оказывают влияние: 1) система ожиданий партнеров по взаимодействию; 2) идеалы, ценности, нормы, культуры; 3) типы ролей в социальной системе. В процессе поведения Парсонс выделял два основных компонента: 1) поведенческие акты; 2) ситуационное окружение, в котором совершается поведение и от которого оно зависит.

Если интегрировать все приведенные теоретические кол­ониального поведения, то можно построить общую теоретическую модель социального поведения. Всякое поведение человек осуществляет под влиянием сделанного им выбора в определенной проблемной ситуации. Например, после окончания средней школы выпускниками неизбежно возникает проблемная ситуация: что дальше, как себя вести: поступать в вуз или определяться на работу, а если поступать, то в какой вуз и по какой специальности, а если трудоустраиваться, то на какое предприятие, учреждение, фирму и т.п. Таким образом, создавшаяся проблемная ситуация диктует необходимостью определенного выбора дальнейшего поведения. Поэтому в социальном поведении исходным звеном в цепи поступков является проблемная ситуация. За нею следует осуществляемый индивидом выбор. На содержание и направленность выбора влияют три ряда факторов: 1) объективные условия (место жительства, доход семьи и т.п.); 2) существующие в обществе нормы как регуляторы социального поведения; 3) субъективные особенности личности (мотивация, интересы, ценностные ориентации, знания и способности и т.п.). Совместное действие этих объективных и субъективных факторов приводит индивида к определенному выбору, а на основании последнего принимается решение, какое поведение является наиболее адекватным в сложившейся ситуации.

 

Причины девиантного поведения и его основные типы и формы.

В социологическом исследовании поведения первостепенное значение имеет определенная нормативность и ненормативность (антинормативность) социального поведения. Те виды поведения, которые соответствуют общепринятым в же нормам, характеризуются как «нормальные», т.е. нормативные. Те же способы поведения, которые в той или иной мере расходятся с ними, называют отклоняющимися (от норм), т.е. девиантным поведением. Под последним понимается не только правонарушение, но и поведение, нарушающее господствующие в данном обществе правила и нормы. К различным проявлениям девиации относятся алкоголизм, наркомания, проституция, рэкет, коррупция, подделка банкнот, вымогательство, измена Родине, убийство, самоубийство и многое другoe. Ненормативность или антинормативность всех этих и других, сходных с ними видов поведения выражается в том, что они отклоняются от принятых в обществе норм, либо просто отвергают их.

Девиация связана с неопределенностью как (поведенческих ожиданий, так и оценок, даваемых людьми одному и тому же поведению, которое одни считают преступлением (например,взрыв чеченскими боевиками жилого дома в Москве или ином городе), другие - нормой, даже - героизмом. А это убеждает, что существует довольно трудная проблема относительно того, что считать девиантным поведением, и граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой то в одну, то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или иному поведенческому акту. Скажем, в случае превышения скорости сотрудник ГАИ считает такой поступок нарушением нормы, а водитель автомобиля и его пассажир придерживаются противоположного мнения.

Социальные нормы и поведение, отклоняющееся от них, не являются однородными, а существенно отличаются по своей социальной сущности. В зависимости от I) степени причиненного вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом; 2) типа нарушаемых норм можно различать следующие основные munы отклоняющегося поведения:

1) Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым нормам - накопительство и др.

2) Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи и т.п.) ипроявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3) Противоправное поведение, представляющее собой нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в воровстве, грабежах, убийствах и других преступлениях.

Девиантное поведение может выражаться в трех различных формах:

а) поступка (ударил женщину);

б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);

в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков монетчиков).

В социологии большое значение придается выявлению причин девиантного поведения. Согласно традиции, берущей начало с классической работы Э. Дюркгейма «Самоубийство», продолженной в трудах Р. Мертона, Р. Дарендорфа и других современных социологов, основная причина отклоняющегося поведения коренится в специфическом социальном явлении, называемой анемией, т.е. пренебрежением или отрицанием существующих в обществе норм, стандартов поведения. Согласно этим концепциям девиантное поведение ощутимо возрастает в тех случаях, когда в обществе превыше всего ценятся определенные символы успеха, например, материальные, либо общество оказывается в ситуации социально-экономического кризиса. Развивая теорию аномии, Р. Мертон подчеркивал, что основной пой отклоняющегося поведения является конфликт между культурными целями, ценностями, нормами, с одной стороны, и социально одобряемыми средствами их достижения, с другой.

В жизнедеятельности людей важное значение имеет не только индивидуальное, но и коллективное поведение. К. Маркс, Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Блумер обращали внимание на необходимость приоритетного изучения коллективного поведения, поскольку именно в коллективном поведении формируются основные социальные качества личности, осуществляются социально важные функции формируются определенные социальные роли и статусы. Г. Блумер, в частности, подчеркивал, что при изучении коллективного по­мня мы касаемся условий возникновения нового социального

 

Социальный контроль.

В социальных движениях и вызываемых ими изменениях всегда тем или иным образом происходит корреляция поведения одних членов общества (групп) взглядами, оценками, действиями, санкциями других членов общества. Этот процесс предстает в качен социального контроля.

Термин «социальный контроль» введен в научный обор французским социологом и социальным психологом Габриэлем Тардом и первоначально понимался как средство возвращения преступника к нормальной жизни, т.е. соответствующему нормам общества поведению. В дальнейшем этот термин приобрел более широкое содержание, о тесно увязан с процессом социализации личности. Американские социологи Э. Росс и Р. Парк интерпретировали социальный контролю как целенаправленное влияние общества на индивида, обеспечивающее нормальное соотношение между социальными силами, ожиданиями, требованиями и человеческой природой, а тем самым – «здоровый» социальный порядок.

Роберт Парк выделил три формы социального контроля:

1) элементарные (в основном принудительные санкции);

2) общественное мнение;

3) социальные институты.

Американский социолог С. Аск подчеркивал особую роль в осуществлении социального контроля так называемого группового давления, которое в угоду общности интересов и целей, стабилизирующих деятельность группы, принуждает индивида приспосабливаться к существующим в ней коллективным мнениям, ценностям, нормам.

Французский социолог Р. Лапьер рассматривал социальный контроль в качестве средства, обеспечивающего процесс усвоения индивидом ценностей и норм культуры, и механизма передачи этих ценностей от поколения к поколению. Он считал, что действие этого механизма реализуется посредством трех видов санкций:

1) физических (наказание индивида за нарушение групповых норм);

2) экономических (денежное вознаграждение, штраф и др.);

3) административных (освобождение от должности, понижение по службе, арест и др.).

Российские исследователи В.Н. Кудрявцев, A.M. Яковлев и др. рассматривают социальный контроль преимущественно в плане криминологии, с точки зрения предупреждения и пресечения преступности, создания условий для возвращения преступника к нормальной жизни.

Социальный контроль - это способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядочивающее взаимодействие ее компонентов (индивидов, групп, общностей) на поведение людей посредством нормативного его регулирования нормами и санкциями.

Т. Парсонс считал социальный контроль мощнейшим средством поддержания нормативного порядка в социальной системе. Для того, чтобы это средство приводило к желаемым результатам, необходимо:

1) обеспечить в пределах данной системы согласованность всех ее функций с поведенческими ожиданиями, установленными посредством существующих в ней ценностей и норм;

2) добиться интернализации (усвоения) ценностей и норм общества ее членами;

3) сформировать систему авторитетной интерпретации нормативных обязательств специально созданными в обществе институтами культуры, права, управления и т. п., которые в случае необходимости должны применять силу принуждения.

Социальный контроль представляет собой сложно организованную, многоступенчатую, иерархизированнную систему, состоящую из взаимодействующих компонентов. Они таковы:

1) индивидуальные действия;

2) реакция социального окружения;

3) социальная шкала оценок;

4) категоризация поступка (отнесение его к определенному виду) и соответствующая его оценка (одобряющая, порицающая, осуждающая и др.) социальным окружением;

5) общественное сознание и групповое мнение;

6) применение обществом или группой санкции;

7) индивидуальная шкала оценок;

8) социальная идентификация и процесс принятия (выполне­ния) социальной роли;

9) индивидуальная самооценка.

Санкции социального контроля подразделяются на:

1) формальные, официально предписанные обществом или организацией (повышение или понижение должностного статуса, награда, наказание и т.п.);

2) неформальные (одобрение, негодование и т.п.);

3) позитивные (общественное признание заслуг, присвоение почетного звания и др.);

4) негативные (общественное порицание, штраф, осуждение и т.п.).

Формальный контроль - наиболее действенный вид социального контроля - основывается на трех принципах: 1) предупреждение отклонения от нормы; 2) удержание людей от нарушения нормы угрозой наказания; 3) применение определенных санкций (штраф, задержание и т.п.) в случае нарушения норм индивидом или группой.

Т. Парсонс проанализировал три метода социального контроля:

1) Изоляция - отлучение лица, нарушившего социальную норму (дивианта), от других индивидов; применяется в тюрьмах по отношению к преступникам.

2) Обособление - ограничение контактов дивианта другими людьми, но не полная его изоляция от общества. Этот метод применяется при помещении человека в психиатрическую больницуна ограниченный срок.

3) Реабилитация - подготовка дивианта к возвращению в нормальную жизнь и исполнению его обычных ролей в обществе.

Все функционирующие в обществе социальные институты - семья, государство, образование и т.п. - в той или иной стен» осуществляют социальный контроль. Однако в институционной системе существуют такие социальные институты, которые специально созданы для выполнения функций формального контроля. К и числу принадлежат: 1) уголовное право; 2) милиция (полиция); 3) психиатрические больницы; 4) суды; 5) прокуратура; 6) тюрьмы 7) социальная работа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: