Запишите в тетрадь для лекций.




Обратите внимание, что работаем в тетради для лекции и в тетради для практических работ.

В тетради для практических работ запишите тему, что должен знать и уметь студент. Работаете по той согласной букве, по которой работали на прошлом уроке.

Тема: Развитие речи и мышления. Индивидуальный подход.(2ч.)

Студент должен:

знать:

основные направления работы над словом;

пути обогащения словаря детей;

приёмы объяснения новых слов;

задачи, которые решаются при работе над предложением и связной устной речью учащихся;

виды работ при работе над предложением и связным текстом;

особенности работы с детьми с разным уровнем подготовки;

условия деления учащихся на группы по уровню обученности;

уметь:

планировать работу по развитию речи в период обучения грамоте;

осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.

Практическое занятие.

Содержание занятия

Прочитайте (ознакомительное чтение).

Ребёнок приходит в школу со значительным навыком речи. Объем его словаря составляет от 4 до 7 тысяч слов, он использует в своей устной речевой практике предложения как простые, так и сложные, большинство детей умеют рассказывать связно, т.е. владеют простейшим монологом, но не умеют рассказывать по плану, легко отвлекаются от темы, обращают внимание на детали (несобранность мысли), нарушают логику. Основной характерной чертой речи дошкольника является ее ситуативность, что определяется основным видом деятельности дошкольника - игровой деятельностью. Задача учителя: научить рассказывать или описывать предмет по определённому плану.

Пересказ текста очень близок к оригиналу, потому что опирается в основном на память, а не на осмысление содержания. Задача учителя: работать над пониманием содержания.

После поступления в школу в речевом развитии ребенка происходят изменения.

Во-первых, резко возрастает волевой фактор в речевой деятельности. Мотивация речи резко изменяется. (Ребенок говорит не потому, что его к этому побуждают окружающие обстоятельства, так называемая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный процесс. Если в ситуативной речи главный мотив - общение, ответ на уроке, пересказ, рассказ вызываются не живыми потребностями общения, а необходимостью выполнить требование учителя, обнаружить знание материала, не ударить лицом в грязь перед товарищами, перед учителем. Поэтому дети, свободно говорившие до школы дома, на улице, в детском саду, в школе иногда на первых порах теряются, смущаются, говорят хуже, чем до школы).

Учитель заботится о создании мотивов речи, мотивов естественных и близких детям - создается непринужденная обстановка беседы, детский рассказ предваряется словами учителя: «Расскажи, нам всем интересно, мы тебя послушаем» и т. д.)

Во-вторых, в жизни ребенка появляется письменная речь.

(Конечно, первые письменные тексты, с которыми сталкивается ребенок, еще очень просты и мало чем отличаются от разговорно-бытовой речи, какой он пользовался дома, среди товарищей до школы. Но уже с первых дней обучения грамоте начинается работа над культурой речи: дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке; начинают понимать, что не любое выражение мысли будет правильным, что мысль следует выражать ясно, четко, понятно для других; приучаются к самоконтролю и к наблюдениям над речью других детей, учатся исправлять недочеты чужой речи. Дети понимают, что в школе нельзя пользоваться теми детскими оборотами, которые они употребляют дома и с друзьями).

Третья особенность речевого развития первоклассника состоит в том, что в его речевой деятельности все большее место начинает занимать монологическая речь, т. е. тот вид речи, который в дошкольном возрасте либо вовсе не развивался, либо не занимал господствующего положения.

Четвёртая особенность - речь становится объектом изучения. Дети узнают, что речь бывает устной и письменной, состоит из предложений и имеет свою структуру.

Запишите в тетрадь для лекций.

Основные направления развития речи учащихся:

1) звуковая культура речи;

2) работа над словом;

3) работа над предложением;

4) работа над связной устной речью.

2. Практические здания (выполняем в тетради для практических работ, задания по той же согласной букве, по которой вы работали на прошлом уроке)

1. Рассмотрите столбики слов в «Азбуке». Сформулируйте задания для выборочного чтения по тематическому (например, прочитайте слова, обозначающие растения или профессию…), по грамматическому признаку (например, прочитайте слова, которые обозначают один предмет, много предметов), по фонетическому признаку (прочитайте сначала слова с 1 слогом, затем с 3; прочитайте слова, в которых изученная буква обозначает твёрдый согласный, затем мягкий согласный). Дополните эти задания другими. Например:

· «Подбери слог» (из несколькие предложенных слогов ребенку требуется выбрать нужный слог и подставить в слово).

· «Бусы» (составление слова из предложенных букв или слогов).

· «Найди слова на картинке» (ребёнок должен найти слова с изучаемым звуком).

2. Составьте задания для работы над предложением, исходя из возможностей конкретного текста.

Работая над предложением, учитель может использовать различные задания:

- чтение вслух;

- чтение про себя, подготовка к чтению вслух;

- нахождение слов с новой буквой;

- работа над интонацией;

- дополнение предложения (картинки, схемы).

- выборочное чтение слов с новой буквой (игра «Разведчики»).

3. Составьте тезисы статьи «Чтение и разбор букварных текстов» в пособии «Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования (Е.С.Антонова, С.В.Боброва, гл.4). Запишите в тетрадь для практических работ.

4. Познакомьтесь с разделом программы по обучению грамоте «Развитие устной речи» (Звуковая культура речи) Какие направления работы по развитию речи на фонетическом уровне выделяются? Сформулируйте их и запишите.

Справочные материалы:

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков; обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звукослоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л — р,с — з,щ — ж,п — б,с — ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

5. Изучите содержание раздела «Работа над словом». Сформулируйте основные направления работы над словом и запишите их.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Основные направления работы над словом:

1) уточнение значения слов;

2) обогащение словаря;

3) правильное употребление слов;

4) борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

6. Какие виды работ со словом, направленные на развитие речи учащихся, вы можете предложить? Запишите их.

(Виды работ:

1) определение словаря для каждого урока;

2) уточнение отличительных признаков животных, птиц, деревьев, растений во время экскурсий;

3) подбор синонимов, антонимов к словам (без называния терминов);

4) составление словосочетаний с многозначными словами и др.).

7. Познакомьтесь с задачами, которые решаются при работе над предложением и связной устной речь учащихся:

1) осознание предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложений в устной речи, их чтение и составление;

2) переход от односложных высказываний к развёрнутым, от неполных предложений к полным, относительно большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежащего и состав сказуемого;

3) установление простейших связей между словами в предложении и словосочетании;

4) правильное построение предложений.

Запишите в тетрадь: При работе над предложением и связным текстом можно использовать следующие виды работ:

1) работа над интонацией предложения (интонационное выделение предложения и речевого потока; отработку интонации законченности; интонация вопросительного и восклицательного предложения, а также предложения незаконченного, прерванного);

2) восстановление предложения из разрозненных слов или деформированного текста;

3) деление текста, напечатанного на доске без точек и заглавных букв, на предложения;

4) постепенное распространение предложения вопросами (Яблоко упало. Какое? Когда? Где? С чего? На что?);

5) составление предложения на какой-либо основе (по вопросу, на тему, по схеме, по опорному слову, по картинке и т. д.);

6) беседа по сюжетной картинке или серии картин;

7) составление плана текста;

8) словесное рисование (воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?) и др.

9) «Составь рассказ по картинкам» (по серии картинок ребенок составляет связный рассказ).

10) «Мультфильм» (после составления связного рассказа по серии сюжетных картинок, детям предъявляется образец связного рассказа – мультфильм).

8. Составьте задания для работы по развитию речи (работа над текстом).

Прочитайте.

Необходимость дифференцированного и индивидуализированного подхода при обучении грамоте вызывается двумя причинами: во-первых, как установлено в исследованиях по современной дидактике, такой подход обеспечивает прочность усвоения материала, помогает в осуществлении принципов доступности, систематичности, индивидуального подхода в рамках общеклассной работы; в этом смысле дифференцированный подход эффективен на всех ступенях обучения; во-вторых, - и это специфично как раз для I класса - дети, приходящие в I класс, существенно различаются по уровню своей подготовленности к чтению и письму.

- Почему недостаточно работать только фронтально? На какого ученика ориентируется учитель при фронтальной работе на уроке?

При фронтальной работе со всем классом слабо подготовленные учащиеся отстают еще больше в своем развитии, «сильные» же неизбежно какую-то часть учебного времени используют неэффективно. В условиях обычного урока, без дифференцированного подхода, учитель невольно ориентируется на среднего ученика и даже на уровень ниже среднего. При этом работа со слабыми частично переносится на послеурочное время (создается перегрузка как раз тех учащихся, которые больше других нуждаются в отдыхе), а сильные испытывают недостаток внимания учителя; скучают на уроке и в результате теряют свои преимущества.

Дифференцированный подход частично снимает указанное противоречие, так как каждая группа учащихся получает задания по своим возможностям.

- Как же распределять первоклассников для осуществления дифференцированного подхода? На этот вопрос нет однозначного ответа.

- Что такое индивидуальный подход в обучении?

Индивидуальный подход - один из принципов обучения. Предполагает знание и учет интересов, склонностей, уровня развития, пробелов в знаниях и умениях каждого ученика.

На уроке - это внимание учителя к каждому учащемуся, помощь индивидуального характера, вопросы и задания, учитывающие индивидуальные возможности в усвоении знаний.

Дифференцированный подход - форма (по мнению некоторых авторов, метод) организации учебного труда учащихся на основе объединения их в рамках классного коллектива в небольшие группы по интересам, по уровню готовности. Как же распределять первоклассников для осуществления дифференцированного подхода?

С.П.Редозубов рекомендовал делить класс на две подгруппы; общеклассная работа чередуется с групповой. Со всем классом проводится анализ и синтез речи, письмо, развитие речи. С группами поочередно работает учитель, в то время одна из групп занимается самостоятельно: списывает, складывает слова по образцам, читает про себя, готовится к беседе по картинке (для сильной группы); складывает слова под картинками, читает столбики слов, предложения про себя (слабая группа).

Более сложную и гибкую систему предложила Л.К.Назарова. Она делит класс на пять групп:

первая группа - дети, читающие словами;

вторая группа - читающие по слогам;

третья группа - читающие по буквам (с двумя подгруппами: поступившие в школу с упрочившимся навыком побуквенного чтения и не накопившие пока значительного опыта побуквенного чтения);

четвёртая группа - дети, поступившие в школу нечитающими и овладевающие чтением быстрыми темпами;

пятая группа - овладевающие чтением замедленными темпами.

Для каждой группы определены свои задачи и своя методика дифференцированного обучения. Задачи первой и второй групп — совершенствовать свои умения на дополнительном материале, путем самостоятельного чтения, постоянно включаясь в общеклассную работу, помогая слабым. Дети, входящие в третью группу, должны переучиваться. В период же обучения грамоте они на уроках пытаются читать слогами, однако дома продолжают читать по буквам; следовательно, необходим инструктаж родителей: без их помощи побуквенное чтение может затянуться на длительное время. Следствие побуквенного чтения - пропуск гласных внутри слова при письме: вместо слива пишут «слва», вместо машина — «мшна». Учащиеся 4 и 5 групп обучаются по основной методике, но на материале различного объёма.

Индивидуальные особенности учащихся нужно учитывать при опросе.

1. Солидарный опрос. Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираем наиболее предпочтительного и предлагаем ему шепотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание. Например: Составьте схему предложений: Мы плывем на яхте. Яхта плывет к острову.

2. Тихий опрос.Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.

Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх вариантах, устные указания.

Выполненные в практических тетрадях задания пришлите мне по электронной почте BiOlga2008@yandex.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: