Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций




Доктрина информационной безопасности РФ в правоохранительной (и судебной) сфере к наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности относит:

информационные ресурсы органов власти, реализующих правоохранительные функции, судебных органов, их информационно-вычислительных центров, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, содержащие специальные сведения и оперативные данные служебного характера;

информационно-вычислительные центры, их информационное, техническое, программное и нормативное обеспечение;

информационную инфраструктуру (информационно-вычислительные сети, пункты управления, узлы и линии связи).

На информационную безопасность в правоохранительной (и судебной) сфере могут влиять следующие внешние угрозы:

разведывательная деятельность специальных служб иностранных государств, международных преступных сообществ, организаций и групп, сбор сведений, раскрывающих задачи, планы деятельности, техническое оснащение, методы работы и места дислокации специальных подразделений и органов внутренних дел РФ;

деятельность иностранных государственных и частных коммерческих структур, стремящихся получить несанкционированный доступ к информационным ресурсам правоохранительных и судебных органов.

Внутренними угрозами, представляющими опасность для данной сферы, являются:

нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, содержащейся в картотеках и автоматизированных банках данных и использующейся для расследования преступлений;

недостатки законодательного и нормативного регулирования информационного обмена в правоохранительной и судебной сферах;

отсутствие единой методологии сбора, обработки и хранения информации оперативно-разыскного, справочного, криминалистического и статистического характера;

отказ технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах;

преднамеренные действия, а также ошибки персонала, непосредственно занятого формированием и ведением картотек и автоматизированных банков данных.

В правоохранительной (и судебной) сфере наряду с общими приемами защиты информации применяется также ряд специфических методов и средств обеспечения информационной безопасности:

создание защищенной многоуровневой системы интегрированных банков данных оперативно-разыскного, справочного, криминалистического и статистического характера на базе специализированных информационно-телекоммуникационных систем;

повышение уровня профессиональной и специальной подготовки пользователей информационных систем.

В современных условиях особое значение имеет осуществление эффективной информационной политики при чрезвычайных ситуациях техногенного, социального и природного характера.

Наиболее уязвимыми объектами обеспечения информационной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций Доктрина информационной безопасности называет:

систему сбора и обработки информации о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций;

систему принятия решений по оперативным действиям (реакциям), связанным с развитием таких ситуаций и ходом ликвидации их последствий.

Особое значение для нормального функционирования указанных объектов имеет:

обеспечение безопасности информационной инфраструктуры страны при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;

отсутствие сокрытия, задержки поступления, искажения и разрушения оперативной информации;

исключение несанкционированного доступа к ней отдельных лиц или групп лиц.

Несоблюдение этих условий может привести как к человеческим жертвам, так и к возникновению разного рода сложностей при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанных с особенностями информационного воздействия в экстремальных условиях:

к приведению в движение больших масс людей, испытывающих психический стресс;

к быстрому возникновению и распространению паники и беспорядков на основе слухов, ложной или недостоверной информации.

К специфическим для данных условий направлениям обеспечения информационной безопасности относятся:

разработка эффективной системы мониторинга объектов повышенной опасности, нарушение функционирования которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

совершенствование системы информирования населения об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, об условиях их возникновения и развития;

повышение надежности систем обработки и передачи информации, обеспечивающих деятельность федеральных органов исполнительной власти;

прогнозирование поведения населения под воздействием ложной или недостоверной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и выработка мер по оказанию помощи большим массам людей в условиях этих ситуаций;

разработка специальных мер по защите информационных систем, обеспечивающих управление экологически опасными и экономически важными производствами.

Исследования, проведенные сотрудниками МЧС России, показывают, что в начальный период чрезвычайных ситуаций общественное настроение, как правило, больше негативное, нежели конструктивное. У такого положения много причин. Но его доминантой является неготовность населения к адекватному восприятию происходящего. Корни такой неготовности – в системе информационного обеспечения населения. Эту неготовность предопределяют:

отсутствие прогностической информации и оповещения людей о времени возможного начала чрезвычайной ситуации (например, подземных толчков и сейсмических волн, их силе, характере и продолжительности). Отсюда – неожиданность и уникальность большинства чрезвычайных ситуаций для населения;

отсутствие у большей части людей информации о том, как действовать в той или иной критической обстановке, ведущее к растерянности при возникновении чрезвычайной ситуации;

недостаточная информированность населения об особенностях действий на разных этапах чрезвычайной ситуации и при разных сценариях ее развития;

повышенное повседневное стрессовое состояние массового сознания как фоновая характеристика нашего времени и скрытая предпосылка быстрого и резкого эмоционально-психологического срыва людей в критической обстановке;

слабая отработанность алгоритмов управления населением в условиях чрезвычайной ситуации и, как следствие, отсутствие доступной информации о действиях местных органов власти, сил МЧС, порядке аварийно-спасательных работ и эвакуации населения;

отсутствие у большинства людей знаний об особенностях развития различных видов техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

Формирование адекватных мнений и настроений, особенно в экстремальных условиях – сложный и трудный процесс. Специалисты отмечают, что он тем эффективнее, чем лучше этот процесс организован, чем яснее руководители представляют его элементы, структуру, прямые и обратные связи с населением на разных его этапах.

Снизить негативное влияние чрезвычайных ситуаций на общественное мнение могут только хорошо поставленное, в том числе упреждающее, информирование и быстрые, четкие и грамотные действия как местных руководителей, так и сил МЧС. Очень важно избежать вакуума в информационном поле, взять информационную инициативу в свои руки. В противном случае, и это характерно как для регионального, так и для федерального уровня, начинают работать домыслы, распаленные эмоциями фантазии и процесс управления информационной средой значительно усложняется. Информационное обеспечение чрезвычайных ситуаций необходимо готовить заблаговременно и на регулярной основе.

По мнению специалистов, целесообразно улучшить обучение населения действиям при техногенных и природных катастрофах. Неоценимый вклад в подготовку граждан к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций могут и должны внести местные и региональные СМИ. В массовой печати, на радио и телевидении полезно в игровой форме моделировать различные чрезвычайные ситуации и правильные действия людей, попавших в бедственную природную или социальную стихию. Все комментарии специалистов должны носить четкий, ясный и однозначный характер. Не следует забывать и о такой форме, как выпускаемые массовым тиражом красочные памятки для населения о поведении в условиях чрезвычайных ситуаций.

Слухи, сплетни, паника

Явлением, противодействующим обеспечению безопасности в условиях чрезвычайной ситуации, часто оказываются слухи как особая форма массового обмена недостоверной или искаженной информацией в устном виде. Слухи обычно возникают при отсутствии полной и достоверной информации по актуальной для людей в данный момент проблеме. Информация, передаваемая в форме слухов, возникает, как правило, стихийно и имеет несанкционированный, неконтролируемый и неуправляемый характер. Необходимым и достаточным условием возникновения слухов чаще всего оказывается наличие неудовлетворенной актуальной потребности людей или угрозы безопасности их жизнедеятельности. В этих ситуациях даже самые невероятные сообщения, передаваемые неформально, как бы «по секрету», могут вызывать интерес и получить широкое распространение в виде слухов. Следовательно, главной причиной появления и распространения слухов является неудовлетворенная информационная потребность людей, своего рода «информационный голод», особенно в чрезвычайных жизненных ситуациях. Впрочем, «информационный голод» всегда чреват появлением слухов.

Роль такого «голода» образно подмечена Н. В. Гоголем в «Мертвых душах»: «В другое время и при других обстоятельствах подобные слухи, может быть, не обратили бы на себя никакого внимания; но город N уже давно не получал никаких совершенно вестей… что, как известно, для города то же, что своевременный подвоз съестных припасов».

На появление слухов влияют также недостаточная оперативность и объективность информации, ее ангажированность, излишняя закрытость (секретность), стремление сгладить в ходе информирования населения остроту происходящего. Как раз в ответ на такие действия слухи начинают представлять ситуацию в преувеличенно драматическом варианте. Они всегда являются эмоционально-компенсирующим следствием недостаточно полной или необъективной информации, предоставляемой официальными службами.

Характерный пример действия слухов – массовая скупка в начале 2006 г. населением Москвы и других городов России обычной поваренной соли. Неизвестные по своему источнику слухи о грядущем дефиците этого продукта за считанные дни привели к пустым прилавкам и десятикратному росту цен на соль. Никакие доводы руководителей торговли об отсутствии объективных предпосылок к нехватке соли на народ не действовали. Нормализовать ситуацию удалось только через несколько недель.

Задача профилактики слухов и купирования их в случае возникновения становится неотъемлемой частью всей программы действий в опасных для людей условиях, в частности, при различных природных и социальных бедствиях, техногенных катастрофах, во всех местах большого скопления людей. В таких условиях (как, впрочем, и в повседневной жизни) людям, прежде всего, нужна четкая и понятная информация, не только объясняющая причину слухов, но, главное, дающая объективный анализ складывающейся ситуации и снижающая тем самым меру эмоциональной напряженности при ее восприятии. Важно не просто опровергнуть тот или иной слух, но заполнить образовавшийся информационный вакуум максимально подробной и убедительной информацией. Кроме того, в условиях чрезвычайных ситуаций необходимо также выявлять распространителей слухов и добиваться снижения их влияния на толпу.

Одной из разновидностей слухов являются сплетни. В словаре С. И. Ожегова сплетня определена как слух о ком-нибудь или о чем-нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях. Обычно сплетню составляет ложная или искаженная и неполная, но всегда пристрастная информация о личной жизни и поступках людей, известных и интересных значительной части населения.

Сплетни, как и слухи, тоже удовлетворяют определенную информационную потребность масс, не всегда социально добротную и пристойную. Нередко они муссируют интимные стороны жизни своих «героев» и даже носят откровенно неприличный характер. В итоге сплетня может не только выполнять некую информационно-познавательную функцию, но и быть средством борьбы за достижение определенных целей и в этом качестве представлять немалую социальную опасность. Она может использоваться для нечестной дискредитации своего противника, возбуждения против него негативных эмоций в обществе. Поэтому в процессе воспитания школьников требуется целенаправленное раскрытие сущности и роли сплетен, формирования у подростков внутренней готовности к отказу от передачи сплетен и осуждению сплетников.

Одна из задач информационного обеспечения действий в чрезвычайных ситуациях состоит в том, чтобы не допустить перерастания слухов в панику. Паника – очень опасное психологическое состояние толпы, требующее решительных, в том числе информационных, действий по предотвращению его нагнетания и распространения.

По мнению психологов, есть два основных обстоятельства, определяющих возникновение паники.

Первое связано с внезапностью появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности (например, при пожаре, взрыве, аварии и т. п.).

Второе можно объяснить накоплением так называемого «психологического горючего» и, затем, срабатыванием, как «реле», того или иного психического катализатора. Длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределенность ситуации, предполагаемые опасности и невзгоды – все это создает благоприятный фон для возникновения паники, а катализатором в этом случае может стать любое событие. Вызвать панику может не только сильный испуг, страх, но и отдельные слова, чье-то поведение, какие-то сигналы, даже не имеющие отношения к ожидаемым опасностям.

Следствием паники может быть значительная деформация оценок происходящего, снижение готовности к адекватным действиям, возрастание страха, повышенная подверженность внешним воздействиям. А в более выраженной форме это состояние может привести к полной невменяемости и утрате контроля над своим поведением. Человек может бежать, куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые нелепые, хаотические действия и поступки. Есть немало примеров такого поведения во время землетрясений, ураганов, пожаров и т. д.

Основными причинами паники в большинстве случаев опять же оказываются информационные факторы:

информационно-психологическая неготовность людей к адекватному восприятию случившегося, недостаток конкретной информации и, как следствие, наличие своего рода «информационной анархии»;

уникальность каждой экстремальной ситуации, создающая чрезвычайное напряжение при столкновении с ней;

слабая подготовка большинства людей к рациональным действиям в случае опасности;

наличие в толпе людей эмоционально неустойчивых, оказывающихся в критической ситуации катализаторами негативных слухов и паники.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: