ПЕРВЫЙ УРОК ПОСЛЕ ЗИМНИХ КАНИКУЛ
И «ЗИМНИЙ» ТЕКСТ В.БИАНКИ «СНЕГ И СОН»
(Рекомендую для проведения уроков в 3- 5 кл.)
СНЕГ И СОН
1.Птицы больше не прилетали клевать зерно. 2.Трава плотно легла на землю, и холодный ветер свободно разгуливал по острову.
3.К тому времени Пик ужасно растолстел. 4.Какая-то вялость на него напала. 5.Ему лень было много шевелиться. 6.Он всё реже вылезал из норки.
7. Раз утром он увидел, что вход в его жилище завалило. 8.Он разрыл холодный рыхлый снег и вышел на луг.
9.Вся земля была белая. 10.Снег нестерпимо сверкал на солнце. 11.Голые лапки мышонка обжигало холодом.
12.Потом начались морозы.
13.Плохо пришлось бы мышонку, если б он не запас себе пищи. 14.Как выкапывать зёрна из-под глубокого мёрзлого снега?
15.Сонливая вялость всё чаще охватывала Пика. 16.Теперь он не выходил из спальни по два, по три дня и всё спал. 17.Проснувшись, отправлялся в погреб, наедался там и опять засыпал на несколько дней.
18.Наружу он совсем перестал ходить.
19.Под землёй ему было хорошо. 20.Он лежал на мягкой постели, свернувшись в тёплый, пушистый клубок, сердечко его билось всё реже, всё тише. 21.Дыхание стало слабым-слабым. 22.Сладкий, долгий сон совсем одолел его.
23.Мышки-малютки не спят всю зиму, как сурки или хомяки.
24.От долгого сна они худеют, им становится холодно. 25.Тогда они просыпаются и берутся за свои запасы.
26.Пик спал спокойно: ведь у него было два полных погреба зерна.
МАТЕРИАЛЫДЛЯ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
- О чем этот рассказ? Кто его автор и как вы его узнали?
Дети, думаю, определят, что это за текст и автора – Виталия Бианки. Можно напомнить о биографии писателя.
Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) родился в семье ученого-орнитолога (изучал птиц), хранителя коллекций Зоологического музея в Петербурге. Маленький Виталий часто ходил с отцом на охоту и наблюдал за растительным и животным миром, записывая свои наблюдения в блокнотики. Эти заметки позже станут основой его удивительных сказок и рассказов. Родители передали сыну свою любовь к природе. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». Герои Бианки живут своей обычной «природной» жизнью, но при этом мыслят, говорят человечьим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь природы.
|
– Кто главный герой произведения?
– Давайте вспомним, почему ребята назвали мышонка Пиком?
– Кем стал мышонок Пик?
(Мореплавателем)
В данной главе – мышонок после кораблекрушения оказался на острове…
- Как бы вы озаглавили текст? Почему? Какие ключевые слова из текста помогли вам озаглавить именно так?
- А вот сам автор назвал эту главу «Снег и сон». Почему, как вы думаете?
Интересное заглавие у автора придумано, и тем самым он как бы говорит читателю о том, что в рассказе два плана: описание зимы и описание состояния персонажа.
Класс делится на 2 группы.
Задание для 1 группы:
- Докажите, что это зима. Какие приметы её вы нашли в тексте? Выпишите «зимние словосочетания в тетрадь.
(заголовок – «снег», «птицы не прилетали», «ветер холодный», норку засыпало «холодным рыхлым снегом», «земля белая», «снег сверкал на солнце», «начались морозы»).
Задание для 2 группы:
- Расскажите о втором плане в рассказе (сонливое состояние главного героя – мышонка). Докажите текстом.
|
(«напала вялость», «лень шевелиться», «реже вылезал из норки», «сонливая вялость охватывала», «по три дня спал», «лежал в постели», «сердечко билось реже», «дыхание стало слабым», «сон одолел», наконец – «спал спокойно»)
- А почему пик спал спокойно?
(У него было достаточно зерна запасено, чтобы после спячки насытиться. Да и в норке под землей ему было тепло и спокойно, его там не достанут хищники).
- Сам автор называл свои рассказа «сказками – несказками». Можете ли вы согласиться с этим? Докажите свой выбор.
(слушаем ответы)
Да, действительно, это не просто сказка с занимательным сюжетом, когда герой-мышонок осознанно совершает действия, рассуждает, воспринимает действительность, подобно разумному существу – человеку, но здесь и точно описано время действия, место, присутствует биологическая точность и в описании повадок героя – мышонка и малышей-мышат.
И что интересно, картины природы органически вплетаются в сюжет, характеризуют настроение автора, героя. В данном рассказе о двуплановости текста заявлено и в самом заглавии.
Можно, если позволит время, составить план для пересказа (и это будет Д.З. для тех кто не захочет написать миниатюру)
План для пересказа:
1.Пик растолстел, его одолела вялость;
2.Жилище мышонка завалило снегом;
3.Распорядок жизни мышонка изменился;
4.Особенности зимовки мышей-малюток.
МАТЕРИАЛЫДЛЯ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (Комплексный анализ текста)
Предложения в тексте мы пронумеровали.