При движении подразделения по азимутам назначается ведущий (направляющий), который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначают двух человек, которые ведут счет парам шагов. Расстояния, указанные в метрах на схеме (в таблице), переводят в пары шагов с учетом величины шага каждого счетчика.
На исходной точке маршрута направляющий определяет по компасу нужное направление движения, заданное магнитным азимутом на первую точку поворота маршрута, замечает в этом направлении промежуточный ориентир, стрелку компаса ставит на тормоз и начинает движение по возможности по прямой линии. За ним следуют счетчики пар шагов. Достигнув промежуточного ориентира, направляющий вновь определяет направление движения по компасу, намечает следующий промежуточный ориентир и движется к нему.
Таким образом, он выходит к первой точке поворота маршрута. Затем все действия повторяются. Если промежуточных ориентиров не видно, то направления движения выдерживают по компасу. Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры или следы от движения боевых машин (лыж). На открытой местности направление движения можно выдерживать по створу, оставляя позади себя через известные промежутки какие-нибудь створные знаки (веху, кол и т. п.). Оглядываясь на эти знаки, следят, чтобы направление движения не уклонялось от створной линии.
Если возникнет необходимость вернуться обратно по тому же маршруту, все азимуты направлений движения по участкам следует перевести в обратные.
Обход препятствий.
При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (заболоченные участки, минные поля, лесные завалы и т. п.), которые легче обойти, чем преодолеть. Порядок обхода зависит от ширины и характера препятствий. Если противоположная сторона препятствия видна, то в точке записывают количество пройденных пар шагов. Затем на противоположной стороне препятствия в направлении движения замечают какой-либо ориентир, определяют до него расстояние простейшим способом и прибавляют к длине пройденного пути. После этого обходят препятствие по его границе. В точке поворота определяют по компасу нужное направление и продолжают движение к очередной точке поворота маршрута.
В некоторых случаях замеченный за препятствием ориентир бывает трудно опознать при подходе к нему. Чтобы проконтролировать правильность выхода к ориентиру, в точке А оставляют какую-нибудь заметку, например ставят веху или делают затес на дереве. При выходе в точку В определяют величину магнитного азимута на точку А (обратный азимут), который отличается от азимута заданного направления на 180°. Провизировав на точку А по обратному азимуту и, убедившись, что это направление точно совпадает с направлением на точку А, продолжают движение.
Если противоположная сторона препятствия не видна, то при выходе в точку А изучают местность и намечают сторону, по которой легче обойти препятствие. После этого по компасу определяют азимут направления вдоль границы препятствия (320°) и начинают движение, ведя счет парам шагов, до его границы. При этом необходимо строго выдерживать прямолинейность движения. На границе препятствия в точке В (любая точка на местности) делают остановку и определяют направление движения по азимуту, соответствующему направлению основного маршрута (50°). По этому направлению движутся до выхода за препятствие (до точки С). В точке С определяют направление движения, параллельное линии АВ, то есть обратный азимут направления АВ (140°). Двигаясь по направлению линии СД, отсчитывают количество пар шагов, равное измеренному по линии АВ, то есть 142 пары шагов. В точке Д определяют по азимуту направление движения, соответствующее направлению движения до выхода к препятствию (50°); к количеству пар шагов, измеренному до точки А, прибавляют расстояние ВС (238 пар шагов) и продолжают движение к намеченной ранее точке поворотамаршрута.
Точность движения по азимутам.
Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условии видимости, ошибок определения направлений движения и измерения расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, то есть 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.
В некоторых случаях, например при движении по азимутам зимой на лыжах, расстояния измеряют приближенно по времени и скорости движения. Чтобы избежать потери ориентировки из-за неточности измерения расстояний, на точках поворота надо выбирать хорошо видимые издали ориентиры.
Определение азимутов и дирекционных углов
Положение какого-либо объекта на местности чаще всего определяют и указывают в полярных координатах, то есть углом между начальным (заданным) направлением и направлением на объект и расстоянием до объекта.
Магнитный азимут Ам—горизонтальный угол, отсчитываемый от северного направления магнитного меридиана по ходу часовой стрелки.
Дирекционный угол а—это угол между приходящим через данную точку направлением и линией, параллельной оси абсцисс, отсчитываемый от северного направления оси абсцисс по ходу часовой стрелки.
Все вышеперечисленные углы могут иметь значения от 0 до 360°.
Угол положения измеряют в обе стороны от направления, принятого за начальное. Прежде чем назвать угол положения объекта (цели), указывают, в какую сторону (вправо, влево) от начального направления он измерен.
Измерение по карте дирекционных углов и геодезических азимутов выполняют транспортиром, артиллерийским кругом или хордоугломером.