Взаимные манипуляции – один из объективных факторов рыночных отношений




Даже при добросовестной конкуренции в рыночных отношениях неизбежны различные виды обмана, скрытых манипуляций. В ходе обмена товарами или услугами обе стороны подчас стараются исказить или скрыть определенную информацию, иногда обмануть, предложить некачественный товар или услугу, не заплатить оговоренную ранее сумму.

«Манипуляция – привычный способ для любого бизнесмена добиться успеха», – пишет известный американский психотерапевт Э. Шостром.

Фил Портер, автор мирового бестселлера «Съесть или быть съеденным», откровенно признает: «Съесть или быть съеденным! – таков основной вывод, сделанный мною за тридцать лет работы в корпорациях… Менеджмент в реальном мире можно определить как дилемму: съесть или быть съеденным, растоптать или быть растоптанным. Чтобы не стать жертвой, необходимо освоить программу поведения хищника, настроиться на борьбу за выживание».

Эти факторы и особенности экономических отношений в современном обществе, включая возможные установки на обман иманипуляцию, из сферы бизнеса неосознанно переносятся в политику, массовую культуру, деятельность различных фондов и организаций, в повседневную жизнь – на работе, в семье, на улице, – в любое взаимодействие людей друг с другом. Взаимные манипуляционные отношения с целью увеличения личной выгоды за счет уменьшения выгоды ближнего часто подавляют естественное и непосредственное человеческое поведение.

Считается вполне допустимым, что участники любых переговоров используют различные способы манипулирования и искажения информации, чтобы достичь своих целей и добиться более выгодных условий для своей стороны, как правило, за счет ущемления каких-либо интересов другой. Причем это происходит как в ситуациях, затрагивающих интересы отдельных лиц, так и в межгосударственных отношениях, когда ценой манипуляций являются интересы целых народов.

Примеры подобных манипуляций можно найти в любой сфере жизни:

продавец активно использует различные приемы, чтобы скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства рекламируемого товара;

работодатель прибегает к таким же информационно-психологическим манипуляциям, чтобы дешевле оплатить труд работника;

чиновник умело манипулирует обратившимся к нему посетителем, чтобы ничего не делать или получить взятку;

политические «предприниматели» в своей «конкурентной» борьбе дают невыполнимые обещания и обменивают их на голоса избирателей. А имиджмейкеры создают кандидату, как товару, далекий от реальности привлекательный образ.

На подобных манипуляциях строятся многие отношения: между людьми, отдельными производителями и торговыми организациями, политическими партиями и управленческими структурами, между нациями, религиями, государствами.

Эти отношения свойственны уже не какому-либо отдельному бизнесу или отдельной стране, но и Всемирной Торговой Организации, и так называемому «мировому рынку» в целом.

У многих «рыночников» в ходу самые разнообразные формы недобросовестного сотрудничества – аферы, мошенничество, нарушение условий заключенных контрактов, подделка финансовых документов и многие другие. Методы манипуляции покупателями и деловыми партнерами тоже разнообразны. Они включают различные способы скрытого побуждения человека действовать вопреки своим интересам. В ходе воздействия учитываются его особенности восприятия информации и слабости характера, осуществляется тонкая игра на доверчивости, простодушии, внушаемости, других индивидуальных качествах психики. Немало финансовых средств вкладывается в научную разработку этих методов. Они – столь же важная часть манипуляции, как и реклама.

В условиях рыночной экономики без манипулятивной работы против своих конкурентов не обойдется ни одно предприятие. Таковы объективные закономерности рынка. И по ним вынуждено жить не только «недобросовестное», как порою принято считать, а любое предпринимательство.

Далеко не все предприниматели бесчестны. Особенно это было характерно для старой России, Германии, других стран. У многих купцов прошлых столетий помимо стремления к выгоде существовали и иные ценности. Сотни больниц, приютов, музеев, театров, фондов, стипендий и премий (в том числе Нобелевские) были созданы на пожертвования российских предпринимателей. И в сегодняшней России многие предприниматели ведут активную благотворительную и меценатскую деятельность в социальной сфере, в области образования, культуры и в других направлениях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: