Классификация современных семей




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: Понятия «брак» и «семья»

________________________________________________________________________

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «брак» и «семья».

2. Альтернативные формы семьи и брака.

3. Основные признаки классификации современных семей представителями разных наук – педагогами, психологами, социологами, юристами и др. (приложение 1)

4. Патриархальная семья в прошлом и в настоящем, основные характеристики.

5. Особенности воспитания ребенка в патриархальной семье.

6. Нуклеарная семья и особенности воспитания ребенка в ней.

7. Классификация неполных семей – непосредственно неполные семьи, материнская семья, условно-неполная семья. Особенности воспитание ребенка в данной категории семей.

8. Молодая семья, особенности её функционирования.

 

Практические задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определение понятиям «брак» и «семья». Проведите их сравнительный анализ.

2. Объясните, в чём существенное отличие между традиционной семьёй и браком и альтернативными формами семьи и брака?

3. Объясните, существует ли необходимость в альтернативных формах брака и семьи? Чем обусловлена эта необходимость?

4. Раскройте типы семей, представленных в приложении 1.

5. Представьте в виде таблицы сравнительную характеристику «патриархальной» и «нуклеарной» семей по определенным сравниваемым позициям: общение в семье, количественный состав, соотношение социальных ролей членов семи, особенности воспитания и др.

 

Тип семьи Патриархальная семья Нуклеарная семья
Сравниваемые позиции
  Количество членов семьи    
  …………………………….    
  …………………………….    
     
     
     

 

6. Проиллюстрируйте систему взаимоотношений в патриархальной семье на примере семей своих родственников или же на примере героев литературных произведений.

7. Обозначьте положительные и отрицательные последствия возрастания общественной активности женщины. Как Вы считаете – женщина должна работать или быть домохозяйкой, аргументируйте свой ответ? Приведите примеры.

8. Подберите литературные произведения, пословицы и поговорки, характеризующие особенности разных по типу семей: патриархальной, неполной, нуклеарной (Текст конкретного произведения). Проанализируйте эти произведения, приведите примеры из текста.

9. Продумайте образ современной семьи, представляющий синтез особенностей разных по типу семей. Изобразите его графически (рисунок, схема, образ, символ)

 

Литература:

1. Губанихина Е.В. Семейная педагогика: учебное пособие / Е.В. Губанихина. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2017. – 173 с.

2. Губанихина Е.В. Семейная педагогика: учебное пособие / Е.В. Губанихина; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 154 с.

3. Губанихина Е.В. Основы семейного воспитания. Учебное пособие для студентов. – Арзамас: АГПИ, 2009. 136с.

4. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учебник для академического бакалавриата / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 219 с. – ЭБС «Юрайт»: [Электронный ресурс] – Адрес доступа: https://biblio-online.ru/book/6EBAD84E-06B8-46BA-BE55-7CFB91FC57DF

5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 232 с.

 

Методические рекомендации по подготовке к занятию:

1. Вопросы для обсуждения – студент самостоятельно, основываясь на материалах лекций, рекомендованных учебников и учебно-методических пособий, готовит обоснованный ответ на каждый из представленных вопросов, должен хорошо владеть материалом, быть готовым обосновать и отстоять свою точку зрения. Ответы на вопросы фиксируются в тетради для практических занятий.

2. Все практические задания выполняются в письменной форме.

Приложение 1

Классификация современных семей

По мнению ученых, занимающихся изучением особенностей современной семьи, таких, как Ю.В. Алешина, А.М. Бардиан, Т.А. Куликовой, каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

Существуют различные основания для классификации современных семей.

1. по количеству детей: бездетная семья, однодетная, малодетная, многодетная;

2. по составу: неполная семья, отдельная или нуклеарная семья, сложная (семья из нескольких поколений), материнская семья, семья повторного брака;

3. по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с матерью) отцом) и с детьми;

4. по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;

5. по семейному быту: семья – «отдушина», семья детоцентрического типа, семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба, семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

6. по однородности социального состава: социально однородные (гомогенные) и неоднородные (гетерогенные) семьи;

7. по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

8. по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная и устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

9. по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);

10. по типу потребительского поведения: семьи с физиологическим типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью), семьи с интеллектуальным типом потребления (т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д.), семьи с промежуточным типом потребления;

11. по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, дистантная, внебрачная;

12. по характеру проведения досуга: открытые или закрытые:

- по социальной мобильности: реактивные семья, семьи средней активности и активные семьи;

- по степени кооперации совместной деятельности: коллективистские и индивидуалистические;

- по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.

 

Следующая классификация по составу: (Леви Д., 1993)

- «нуклеарные семьи» в настоящее время наиболее распространены, состоят из родителей и их детей, то есть из представителей двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

- «пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети плюс родители других поколений, например, бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

- «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

- «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда не был заключен;

- «расширенная семья» представляет собой семью, объединяющую две или более нуклеарные семьи с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).

Следующая классификация семей (по Е.А.Личко) рассматривает как структурные, так и функциональные показатели:

Типологии семьи, официально принятой, в настоящее время также не существует. Ученые социологи, демографы, психологи, педагоги выделяют категории семей, исходя из разных оснований.

Изменения, происходившие в семье, нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений.

В основе некоторых классификаций рассматривается благополучие семьи, другие ориентируются на стаж ее развития; в третьих рассматривается образ жизни.

Типология – учение о типах явления; распространение дифференцированных групп по определенным признакам, отличительным чертам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: