Объем и построение программ определяются тем, что следует знать, что позволительно знать и что возможно знать. Первое зависит от сопоставления реального положения дел с перспективными целями. Существующая психосексуальная культура может позволить или не позволить осуществлять те или иные меры. Но и когда препятствий с ее стороны нет, не все оказывается возможным из-за недостатка кадров, учебных пособий, субъективных затруднений педагогов.
Введенные в 1982/83 гг. в обязательную программу школ курсы встретили неоднозначное отношение. Например, изложение тем «Половое созревание. Сущность, признаки, понятие половой зрелости», «Гигиена юноши», «Гигиена девушки» в VIII (с 1989 г. — IX) классе выглядит явно запоздалым, а дальнейший курс в старших классах не предусматривает достаточно информативного сексуального воспитания, которое могло бы обеспечить должную подготовку к самостоятельной жизни.
Нельзя, однако, забывать, что само введение этих курсов в обязательную программу школы было первым и чрезвычайно важным, потребовавшим немалых усилий шагом. Вводившиеся курсы должны были быть такими, чтобы школа могла воплотить их в жизнь. Прошедшие годы показывают, что это дается не так легко. Кроме того, введение этих курсов было в известной мере вынужденным: благодаря им уже сегодняшние подростки получают некоторую подготовку и не выходят в жизнь столь беспомощными, как до этого. Наконец, существование этих курсов готовит педагогическую общественность и массовое сознание к дальнейшим шагам в развитии полового воспитания. В силу складывавшихся десятилетиями обстоятельств программа не продолжает половое воспитание, а только начинает его. Она поэтому предусматривает, строго говоря, не воспитание, а, как уже говорилось, до- и перевоспитание. Причем приходится это начало на возраст, в котором напряженная сексуальность крайне затрудняет восприятие информации, связанной с полом.
|
В ряде школ поэтому вводятся экспериментальные курсы полового воспитания в младших классах. В связи с этим высказываются опасения, что оно может иметь нежелательные сексуально-стимулирующие эффекты. Но, как подчеркивает Д. В. Колесов, младшие школьники проявляют к полу чисто познавательный интерес. Они еще не «пристрастны», и преподносимая информация воспринимается ими спокойно и по-деловому. При этом укрепляется контакт со взрослыми, детям прививается «иммунитет» против «уличных» влияний. Немецкий педагог X. Грассель в одной из своих книг приводит запись урока, посвященного теме ожидания и появления детей на свет, проводившегося с девочками в I классе. Это спокойная, заинтересованная беседа, в ходе которой девочки задавали удивительно толковые и деловые вопросы (Чем следует питаться женщине во время беременности? Что ей делать, чтобы впоследствии не было нехватки молока? Как должна одеваться женщина, когда она ждет ребенка? Можно ли во время беременности курить или принимать алкоголь? и т. д.). Провести такие беседу и обсуждения впервые в VIII классе уже гораздо сложнее.
Мнение о целесообразности расширения возрастных границ полового воспитания становится все более настойчивым. Д. В. Колесов разработал дифференцированные программы бесед с учащимися I—IV, V—VII и IX—X классов, в которых реализуются основные принципы полового воспитания (в частности, последовательность, преемственность и непрерывность, повторение и доступность изложения).
|
Имея в виду целесообразность постепенной и направленной сексологической подготовки, мы совместно с Л. В. Ковинько подготовили перечень знаний (умений и навыков), которыми должны овладевать дети и подростки по ходу своего развития:
I класс. Названия частей тела человека вообще, мужского и женского пола в частности; частей тела, связанных с выделительными функциями. Названия и расположение основных внутренних органов. Положительная оценка телесных чувств и телесных выражений чувств. Роль матери и отца в происхождении детей. Развитие ребенка в материнском организме, появление на свет и питание, уход после рождения. Рождение детей — высшее проявление любви и привязанности взрослых мужчины и женщины. Проявление любви и привязанности у других людей, умение вести себя с чужими людьми (во избежание совращения, развращения, насилия).
II класс. Различие полов и особенности полового размножения в мире растений и животных. Основные понятия, связанные с размножением млекопитающих (яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение). Живые существа могут развиваться из яйца как в теле матери, так и вне его. Умение оценивать и ценить телесную красоту. Что означает и как проявляется забота человека о своем здоровье и красоте тела. Необходимость взаимопомощи в семье: забота родителей о детях, друг друге, помощь детей родителям, отношение к бабушкам и дедушкам. Выражение своих чувств словами, мимикой, жестами. Умение оценивать собственные проявления любви и привязанности.
|
III класс. Основные процессы и этапы внутреннего размножения. Как развивается ребенок в организме матери (переход от факта к процессу), режим беременной женщины и помощь ей со стороны окружающих. Процесс рождения и начало самостоятельной, отдельной от матери жизни ребенка. Основы ухода за новорожденным. Взаимосвязь родителей и ребенка после рождения. Проявления любви и согласия в семье. Понятие планирования семьи — его мотивов и способов.
IV класс. Различия в темпах роста и особенностях развития мальчика и девочки. Начальные понятия о половых ролях мальчика, юноши, мужчины и девочки, девушки, женщины. Культура и гигиена тела. Первое понятие о менструальном цикле (для девочек) и понятие о развитии девочки как будущей матери (для мальчиков). Понятие о приспособлении людей друг к другу в семье. Представление об ответственности, связанной с полом.
V класс. Продолжение знакомства с менструальным циклом (физиологическая сущность, менархе, регулярность, продолжительность и особенности протекания, ведение календаря менструаций, гигиена) — для девочек; для мальчиков — знакомство с особенностями развития мужской половой системы. Сходство и различие процессов размножения и развития у растений и в животном мире, у разных животных, у животных и человека. Возникновение и проявление чувства симпатии вообще и между людьми разного пола.
Почему люди ссорятся. Представление о связи и отношениях поколений в семье. Забота детей о младших и старших в семье.
VI класс. Как мальчики и девочки меняются в процессе развития: для девочек включается понятие о нарушениях менструального цикла, о ведении календаря и гигиене; для мальчиков — о поллюциях как нормальном, физиологическом явлении. Общее представление о гормональных системах мужского и женского организмов. Представление о физической и психологической взрослости. Оценка собственных чувств по отношению к другим людям. Как люди ссорятся, мирятся и избегают ссор. Что переживают родители, когда их дети растут и взрослеют. Представление о личной жизни и личных взаимоотношениях взрослых в семье.
VII класс. Знакомство с юридическими понятиями о браке, семье, разводе. Умение оценивать свое физическое развитие. Гигиена тела (раздельно для мальчиков и девочек). Психологические проблемы созревания. Отношения мальчиков и девочек: признание и принятие половых особенностей, взаимное уважение, ухаживание. Забота будущих родителей о здоровье своих будущих детей (вредные привычки — курение, алкоголизм, токсикомания). Сексуальные реакции созревания: поллюции, мастурбация — раздельно для мальчиков и девочек.
VIII класс и далее. Существующие курсы дополняются за счет введения и разъяснения понятий: зрелой сексуальности, сексуальной жизни и ее начала — психологические, нравственные, медицинские аспекты; гетеросексуальных отношений, особенностей женской и мужской сексуальности; неожиданной беременности, возможности беременности без дефлорации; планирования семьи и контрацепции; психологической и сексуальной совместимости; сексуальных меньшинств; передающихся половым путем заболеваний; ответственности за сексуальные преступления. Распределение этого материала в существующих программах должно производиться с учетом предшествовавшей работы с детьми и их семьями.
При начале обучения с 6 лет материал I—III классов распределяется на 4 года. Разумеется, расширение школьного курса полового воспитания с более ранним его началом потребует специальной подготовки педагогов, подбора средств и методов, работы с родителями и др. Нет сомнений и в том, что внедрение расширенных программ категорически исключает «силовые приемы», диктат методического «центра» и другие уходящие в прошлое методы.
Проблема программ полового воспитания, соединяющего в себе подготовку к семейной жизни и формирование здорового образа жизни, имеет еще одну важную сторону. Можно иметь программы и специальные часы для них. Но гораздо лучше, по крайней мере на этапе начального образования, если программы полового воспитания органически входят во все учебные курсы. Например, тема «Красота человеческого тела» — это по своим возможностям много меньше, чем понимание красоты вообще. Неоценимые возможности тут предоставляют уроки труда и домоводства, физкультуры и рисования, музыкальные и танцевальные занятия, уроки литературы с ее изложениями и сочинениями и т. д. Такая постановка проблемы предъявляет серьезные требования к составителям учебников по всем предметам. Немало зависит и от самого педагога. Скажем, у одного учителя пятиклассники в сентябре пишут сочинение на тему «Как я провел лето», а у другого — «Как моя семья провела лето».
Введение в программы сексологических знаний вне нравственного, гуманистического контекста рискует выродиться в сексологический инструментализм, нимало не заботящийся о том, в каких руках оказывается сообщаемая информация, чему и как она будет служить.
Школа и семья
Взаимоотношения школы и семьи в осуществлении полового воспитания должны быть отношениями сотрудничества, а не выяснения, кто именно должен его проводить и не лучше ли перепоручить всё средствам массовой информации. Но, как в любых партнерских отношениях, равные обязанности реализуются разными путями: школа больше знает — семья больше чувствует; школа больше рассказывает, обучает — семья показывает, научает; школа контролирует результаты больше на уровне коллективного поведения, а семья — индивидуального. Но поскольку знания, профессионализм, масштабное ви́дение проблем — на стороне школы, то именно она в лице педагогов, психологов и других привлекаемых ею специалистов выполняет задачу консультирования и при необходимости воспитания семьи.
Работа с семьей может быть коллективной и индивидуальной, опережающей работу с детьми и параллельной ей, регулироваться предложением школы или спросом семьи.
Опережающая коллективная работа направляется предложением школы. Это прежде всего родительское собрание одного класса или параллельных классов. Основные его цели — ознакомление семьи с программами полового воспитания, разъяснение и убеждение его необходимости, выяснение отношения к нему родителей, предложение сотрудничества. Там, где этого нет, школа может столкнуться с явным или скрытым сопротивлением семьи.
Параллельная коллективная инициативная работа проходит успешнее с родителями одного класса. Ее задача — ознакомление семьи с особенностями половозрастного развития детей и рассмотрение возможностей семьи в половом воспитании. Это можно делать дважды в течение учебного года. При дополнительной, исходящей от семьи инициативе возможна организация дополнительных встреч со специалистами, «круглых столов» и т. д. Так как это связано с лишней для школы нагрузкой, для такой работы можно объединять родителей параллельных классов или близких возрастных групп (например, I—II или II—III классов). Школа может также взять на себя информирование родителей о проводящихся в городе мероприятиях для родителей: организаторы таких мероприятий (отдельных лекций и встреч, родительских клубов и т. д.) не только охотно идут на контакты, но и сами в них заинтересованы.
Индивидуальная (опережающая или параллельная) работа с семьей может исходить от педагога, если он осведомлен о неблагополучии в семье или сталкивается с неблагополучием ребенка (объективным или субъективным). Все поводы к ней трудно предусмотреть: ребенок проявляет избыточную сексуальность или, например, заметно страдает, не умея найти свое место среди сверстников своего пола.
Индивидуальная инициатива может исходить и от семьи, обращающейся к педагогу со своими вопросами и тревогами. Это обычно происходит там, где хорошо поставлена описанная выше работа: каждый предыдущий этап открывает дорогу следующему в выработке доверия и взаимопонимания.
В коллективной и особенно индивидуальной работе педагог так или иначе будет сталкиваться с неверными установками семьи. Применительно к половому воспитанию они описаны Д. В. Колесовым: установки по отношению к другому полу (негативная, аскетическая, потребительская), к детям (эгоистическая, собственническая), к половому воспитанию (паническая, безразличная). Важно понимать, что установки эти — даже если они очень не по душе педагогу как человеку — не проявление «злой воли» родителей, а результат жизненного опыта, недостаточной информированности или понимания, усвоенных предрассудков и т. д. «Они, — подчеркивает Д. В. Колесов, — устойчивы в силу того, что проявляются индивидуально, часто не осознаются и никак не формулируются… Люди о них специально не задумываются, хотя и поступают из поколения в поколение в соответствии с этими установками»[23]. Педагог может оказаться первым человеком, в общении с которым эти установки осознаются самими родителями, могут обсуждаться и подвергаться коррекции. Педагогическая «атака», осуждение вызывают у родителей протест или (что случается реже) чувство родительской неполноценности, непоправимой ошибки и др. Ни то ни другое не поможет в воспитании. По существу, педагог вынужден брать на себя психологическую коррекцию или привлекать к работе с семьей психолога.
Часто в отношения школы и семьи вводится «третий». Это может быть психолог либо специалист другого профиля (врач, социолог, юрист, философ). Важно, чтобы этот «третий» не заменял учителей в преподавании школьной программы, а расширял и углублял ее. Когда врач (гинеколог, уролог, венеролог, психиатр, сексопатолог) рассказывает об отношениях полов вообще, то тем самым дискредитируется педагог, который, оказывается, не смог сам обсудить такую общезначимую тему. Другое дело, если каждый специалист будет интересно, по-новому освещать ее под своим профессиональным углом зрения. Дополняя таким образом работу педагога, можно поднять его авторитет — и подтверждением того, что до этого вызывало сомнение в устах педагога, и эмоциональной поддержкой в его адрес, и — что скрывать — просто уже тем, что в круге его общения есть такие интересные люди.
Для коллективной работы с родителями педагог может воспользоваться брошюрой, специально освещающей ее особенности[24]. Однако, пересказывая готовый, но чужой текст, педагогу не всегда удается обрести ту уверенность и убежденность, которые присущи ему при проведении урока по своему предмету. В этом смысле чужой конспект может оказать ему медвежью услугу: говоря о чем-то не продуманном или не интересном для себя, он рискует «усыпить» аудиторию или же растеряться при малейшем отклонении в сторону. Лучше поэтому познакомиться, как минимум, с несколькими конспектами, выбирая наиболее подходящее для себя и создавая некоторый запас вариаций.
Творчески работающий педагог найдет множество и других возможностей организации и проведения работы в семье.