СССР и страны 3-го мира к началу 80-х.




СССР осуществлял последовательную поддержку национально-освободительных сил в развивающихся странах, провозгласивших ориентацию на социализм и сотрудничество с СССР. Эта политика была особенно активна в регионах, считавшихся непосредственной сферой влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд руб.
СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны

В странах Азии, Африки и Латинской Америки противостояние СССР и США разворачивалось особенно широко, несмотря на разрядку. США, как и СССР, оказывали широкую помощь, в том числе военными специалистами, своим сторонникам в странах «третьего мира». Эта борьба отнимала у Советского Союза огромные средства.

В странах «третьего мира» интересы СССР столкнулись также с интересами Китая, который заметно укрепил здесь свои позиции.

11. Две главные черты характеризовали советско-американские отношения в начале 1980-х годов: практически полное отсутствие доверия и доминирование в повестке дня милитаристского компонента (это позволяло, в лучшем случае, более-менее регулировать гонку вооружений и договариваться о «потолках» — хотя и чрезвычайно высоких — систем вооружений).

Советско-американские отношения середины 1980-х можно условно разделить на 2 этапа:

· «Межцарствие», когда у власти стояли Андропов, затем Черненко. Этот этап характеризуется ухудшением ситуации, начавшейся с ввода войск вАфганистан. США официально объявляет СССР «империей зла» (1983).

· Начало правления М. С. Горбачева (до 1987 года). На этом этапе произошла относительная нормализация отношений, однако взаимная риторика пока отличалась жесткостью.

12) СССР и Китай к началу 1980х

Раздоры двух соседних стран негативно сказались на обстановке в социалистическом лагере, в АТР и во всем мире. Китай, который, казалось бы, как социалистическая страна должен был противостоять Западу, в 70-е - начале 80-х годов видел в западных странах своего союзника в борьбе с Советским Союзом, на стороне которого выступало большинство социалистических стран. В такой обстановке сохранялась потенциальная опасность возникновения новой мировой войны, и поводом для неё мог послужить любой неосторожный шаг в отношениях между державами или спровоцированный инцидент. Нормализация в конце 80-х годов отношений между двумя странами создала возможности для последующего перехода этих связей на качественно иной уровень — уровень стратегического партнёрства

13,14)Политические события в Восточной Европе к началу 1980 годов Перестрой в Советском союзе в 1985-1986 послужила благоприятным условиям для серии «народных революций». Антикоммунистические революции называют повторением «весны народов» 1848 года. Польша.В результате повышения цен в 1980г начались массовые восстания рабочих.Возник внутренний кризис.Рабочие требовали свободу слова и печати,освобожденияполит.заключенный. Германия.Во второй половине 80х годов стали возрастать экономические трудности.Осенью 1989 года возник общественно-политический кризис.12 сентября 1990 г. в Москве был подписан договор «об окончательном урегулировании в отношении Германии».3 октября 1990г ГДР присоединилась к ФРГ. Чехословакия.В октябре 1989 года в Чехословакии произошли массовые демонстрации и требования демократических реформ(Бархатные революции)17 окт. Произошло столкновение студентов и полиции.28 ноября Компания Чехословакии объявила об отказе от монополии на власть. Венгрия.В 1980 начались экономические реформы.Появилась новая конституция,онагарантировала:права человека и гражданина,разделение полномочий между:судебной,законодательно и исполнительной властью. Болгария.В ноябре 1989 года в стране прошли массовые антиправительственные демонстрации с требование проведения экономических и политических реформ-10 ноября 1989 смещён Ген.секретарь Политбюро ЦК Болгарской коммунистической партии(БКП) Живков. В феврале 1990 года БКП отказалась от монополии на власть,в июне прошли первые свободные выборы. Югославия.В 1991-92 гг. От СФРЮ(Социалистическая Федеративная Республика Югославия) отделились 5 союзных республики Словения,Хорватия,Босния,Герцеговина,Македония)Хорват ия и Словения объявили себя независимыми республиками.Югославия стала малой Югославией(Сербия и Черногория),с 1992 по 2003 Союзная Республика Югославия (СРЮ),а с 2003 по 2008 Конфедеративный Государственный Союз Сербии и Черногории. Румыния.Дезинтеграционные процессы в Румынии начались в 1989.Блы свергнут коммунистический режим.так Румыния стала единственной страной в которой тон был свергнут,в результате народного восстания.

15) Распад СССР.

11 марта 1985 года Ген.Секретарь ЦК КПСС был избран Горбачёв.Период с 1985-1991 год стали называть «перестройкой»,она длилась в 4 этапа: 1)Апрель 1985 по конец1986 года.Главной задачей стала ускорение социально-экономического развития страны: 1.Предполагалось стимулировать НТП(Науч.тех.прог.) 2.Обновить материально техническую базу промышленности 3.Большие надежды возлагались на организационную перестройку аграрного сектора,повышение трудовой и технической дисциплины. 2-й этап январь 1987-апрель 1988.Страна решилась начать экономическую реформу 3-й этап июнь-июль 1988.Проведена политическая реформа в стране.Верховный совет СССР внёс в законодательство изменения в соответствии с которым стало меняться политическая система страны.Весной 1989 впервые прошли альтернативные выборы народных депутатов СССР 4-й этап. Январь 1991 года.!7 марта 1991 года в СССР был провиден всесоюзный референдум о сохранении СССР в обловленном виде. 12 июня 1991 года в РСФСР прошли всенародные выборы первого президента РСФСР,им стал Б.И Ельцин. 26 декабря 1991 года Верховный совет СССР объявил о своём самороспуске и прекращении существования СССР

16) Образование СНГ(Содружество независимых государств)

СНГ стали одиннадцать государств — бывших республик СССР: АЗЕРБАЙДЖАН, АРМЕНИЯ, БЕЛАРУСЬ (БЕЛОРУССИЯ), КАЗАХСТАН, КЫРГЫЗСТАН (КИРГИЗИЯ), МОЛДОВА (МОЛДАВИЯ), РОССИЯ, ТАДЖИКИСТАН, ТУРКМЕНИСТАН, УЗБЕКИСТАН, УКРАИНА. В 1993 г. членом Содружества стала также и ГРУЗИЯ Учредительными актами СНГ являются три документа: Соглашение о его создании от 8 декабря 1991 г., Протокол и Декларация от 21 декабря 1991 г. и Устав СНГ от 22 января 1993 г. Устав подписали представители семи государств: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. РФ ратифицировала его 15 апреля 1993 г.Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. РФ ратифицировала его 15 апреля 1993 г.

17) РФ как правопреемница СССР

С 24 декабря 1994 года Россия как правопреемница СССР продолжила членство в ООН и Совбезе
Россия является членом главных органов ООН: Ген. Ассамблеи членом Совбеза ООН, экономического и соц совета.
Военно-стратегические возможности сократились, не стало единой системы ПРО, единого военно-промышленного комплекса. ВМФ лишился баз.
У России остался один фактор, заставляющий с ней считаться: обладание ядерным оружием.

18)Виды конфликтов на постсоветском пространстве в 1990е годы

-Конфликт сторонников и противников Б.Н Ельцина в октября 1993 закончились вооруженными восстаниями.

-В декабре 1994 года федеральные войска вошли в Чехию для разоружения незаконных вооружённых формирований,восстановление конституционального порядка на этой терр. РФ.

-В 1992 году вспыхнули ожесточённые бои между вооружёнными силами Молдавии и непризнанной Приднестровской Молдавской республики(ПМР) Карабахский конфликт -война армян Нагорного Карабаха за независимость от Азербайджана.

-Грузино-абхазкий конфликт между Грузией и Абхазией

-Грузино-Южный-Осетинский конфликт,между Грузией и Южной Осетией

-Осетино-Ингушетскйи конфликт,между осетинами и ингушами В Пригородном Районе

-Гражданская война в Таджикистане

-Первая чеченская война-борьба российский радикальных сил с сепаратистами в Чечне

-Конфликт в Приднестровье-борьба молдавских властей с сепаратистами.

19)Территориальные конфликты на постсоветском пространстве в 1990 годы.

Смотреть Вопрос 18???

20) Национальные конфликт на территории бывшего СССР в 1990-е годы.

В целом только за период с 1988 по 1991 г. на этнической почве в бывших советских республиках произошло более 150 конфликтов, в том числе около 20 — повлекших человеческие жертвы. Кроме того, начиная с конца 1980-х гг. на территории бывшего СССР зафиксировано шесть региональных вооруженных конфликтов с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения: 1) Карабахский (армяно-азербайджанский) 1988-1994 гг., 2) Грузино-югоосетинский 1991-1992 гг., 3) Грузино-абхазский 1992-1994 гг., 4) Приднестровский 1992 г., 5) Чеченский 1994-1996 гг. и 1999-2001 гг., 6) Конфликты и гражданская война в Таджикистане 1992-1996 гг., а также около двадцати кратковременных вооружённых столкновений, привёдших к жертвам среди мирного населения (наиболее значительный — осетино-ингушский конфликт 1992 г.)

21)Религиозные конфликты на постсоветском пространстве в 1990-е годы Лето- осень 1993 года. Межэтнический и межрелигиозный конфликт в Таджикистане. Резня. 201-ой дивизии РФ пришлось вмешаться и остановить погромы 3. Лето 1992 года - лето 1994 года - война в Абхазии. Участие в войне на стороне Абхазии добровольцев из северо-кавказских республик России.

22)Участие международных организаций в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве.

ООН- международная организация, созданная в 1945 г. для поддержания и укрепления международного мира и безопасности развития сотрудничества между государствами. С 24 декабря 1991 года Россия как правопреемница СССР продолжила членство в ООН и Совбезе. Кэмп-дэвидская декларация – заключение израильско-египетского мирного договора (подписан в 1979 году) НАТО- военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, с целью защиты Европы от советского влияния. Большая 7 – наиболее развитые в экономическом отношении страны: США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада. Партнёрство во имя мира – созданная в 1994 году программа военного сотрудничества НАТО с европейскими государствами и бывшими советскими республиками Закавказья и центральной Азии, которые не являются членами этой организации. Изначально охватывала 24 государства, теперь участвуют 22 страны. ЮНЕСКО- содействие по укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка, ориентации или религии

23)Деятельность ООН на постсоветском пространстве в 1990-е годы.

На территории бывшего СССР одну из первых операций по поддержанию мира Организация Объединенных Наций развернула в Таджикистане с целью урегулирования там гражданского конфликта. Операция в Таджикистане, фактически начавшаяся в 1992 году, но официально оформленная решением Совета Безопасности ООН 16 декабря 1994 года, отличается целым рядом несомненно ценных характеристик. Исходя из критерия успешности в прекращении кровопролития, она представляется, на наш взгляд, весьма плодотворной и потому может служить моделью для проведения аналогичных операций не только в «зонах нестабильности» евразийского постсоветского пространства, особенно в Закавказье и Центральной Азии, но и в других частях планеты.

24) Деятельность ЮНЕСКО на постсоветском пространстве в 1990-е годы.

В начале 90-х годов ХХ века в связи с распадом Советского Союза и коренными изменениями на политической карте мира ЮНЕСКО решила пересмотреть свою прежнюю концепцию развития международного обмена информацией.

ля активного решения предстоящих задач в 1990 году при ЮНЕСКО был создан Сектор культуры и коммуникации.

С этого времени ЮНЕСКО значительно активизировала свою деятельность в странах СНГ, в том числе и в Азербайджане. Азербайджан вступил в ряды ЮНЕСКО 3 июля 1992 года.

В продолжение своей активной деятельности на постсоветском пространстве ЮНЕСКО систематически организовывала ежегодные семинары и конференции для сотрудников СМИ стран СНГ. В ноябре 1998 года под эгидой ЮНЕСКО и при ее финансовой поддержке в Москве прошла конференция для журналистов стран СНГ и Балтии. Она была посвящена теме: «Терпимость, права человека и свобода печати»

25)Россия и Европейские организации

Россия, как евразийское государство взаимодействует и сотрудничает не только с европейскими государствами, но является членом многих международных организаций на Европейском пространстве. К числу европейских международных организаций, с которыми активно сотрудничает Россия относятся — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совет Европы, Европейский союз, Содружество Независимых Государств и другие. В системе международных региональных организаций и принимающих решения по поддержанию мира, безопасности и сотрудничества государств ведущее место занимает Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Данная организация была создана по инициативе СССР и социалистических государств Европы, как постоянно действующий международный форум. 1 августа 1975 года в ходе совещания в Финляндии (г. Хельсинки) представители 33 европейских государств, в том числе СССР, а также США и Канады подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе В системе международных региональных организаций и оказывающих содействие в сотрудничестве между европейскими государствами важное место занимает Совет Европы, который был создан 5 мая 1949 года. Устав Совета Европы подписали 10 европейских стран, а в дальнейшем присоединились к нему и другие государства. Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, о чем был принят Федеральный закон от 23 февраля 1996 года № 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы»

26)Россия и СНГ

В рамках СНГ у России сложились более тесные отношения с отдельными группами стран по определённым вопросам. В январе 1993 г. был принят Устав СНГ, предусматривающий всестороннее и сбалансированное развитие стран — членов СНГ, формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений, свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и последовательное снижение и отмену таможенных пошлин, налогов и сборов. С образованием Содружества Независимых Государств было сформировано более 30 координирующих органов. Россию и страны СНГ объединяют историко-культурные связи, сложившиеся на основе взаимопроникновения культур, при особом значении русской культуры и языка. Военная безопасность стран СНГ определяет необходимость их военного взаимодействия. При этом особая роль принадлежит военному потенциалу России — единственной ядерной державе СНГ. Белоруссия, Казахстан и Украина, обладавшие ядерным оружием, передали его России. В 2002 г. создана Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) —международная военно-политическая организация на территории СНГ, в которую вошли государства: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, а в качестве наблюдателей — Молдавия, Украина.

27)Сотрудничество России с международными организациями

После распада СССР Россия унаследовала место в ООН, и других международных организациях. По вопросам сотрудничества государств и международных организаций в различных сферах международных отношений принято множество международных договоров, как на многостороннем, так и на двустороннем уровнях. Исходя из указанных международных правовых актов, Россия, принимая общепризнанные принципы и нормы международного права, и заключая международные договоры, признает, что является частью международного сообщества. Россия сотрудничает с несколькими сотнями международных организаций (в специальной литературе называется более 300), которые можно условно подразделить на три группы: 1) органы и специализированные организации (учреждения) ООН; 2) экономические, политические, социально-гуманитарные и иные международные организации; 3) международные клубы, сообщества, союзы и т. д. Важное значение для России имеет участие в межрегиональных международных организациях, клубах и союзах. В этой части Россия активно участвует в таких международных организациях, как Организация стран-экспортеров нефти; Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), преследующее цель осуществление сотрудничества по вопросам региональной торговли и либерализации капиталовложений; Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) преследующая цель развитие многопланового сотрудничества по поддержанию и укреплению мира, безопасности и стабильности в регионе.

28)Россия и международные клубы

Представляют для России интерес и международные организации, которые получили название клубы, членство и условия вступления в них строго не оформлены, что не мешает им быть достаточно престижными. В 1997 году Россия вступила в три такие клубы — Лондонский и Парижский клубы и в «Большую семерку» (G7). В «Большую семерку» входят промышленно развитые страны (США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии и Италии), а поэтому вступление России в этот клуб образовал «Большую восьмерку» (G8) мировых стран. Россия входит и в более многочисленный клуб «Большая двадцатка» (G-20) государств с наиболее развитой и развивающейся экономикой. В «Большую двадцатку» входят 19 наиболее развитых государств (Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея, ЮАР, Япония) и Европейский союз. При этом в международных СМИ отмечается, что G20 представляет две трети населения планеты, 85 % ВНП и 75 % мировой торговли.

29)Планы НАТО в отношении России

Отношения между Россией и НАТО были установлены в 1991 году. В 1994 году Россия начала участвовать в программе Партнёрство ради мира. С подписанием в Париже в мае 1997 года «Основополагающего акта Россия — НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности» был создан Совместный постоянный совет (СПС). Дипломатическое представительство России при НАТО было учреждено в 1998 году[6].В начале 2000-х годов событием, предопределившим резкое сближение между НАТО (США) и Россией, стал террористический акт 11 сентября 2001 года, когда Россия без колебаний приняла сторону США. Западные границы России в связи с расширением на Восток путём включения в состав НАТО бывших стран Социалистического лагеря(Польша, Чехия, Венгрия), бывших республик СССР (Латвия, Литва и Эстония) представляются весьма уязвимыми. В 1992 г в Кэмп-дэвидской декларации Россия и США зафиксировали «окончание холодной войны»и и признали,что больше не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников.

30)Российско-украинские отношения.

Российско-украинские отношения вышли на межгосударственный уровень после распада Советского Союза, в составе которого РСФСР и УССР находились с декабря 1922 года. Дипломатические отношения между самостоятельными Российской Федерацией и Украиной были установлены 14 февраля 1992 года. 31 мая 1997 года президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кучма подписали в Киеве Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной. 1 апреля 2019 года действие этого базового договора прекратится в связи отказом украинской стороной продлевать его на 10 лет. Отношения между государствами резко обострились в 2014 году после отстранения от власти президента Виктора Януковича. 23 февраля Россия отозвала из Киева своего посла Михаила Зурабова, а позднее предоставила убежище Виктору Януковичу.

31. Российско-белорусские отношения.

Российско-белорусские отношения носят характер союзного сотрудничества. Дипломатические отношения установлены 25 июня 1992 года. 8 декабря 1999 года был подписан Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России. Его подписанию предшествовало образование в апреле 1996 года Сообщества России и Белоруссии, а в апреле 1997 года – Союза Белоруссии и России. Правовую базу российско-белорусских отношений составляют более 160 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. Многосторонние соглашения о сотрудничестве связывают страны также в рамках СНГ, ОДКБ и ЕАЭС. Белоруссия – стратегический союзник России. Это закреплено и в Концепции внешней политики Российской Федерации, где в качестве одного из региональных приоритетов подтвержден курс на расширение стратегического взаимодействия с Белоруссией в рамках Союзного государства в целях развития интеграционных процессов во всех сферах, а также углубления и расширения интеграции между странами в рамках Евразийского экономического союза.

32. Россия и Казахстан.

Российско-казахские отношения на современном этапе охватывают целый ряд областей. Взаимоотношения с Российской Федерацией рассматриваются Казахстаном в качестве основного приоритета внешней политики. Кроме того, Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана. Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана, двусторонний торговый оборот с которой составляет 18% от всего объема внешней торговли РК. 74 из 88 регионов России имеют торговоэкономические отношения с Казахстаном. За 2008 год товарооборот составил 19,9 млрд. долл. США, увеличившись на 22% по сравнению с 2008 годом. Казахстан и Россия, невзирая на объективные и субъективные проблемы, уверенно продолжают непростой путь по углублению региональной интеграции. Руководство обоих стран отдает себе отчет в том, что реальная интеграция – сложный и болезненный процесс, который требует времени, осмысления опыта, накопленных ошибок и их разумного преодоления. Успех в этом деле во многом зависит от развития отношений между теми государствами, которые составляют ядро интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а именно Казахстаном и Россией.

33. Россия и страны Закавказья.

Геоэкономическое значение Закавказья для России определяется многими факторами. В регионе имеются перспективные крупные запасы углеводородов (в прилегающей зоне Каспия), залежи полиметаллических руд (марганца, медного и молибденового концентрата и др.). Растет и его стратегическое значение как транзитной территории, по которой начинают прокладывать газо- и нефтепроводы, связывающие Европу и Азию. Закавказские государства также заинтересованы в тесном взаимодействии с Россией. С северным соседом их связывает общая история, культурные и человеческие отношения. К тому же эти страны значительно зависят от РФ экономически. С одной стороны, поставки из России энергоносителей, металлов, лесоматериалов, продукции машиностроения и химической промышленности, а также продовольствия обеспечивают их нормальное функционирование. С другой стороны, Россия — привлекательный и емкий рынок сбыта традиционной продукции агропромышленного сектора данных стран: чая, табака, овощей, цитрусовых, хлопка, винодельческой продукции, а также промышленных изделий и сырья. Кроме того, во многом благодаря трудовой миграции в РФ в этих государствах удалось погасить напряженность на рынке труда, возникшую в связи с конфликтами, экономическим кризисом, безработицей, и сохранить в них социальную стабильность. За последние 10 лет только в результате трудовой миграции из республик Южного Кавказа выехали в среднем 20—25% граждан титульной национальности1. По имеющимся оценкам, количество лишь легально вывозимой из России закавказскими диаспорами валюты достигает примерно 5—7 млрд долл. в год. Именно эти трансферты наполняют многие семейные бюджеты населения стран Закавказья, не допуская падения их жизненного уровня ниже опасной черты, за которой возможна политическая дестабилизация.

34. Российско-грузинские отношения.

Есть ли дипломатические отношения между Грузией и Россией Содержание 1 Семена раздора 2 Пятидневная война 2008 2.1 Итоги 3 Медленное восстановление отношений 3.1 Подводные камни 4 Упрощение въезда в Россию для грузин 5 Современная политика 6 Заключение Дипломатические отношения между Грузией и Россией в течении нескольких веков были крайне дружелюбными. Огромный вклад грузинских солдат на фронтах второй мировой почитают и сегодня. Во времена СССР это был братский для русского человека народ, и советские люди с радостью посещали эту красивую и исторически богатую страну. Но все поменялось в начале 21-го века. Ряд событий включающих в себя конфликты 1991 и 2008 года пошатнули дипломатические отношения между странами. В 1991 году началось ухудшение отношений между Грузией и Россией. Связано это с конфликтом Грузии и Абхазии, когда Россия выступала в качестве миротворца, и призывала грузинскую сторону остановить наступление на соседние территории. Конфликт был погашен из-за того, что правительству Грузии пришлось решать внутренние проблемы, которые были вызваны с: • Угрозой захвата власти, бывшим президентом; • Возможностью внутренней революции; • Давлением со стороны Москвы. Конфликт нейтрализован с наименьшими потерями, но уже тогда Россия заявила о том, что она не на стороне Грузии.

35. Проблемы Каспийского моря

Весь прошедший век, особенно его вторая половина, были периодом интенсивного антропогенного воздействия на водный режим и биоту Каспийского моря, что привело к резкому снижению его рыбохозяйственного значения. Кроме того, акватория моря включает в себя ряд особо охраняемых участков природного наследия. Источники и вещества, загрязняющие водную среду, поступают в море, главным образом с транзитом речных стоков. Только российскими реками в Каспий привносится 99 % всех нефтепродуктов приносимыми от общего стока в море. Вскоре Северо-Каспийский регион превратится в крупного поставщика углеводородного сырья. По данным главы Минэнерго Казахстана по итогам 2017 года на главном месторождении страны на Каспии – Кашагане, уже добыто 8,2 млн тонн нефти. В перспективе основной прирост добычи Казахстан ожидает именно на Кашаганском месторождении. В 2018 году он должен составить 11 млн.тонн, а далее будет расти в арифметической прогрессии. Эти планы не могут не вызывать опасения у экологов, ведь освоение морских месторождений углеводородного сырья в Северном Каспии ранее никогда не осуществлялось.

36. Россия и Узбекистан

Россия является одним из ключевых экономических партнеров Узбекистана. Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру мировых рынков, на долю России во внешнеторговом обороте Узбекистана приходится около 20%, что позволяет ей входить в число ведущих торговых партнеров республики. Россия является крупнейшим инвестиционным партнером Узбекистана. Объем инвестиций российских компаний в экономику Узбекистана превышает 7 миллиардов долларов. ажным компонентом всего комплекса российско-узбекских экономических связей является межрегиональное сотрудничество. В мае 2000 года было подписано межправительственное Соглашение о расширении сотрудничества субъектов Российской Федерации с административно-территориальными образованиями Республики Узбекистан. С хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан сотрудничают 70 регионов Российской Федерации.

37. Ситуация на современном Кавказе: причины, участники, содержание.

Нет информации.

 

38. Чеченский конфликт: причины, участники, результаты.

Чеченский конфликт 1994—1996 годов (Первая чеченская война, Первая чеченская кампания, Восстановление конституционного порядка) — боевые действия в Чечне и некоторых населённых пунктах соседних регионов российского Северного Кавказа с целью удержать Чечню в составе России. Часто называется «первой чеченской войной», хотя официально конфликт назывался «мерами по поддержанию конституционного порядка». Конфликт и предшествующие ему события характеризовались большим количеством жертв среди населения, военных и правоохранительных органов, массовым геноцидом русских.[3][4] Несмотря на определённые военные успехи ВС и МВД России, итогами этого конфликта стали вывод федеральных войск, массовые разрушения и жертвы с обеих сторон, де-факто независимость Чечни до второго чеченского конфликта и волна террора, прокатившаяся по России.

39.Основные конфликты на территории Северного Кавказа после распада СССР. Первый вооруженный конфликт Российской Федерации. Произошел в конце октября - начале ноября 1992 года. Причины– территориальный спор вокруг Пригородного района и части Владикавказа, которые перешли к Северной Осетии после депортации ингушей. Осетиныне признают права ингушей на эти районы. Для Северной Осетии Пригородный район – важная сельскохозяйственная площадь. Осетины обжили эти районы. Ингушизаявили о своих претензиях на эти территории. У них уже в этот момент были проблемы с территорией. Ранее ингуши жили в Чечено-Ингушской республике, но в 1991 году Дудаев провозгласил Чеченскую республику без тех территорий, на которых проживали ингуши, и прекратил выделять ингушам ресурсы. В июне 1992 года Верховный Совет СССР принял Закон об образовании Ингушской республики. Так она стала республикой без столицы и без границ. Часть Владикавказа ингуши хотели сделать своей столицей. Москва закрыла глаза на военные приготовления в Северной Осетии и Ингушетии. Другие точки напряженности на Северном Кавказе. 1990 – обнажение противоречий между народами Дагестана. Идею суверенизации высказали кумыки, которые ведут борьбу, по сути, за ресурсы (против ущемления их прав на землепользование вследствие переселения в места их проживания некумыцкого населения, прежде всего лакцев). Лезгины, также частично живущие в Дагестане, хотят объединиться в единую республику Лезгистан в составе России, но так как часть из них проживает в Азербайджане, это пока невозможно. Ногайцы тоже ставили вопрос о своей государственности. Территория, на которой живет этот народ, сейчас разделена между Дагестаном, Карачаево-Черкессией, Чеченской республикой и Ставропольским краем. Их движение искало способы объединения и какого-то вида самоуправления. Кроме того, в том же Дагестане свои организации имеют терские казаки. Их лидеры также выдвигали вопрос о территориальной автономии. В Карачаево-Черкессии ставился вопрос о разделении. В частности, предлагалось выделить пять моноэтнических республик. Но их территории практически перекрывают друг друга, а это может привести к конфликтам. В случае раздела могут обостриться отношения между противоречия между карачаевцами и казаками.

40. Причины взрывоопасной ситуации на Кавказе.2009г Борьба с терроризмом на Северном Кавказе (2009—2017) — боевые действия между боевиками различных исламистских группировок и сотрудниками правоохранительных органов России на Северном Кавказе, после официальной отмены режима контртеррористической операции в Чеченской Республике. Также используется название «Вооружённый конфликт на Северном Кавказе»[28]. С 00:00 16 апреля 2009 года на территории Чечни режим контртеррористической операции официально был отменён, что считается окончанием Второй чеченской войны[29]. Тем не менее конфликт не прекратился, более того — имелись признаки его эскалации и распространения на всю территорию Северного Кавказа. К концу 2014 года Национальный антитеррористический комитет сообщал о практически полной ликвидации террористического подполья. «Речь о каком-то системно организованном сопротивлении давно уже не шла. Структуры управления были потеряны, когда ранее были ликвидированы большинство лидеров и активных участников. И объявленный в Дагестане филиал ИГ и „Имарат Кавказ“ не проявляли себя какими-либо акциями или обращениями в последнее время». По словам главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, «все диверсионно-террористические группы, действовавшие в Дагестане, ликвидированы». Кроме того аналогичные заявления в своё время были сделаны главой Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым, а также МВД Кабардино-Балкарии. 19 декабря 2017 года директор ФСБ Александр Бортников официально заявил об окончательном разгроме террористического подполья на Северном Кавказе.

41. Административно-территориальное устройство РФ.

Основным принципом, на котором базировался СССР, считался принцип социалистической федерации. В действительности СССР являлся унитарным государством, которое делилось на административно-территориальные единицы. В обстановке происходившего распада СССР сложные процессы в РСФСР привлекали меньше внимания. Между тем в самой РСФСР имел место парад суверенитетов (этим термином обозначают конфликт республиканского и союзного законодательства, связанный с объявлением приоритета республиканских законов над союзными и происходивший в 1988- 1991 гг. сначала в СССР, а затем в РСФСР), который породил конфликт законодательств РСФСР и республик в её составе. Все автономные советские социалистические республики стали самостоятельными. Автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона. Так, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области. 31 марта 1992 г. Все республики (регионы) РФ (за исключением Татарстана, Чечни, Ингушетии) подписали федеративный договор, который был включен в действующую на тот момент конституцию. 12 декабря 1993 г. Была принята ныне действующая Конституция РФ. Все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург стали равноправными субъектами РФ. Были переименованы области: Горьковская – в Нижегородскую, Калининская – в Тверскую, Куйбышевская – в Самарскую. РФ составляют 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Все эти образования являются субъектами Федерации. Административно-территориальное устройство – это разделение его территории на определённые части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами. Административно-территориальное устройство РФ базируется на нескольких принципах. В соответствии с экономическим принципом учитываются численность и плотность населения, направление хозяйственного развития, наличие экономических центров и состояние путей сообщения. В соответствии с национальном принципом учитывается национальный состав, обеспечиваются условия для социально-культурного развития малочисленных наций и народностей РФ. В соответствии с принципом максимального приближения как государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению определяется административно-территориальное деление.

42. Расширение Европейского союза.

В 1993 г. В соответствии с Маастрихтским договором образовался ЕС. В ЕС входило 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. В 1994 г. Были подписаны соглашения о вступление в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Маастрихтский договор предусматривал создание политического, экономического и валютного союза, завершение формирования единого внутреннего рынка с устранением всех препятствий на пути, свободного передвижение товаров, услуг, капиталов и людей. “В Европе без границ” устанавливается единое европейское гражданство. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, а также в основных направлениях внутренней экономической политики. В мае 1999 г. Вступил в силу Амстердамский договор, подписанный членами ЕС. Он расширяет сферу деятельности ЕС в области гражданских прав и занятости, социальной политики, охраны окружающей среды. Предусматривается повышение роли европейского парламента. 43. Формирование мирового “рынка труда”. Мировой (международный) рынок труда - система отношений, которая складывается между государствами по поводу согласования спроса и предложения рабочей силы, регулирование ее межгосударственных потоков, оплаты труда и социальной защиты в у



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: