Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии 15 глава




К началу 4-го месяца жизни функция глазодвигателей осу­ществляется так же, как у взрослого. Ребенок свободно просле­живает за предметом во всех направлениях, поэтому легче выя­вить нарушение функции глазодвигательных нервов. Движе­ния глазных яблок должны быть плавными, координированны­ми, содружественными.

На этом возрастном этапе можно выявить врожденную зри­тельно-моторную апраксию, когда нарушено прослеживание за предметом в горизонтальной плоскости, в то время как про­слеживание вверх и вниз сохранно.

Среди основных клинических форм дефектов зрения отме­чается преобладание поражений проводящих нервных путей и корковых зон зрительного анализатора, а также поражение хру­сталика глаза, его помутнение (катаракта). Катаракта может приводить к поражению проводящих нервных путей и корко­вой зоны зрительного анализатора. Среди различных форм пре­обладают врожденные катаракты, обусловленные наследствен­ным фактором (в частности, обменными заболеваниями), внут­риутробными инфекциями плода. Катаракта встречается у де­тей с наследственными формами умственной отсталости, а так­же у детей, страдающих хромосомными заболеваниями, напри­мер, болезнью Дауна. Заболевание можно обнаружить по серо­му цвету зрачков.

Особой формой патологии зрения у детей, нередко приводя­щей к полной слепоте, является ретролентальная фибропла-зия. Она развивается у недоношенных детей, которые длитель­ное время находятся в кювезах вследствие асфиксии. Повы­шенное содержание кислорода воздуха приводит к изменени­ям сосудов сетчатки и стекловидного тела, отслойке сетчатки с последующим развитием атрофических процессов в глазном яблоке.

У ребенка в возрасте 6—9 месяцев уже легче оценить функ­цию глазодвигательных нервов. На этом возрастном этапе четко выражена фиксация взора и прослеживание. Глазодвигательные нарушения, которые обнаруживаются в этом возрасте, в большин­стве случаев возникают внутриутробно или в период родов. Впер­вые в этом возрасте могут появляться глазодвигательные нару­шения, обусловленные прогрессирующей гидроцефалией, сни­жением зрения, астигматизмом, инфекционными заболевания­ми нервной системы. На этом возрастном этапе может проявить­ся прогрессирующее наследственное заболевание — амавроти-ческая идиотия, при которой имеют место прогрессирующие зри­тельные расстройства. При этом заболевании ребенок перестает фиксировать взор на предмете, развивается косоглазие, наруша­ется координация глазных яблок.

Одним из проявлений зрительной патологии у детей ранне­го возраста может быть нистагм. У ребенка 3—6 месяцев нис-

223

тагм {дрожание глазного яблока) обычно обусловлен сниже­нием остроты зрения, хотя могут иметь место и другие причи­ны. Нистагм у детей б—9 месяцев является всегда патологи­ческим симптомом. Нистагм может наблюдаться с рождения в связи со зрительной патологией в результате помутнения и ано­малии оптических сред глаза, изменений сосудистой оболоч­ки, сетчатки и зрительного нерва. Глазодвигательные нару­шения, обнаруживаемые в возрасте 9 —12 месяцев, могут быть следствием изменений, имеющих место с рождения или воз­никающих на предыдущих этапах. Если нарушения функции глазодвигательных нервов появляются впервые, следует ис­ключить первичную патологию зрительного аппарата. Нару­шение функции этих нервов может быть обусловлено прогрес­сирующим дегенеративным процессом, нейроинфекцией, гид­роцефалией.

Нистагм, впервые появившейся в возрасте 9 — 12 месяцев, может быть связан со зрительной патологией, лейкодистрофи-ей, нейроинфекцией, опухолью мозга.

Среди основных клинических форм дефектов зрения у детей отмечается преобладание поражения проводящих нервных пу­тей и корковой зоны зрительного анализатора, а также пора­жение хрусталика глаза (катаракта).

К концу первого года ребенок начинает понимать простую обиходную речь, выполнять простые одноступенчатые инст­рукции. На данном возрастном этапе более отчетливо может проявляться косоглазие. Косоглазие является одной из час­тых проблем, беспокоящих родителей детей с отклонениями развития. Оно представляет собой не только недостаток вне­шности, часто при косоглазии нарушается зрительное вос­приятие (бинокулярное зрение), т. е. возможность одновре­менно воспринимать обоими глазами все особенности пред­мета. Бинокулярное зрение имеет важное значение в психи­ческом развитии ребенка.

Различают две основные формы косоглазиясодружествен­ное и паралитическое. От истинного косоглазия следует отли­чать мнимое, или кажущееся косоглазие. Ложное впечатление косоглазия может создаваться, если у ребенка имеет место асимметрия лица и глазниц. Для разграничения истинного и мнимого косоглазия необходимо обследование врача невро­патолога и окулиста. Истинное косоглазие часто сочетается со снижением остроты зрения. Выделяют две формы содру-

224

жественного косоглазия: сходящееся и расходящееся. Наи­более частой причиной содружественного косоглазия явля­ется поражение центральной нервной системы. При нали­чии у ребенка косоглазия необходимо определение остроты зрения каждого глаза и обоих глаз вместе, без коррекции и с коррекцией, обследование глазного дна, а также в ряде слу­чаев требуется и специальное электрофизиологическое ис­следование органа зрения.

В настоящее время разработаны разнообразные методы ле­чения косоглазия, включающие как специальные тренировоч­ные упражнения, назначение очков, так и хирургические ме­тоды, а также лазерное лечение. Во всех случаях лечение прово­дится дифференцированно по назначению и под наблюдением врача-окулиста.

Для всех детей с отклонениями в развитии особенно важное значение имеет гигиена зрения и общее укрепление здоровья, начиная с самого раннего возраста. Родителям необходимо объяснить, что любое общее заболевание и в первую очередь дет­ские инфекции (корь, скарлатина и др.) ослабляют детский орга­низм в целом, в том числе и мышечный аппарат глаза, что спо­собствует появлению косоглазия. При наличии у заболевшего ребенка зрительной патологии следует избегать зрительной нагрузки, не разрешать ребенку рассматривать мелкие пред­меты, смотреть телевизор.

При наличии у ребенка глазной патологии проводится так­же комплексное медикаментозное лечение, направленное глав­ным образом на улучшение питания сетчатки и стимулирова­ние ее функции.

Применяются комплексы витаминов, АТФ, алоэ, сосудорас­ширяющие и другие препараты. Родителям детей, страдающих дефектами зрения, необходимо четко представлять себе харак­тер зрительного нарушения, степень снижения зрения, состо­яние интеллекта. Естественно, что психическое развитие ре­бенка протекает различно в зависимости от того, является ли он слепым или слабовидящим, сочетается ли у него зрительный дефект со снижением интеллекта и в какой степени. Во всех случаях психическое развитие протекает неравномерно. Спе­циалист должен обратить внимание родителей на то, что с само­го раннего возраста необходимо активизировать функциониро­вание всех сохранных анализаторов, а также постоянно стиму­лировать остаточное зрение.

Для психического развития ребенка с дефектами зрения ре­шающее значение имеет организация его активной, самостоя­тельной деятельности, способствующей познанию окружающе­го мира. Для этого необходимо развитие процессов предметного восприятия на основе двигательно-кинестетических ощуще­ний, речи, памяти, т. е. в основе первого этапа работы лежит комплексный характер развития восприятия окружающего. Таким образом, коррекционно-педагогическаяработа с незря­чим ребенком должна иметь комплексный характер и направ­лена в первую очередь на расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия — зрительного, слухово­го, осязательного. При этом важно даже при выраженных де­фектах зрения обязательно использовать в познании окружаю­щего мира остаточное зрение, учить ребенка его использовать в повседневной деятельности. Развитие зрительного восприятия проводится в комплексе с развитием познавательной деятель­ности. Важным условием успеха педагогической коррекцион-ной работы является ее сочетание с медицинскими мероприя­тиями, прежде всего необходим ранний и правильный подбор очков, динамическое наблюдение за состоянием зрения и сис­тематическое лечение.

Эффективность такой совместной работы специалистов и ро­дителей во многом зависит от позиции родителей.

Позиция родителей детей с нарушенным зрением

Рождение слепого ребенка в семье с двумя незрячими роди­телями — прогнозируемое событие и воспринимается с пони­манием. С появлением слепого ребенка в семье у здоровых ро­дителей возникает иная психологическая обстановка. Состоя­ние родителей близко к шоковому. Родители не знают, как бу­дет функционировать семья в дальнейшем, чему можно обучать незрячего ребенка, родителям не ясна перспектива его психи­ческого развития. Родители слепого ребенка нередко испыты­вают чувство вины, что отрицательно отражается на их психи­ческом состоянии: они замыкаются в своих переживаниях, рев­ниво относятся к нормально видящим детям своих друзей, зна­комых. В такой ситуации от родителей требуется мужество, со-

226

вместныи труд со специалистами и разумная позиция по отно­шению к незрячему ребенку. Родители не должны сомневаться в способности своего ребенка к обучению только из-за отсутствия у него зрения, но должны ясно представлять, что от них потре­буется больше усилий и времени для обучения и воспитания ребенка. Но зато и радость будет сильнее, ощутимее. Тифлопе­дагоги знают, что при правильном воспитании слепой ребе­нок может достигнуть высокого уровня физического и духов­ного развития. Овладев профессией, соответствующей его способностям, он может стать известным музыкантом, пев­цом, ученым.

Особенно важными являются первые три года жизни ребен­ка, когда родители могут оказать решающее воздействие на раз­витие ребенка. Одна из важнейших задач родителей: противо­стоять сенсорной депривации (лишение ребенка зрительной информации). Последняя может проявиться в снижении общей активности ребенка, его двигательном недоразвитии, стерео­типных движениях.

Воспитание слепого ребенка должно с самого раннего дет­ства основываться на любви, чуткости и терпении. В то же вре­мя не следует жалеть усилий на развитие самостоятельности ребенка. В случае воспитания в условиях гиперопеки ребенок растет инфантильным, отстает от своих сверстников по разви­тию и зависит от окружающих.

Родительские позиции по отношению к слепому ребенку и его дефекту могут быть адекватными и неадекватными (СМ. Хорош, 1991г.).

Адекватным считается такое отношение, при котором ребе­нок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд осо­бенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. При этом ребенок и недостаточность у него зрения родителями принимаются. Принятие означает способность родителей при­мириться с фактом наличия у ребенка особенностей, связанных с нарушением зрения, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Родители видят в своем малыше прежде всего ребенка, имеющего особенности, свойственные и другим детям, а также присущее лишь ему своеобразие. Такая позиция становится необходимой предпосылкой создания в семье усло­вий для полноценного развития ребенка. Родители делают все возможное для того, чтобы он стал полноценной личностью, а качество его жизни было бы достаточно высоким.

227

Неадекватность родительской позиции определяется тем, что ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, обижен­ное судьбой существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. При этом родители (чаще матери) испытывают чувство вины перед ним, которую они постоянно пытаются искупить. Такая жертвенная любовь не приносит ребенку пользы. Ребе­нок растет привыкшим к опеке, не приспособленным к жизни эгоистом. У такого ребенка не формируются навыки самообслу­живания, усугубляется задержка развития предметной деятель­ности, характерная для глубоких нарушений зрения, недоста­точно развиваются сохранные анализаторы, и в первую очередь осязание.

Неадекватной и неблагоприятной для психического разви­тия ребенка является такая позиция родителей, когда с недо­статком зрения они смирились, но не принимают уже самого ребенка. Мать считает, что у нее не мог родиться незрячий ребе­нок. Произошла роковая ошибка, и она не обязана расплачи­ваться за чужие ошибки. Ребенок вызывает у нее раздражение. Она психологически отвергает ребенка, мало с ним занимается и старается отдать его на воспитание родственникам или дру­гим лицам.

Весьма сложная ситуация создается и в результате такого отношения к ребенку, когда родители принимают ребенка, но отрицают наличие у него каких-либо особенностей. Казалось бы, в данном случае родители (так же как и при адекватном от­ношении) относятся к ребенку, как к здоровому. Но при этом не принимаются в расчет специфические особенности ребенка, поскольку родители не допускают и мысли о том, что они его не вылечат. Чаще подобную позицию занимают родители слепых детей, имеющих нарушения интеллекта. Настаивая на отсут­ствии у ребенка нарушений со стороны интеллектуальной сфе­ры, родители создают ему неадекватные учебные условия, не учитывающие сложный характер его нарушения, что создает перенапряжение его нервной системы и отрицательно сказы­вается на формирование его личности.

Последняя из позиций родителей по отношению к незряче­му ребенку предполагает неприятие как недостатка, так и са­мого ребенка. У родителей появляется желание избавиться от ребенка. Если дефект выявлен уже при рождении ребенка и оба родителя занимают указанную позицию, то они, как правило, отказываются от ребенка. -:_-_

Нередко мать и отец занимают разные позиции по отноше­нию к ребенку и его дефекту. Это создает почву для конфликтов в семье и может привести к ее распаду.

Почва для конфликтной ситуации в семье особенно легко со­здается и тогда, когда у ребенка кроме слепоты имеются нару­шения со стороны интеллектуальной сферы.

Помощь специалистов родителям

Помочь родителям создать в семье климат, способствующий правильному развитию ребенка, могут офтальмолог, дошколь­ный педагог-дефектолог, специальный психолог, тифлопедагог, воспитатель и другие специалисты. Прежде всего им следует постараться проанализировать поведение членов семьи и выя­вить, какого типа позицию они занимают по отношению к свое­му ребенку и его дефекту, и если она неадекватна, попробовать изменить ее.

Педагог должен дать семье рекомендации, как проводить кор-рекционную работу с ребенком. Стимуляцию психического разви­тия ребенка, имеющего патологию зрения, следует начинать с первых месяцев жизни малыша. Для этого родителям требуется наладить эмоциональный контакт с ребенком и всячески его под­держивать. Необходимо обогащать опыт ребенка тактильными и кинестическими ощущениями, менять положение тела младен­ца, проводить пассивно-активные упражнения с ножками, руч­ками, привлекая внимание ребенка к возникающим при этом ощущениям и сопровождая эти упражнения речью, пением, му­зыкой. Такого малыша следует чаще брать на руки и разговари­вать с ним. Таким образом он постепенно будет узнавать окружаю­щих по голосу, шагам, по прикосновениям к нему. Недостатки психического развития, связанные со слепотою, могут быть ком­пенсированы за счет раннего и широкого использования функ­ций сохранных анализаторов. Поэтому нужно тренировать у ма­лыша слух и кожное восприятие в процессе ежедневного ухода за ним, обогащая его жизненный опыт.

При обучении и воспитании ребенка необходимо максималь­но использовать и развивать его остаточное зрение. Ребенка сле­дует учить различать голоса близких, повторять ритмы и мело­дии, стимулируя таким образом его психическую активность.

229

Особо важное значение при воспитании слепого ребенка имеет развитие активного осязания. Малыша следует учить ощупы­вать различные предметы, одновременно называя их и говоря об их назначении. Учить его совместно со взрослым пользоваться различными предметами, комментируя действия ребенка. Из­вестно, что выраженные дефекты зрения тормозят развитие дви­гательных навыков и умений, что определяет недостаточную про­извольную моторную активность ребенка и общую медлитель­ность. На этом фоне у детей нередко возникают стереотипные движения в виде похлопываний, потряхиваний рук, малая пси­хическая активность, медлительность, повышенная истощае-мость, особенно выраженная у детей с органическим поражени­ем центральной нервной системы. Такие дети больше других нуждаются в наблюдении психоневролога.

У слепых детей уже в первые годы жизни воспитывают вос­приятие частей собственного тела, формируют начальные про­странственные представления. Обучают детей показывать и называть части собственного тела, понимать и выполнять зада­ния, требующие понимания расположения предметов в простран­стве, атакже местонахождение игрушек по отношению к себе. В специально организованных играх ребенка просят встать впере­ди или сзади стола, положить предмет на стол и т. д.

Особенно полезны озвученные игрушки, а также игрушки с хорошо воспринимаемой на ощупь фактурой. Дети с дефекта­ми зрения нуждаются в специальных занятиях по умственно­му и речевому развитию, по воспитанию движений и ощуще­ний пальцев рук. Раннее развитие речи ребенка с дефектами зрения помогает ему в формировании его интеллектуальных возможностей. Но при этом необходимо предупреждать много­словие, лишенное смысла, «попугайную» речь, когда малыш повторяет высказывания взрослого, не понимая их значения. Следует иметь в виду, что развитие игровой деятельности у ре­бенка с нарушениями зрения способствует формированию про­извольности и регуляции психической деятельности.

Многие дети с дефектами зрения очень чувствительны к музыке, следует использовать эту их особенность в процессе обучения и воспитания. Для поднятия общего эмоционально­го тонуса ребенка, для развития его речи можно петь с ним песенки, разучивать стихотворения, сказки, но обязательно при этом объяснять их смысл. Следует избегать механическо­го заучивания. м l-л.

230

Некоторые дети с дефектами зрения боязливы, малоконтак­тны. Поэтому необходимо обогащать чувственный и практичес­кий опыт ребенка, постепенно вводить его в круг здоровых свер­стников.

Уже в дошкольном возрасте готовят ребенка к обучению гра­моте путем развития чувствительности пальцеврук. Слепых детей обучают грамоте с помощью специального точечного шрифта системы педагога Луи Брайля. При этом образы букв и слов формируются на основе тактильного восприятия выпук­лых точек. Каждая буква алфавита изображается различной комбинацией шести выпуклых точек. В настоящее время в про­цессе обучения слепых и слабовидящих детей все шире исполь­зуются современные достижения бионики и электроники.

Необходимо учить ребенка ориентироваться в своей квартире и передвигаться, ощупывая руками различные предметы, а так­же вдоль стены, спускаться и подниматься по лестнице.

Существуют различные технические средства, обогащающие ориентировку слепых в пространстве. Специалисты-тифлопе­дагоги подберут необходимые приспособления для вашего ре­бенка.

Развитие ориентировки в пространстве и свободного передви­жения является основой для ознакомления детей с окружаю­щим миром, расширения их кругозора.

При воспитании слепого ребенка очень важно научить его использовать слух, осязание рук и ног, а также остаточное зре­ние в восприятии окружающего мира и развитии познаватель­ной деятельности.

Развитие моторики, физическое воспитание слепого ребен­ка имеет большое значение для формирования его личности и прежде всего таких качеств, как смелость, решимость, уверен­ность в себе, умение преодолевать трудности.

Ранний возраст и дошкольный возраст являются наиболее результативными для стимуляции зрительной функции при де­фектах зрения. Остаточные зрительные функции необходимо постоянно использовать, несмотря на тяжесть дефекта зрения. Важное значение в коррекционной работе с ребенком с наруше­нием зрения имеет специальная логопедическая работа. Она проводится поэтапно с учетом уровня сформированности речи. При проведении логопедической работы следует избегать в речи ребенка вербализма и эхолалии. Логопед отвечает за специаль­ный подбор дидактического материала соответствующей вели-

231

чины, объема и окраски, использование рельефных картинок и специальных наборов игрушек для тактильного опознания. Родителей слепого ребенка специалисты научат:

— как постоянно расширять представления ребенка об окру­жающих его предметах (показывать, рассказывать об их внеш­нем виде, свойствах, назначении);

— предоставить ребенку возможность для обследования пред­метов, разных по назначению, фактуре и т. д.;

— привлекать его к выполнению домашних дел — для обогаще­ния сюжетной и творческой игры и трудового воспитания ребенка;

— заинтересовать ребенка игрой в хватание, дерганье, оттал­кивание подвешенных погремушек, доставляющих ребенку удовольствие от новых осязательных и слуховых впечатлений. Показать ребенку, как найти игрушку, передвигая руку ребен­ка по поверхности стола и называя игрушки.

С 2 лет можно знакомить с сюжетными игрушками. Малы­ша надо познакомить с куклой. Эта модель человека может более четко представить соотношение частей тела человека. Можно научить ребенка обхватывать мяч, поднимать над го­ловой надувной мяч, бросать его. В мяч можно насыпать не­много крупы, чтобы ребенок по звуку мог узнать, когда он коснется пола.

Научить ребенка элементарным предметным действиям. В дальнейшем ребенка обучают использованию предметов-за­местителей.

Навыкам самообслуживания и личной гигиены ребенок не может научиться по подражанию. В случае отсутствия зрения надо направленно и терпеливо учить этому ребенка. Необходи­мо, чтобы все предметы обихода и личные вещи малыша, иг­рушки лежали на определенном месте.

. Важно, чтобы мать была внимательна к поведению ребенка и знала способы выражения им неудовольствия. При приучении к горшку надо четко отслеживать время высаживания, не ос­тавлять ребенка на горшке одного и не заставлять его сидеть на нем долго. Ко 2-му году слепой ребенок в состоянии овладеть навыками туалета.

Для полноценного развития ребенка с глубоким нарушени­ем зрения необходимо вести постоянную целенаправленную работу по ознакомлению его с окружающим миром.

Родителям нужно рассказывать ребенку о том, что нахо­дится и происходит вокруг него. Следует наводить ребенка

на вопросы, рассказывать ему о форме, цвете и назначении предметов. Ознакомление с предметом происходит через ося­зание, которому придается направленный характер. Чтобы ребенок мог обнаружить предмет, следует направить его руку в сторону предмета до касания с ним. Можно взять руку ре­бенка в свою и помочь ему «рассматривать», чувствовать вещи. Необходимо, чтобы ребенок мог знакомиться с размерами, формой, весом, основными особенностями поверхности (твер­дый, гладкий, мягкий, шероховатый), дать почувствовать температуру.

Так как ребенок с глубоким нарушением зрения не имеет постоянного осязательного контакта с предметом, которым пользовался раньше, последний как бы перестает для него существовать при прекращении контакта. При помощи соот­ветствующих упражнений надо дать понять ребенку, что это не так.

К двум годам рекомендуется знакомить ребенка с обста­новкой квартиры, дома. Следует подвести малыша к каждо­му предмету и дать возможность внимательно его «осмотреть». Взрослый показывает, как открываются дверцы шкафа, по­казывает вешалку, полки, выдвижные ящики, вещи, кото­рые там хранятся. И так поочередно каждую комнату, кух­ню. Заранее нужно готовить ребенка к новым для него ситуа­циям и ощущениям. Например, малыш может испугаться, прикоснувшись к холодному, горячему, липкому, это может повлечь за собой утрату естественного любопытства. Можно использовать такое упражнение: налейте в одну банку горя­чую воду, а в другую холодную воду и дайте ребенку дотро­нуться до каждой. Затем он сам должен найти банку с холод­ной водой и горячей.

При отсутствии зрения у ребенка трудно формируются пред­ставления о величине предметов. Для малыша исходным при сравнении величины будет собственное тело. Сравнивая свою руку с рукой малыша, можно сказать: «Моя рука большая, а твоя маленькая». Ребенок, проводя своей рукой по вашей, по­чувствует разницу. Покажите ему стул и детский стульчик, большую кровать и маленькую. Не надо забывать и о трениров­ке обоняния. Знакомьте ребенка с сильно пахнущими предме­тами. Проходя мимо булочной, аптеки, парикмахерской, гово­рите о них ребенку. Это поможет ему в дальнейшем ориентиро­ваться в пространстве.

233

Таким образом, уже в дошкольном возрасте будет положено начало тому познанию мира, которое, продолжаясь и в школь­ном возрасте, поможет ребенку и при слепоте стать полноцен­ным членом общества, активным участником многообразной жизни вокруг него. И главная роль в этом процессе принадле­жит родителям.

Особо важное значение имеет правильное воспитание ребен­ка с глазной патологией.

Общие стратегии нормализации жизни семьи

♦ Не замыкайтесь в своем горе. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.

Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе про­блем вашего ребенка.

•♦• Находите и изучайте информацию о возможностях обуче­ния и воспитания вашего ребенка.

♦ Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами.

Ф Научитесь справляться со своими чувствами.

*•* Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях.

♦ Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.

••* Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностя­ми, но не давайте им себя захлестнуть.

*•* Не забывайте, что это ваш ребенок, и вы ему нужны здоро-

. вые и счастливые.

•♦• Находите возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и професси-

•♦* опального других членов семьи.

Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка

Одной из основных форм общения с маленьким ребенком, имеющим тяжелые дефекты зрения, является тесный физичес­кий контакт. Следует чаще брать малыша на руки, его ручка-

ми ощупывать части тела у него самого и у взрослого, тут же называть их, учить его различать отдельные игрушки и пред­меты обихода на ощупь, одновременно называя их и объясняя их назначение. Важно научить ребенка различать голоса, шаги, прикосновения близких для него людей, развивать у него эмо­циональные привязанности. Особое значение имеет развитие моторики, ручных игровых действий со звучащими игрушка­ми, используя специальные приемы воспитания слепых детей раннего возраста.

Родителям необходимо набраться терпения и не спешить.

Не следует стараться научить ребенка всему сразу, лучше двигаться шажками, поднимаясь по маленьким ступенькам.

При обучении опирайтесь на сохранные органы чувств, ос­таточное зрение, включайте речь. Объясняйте все детально и научите ребенка сопровождать свои действия речью.

Начиная обучать действию, можно использовать следующие приемы:

— руки ребенка лежат в руках мамы, производящих пассив­ные действия;

— мама берет руки ребенка в свои и производит действия вместе с ним — совместные действия;

— ребенок сам производит действия, мама помогает при зат­руднении.

При обучении ребенка приемам пассивных и совместных дей­ствий лучше находиться позади ребенка на одном с ним уровне.

Помощь должна быть дозированной. Нельзя лишать ребенка инициативы и возможности получить радость от сознания, что он сделал что-то сам.

Обучение слепых детей несовместимо со спешкой, раздра­жением.

И ребенок и взрослый должны быть в хорошем настроении.

Занятия должны быть интересными, увлекательными.

Следует как можно чаще поощрять ребенка словесно и так­тильно. Это поможет ему обрести уверенность в себе.

Старайтесь не менять часто обстановку, особенно в комнате ребенка, пока у него не выработались двигательные стереоти­пы ориентировки в данном помещении. Это поможет ему пре­одолеть боязнь пространства.

Помогайте ребенку налаживать контакты с окружающими, стараясь преодолеть крайности его поведения: повышенную стеснительность либо назойливость ребенка.

235

Характерными особенностями психомоторики детей с де­фектами зрения являются: недостаточная двигательная актив­ность, медлительность, которые выражаются в раскачивании, надавливания на глазные яблоки.

Задержка развития моторики и пространственных представ­лений способствует замедленному формированию навыков са­мообслуживания. Этому способствует также воспитание ребен­ка в условиях гиперопеки. Особенностями психической дея­тельности являются: вязкость, обстоятельность, склонность к детализации, инертность психических процессов, замедлен­ность и повышенная истощаемость. В то же время отмечается высокий уровень развития вербальной памяти и неплохая «вра-батываемость», что имеет большое значение для компенсации нарушенных функций зрения в процессе обучения. Так же как и у других детей с сенсорными нарушениями, у слепых и сла­бовидящих детей наблюдается своеобразный парциальный ин­фантилизм: повышенная зависимость от матери, боязнь всего нового, склонность к одиночеству, при поступлении в школу могут возникнуть неврозы адаптации. В структуре интеллек­туальной недостаточности у детей с дефектами зрения преобла­дает недостаточность тех функций, в развитии которых веду­щая роль принадлежит ощущениям и представлениям, связан­ным со зрительным анализатором.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: