Методы измерения инфляции




 

Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.

Расчет ИПЦ осуществляется в соответствии с модифицированной формулой Ласпейреса:

 

(1)


где:

- сводный индекс потребительских цен и тарифов по группе товаров (услуг);

- доля расходов домашних хозяйств на приобретение товара (услуги)-представителя (вес базисного периода);

- индекс цен (тарифов) по товару (услуге)-представителю отчетного месяца к декабрю предыдущего года;

- индекс цен (тарифов) по товару (услуге)-представителю предыдущего месяца к декабрю предыдущего года;

- текущий период;

- предыдущий период;

n- количество товаров (услуг).

Помимо индекса потребительских цен существует другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило, используются несколько основных методов:

Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) - отражает себестоимость производства без учета добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.

Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) - учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.

Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заемного капитала и пр. Обычно цены на активы, растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.

Дефлятор ВВП (GDP Deflator) - рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.

Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.

Индекс Пааше - показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.

 

1.3 Антиинфляционная политика государства

 

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разнообразных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь быть:

сокращение инфляционного потенциала;

предсказуемость динамики инфляции;

снижение темпов инфляции;

стабилизация цен.

Стратегическая цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.

Второй подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок.

Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

а) Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.

б) Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ - ставка рефинансирования). Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.

в) Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы - это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

г) Валютное регулирование. Целевые показатели валютного курса предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен.

д) Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции - главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране.

Монетарные методы воздействия на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса.

Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую «политику цен и доходов». Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен - ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов - зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную.

«Шоковая терапия» и градуирование денежной массы. Когда в стране инфляция достигает таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, выбор правительства имеется только в отношении того как сокращать темп роста денежной массы: резко («шоковая терапия») или постепенно (градуировано). Эта дилемма решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране. Достоинством шоковой терапии считают то, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются, следовательно, инфляция пойдет на убыль. Издержками шоковой терапии является резкое сокращение объема производства и занятости. В середине 80-х годов в большинстве стран индексация как средство приспособиться к инфляции или игнорировать ее была либо существенно модифицирована, либо прекращению Политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20 - 30% в годовом исчислении.

 

Социально-экономические последствия инфляции и денежные реформы

 

Первыми жертвами инфляции становятся потребители, которым приходится страдать от неминуемого падения уровня жизни. Рост цен ведет к снижению текущих реальных доходов населения. При любой системе компенсации дополнительные выплаты отстают от темпов роста цен. Сокращаются реальные ценности личных сбережений. Хуже всего тем, кто держит сбережения в виде наличных денег. В несколько лучшем положении оказывается владелец акций, наименьший ущерб несут те, кто успел поместить сбережения в недвижимость и материальные ценности.

От инфляции сильно страдает и производство. По мере ее нарастания у предпринимателей и работников пропадают стимулы к труду. Инфляция ломает рыночный механизм саморегуляции. Производители не получают ценовых сигналов и выгод от перемещения капиталов. Поэтому экономическое равновесие между отраслями не может осуществляться с помощью рынка. В этих условиях перераспределение инвестиций должно стать заботой государства, что означает уже функционирование не рыночной, а командной экономики. Цены диктуют не рыночный механизм, а директивы, указывающие, какой размер прибыли должен иметь предприниматель. Подавленная инфляция приводит к натуральному и уравнительному распределению, а следовательно, исчезает экономический интерес. Замороженные цены делают невыгодным приложение капитала и тех областях, где высокие издержки производства. Поэтому из них устремляется остаток капитала, что оголяет отрасль и приводит к дефициту товаров, который становится хроническим. У населения образуются вынужденные сбережения, которые не выражают рост благосостояния, а по существу представляют собой отложенный спрос.

Дефицит товаров и вынужденные сбережения приводят к появлению очередей и возникновению черного рынка, который способствует обогащению криминальных структур, становится неизбежным спутником подавленной инфляции. Замедляется и рост благосостояния общества

Инфляция спроса обычно возникает при полной занятости и полной загруженности производительных мощностей. В этом случае повышение спроса на какой-либо товар вызывает производственный спрос на ресурсы и последующий рост цен на них. Если бы часть ресурсов до этого была бы нe задействована, то они могли бы вовлекаться в производство при уже действующих ценах. Но рост спроса при полной загруженности мощностей и занятости не подкрепляется эластичным расширением предложения, поэтому цены растут. Государство, увеличивая военные расходы и социальные программы в период полной занятости ресурсов, неизбежно попадает в инфляционную ловушку. Предприниматели, поднимая спрос на инвестиционные ресурсы в такой же ситуации, вызывают инфляционное движение экономики. И профсоюзы, добивающиеся роста заработной платы в экономике при ограничениях, связанных с полной занятостью, получат такой же результат.

Инфляция издержек может вызвать рост цен любого из факторов производства, будь то земля, капитал или рабочая сила. Издержки производства повышаются, затем они переносятся на цену выпускаемой продукции. Инфляция издержек распространяется в стране подобно эпидемии. Возможен и другой вариант, когда издержки растут, но в условиях насыщенного рынка предприниматель не может перекрыть рост расходов повышенной ценой. В этом случае сокращается прибыль. Часть капиталов из-за падающей доходности покинет производство и уйдет в сбережения. Совокупное предложение уменьшится, что неизбежно также приведет к общему росту цен. Кроме перечисленных выше социально-экономических последствий можно добавить:

• перераспределение доходов и богатства;

• отставание цен государственных предприятий от рыночных;

• скрытую государственную конфискацию денежных средств через налоги;

• ускоренную материализацию денежных средств;

• нестабильность экономической информации;

• падение реального процента;

• обратную пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Это связано с инертностью психологического настроя, который сформировался ранее. Пережившие инфляцию покупатели еще долго совершают покупку "на всякий случай".

Денежная реформа - глубокое преобразование денежной системы страны, проводимое государством в связи с расстройством денежного обращения и в целях укрепления национальной валюты, стабилизации денежной единицы. Радикальные денежные реформы, связанные с изменением принципов организации денежной системы, как правило, ориентированы на долговременную стабилизацию денежной единицы. Таким реформам обычно предшествуют мероприятия, связанные с оздоровлением государственных финансов, созданием условий для укрепления экономики страны.

В современных условиях в развитых странах денежные реформы заменяются антиинфляционными программами в рамках различных планов стабилизации и проведения денежно-кредитной политики центральными банками.

Виды денежных реформ:

В истории денежного обращения известны следующие виды денежных реформ.

. Переход от одного денежного товара к другому (от медных денег - к серебряным, от серебряных - к золотым либо от биметаллизма - к монометаллизму, далее - к золотослитковому, золотодевизному стандарту) или от одного типа денежной системы к другому (от металлического обращения - к обращению кредитных и бумажных денег).

. Замена неполноценной и обесцененной монеты на полноценную или неразменных обесценившихся денежных знаков на разменные либо восстановление размена бумажных денег на золото или серебро.

. Частичные меры по стабилизации денежной системы (изменение порядка эмиссии, обеспечения банкнот, масштаба цен, золотого содержания или курса валют).

. Формирование новой денежной системы в связи с созданием новых государств, а также объединением денежных систем нескольких стран.

Денежные реформы осуществляются различными методами в зависимости от формы обращающихся денег (деньги как товар - всеобщий эквивалент или как знаки стоимости - кредитные и бумажные деньги), общественно-экономического устройства страны, полного или частичного преобразования денежной системы, политики государства. Денежные реформы могут сопровождаться изъятием из обращения всех или части обесцененных бумажных денежных знаков и замены их новыми деньгами (бумажными или металлическими), изменением золотого содержания денег или их валютного курса, порядка эмиссии, обеспечения, а также валютного регулирования.

Методы стабилизации денежной системы:

Наиболее типичными методами стабилизации денежной системы являются следующие.

Нуллификация - объявление государством обесценившихся старых денежных знаков недействительными и выпуск новых бумажных денежных знаков в меньшем количестве.

Нуллификация обычно проводится в период стабилизации экономики после гиперинфляции для восстановления доверия к национальной валюте. Это осуществляется после войны при создании самостоятельных государств и в развивающихся странах.

Деноминация (изменение масштаба цен) - изменение нарицательной стоимости денежных знаков с их обменом по определенному соотношению на новые, более крупные денежные единицы с одновременным пересчетом всех денежных обязательств в стране (счетов в банках, цен, тарифов, заработной платы и т.д.). Деноминация предусматривает также замену старых денежных знаков на новые, но без ограничения сумм. Формально она носит технический характер, поскольку облегчает и упрощает учет, снижает издержки обращения и не затрагивает экономические основы стабилизации денежного обращения.

Девальвация - при золотом стандарте уменьшение металлического содержания денежной единицы, с прекращением размена кредитных денег на золото - снижение курса национальных денежных знаков по отношению к иностранной валюте.

После прекращения размена кредитных денег на золото девальвация стала использоваться с целью укрепления конкурентных позиций стран на внешних рынках, улучшения состояния платежного баланса, привлечения иностранных инвестиций. Девальвация не устраняет проблемы денежного обращения и в современных условиях, не восстанавливает устойчивость национальной валюты. Более того, она ведет к снижению покупательной способности денег в результате повышения цен на импортируемые товары и раскручивает инфляционные процессы в стране. Она стимулирует экспорт продукции и обостряет конкуренцию на внешнем рынке. Обычно девальвации сопутствует дифференциация экспортных и импортных пошлин, введение валютных и других защитных оговорок.

Ревальвация (реставрация) - повышение металлического содержания денежных единиц или курса бумажных денежных знаков по отношению к металлу либо иностранной валюте. Ревальвация сдерживает инфляционные процессы в стране, так как более дешевыми становятся импортные товары, но она невыгодна экспортерам, которые теряют на курсовой разнице при обмене подешевевшей иностранной валюты на укрепившуюся собственную валюту по ранее заключенным контрактам.

Необходимость проведения денежной реформы в каждой стране обусловливается различными причинами, в частности следующими:

) экономическими, связанными с расстройством денежной, финансовой систем, подрывом доверия к национальной валюте, использованием параллельной валюты (чаще всего иностранной), завышенным курсом национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Экономические причины обычно порождаются экономическими кризисами, направлением политики государства и центрального банка;

) политическими, связанными с изменением политического устройства или созданием нового государства;

) созданием наднациональных денежных единиц или объединением национальных денежных единиц.

Для успешного проведения денежной реформы необходимы определенные политические и экономические предпосылки, позволяющие кардинально улучшить экономические процессы в стране, функционирование финансовой и банковской систем. Общими предпосылками успешного проведения денежной реформы для всех стран являются:

) политическая стабилизация в стране; рост доверия населения, предпринимателей к политике, проводимой правительством и центральным банком;

) создание условий для развития национальной экономики, увеличение предложений на рынке товаров и услуг, которые противостоят деньгам;

) увеличение бюджетных доходов и отказ от эмиссии для покрытия бюджетного дефицита;

) восстановление доверия к банкам и привлекательности накоплений денежных средств в кредитной форме;

) наличие достаточных золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса валюты, сбалансированность товарной и денежной массы.

инфляция социальный экономический денежный


Глава 2.Инфляционные процессы в России

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: