Цели — это наиболее общие утверждения.
Цель любого проекта — решение обозначенной проблемы.
Цели могут быть краткосрочными и долгосрочными. Обычно достижение долгосрочной цели зависит от достижения ряда краткосрочных. При двух и более краткосрочных целях необходимо четко указать, как они увязаны друг с другом и с долгосрочными целями.
Хорошо, если в проекте имеется вполне достижимая цель. Например, цель «Благоустройство города» недостижима в рамках одного не-большого проекта, а при изменении формулировки на «Озеленение дворов двух районов города» становится достижимой.
Грамотно сформулировать цель помогают задачи. Необходимо добиться того, чтобы решение всех задач проекта приводило к достижению цели. Если это не так, то надо либо добавлять новые задачи, либо переформулировать цель.
Задачи — конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которую вы описывали в разделе «Постановка проблемы». Эти изменения (улучшения) произойдут в результате осуществления вашего проекта. Если каждый раз при написании задач проекта вы будете рассматривать их в этом ключе, то легко поймете, как они должны выглядеть. Например, если проблема состоит в том, что в городе резко сократилось количество зеленых насаждений, то целью проекта станет увеличение площади зеленых насаждений, а одной из задач такого проекта, например, будут посадки дубов в двух районах города.
Таким образом, задачи должны быть максимально конкретными. В них по возможности должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта (показатели). Показатели — инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цели и задачи проекта, измерить его эффект. Когда мы говорим в проекте об «усилении», «улучшении» и «увеличении» чего-либо, то не ясно, какой конкретно результат позволит считать задачи выполненными, а проект осуществленным. Для того чтобы не быть голословным, и нужны показатели. Утверждения, что эффект нельзя измерить и что вы не можете подобрать нужных показателей, равносильны признанию, что проект не даст заметного эффекта.
И цель, и задачи, и методы —понятия относительные. Что будет являться целью, а что задачей или методом, зависит от масштабности проекта и от того, как вы формулируете проблему.
Например, если проблема формулируется как «Отсутствие у школьников компьютерной грамотности», то целью будет «Повышение компьютерной грамотности». Задачи в этом случае, например, будут такие: организация специального курса, оснащение компьютерного класса, проведение конкурсов компьютерных работ и т. п. Методами в таком проекте станут: ремонт помещения под класс, приобретение компьютеров, установка и наладка программного обеспечения, приглашение педагога — специалиста по компьютерам и т. п.
Если же мы сформулируем проблему шире — «Недостаточная образованность школьников», то «Повышение компьютерной грамотности» станет лишь одной из задач (наряду с обучением литературе, физике, математике) на пути к достижению более глобальной цели — «Высокой образованности школьников».
Понятие и виды гипотез.
Решающим звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становление нового знания, является гипотеза.
Гипотеза — это закономерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.
Важнейшими среди отмеченных в определении будут следующие характерные черты гипотезы.
Гипотеза — это всеобщая и необходимая для любого познавательного процесса форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зависимостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логический переход от прежнего неполного и неточного знания к новому, более полному и более точному.
Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений.
Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода процесс проверки гипотезы приводит в итоге к опровержению либо подтверждению и дальнейшему ее доказательству.
Виды гипотез
В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объекту исследования.
1. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы:
1 описательные и
2 объяснительные.
1. Описательная гипотеза — это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос:
«Что представляет собою данный предмет?» или «Какими свойствами обладает данный предмет?»
Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава или структуры объекта, раскрытия механизма или процедурных особенностей его деятельности, определения функциональных характеристик объекта.
Так, например, возникшая в теории физики гипотеза о волновом распространении света была гипотезой о механизме светового движения. Предположение химика о компонентах и атомных цепочках нового полимера относится к гипотезам о составе и структуре. Гипотеза политолога или юриста, предсказывающая блажайший или отдаленный социальный эффект принятого нового пакета законоположений, относится к функциональным предположениям.
2. Объяснительная гипотеза — это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выясняют: «Почему произошло данное событие?» или «Каковы причины появления данного предмета?»
Примеры таких предположений: гипотеза о Тунгусском метеорите; гипотеза о появлении ледниковых периодов на Земле; предположения о причинах вымирания животных в различные геологические эпохи; гипотезы о побудительных причинах и мотивах совершения обвиняемым конкретного преступления и другие.
По объекту исследования различают гипотезы: общие и частные.
1. Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях. Примерами общих гипотез могут служить: развитая в XVIII в. М.В. Ломоносовым гипотеза об атомистическом строении вещества; современные конкурирующие гипотезы академика О.Ю. Шмидта и академика В.Г. Фесенкова о происхождении небесных тел; гипотезы об органическом и неорганическом происхождении нефти и другие.
Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.
2. Частная гипотеза — это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.
Частные гипотезы выдвигаются как в естествознании, так и в общественно-исторических науках Археолог, например, выдвигает гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаруженных при раскопках предметов Историк строит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц.
Частными гипотезами являются и предположения, которые выдвигаются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках отдельных людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступным деянием.
Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке используется термин «рабочая гипотеза».
Рабочая гипотеза — это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.
Специфика рабочей гипотезы — в условном и тем самым временном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора фактов.
Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.