Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии 20 глава




Анкета для родителей

1) Правша или левша ребенок, владеет ли он двумя руками в равной степени?

2) Отмечаются ли колебания настроения? Нет ли тенденции быть в хорошем настроении один день, а на следующий — впа­дать в депрессию?

3) Соответствуют ли достижения ребенка его возможностям?

4) Имеются ли трудности включения в задание?

5) Замечают ли родители, что ребенок не может сидеть спо­койно, покачивает ногой, стучит пальцами, ерзает?

6) Всегда ли ребенок доводит начатое до конца?

7) Много ли ребенок мечтает с отсутствующим взглядом,.«спит наяву»?

8) Испытывает ли ребенок трудности, вспышки гнева, не­терпения, когда он расстроен?

9) Импульсивен ли ребенок?

10) Легко ли его отвлечь?

11) Откладывает ли ребенок начатое на потом? Часто ли бы­вает, что он «загорелся» по поводу чего-нибудь, а потом быстро «остыл»?

12) Есть ли у ребенка привычка часто менять программы по ТВ, крутить ручку радио?

13) Способен ли ребенок работать по инструкции?

294

14) Легко ли приходит в состояние гнева? (Дети обычно вспы­хивают мгновенно).

15) Имеются ли у ребенка выраженные трудности в обучении?

16) Нет ли подобных нарушений у других членов семьи?

17) Часто ли ребенок нарушает правила?

18) Часто ли ребенок испытывает беспокойство по любому поводу?

19) Низкая ли у него самооценка?

20) Не играет ли ребенок в детском саду (либо в школе) роль клоуна?

21) Не усыновлен ли ребенок?

22) Желанный ли ребенок в семье?

23) Не страдает ли ребенок аллергией?

24) Трудно ли ему сохранить секреты?

25) Любит ли он новые вещи?

26) Свойственна ли ребенку агрессивность, ломает ли он час­то игрушки, рвет книжки?

27) Часто ли ребенок говорит неправду?

28) Часто ли ребенок берет без спросу чужие вещи?

29) Отмечается ли у него асоциальное поведение?

30) Свойственна ли ему эмоциональная незрелость?

31) Отвергают ли ребенка сверстники?

32) Трудно ли ему планировать собственное поведение?

33) Свойственны ли ребенку:

— незрелая моторика и координация;

— энурез;

— нарушения сна?

34) Сведения о родителях гиперактивных детей;

— возможно, отец или мать, когда были детьми, проявляли симптомы СДВГ?

— отмечается ли у родителей тревожность или депрессив-ность?

— имеют ли родители склонность к алкоголизму, асоциаль­ному поведению?

— характерны ли драки в семье?

— полная ли семья?

— есть ли в семье еще дети, подвержены ли они указанным нарушениям?

Важно поставить диагноз нараннем этапе, чтобы предупре­дить развитие вторичных отклонений — беспокойства, тревож­ности, агрессивности, асоциального поведения.

295

У детей могут быть трудности обучения, расстройства пове­дения, депрессии. Они рано замечают, что все дети могут сде­лать что-то, а они — нет. Ребенок задает себе вопрос: «Что же такое со мной? ». Конечно, это накладывает сильный отпечаток на ребенка. Родителям следует иметь в виду, что сам по себе синдром не проходит к подростковому возрасту, этим детям не­обходима помощь.

Исследования показали следующее:

♦ К подростковому возрасту у 70—80% этих детей могут на­блюдаться некоторые симптомы СДВГ.

<* 2/3 взрослых имеют неполный синдром.

♦ 25—45% —демонстрируют асоциальное поведение.

♦;♦ У таких подростков нередко имеются приводы в милицию, они рано начинают злоупотреблять алкоголем, употреблять наркотики.

*♦♦ Большинство этих детей не заканчивают школу.

♦ 20% проявляют физическую агрессию.

•> Эти люди нередко попадают в автомобильные катастрофы.

♦ Среди них часты попытки к самоубийству.

Информация для родителей

Важно, чтобы родители:

♦;• понимали всю серьезность создавшегося положения, адек­ватно и серьезно воспринимали беды своего ребенка, люби­ли его и ценили его здоровье;

. искренне желали помочь ребенку;

. были лучшими адвокатами своего ребенка;

■ были готовы к переменам;

• были способны встать на место ребенка, посмотреть на себя его глазами;

• контролировали свои чувства и эмоции;

■ были терпеливы и последовательны; ► верили в успехи своих детей.

Ребенок должен быть в семье желанным, родители должны заботиться о нем и заниматься его воспитанием, не оставлять ребенка в первые годы жизни и не передавать его на попечение кому бы то ни было. Необходимо учитывать индивидуальность, своеобразие темперамента и личности ребенка.

Специалист обязан объяснять родителям особенности их ребенка. Родители должны принимать самое активное участие в лечении, обучении и воспитаниигребенка. Они должны понимать,

296

что при сохранном интеллекте и адекватном воспитании их дети могут достичь определенных успехов. Например, Черчилль, Эй­нштейн, Эдисон и Моцарт также страдали этим синдромом. Эти дети часто обладают хорошей интуицией, творческим мышле­нием, у них постоянно появляются какие-то идеи. Вместе с тем им трудно отвечать на вопросы или быстро что-то делать. Такому ребенку следует помочь, сказав: « Не спеши». Если он отвлекся, иногда достаточно положить ему руку на плечо, чтобы вернуть его внимание. Дети более продуктивны в первую половину дня. Таким детям тяжело концентрировать внимание, особенно если они устали. Чтобы привлечь и поддерживать внимание, надо де­лать занятие более интересным и разнообразным. Детям трудно делать скучную работу. Им всегда нужна индивидуальная под­держка; они лучше работают под наблюдением взрослых, им все­гда нужен помощник или наставник.

При занятиях с детьми родители не должны давать им боль­шую нагрузку. Работу с ребенком следует делить на корот­кие периоды. Дети нуждаются в более частых поощрениях, что­бы у них возникало ощущение успеха. Следует занизить тре­бования к аккуратности ребенка. При занятиях с ребенком обя­зательно применять наглядные средства, вовлекая его в рабо­ту. Показывать ребенку, как выполнить то или иное задание, делать его вместе с ним, в результате чего у ребенка выработа­ются умения и навыки. Следует формировать положительные привычки. Не следует увлекаться многословными советами и поучениями. Надо помнить, что ребенок не может долго удер­живать внимание. Следует продумать план управления таким ребенком, объяснить правила поведения в каждом конкрет­ном случае, объяснить, что от него ожидается. Говорить с ре­бенком нужно спокойным доброжелательным тоном. В случае конфликта нельзя кричать, нужно сохранять хладнокровие. Родители должны помогать развить в ребенке чувство уверен­ности в себе.

Родителям необходимо структурировать собственное поведе­ние и строго выполнять режим дня. Если взрослые в семье стра­дают частыми немотивированными сменами настроения, в се­мье конфликтные отношения, они не уверены в себе, испыты­вают чувство вины, недостаточна успешность профессиональ­ной деятельности, натянуты отношения с коллегами, то им са­мим следует воспользоваться помощью психотерапевта, чтобы разработать стратегию дальнейшего поведения.

297

Родителям, имеющим ребенка с дефицитом внимания, необ­ходимо объяснить другим взрослым, общающимся с их ребенком, в первую очередь родственникам, воспитателям, чторебенок име­ет специфические трудности в выполнении заданий, так как его нервная система функционирует не совсем так, как у других де­тей. Не следует ждать, когда возникнет непонимание и враждеб­ность по отношению к ребенку. Лучше, не стесняясь, объяснить значимым для ребенка людям его особенности.

Родители должны быть в курсе всех мероприятий по оказа­нию помощи ребенку и в тесном контакте с теми, кто их прово­дит: педиатром, психологом, учителем. Только в этом случае помощь ребенку будет эффективной. Хорошо себя зарекомен­довали так называемые группы, состоящие из родителей, име­ющих детей с аналогичными проблемами. Общение в таких груп­пах оказывает эффективную помощь ребенку.

Прежде всего родители должны определить, что именно в поведении ребенка особенно настораживает. Все это обсужда­ется и взвешивается в семье и с психологом. В результате роди­телям становится более понятным поведение ребенка, да и соб­ственное поведение они начинают оценивать более объективно. Первым шагом к изменению поведения ребенка является со­ставление плана общения с ребенком. Даже очень занятые ро­дители должны научиться ежедневно выделять 10—15 минут, чтобы побыть с ребенком, вникнуть в то, что он делает, выслу­шать его и поддержать.

Родителям необходимо научиться бороться с нежелательным поведением ребенка не только посредством наказаний, но и с по­мощью невмешательства в его действия, игнорирования. Напри­мер, ребенок бросил свою игрушку под дождем. Не спешите ее поднять. Ребенок ищет положенную не на место вещь, не торо­питесь помочь ему, пусть поищет. Ребенок импульсивно выска­кивает на велосипеде на середину проезжей части улицы. На вре­мя запретите ему пользоваться велосипедом. Наконец, почаще используйте наказание, заключающееся в спокойном сидении в определенном месте после совершенного проступка.

Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно быть сложным и состоять из нескольких звеньев. Для ребенка с дефицитом внимания запоминание длинных инст­рукций, состоящих из цепочки коротких указаний, особенно затруднительно. Поэтому не стоит давать ребенку более одного указания за раз. ^~

298

Трудная задача для ребенка с дефицитом внимания — завес­ти и поддерживать дружбу со сверстниками. Такие дети могут говорить, не обращая внимания на высказывания собеседника, могут не поддержать, когда их товарищ пытается начать игру, вмешиваться в чужую игру, не соблюдать ее условий, бросить игру, не доведя ее до конца.

Проблемы со сверстниками могут приводить к одиночеству и низкой самооценке. В то же время дружба для ребенка с дефи­цитом внимания является важным фактором в достижении ус­пеха. Для того чтобы помочь ему наладить отношения со свер­стниками:

1. Понаблюдайте за ребенком во время общения его со свер­стниками. Приметив хорошие проявления во взаимоотношени­ях с другими детьми, наградите его за это.

2. Организуйте совместную деятельность своего ребенка с его другом. Например, это может быть совместный выход на игро­вую площадку или в библиотеку.

3. Устраивайте перерывы в общении со сверстниками, если видите, что уровень возбуждения у вашего ребенка чрезмер­но высок.

4. Старайтесь уменьшить агрессивные проявления в поведе­нии ребенка дома.

Обратите внимание на то, что участие в игровом спорте пред­ставляет значительные трудности для ребенка с дефицитом вни­мания. Это связано с выполнением ряда правил, соблюдением очередности на протяжении достаточно продолжительного вре­мени. Однако жесткие запретительные установки здесь не го­дятся. Если ребенок очень заинтересован именно этим видом спорта, посоветуйтесь со специалистами и тренером, как луч­ше справиться с трудностями.

Всегда будьте хорошими адвокатами для своего ребенка. Помните, что большинство людей ничего не знают о нарушени­ях внимания. Найдите время, чтобы в начале каждого учебного года поговорить с учителями о своем ребенке и его нуждах. По­мните, что ваш ребенок может нуждаться в специальных мето­дах коррекции, если у него наблюдаются специфические недо­статки обучаемости.

Опыт показывает, что дети, имеющие осведомленных роди­телей, гораздо лучше подготовлены к жизненным трудностям. Необходимо, чтобы ваш ребенок все знал о своих трудностях и способах справляться с ними.

299

Постарайтесь в общении с ребенком придерживаться следу­ющих правил:

1. Прежде чем поручить ребенку что-либо сделать, тщатель­но взвесьте, сможет ли он с этим справиться. Не ожидайте, что поручения или свои обязанности ребенок сразу выполнит очень хорошо.

2. Установите твердый распорядок дня, обязательный не толь­ко для ребенка, но и для всех членов семьи. Напоминайте об этом распорядке своему ребенку почаще.

3. Придумайте гибкую систему вознаграждения за хорошо (без отвлечений) выполненное задание. Это может быть словес­ное поощрение типа: «Ты сегодня пришел в школу вовремя. Молодец!» Это может быть поцелуй или разрешение пригласить поиграть друга, разрешение смотреть телевизор дольше обыч­ного, поиграть с родителями в какую-либо игру и т. д.

4. Если в семье есть другие дети, поощряйте и их за хорошо выполненную работу. Почаще показывайте ребенку, как луч­ше выполнить то или иное задание, не отвлекаясь.

5. Если ребенок не сделал чего-либо, потому что отвлекался, объясните ему, что из этого может получиться и почему. На­пример, чтобы успеть в школу, ребенок должен выйти из дому не позднее 8 часов утра, а он в это время все еще одевается. По­дойдите к ребенку и объясните ему, что он не подготовился к школе вовремя и опоздает, а это недопустимо.

6. Подписывайте соглашения со своим ребенком типа: «Я, Алексей, обязуюсь три дня подряд не опаздывать в школу. Если я это выполню, то смогу смотреть телевизор на 30 минут доль­ше». Такое соглашение должно учитывать пределы возможно­го для ребенка и оговаривать только одно условие.

7. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка. Не подбирайте за ним вещи и игрушки.

8. Не следует давать ребенку только директивные указания: «Ты должен сделать то-то и то-то». Лучше говорить с ним в бо­лее мягкой форме: «После того как ты приготовишься ко сну, можешь посмотреть телевизор».

9. Напоминайте ребенку о его обязанностях не только устно. Пусть он их видит: повесьте на стену их перечень.

10. Расширяйте список обязанностей ребенка по мере того, как убедитесь, что он научился с ними справляться, не отвлека­ясь. Разрешите ребенку принимать участие в обсуждении кру­га его обязанностей.

300

11. Покажите ребенку несколько раз, как нужно выполнять его новую обязанность, прежде чем разрешить выполнять ее самому.

12. Убедитесь, что у ребенка есть все необходимое, чтобы выполнить свои обязанности по дому в срок.

Лечение

Для каждого ребенка подбирается специфическая доза препарата, которая часто не зависит от его веса, роста и воз­раста. При лечении психостимуляторами не выявлено сколь­ко-нибудь серьезных побочных эффектов (Приложение IV). Наиболее часто отмечаются снижение аппетита и трудности засыпания. В редких случаях возможно снижение настрое­ния и повышение активности в период снижения действия препарата. Такие явления преодолеваются посредством из­менения дозы и сроков приема препарата. Тем не менее за весом и ростом ребенка нужно следить.

Психостимуляторы могут спровоцировать, хотя это случа­ется редко, и появление тиков, что имеет место при синдроме Туретта. По некоторым данным, среди детей с дефицитом вни­мания и гиперактивностью их частота составляет 1 %. Поэтому детей с этим синдромом не рекомендуется лечить с помощью психостимуляторов. При лечении некоторых детей с дефици­том внимания эффективны антиделрессанты. Они используют­ся, когда психостимуляторы не помогают или противопоказа­ны, а также когда наблюдается побочный эффект. Иногда для лечения используют клонидин — гипотензивное средство, сни­жающее гиперактивное поведение, но не влияющее на концен­трацию внимания.

Медикаментозное лечение само по себе недостаточно для до­стижения успеха. Необходимым условием успеха является пси­хологическая и педагогическая коррекция, позволяющая изме­нить поведение и повысить самооценку ребенка. Только комп­лексный подход к проблемам ребенка гарантирует успех. Иног­да родителей ребенка с дефицитом внимания и гиперактивнос­тью волнует вопрос, не приведет ли медикаментозное лечение к привыканию к препаратам, а в дальнейшем и к токсикомании. Как показывают специальные исследования, оснований для та­кого беспокойства нет. Привыкания к данным психостимуля­торам и антидепрессантам не наблюдается, а риск токсикома­нии не повышается. Более того, возможность возникновения

301

эмоциональных нарушений и токсикомании выше, если ребе­нок никогда не лечился должным образом.

Выводы

Каков прогноз детей с дефицитом внимания? Раньше счита­лось, что трудности проходят с возрастом, ребенок как бы пере­растает свой недостаток, становясь взрослым. Отчасти такое мнение основывалось на том факте, что врачи сфокусировали свое внимание на гиперактивности как на главном симптоме. В настоящее время основным симптомом считается нарушение внимания в сочетании с гиперактивностью. Гиперактивность имеет тенденцию уменьшаться с возрастом, дефицит внимания и импульсивность подвергаются обратному развитию в значи­тельно меньшей степени. Поэтому надеяться на то, что время — лучший лекарь, в данном случае неправомерно, затраченные же усилия непременно принесут свой результат.

Вопросы и задания

1. Перечислите особенности проявлений аутизма в раннем детском возрасте.

2. У каких детей могут формироваться черты аутистическо-

го поведения?

3. Охарактеризуйте взаимодействие специалистов и родите­лей в процессе воспитания аутичного ребенка.

4. Какого уровня развития может достичь аутичный ребенок?

5. Назовите особенности семьи, воспитывающей аутичного

ребенка.

6. Расскажите о психотерапевтической работе с аутичным

ребенком и его семьей.

' 7. Назовите методы обучения аутичного ребенка.

8. Перечислите возможные причины, обусловливающие со­стояние негативизма.

9. Как помочь гиперактивному ребенку?

10. Назовите основные признаки синдрома СДВГ.

11. Как помочь ребенку с шизофренией?

302

ГЛАВА 11

Ребенок

с нарушениями функций

опорно-двигательного

аппарата в семье

Воспитание в семье ребенка

с детским церебральным параличом

Детский церебральный паралич

Термин «церебральный паралич» обозначает двигательные расстройства, возникающие в результате повреждения моз­га наранних этапах его развития. Детские церебральные па­раличи (ДЦП) являются резидуальным состоянием с непрог­рессирующим течением. При ДЦП имеет место раннее, часто внутриутробное повреждение или недоразвитие мозга. Суще­ствует несколько,форм ДЦП. В зависимости от повреждения определенных систем головного мозга возникают различные двигательные расстройства. В отечественной и зарубежной литературе существует достаточно много публикаций по дан­ной проблеме.

Тяжесть и распространенность поражения при детском церебральном параличе может быть различной. В одних случа­ях наблюдается тяжелое поражение всех четырех конечностей, причем руки могут поражаться в такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее. Развитие двигательных функций у этих детей крайне затруднено.

При более легкой степени заболевания поражаются преиму­щественно ноги. У некоторых детей наблюдаются односторон­ние двигательные нарушения — гемипарезы.

Двигательные нарушения при детском церебральном пара­личе сочетаются с сенсорной недостаточностью и нарушени­ями доречевого, а в дальнейшем часто и речевого развития.

Характерны нарушения артикуляционной моторики, ко­торые затрудняют процесс сосания и формирование голосовой активности. Крик таких детей тихий, маломодулированный, часто с носовым оттенком, гуление часто не развивается или имеет крайне рудиментарный характер. Развитие моторных и сенсорных функций задержано, с задержкой формируются интегративные функции и прежде всего зрительно-моторная координация. Проявления детского церебрального паралича могут осложняться судорожным синдромом, дефектами зре­ния, слуха.

При подозрении на детский церебральный паралич ребенок должен быть обязательно проконсультирован детским невропа­тологом. В настоящее время убедительно доказано, что раннее выявление и раннее лечение? детского церебрального паралича

304

имеет очень важное значение для более успешного нервно-пси­хического развития ребенка.

В развитых странах число детей, рождающихся с церебраль­ным параличом, за последние 30—40 лет практически не меня­лось, но сейчас имеет место тенденция к росту; церебральный паралич обнаруживается по крайней мере у двоих новорожден­ных из тысячи.

Ребенок с детским церебральным параличом нуждается в комплексном клинико-психолого-педагогическом и логопедичес­ком обследовании с-применением дополнительных параклини­ческих методов диагностики. Из них наибольшее значение имеют:

— трансиллюминация черепа, которая проводится на пер­вом году жизни для диагностики гидроцефалии, пороков раз­вития мозга;

— исследование глазного дна;

— электрокорковая аудиометрия (особенно при гиперкине­тической форме церебрального паралича) для диагностики де­фектов слуха;

— генетическое обследование;

— доплерография;

— методика когнитивных вызванных потенциалов;

— ЭЭГ.

Для оценки развития познавательной деятельности важ­ное значение имеет комплексное обследование для выявления не только актуального, но и потенциального уровня психичес­кого развития ребенка и прежде всего его познавательной дея­тельности.

Клинико-педагогическое обследование включает:

— метод свободного наблюдения;

— констатирующий и обучающий эксперимент.

При анализе полученных данных учитываются результаты выполнения ребенком тех или иных заданий и способы их вы­полнения с тщательным анализом деятельности ребенка и уче­том условий, способствующих выполнению задания. Задания предъявляются с учетом этапности развития основных психо­моторных функций в нормальном онтогенезе.

Обследование проводится в виде увлекательной для ребенка игры. Характер игры должен соответствовать возможностям ре­бенка и вызывать у него интерес. Важное значение при обсле­довании имеет придание ребенку наиболее адекватной для него

305

позы, в которой проявление гиперкинезов, спастичности, а так­же позо-тонических рефлексов было бы минимальным. При гиперкинетической форме церебрального паралича важное зна­чение имеет применение специальных приспособлений для фиксации позы.

Ребенок с ДЦП в семье

С появлением в семье ребенка с церебральным параличом родителям приходится привыкать к новой жизни.

Первый шок от известия, что ребенок родился больным, мо­жет быть не таким тяжелым, если это известие преподнесено правильно и сочувственно, лучше, чтобы оно было преподнесе­но врачом-психотерапевтом. Даже сейчас многие семьи не по­лучают психотерапевтической помощи.

Важно, чтобы с самого начала оба родителя в полной мере взяли на себя ответственность и заботу о ребенке. Тяжелая си­туация может возникнуть от неравноправия, когда кто-то из родителей постоянно упрекает другого родителя за то, что он мало времени уделяет малышу, или наоборот — когда всю от­ветственность берет на себя только один родитель. В идеале ро­дители должны быть очень близкими людьми и поддерживать друг друга. Помните, что для ребенка с нарушениями, его бра­тьев и сестер и родителей важнее всего на свете нормальная се­мья. Семья, где родители чрезмерно утомлены или слишком заботливы, может не выдержать чрезмерного напряжения и распасться.

Понятны смятение и растерянность родителей, когда они уз­нают о болезни малыша. Подобное потрясение может оказаться чрезвычайно сильным. Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка. Приходит уныние, отчаяние, стремление к одиночеству. На данном этапе многие родители нуждаются в помощи психотерапевта. Однако чем раньше роди­тели сумеют овладеть своими чувствами, тем больше они помо­гут своему малышу. Ведь ребенку с нарушениями нужно то же, что и здоровому: чтобы его любили и принимали таким, какой он есть со всеми проблемами и трудностями. И только тогда он вой­дет в мир уверенным в себе, доброжелательным и полезным об­ществу, именно таким, какой он есть — с двигательными нару­шениями и, может быть, с нарушениями интеллекта и речи, с дефектами слуха и зрения, будет социально адаптирован. Любо­му ребенку, а больному особенно", нужна счастливая и полноцен-

306

ная семья, которая понимает и принимает его проблемы и труд ности и помогает их преодолевать.

Ребенку с церебральным параличом необходим тесный фи­зический контакт с матерью — это основа его дальнейшего развития.

Помогать семье и ребенку следует немедленно. В каждой семье родители беспокоятся за будущее ребенка. Это беспокой ство может стать постоянным.

Родители задают многочисленные вопросы специалистам, больше всего их муч'ают вопросы: «Будет ли малыш говорить?»: «Сможет ли он ходить?»; «Сможет ли онучиться?»; «Сможет ли он когда-нибудь жить самостоятельно? »ит.п.

Самая большая помощь дляродителей — это обучать их уха­живать за ребенком и развивать его психомоторные функции. Естественно, что помощь родителям дифференцируется в зави­симости от нарушений, имеющихся у ребенка, его возраста и степени выраженности как нарушенных, так и сохранных фун­кций.

Наш длительный опыт работы с детьми с церебральным па­раличом показал важность совместных усилий специалиста и родителей по преодолению и коррекции двигательных и пси­хических нарушений.

Данными современной медицины доказана необходимость как можно более раннего начала лечебно-воспитательных ме­роприятий для детей с церебральным параличом, потому что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наибо­лее интенсивно. Кроме того, на ранних этапах развития детей за счет автоматизации двигательных и речевых функций фор­мируются двигательные и речевые стереотипы. Для правиль­ного их формирования необходимо тесное взаимодействие спе­циалистов и родителей.

Двигательные нарушения детей с церебральным параличом дифференцируются в зависимости от формы заболевания. Осо­бую сложность для коррекционной работы в семье часто пред­ставляют дети с гиперкинетической формой заболевания. У этих детей имеют место насильственные движения — гиперкинезы в сочетании с нарушением мышечного тонуса. Кроме того, у этих детей чаще, чем при других формах церебрального пара­лича, имеет место снижение слуха. Поэтому необходимо преж­де всего обследование слуха с помощью электрокорковой аудио-метрии.

307

Для этих детей необходим двигательный лечебный режим, который предусматривает частую смену поз путем различных игр, музыкальных занятий, прогулок. Даже при самых тяже­лых случаях заболевания ребенок не должен постоянно нахо­диться в постели; его следует выкладывать на маты, ковер, сти­мулировать у него ползание, перевороты и другую двигатель­ную активность.

Если у ребенка насильственные движения очень сильные, необходимо кровать снабдить сеткой, покрытой мягкой мате­рией, изготовить удобное кресло, которое должно быть устой­чивым, иметь подставку для стоп, ремни для фиксации тулови­ща и ног. Ребенку необходим столик для занятий, при необхо­димости — головодержатель.

Передвигающийся ребенок должен часто менять положение тела. Многие дети с гиперкинетической формой церебрально­го паралича, а также с другими формами нуждаются в ортопе­дическом лечении, а также в протезном снабжении. Все изде­лия (аппараты, ортопедическая обувь) должны изготовляться только после устранения контрактур.

При развитии двигательных функций у ребенка с церебраль­ным параличом необходимо прежде всего осуществлять конт­роль за положением головы и частей тела.

Для развития контроля за положением головы в течение дня (2—3 раза) полезно делать следующие упражнения.

Упражнение!. Исходное положение (в дальнейшем — И. п.) на животе, голова на средней линии. В этом положении стиму­лируют приподнятие головы и верхнего плечевого пояса с опо­рой на кисти рук. Облегчающий прием — валик под грудь.

Упражнение II. Укрепление мышц спины. В положении на животе проводится массаж спины с пассивным сведени­ем лопаток, отведением рук в стороны, с одновременным их потряхиванием.

На следующем этапе коррекционной работы, когда ребенок удерживает голову, развивают выпрямление туловища, поворо­ты со спины на живот, формируют функцию сидения, опорность ног и рук, стимулируют захват предметов, развивают зритель­но-моторную координацию и равновесие.

Важное значение имеет развитие поворотов туловища с ис­пользованием следующего упражнения: ребенок лежит на спи­не, руки выпрямлены вдоль туловища, ноги разогнуты. Взрос­лый находится у изголовья ребенка; одна его рука находится на

308

подбородке, а другая на затылке ребенка. Взрослый помогает ребенку опустить голову вперед и одновременно повернуть ее в сторону.

Для того чтобы сформировать дифференцированные движе­ния в верхней и нижней половине туловища, постепенно следу­ет усложнять это упражнение: при повороте головы вытягива­ется рука на одноименной с поворотом стороне и поворот начи­нается с перекреста и поворота ног.

Далее необходимо развивать опорностьрук и ног, следить за осанкой и положением головы, проводить специальные упраж­нения поразвитию и координации равновесия.

Развитие опорностирук и ног из горизонтального положения

Упражнение: ребенок лежит на спине, голова на средней линии.

Взрослый захватывает верхнюю часть бедра и плеча ребенка и медленно поднимает ее, затем наклоняет вниз, стимулируя опору на наклоненную вниз руку и ногу. При этом учитывается три этапа развития функции:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: