Этапы организации предприятия
В правовом отношении процедура учреждения предприятия закреплена в Гражданском кодексе РФ, указе Президента РФ от 08.07.94 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации", Письме Государственной налоговой службы РФ от 28.07.94 г. № ВП-4-12/87н.
В письме ГНС дается понятие "статус предпринимателя". Этот статус закрепляется за ним при государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского процесса. Смысл государственной регистрации сводится к тому, чтобы на основании принятых в государстве "правил деловой игры" получить определенные права, принять на себя определенные обязательства и публично заявить о понимании всех возможных последствий, связанных со вступлением в такую "деловую игру", в ходе которой можно понести реальный ущерб, но можно и выиграть. Сам факт государственной регистрации и есть получение статуса, т.е. приобретение дополнительных (по сравнению с общегражданскими правами и свободами) прав предпринимателя.
Процесс создания предприятия можно условно разбить на несколько последовательных этапов.
1. Предварительный этап
Создается концепция деятельности предприятия, проводятся маркетинговые исследования, определяются учредители, организационно-правовая форма и структура будущего предприятия, форма собственности. Разрабатывается бизнес-план, определяются ликвидность, рентабельность и доходность предприятия.
Создается проект учредительного договора и устава.
2. Учредительный этап
Обсуждаются, утверждаются и подписываются учредительные документы с составлением протокола учредительного собрания. Формируется папка "Учредительные документы".
3. Организационный этап
Создаются приказы по предприятию и штатно-должностное расписание. Формируются папки "Приказы", "Кадры", "Документы по банку".
Оплачивается госпошлина за регистрацию предприятия. Формируются папки "Касса", "Бухгалтерия".
4. Регистрационный этап
Осуществляется временная регистрация в Регистрационной палате на основании предъявленных документов, после чего выдается временное свидетельство о регистрации.
Изготавливаются печати предприятия.
Оформляются нотариально заверенные копии учредительных документов и временного свидетельства о регистрации.
5. Учетный этап
Осуществляются регистрация и постановка на учет в государственных органах и фондах с оформлением свидетельств о регистрации.
Основными органами и фондами, требующими обязательной регистрации являются:
· государственное статистическое управление;
· государственная налоговая инспекция;
· пенсионный фонд;
· фонд социального страхования;
· фонд медицинского страхования;
· фонд занятости;
· лицензионная палата;
· банк.
На основании представленных документов о регистрации и постановке на учет в государственных органах и фондах, а также ранее представленной папки учредительных документов (после их экспертной проверки) осуществляется окончательная регистрация предприятия в Регистрационной палате с выдачей свидетельства о регистрации.
6. Лицензионный этап
Осуществляется постановка на учет во все государственные и негосударственные учреждения, взаимодействие с которыми требуется для организации нормальной работы предприятия. Оформляются договоры аренды, осуществляется лицензирование отдельных видов продуктов и услуг, ставятся на учет в налоговую инспекцию контрольно-кассовые аппараты.
В общем виде на этом процесс создания предприятия считается завершенным, и предприятие может приступать к деятельности в соответствии с учредительными документами.
Состав и структура учредительных документов
Состав учредительных документов определяется организационно-правовой формой предприятия. В общем случае учредительными документами являются:
· учредительный договор для обществ (ООО и ЗАО);
· устав предприятия;
· протокол учредительного собрания;
· заявление учредителей на регистрацию предприятия.
1. Учредительный договор
В данном документе должны быть четко сформулированы решения учредителей о создании предприятия и цель его создания.
Учредительный договор должен содержать:
· сведения об учредителях (юридических и физических лицах);
· юридический адрес фирмы;
· дату вступления договора в силу;
· виды деятельности;
· сумму уставного фонда;
· порядок образования уставного фонда;
· порядок распределения прибылей и покрытия убытков;
· перечень прав высших органов управления фирмой;
· распределение голосов учредителей;
· порядок выхода из общества;
· порядок приема новых членов;
· условия прекращения деятельности общества и его ликвидации.
Учредительный договор подписывается всеми учредителями.
2. Устав предприятия
Устав предприятия является основным документом, регламентирующим его деятельность. В нем определены:
· организационно-правовая форма предприятия (юридический статус);
· юридический адрес;
· предмет деятельности;
· порядок образования уставного и других фондов;
· размеры (доли) уставного фонда;
· размеры (доли) вкладов учредителей;
· права и обязанности учредителей;
· порядок выхода из общества;
· порядок приема новых членов;
· порядок распределения прибыли и покрытия убытков;
· состав и полномочия органов управления и контроля;
· порядок прекращения деятельности и ликвидации предприятия.
3. Протокол учредительного собрания
Протокол общего собрания учредителей должен включать следующие вопросы:
· об учреждении фирмы;
· об утверждении устава;
· о размере уставного капитала;
· о доли учредителя;
· о назначении директора (президента).
Протокол общего собрания подписывается председателем и секретарем собрания.
4. Заявление учредителей на регистрацию предприятия
Заявление учредителей пишется на имя председателя регистрационной палаты и содержит:
· полное наименование предприятия;
· юридический адрес;
· просьбу о регистрации;
· сведения об учредителях;
· предмет деятельности предприятия;
· сведения о долях учредителя.
Заявление подписывается всеми учредителями.
Д/З – перечислить в тетрадь фонды в каких нужно зарегистрироваться. Что должен содержать учредительный договор? (фотоотчет в Контакте).