Требования к деловой речи




Тема: Речь, виды речи

Дата: 16.10.2020 г.

Группа: ПЦ-266

Цели:

- помочь обучающимся осознать важность умения владеть речевыми нормами в жизни человека, его успешности и востребованности;

- воспитывать языковую и речевую грамотность обучающихся.

К вербальным средствам общения относится человеческая речь.

Специалистами по деловым коммуникациям (А.П. Панфиловой, В.Н. Лабунской, В.Н. Кунициной и др.) подсчитано, что современный деловой человек за день произносит пример 30 тысяч слов, или более 3 тысяч в час.

Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве сообщения, способствуют передаче информации – это устная речь и написание, а другие два – в восприятии сообщения, заложенной в нем информации – это слушание и чтение.

В речевом общении участвуют два или более человека, то есть общение всегда предполагает партнера, это процесс взаимодействия, установления понимания, обмен информацией.

В зависимости от намерений собеседников возникают разнообразные речевые формы. Различают следующие виды высказываний: сообщение, мнение, суждение, предложение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, выводы, вопросы, ответы и т.п.

Речевое мастерство проявляется не только в культуре речи человека, но и в умении найти наиболее точное для конкретного случая и стилистически оправданное средство языка. Речевое мастерство предполагает также искусное владение всеми речевыми жанрами: от реплики или комментария, до лекции, доклада или публичной речи.

Требования к деловой речи

Эффективная речь делового человека должна иметь следующие характеристики:

· Правильность – соответствие речи литературной норме.

Хотя нормы устной речи не так строги, как у ее письменной формы, говорящие должны стремиться к правильности своего языка.

Когда вы говорите с ошибками, то упускаете сразу двух зайцев. Во-первых, внимание слушателя отвлекается от смысла речи.

Он будет невольно концентрироваться на ошибках. Нетрадиционное и неожиданное всегда перехватывает внимание, даже если это малосущественный пустяк. Уборщица, зашедшая закрыть форточку, или залетевшая в эту форточку синица, притягивают внимание любой аудитории мощнее самой интересной темы.

Во-вторых, ваша оценка слушателем автоматически снижается.

Плохо говорят малые дети и малограмотные, неразвитые люди. И к ним соответствующее отношение.

Особенно распространенным недостатком говорящих деловых людей являются ошибки в произношении и ударении, которые отвлекают от содержания сказанного. Часто в речи деловых людей можно услышать, к примеру: д о говор (вместо, догов о р); договор а (догов о ры), кв а ртал (а надо, кварт а л); н а чать (нач а ть) и т.д.

Если вы не уверены в правильном произношении или употреблении какого-либо слова, обратитесь к словарям: словарю ударений, орфографическому или толковому.

· Содержательность – насыщенность фактами, наблюдениями, переживаниями.

· Логичность – последовательность, четкость построения речи в соответствии с законами логики.

· Выразительность – умение ярко, образно передавать мысль, воздействуя на людей интонациями, настроением рассказа, построением фраз.

· Богатство – разнообразие используемых языковых средств.

· Доходчивость – понятность и доступность сообщения.

Чтобы речь была более доходчивой необходимо использовать вспомогательный материал речи: определения, сравнения, примеры.

Определения нужны для слов, значения которых собеседники не знают, и для терминов, имеющих особый смысл.

Очень важны в речи сравнения. Умственный процесс сравнения – существенный фактор познания. Пока мы не знаем, на что вещь похожа и чем она отличается от остальных вещей, мы не можем ее понять.

Пример - наиболее эффективный и доходчивый прием речи. При его помощи удается условно приблизить предмет к слушателю. Существенное качество примера – конкретность. Примеры могут быть краткими или более подробными, фактическими или предположительными, шуточными или серьезными.

· Ясность умение так выразить собственную мысль, чтобы она была понятна и доступна тем, к кому обращена.

Чтобы речь делового человека была ясной и точной, нужно слова употреблять в соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены. А при использовании неоднозначных слов, пояснять смысл, который вы в них вкладываете.

· Уместность - соответствие языковых средств условиям разговора и индивидуальным особенностям собеседников.

· Краткость изложение сути вопроса без многословия.

Многословие или речевая избыточность, чаще всего проявляется в употреблении лишних слов.

Речевую избыточность называют плеоназмом. Плеоназм (согласно толковому словарю) – оборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям (например, человек двадцать людей) или такие, в которых значение одного слова входит в состав другого (например, своя автобиография, патриот Родины, коллега по работе).

Разновидностью плеоназма является неправильное или параллельное употребление иноязычной лексики. Например, промышленная индустрия (в слове индустрия уже заключено понятие промышленная), форсировать строительство ускоренными темпами (форсировать и означает вести ускоренными темпами), потерпеть полное фиаско (фиаско и есть полное поражение).

Еще одна разновидность многословия тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами. Повседневные разговоры деловых людей буквально переполнены повторениями одинаковых или близких по значению слов, например: «в августе месяце», «пять человек шахтеров», «семь штук трансформаторов» и т.п. Чтобы в процессе делового разговора быть эффективным, говорящему необходимо соблюдать следующие правила:

1. Проявлять в общении качества делового человека, а именно:

· быть уверенным в себе, иметь личные цели и ценности;

· владеть предметом разговора, быть информированным и компетентным;

· демонстрировать объективность в оценке информации;

· проявлять искренний интерес к предмету разговора и к собеседнику;

· ценить свое и чужое время;

· проявлять стрессоустойчивость;

· быть мобильным и гибким.

2. Уважать в партнере личность и ее право на свою точку зрения, чему способствуют:

· установка на взаимопонимание, конструктивное сотрудничество, а не соперничество;

· стремление увидеть проблему глазами партнера;

· уважительное отношение к суждениям, аргументам и контраргументам собеседника;

· внимательное выслушивание партнера.

3. Корректно относиться к количеству и качеству информации, с этой целью следует:

· говорить в меру, то есть ровно столько, сколько необходимо для достижения желаемого результата;

· предъявлять правдивую и проверенную информацию;

· выстраивать доказательства последовательно и аргументированно;

· не высказывать вслух то, на что нет достаточных оснований.

4. Соблюдать языковую нормативность деловой речи, то есть:

· говорить короткими фразами, четко формулируя мысль;

· пояснять значение незнакомых терминов и многозначных слов;

· следить за соответствием значений слов и сопровождающей их жестикуляции.

5. Подчиняться установленным правилам и ограничениям, включающим:

· «писаные» правила (протокол, в том числе дипломатический, инструкции и договорные обязательства, зафиксированные в соответствующих документах);

· «неписаные» правила (деловой этикет и культуру общения, которые позволяют формировать благоприятное впечатление, чувствовать себя в любой деловой ситуации уверенно и непринужденно).

ЗАДАНИЕ:

Практическое задание: понаблюдайте за своей устной речью и определите, обладает ли ваша устная речь такими качествами, как чистота, богатство, выразительность, уместность. Сделайте вывод о том, над чем вам нужно работать, чтобы улучшить речь.

Критерии оценивания:

Оценка «отлично» - выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос полный, логичный, грамотно изложен.

Оценка «хорошо» - выставляется обучающемуся, если допущены незначительные погрешности в ответе на вопрос.

Оценка «удовлетворительно» - выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос нелогичный, не полный.

Оценка «неудовлетворительно» - выставляется обучающемуся, если нет ответа на поставленный вопрос

 

ВНИМАНИЕ!

Уважаемые студенты!

Практическое задание необходимо выполнить в рабочей тетради (сфотографировать) или в формате Документа Word, где указать фамилию и имя студента, группу, название дисциплины, тему урока. Отправлять для проверки в личные сообщения на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id440251452

 

Преподаватель: Покидина Ирина Евгеньевна

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: