Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии 22 глава




322

Среди всех видов игр максимальное развитие движений про­исходит в подвижных играх, в частности в играх с разнообраз­ными игрушками (мячами, например). Действия ребенка в этих играх определяются его физическими возможностями. Для ре­бенка с церебральным параличом необходимо создать серию игр с разнообразными игрушками и мелким строительным мате­риалом, так как это способствует обогащению его двигательно­го опыта. Родителям следует подбирать игрушки в соответствии с двигательными возможностями малыша и задачами по разви­тию движений. В большинстве случаев подбор игрового мате­риала сочетается с обучением ребенка способам обращения с ним.

Оказывают положительное влияние подвижные игры, в ко­торых ребенок выполняет те или иные доступные для него дей­ствия, например: добежать (или дойти) до определенного места и взять какой-нибудь предмет (флажок, шар, игрушку), опре­деленное число раз поймать и бросить мяч взрослому, докатить обруч до конца комнаты. Двигательные задачи представляют­ся в виде правил игры. Родители могут придумать содержание игры, видоизменяя его в зависимости от поставленной задачи по развитию моторики и индивидуальных возможностей ребен­ка. В этих играх можно повторять движения несколько раз, то есть закреплять двигательные навыки и умения. Эти игры мо­гут быть названы играми — упражнениями.

К таким играм ребенка с церебральным параличом необхо­димо специально готовить. Освоив игру, ребенок может играть самостоятельно или по заданию взрослого. У ребенка с цереб­ральным параличом собственная активность и инициатива в дошкольном возрасте еще слишком мала.

Более сложным видом подвижных игр являются игры с опре­деленным сюжетом и твердо установленными правилами. Эти игры требуют от ребенка умения согласовывать свои действия с действиями партнера (взрослого или здорового брата или сест­ры). Они имеют важное значение не только в развитии мотори­ки, но и в регуляции поведения.

При воспитании и обучении ребенка с детским церебраль­ным параличом важно помнить, что особенности нарушений его развития обусловлены не только трудностями в выполнении различных движений, но и в слабости ощущений этих движе­ний, в связи с чем у ребенка не формируется правильное пред­ставление о движении. Слабое ощущение своих движений и зат-

руднения в ходе осуществления действии с предметами явля­ются причиной недостаточности активного осязания, в том чис­ле и узнавания предметов на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, препятствует формированию предметных действий, что отрицательно отражается на общем уровне психического развития ребенка. Для формирования предметно-практической и познавательной деятельности важное значение имеет согла­сованность движений руки и глаза.

Здоровый ребенок, двигая рукой в пределах поля зрения, вначале не обращает на нее внимания. Далее взгляд начинает следить за рукой, а затем и направлять движения руки. У детей с ДЦП в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласование движения руки и глаза развиты недостаточно и ребенок не в состоянии следить глаза­ми за своими движениями, что препятствует выработке навы­ков самообслуживания.

Одной из задач игровой деятельности детей с церебральным параличом является развитие кинестетических ощущений в руках. Например, с помощью специальной игры «волшебный мешочек». В специальный матерчатый мешочек помещаются различные игрушки, которые можно хорошо ощупать: шари­ки, маленькие кубики, куколки и т. д. Ребенка просят взять какой-либо предмет или игрушку, опознать его путем ощупы­вания и назвать (если ребенок не владеет речью, то он должен выбрать этот предмет из нескольких расположенных перед ним). Развитие кинестетических ощущений имеет важное зна­чение для развития ручной умелости, что имеет важное значе­ние для развития речи.

Предупреждение и коррекция нарушений речевого и.психического развития у детей с церебральным параличом Работа в доречевом периоде

На первом этапе в доречевом периоде стимулируют сосатель­ный, хоботковый и поисковый рефлексы. Для этого соской ка­саются губ, языка, при кормлении помогают ребенку захваты­вать и удерживать сосок или соску, пассивно вытягивая их и придерживая его губы, особенно с ослабленной стороны, пре­пятствуя тем самым вытеканию молока изо рта. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, отверстие в соске постепенно уменьшают по мере того, как сосание и глотание становятся более энергичными.-Нормализации процесса корм-

324

ления способствует формирование положительных эмоциональ­ных взаимоотношений между матерью и ребенком, развитию начального зрительного и слухового сосредоточения.

На втором этапе доречевого развития от стимуляции врож­денных рефлексов переходят к формированию потребности в общении со взрослым, зрительной фиксации и прослеживанию за движущимся предметом, активизируют начальные голосо­вые реакции, делают массаж лица, артикуляционную и дыха­тельную гимнастику.

Стимуляция фиксации взгляда

Прежде всего следует установить зрительный контакт с малышом. Как хорошо и долго он способен фиксировать взгляд и каким способом этого можно добиться, расскажет вам врач-окулист. Помните, что для малыша в первые месяцы жизни лицо матери — самый лучший и интересный стимул и универсаль­ная игрушка. Сначала он рассматривает лицо в целом, потом задерживается на деталях. Позже он научится воспринимать выражение вашего лица, а к 8 месяцам обнаружит, что с лицом можно играть и шутить. Как только ребенок научится без труда брать грудь или бутылочку, лучшее время для установления с ним зрительного контакта — это время кормления. Как время кормления, так и время купания — лучшее время для установ­ления контакта с малышом.

Слежение

Как только вы почувствуете, что зрительный контакт уста­новлен, мама учит ребенка следить за ней взглядом. Удачный способ заинтересовать ребенка — надеть на себя яркую одежду, бусы, серьги или другие украшения.

Для того чтобы ребенок, который лежит в кроватке, прислу­шался и проследил взглядом за предметом, можно использовать погремушки: слегка потрясите ею и дождитесь, когда ребенок посмотрит на игрушку, а потом медленно водите ею из стороны в сторону.

Подобные занятия можно проводить, когда ребенок лежит на животе или у вас на коленях. А когда он научится сидеть, то, посадив его на колени, мама не дает ему откинуться назад, при­держивая его руки, сложенные на груди. Чуть позже она будет удерживать его голову по средней линии, и он будет следить за предметом взглядом, не поворачивая головы. Рассматривая зна­комые предметы, ребенок учится контролировать положение головы и туловища, сохранять позу.

325

Стимулируйте развитие зрения и вне дома, на прогулке. При этом следите, чтобы ребенок находился в правильной позе.

Игрушки, предлагаемые ребенку, должны стимулировать ребенка к поиску источника звука» хорошо, если это звучащие и музыкальные игрушки, дающие ребенку зрительные и слу­ховые ощущения.

Необходимо научить ребенка воспринимать форму предметов, а затем манипулировать ими. Для начала поставьте легкую зада­чу: возьмите предметы простых форм, которые надо вставить в со­ответствующие ячейки, например, на доске Сегена.

Раннее знакомство с формой очень полезно. Если у ребенка нарушено внимание, во время занятий с ним уменьшайте коли­чество внешних раздражителей. Для занятия с ребенком выбе­рите укромный уголок комнаты и уберите оттуда все отвлекаю­щие предметы.

На третьем этапе у ребенка развивают зрительное и слуховое восприятие; стимулируют гуление, делают массаж, артикуля­ционную и дыхательную гимнастику. Занятия по активиза­ции голосовых реакций начинают со стимуляции положитель­ного эмоционального комплекса; затем взрослый молчаливо присутствует в поле зрения ребенка, позже демонстрирует игрушки, заканчивая занятие эмоционально-речевым обще­нием. Для индукции смеха и радостных ответных взглядов следует то наклоняться к лицу ребенка, то отдаляться, то при­ближаться вновь.

Взрослый повторяет один и тот же звук через определенные интервалы, побуждая ребенка прислушиваться. С появлением звуков гуления начинают игру «в перекличку»: взрослый отчет­ливо произносит знакомый ребенку звук, дожидаясь ответной голосовой реакции, если последняя задерживается, он вновь вос­производит звук, стимулируя ребенка к подражанию. Полезно делать активные упражнения для губ: сближают их вместе, растягивают в сторону, побуждают ребенка тянуться губами к соске или соску матери. Эти упражнения служат подготовитель­ным этапом для развития лепета.

На четвертом этапе продолжают массаж и артикуляционную гимнастику; наряду с упражнением для губ имитируют дви­жение языка, жевание, подражательную звуковую активность. Формируют интонационное общение ребенка со взрослым, под­ражательную деятельность, артикуляционные уклады, а так­же начальное ситуационное понимание обращенной речи, пас-

326

сивный и пассивно-активный словарь, побуждающую к дей­ствию функцию речи. Стимулируют лепет с помощью игр-пе­рекличек. Дляразвития понимания и подражания движениям используют игры: «ладушки», «до свидания», «дай ручку» и др. При этом взрослый, произнося слова, вначале сам выполня­ет необходимые действия, затем сопровождает их действиями ребенка (берет его ладошки и хлопает), а далее побуждает его к самостоятельному выполнению движений.

Следует постоянно разговаривать с малышом, не следует заниматься с ним молча. Не следует пытаться заставлять его повторять отдельные слова — дайте ему возможность слушать мелодию и ритм обычной речи, его родной язык. Если малыш издал звук, повторите его. Немного подождите и повторите вновь. Постепенно ребенок научится воспринимать ваш ответ и будет улыбаться, услышав его. Так он начнет играть звуками. Позже он начнет специально подражать им, так у него посте­пенно начнет развиваться лепет. Даже если у малыша из-за це­ребрального паралича имеются нарушения в речевом аппарате, ему важно понимать речь; естественный разговор ему понятнее отдельных, специально повторяемых слов.

Взрослый показывает и рассказывает, что нужно делать. Та­ким путем у ребенка накапливаются речевые впечатления и развивается способность подражать речи окружающих. Не следует принуждать к речи и торопить с ответом детей, находя­щихся на начальных этапах речевого развития. Поощряя лю­бые звуковые реакции, взрослые не должны повторять за ре­бенком аморфные слова, например, «ми-мишка», «мо-молоко» и т. п. Ребенок должен слышать только правильное произноше­ние слова и предложения. Логопедические занятия нельзя на­чинать с постановки звуков.

Необходимо, создав определенную артикуляционную базу (массаж, артикуляционная гимнастика и другие упражнения), стимулировать общение ребенка при помощи доступных ему звуковых сочетаний, аморфных слов — корней и слов — пред­ложений. Поскольку период лепета у детей с церебральными параличами часто рудиментарен или отсутствует вовсе, для ин­дукции звукоподражаний полезно использовать лепетные зву­ки и так называемую вокальную игру, которую целесообразно сопровождать определенным музыкальным ритмом. Это способ­ствует мышечному расслаблению и координации дыхания, фо­нации и артикуляции.

327

На начальном этапе речевого развития особо важное значе­ние имеет логопедическая работа, так как в первые годы жиз­ни она дает наибольший эффект. Прежде всего ребенка учат умению манипулировать с предметами и игрушками, а затем играть, поскольку овладение действиями стимулирует и пред­варяет усвоение слов. Рекомендации по методике и приемам обучения каждого ребенка логопед и воспитатель должны по­лучать у врача или методиста лечебной гимнастики, которые знают двигательные особенности ребенка. Перед проведением игровых занятий ребенку делают массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, затем активизируют внимание, вос­приятие ребенка и произнесение доступных ему звуков, звуко­сочетаний или простых слов.

Логопед показывает ребенку игрушки, выполняет опреде­ленные действия, сопровождая их словами и предложениями. Далее активизируют собственную игровую деятельность ребен­ка и речевую активность.

Детей обучают различным умениям и целесообразным дей­ствиям: надевать и снимать кольца с пирамиды, строить дома из кубиков, раскладывать предметы по цвету.

Малыш должен видеть только те предметы, которые нужны для занятия в данный момент. Это поможет ему сосредоточить­ся и лучше справиться заданием.

Для развития слухового внимания следует проводить специ­альные игры: «Угадай, чей это голос?», «Откуда слышится звук?» Ребенка учат сосредоточивать свой взгляд на издающих те или иные звуки игрушках. Одновременно с взрослым он учит­ся произносить звуки, слова, изменять голос по высоте и темб­ру, регулировать громкость голоса и темп речи.

В дошкольном возрасте стимуляция речевого развития на­правлена карасширение словаря и развитие грамматического строяречи. Ежедневно ребенка знакомят с новыми предмета­ми, их словесными обозначениями, полученные представле­ния закрепляют в процессе игровой деятельности. Занятия по развитию речи следует проводить поэтапно. В их основе лежит постепенное обучение составлению предложений. С ре­бенком постоянно разговаривают о том, что он видит и слышит в данный момент. Если он произносит слова неправильно, его не следует перебивать и поправлять. Взрослый повторяет эти слова несколько раз правильно и таким образом побуждает его к подражанию. Полезны специальные игры — занятия, во вре-

328

мя которых взрослый просит ребенка называть предметы, дей­ствия и изображения на картинках. При всех этих занятиях необходима максимальная наглядность и совместная предмет­но-практическая и игровая деятельность матери и ребенка. Ребенка необходимо научить способам сенсорного обследова­ния предметов, обязательно подключая дефектный двигатель-но-кинестетический анализатор, т. е. ощупывание предметов и узнавание их на ощупь, особенно более поврежденной ру­кой. Одновременно вводите новые слова, обозначающие ка­чества предметов. Для их освоения ребенка следует научить сравнивать предметы, противоположные по свойствам, на­пример, тяжелый с легким, твердый с мягким, холодный с теплым и т. п.

Помните, что качества и свойства предметов только тогда приобретут для ребенка определенную значимость, когда они будут включены в практическую деятельность и игру. Для игры следует подобрать предметы, в которых вычленяемые качества представлены наиболее ярко. Постоянно ребенка следует обу­чать операциям сравнения.

Занимаясь стимуляцией развития ребенка, психическое и речевое развитие не следует ускорять искусственно. Сказки, которые вычитаете малышу, и задания, которые ему даете, дол­жны соответствовать его индивидуальным и возрастным воз­можностям. В противном случае могут возникнуть различные отклонения, прежде всего в виде заикания.

Если появились настораживающие признаки задержки ре­чевого развития, а в более старшем возрасте ускоренный темп речи, нарушения речевого дыхания, —необходимо проконсуль­тироваться со специалистами.

Пути помощи ребенку с церебральным параличом

Система помощи предусматривает раннюю диагностику и ран­нее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. В основе такой системы лежат раннее выявление еще в родильном доме или дет­ской поликлинике среди новорожденных всех детей с церебраль­ной патологией и оказание им специальной помощи.

В нашей стране имеется сеть специализированных учреж­дений Министерств здравоохранения, образования и социаль­ной защиты: поликлиники, неврологические отделения и пси-

329

хоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опор­но-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты (Мини­стерства социальной защиты) и различные реабилитационные учреждения. Амбулаторное лечение проводится на базе детс­кой поликлиники врачами (невропатологом, педиатром, орто­педом), которые руководят лечением ребенка в домашних усло­виях. В этих учреждениях осуществляется не только восстано­вительное лечение, но и предоставляется квалифицированная помощь специалистов — логопедов, дефекте логов, психологов по коррекции нарушений.

Детей, родители которых по каким-либо причинам не могут обеспечить им лечение и воспитание в домашних условиях, го­сударство берет под временную или постоянную опеку. Они на­правляются в дома ребенка (Минздрав), а затем в интернаты Ми­нистерства социальной защиты.

Важным является максимальное всестороннее развитие ре­бенка в соответствии с его возможностями.

В школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются самостоятельно передвига­ющиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, ЗПР и олигофренией в степени дебильности по адаптирован­ной двенадцатилетней массовой или вспомогательной програм­ме. Дети, не передвигающиеся и не обслуживающие себя само­стоятельно, обучаются на дому по обычной, вспомогательной или индивидуальной программе. Дети с тяжелыми речевыми нару­шениями обучаются в речевых школах. Некоторые дети с оли­гофренией в степени дебильности обучаются в коррекционных школах VIII типа. Еще функционируют интеграционные про­граммы воспитания и обучения детей с ДЦП раннего и дош­кольного возраста.

Профориентация детей с церебральным параличом проводит­ся в течение всего периода обучения с целью подготовки к буду­щей профессии, более всего соответствующей психофизичес­ким возможностям и интересам подростка. В школах-интерна­тах работают различные трудовые мастерские: швейные, сто­лярные, слесарные. Детей обучают делопроизводству и маши­нописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.

После окончания школы подростки продолжают профессио­нальное обучение в профтехучилищах, техникумах или в выс­ших учебных заведениях, для поступления в которые они име-

330

ют определенные льготы. Существует также сеть специализи­рованных профтехучилищ Министерства социальной защиты.

Разрабатываются индивидуальные программы педагогичес­кой и психотерапевтической реабилитации для детей, подрос­тков и взрослых с ДЦП. Особую роль в этих программах реко­мендуется уделять механизмам психологической защиты. Про­граммы образования для лиц с церебральным параличом осно­вываются на создании многоуровневой системы непрерывного образования.

Создание системы профессионального образования инвали­дов имеет важное значение в их реабилитации и социальной адаптации. Медико-социальная реабилитация является одним из эффективных путей профилактики утяжеления инвалидно­сти у лиц с ДЦП.

В настоящее время разработаны и апробированы приемы и методы обучения студентов-инвалидов с ДЦП в специализиро­ванном высшем учебном заведении, в общей педагогической системе которого — коррекционное обучение, которое имеет важное психопрофилактическое воспитательное значение. Раз­рабатываются научно-методические проблемы высшего образо­вания инвалидов в России, в том числе с ДЦП.

Для выбора профиля учреждения, в котором наиболее целесо­образно учиться или работать подростку, страдающему цереб­ральным параличом, проводится экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям ВТЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссии). При сохран­ном интеллекте можно овладеть профессиями программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика и др.

Ребенок с миодистрофией Дюшеннавсемье

Имеются в виду болезни дистрофинового гена — прогресси­рующая мышечная дистрофия, псевдогипертоническая форма Дюшенна (Duchenne muscular dystrophy, DMD) и поздняя псев­догипертрофическая форма Беккера (Becker muscular dystrophy, BMD).

Ген DMD локализуется в Х-хромосоме, наследование болез­ни происходит как Х-сцепленного признака и практически ис­ключительно у мальчиков.

Первые признаки болезни у мальчиков, имеющих миодист-рофию Дюшенна, появляются в раннем детстве, часто в возра­сте до 3 лет. Родители начинают замечать, что ребенок испыты­вает трудности при движении, например, когда надо встать с пола на ноги, он вынужден помогать себе, опираясь руками о имеющиеся рядом предметы. Появляются нарушения походки и особые сложности при необходимости подняться или спустить­ся по лестнице. В типичных случаях именно слабость мышц ног становится первой жалобой пациента. Однако при поверх­ностном осмотре мышцы ног выглядят хорошо развитыми и это иногда дает основание думать, что ребенок просто капризнича­ет и не хочет выполнять те или иные требования родителей.

С возрастом мышечная слабость нарастает и особенно это касается ног. Часто в возрасте около 10 лет пациент для пере­движения уже вынужден пользоваться инвалидным креслом. Ограничения подвижности могут приводить к появлению ту-гоподвижности в различных суставах — так называемых кон­трактур, и искривлениям позвоночника. Это, в свою очередь, в сочетании с дистрофическим процессом в дыхательных мыш­цах обусловливает нарушение вентиляции в легких. Во многих случаях болезнь осложняется дистрофическим процессом в сер­дечной мышце.

Общие проблемы (а также вытекающие из них трудности) возникают перед каждой семьей, отягощенной наследственным нервно-мышечным заболеванием. На решение именно этих проблем (и преодоление соответствующих трудностей) факти­чески в первую очередь ориентируются различные программы помощи, разработанные в разных странах разными школами медиков и специалистов по медико-социальной реабилитации. При этом целевые установки, пожалуй, можно свести к четы­рем основным положениям:

1. Максимально полная поддержка состояния здоровья па­циента. Симптоматическое лечение с целью замедления (ос­тановки) прогрессирования заболевания и профилактика ос­ложнений.

2. Медико-социальная и морально-психологическая помощь пациенту и членам его семьи.

3. Выявление носителей патологического гена (уточнение диагноза на молекулярном уровне) среди членов семьи пациен­та и профилактика новых случаев болезни.

332

4. Наращивание усилий по разработкам эффективных па­тогенетических методов лечения и расширения сфер их при­менения.

Лечение

Самый распространенный подход, используемый практичес­ки при всех формах, связан с усилиями, направленными на улуч­шение обменных процессов в мышцах пациента.

Важное значение для поддержания обменных процессов в мышцах имеет насыщенность витаминами, поэтому наиболее часто таким пациентам рекомендуют комплекс водораствори­мых витаминов (витамины группы В, РР и С) как в таблетках и драже, так и в инъекциях. Хороший уровень витаминов мо­жет быть также достигнут с помощью диеты, содержащей значительные количества овощей, ягод и фруктов. Некото­рые авторы наблюдали положительные эффекты при длитель­ном применении витамина Е у больных миодистрофией Дю­шенна. Однако накопление жирорастворимых витаминов в организме человека может вызывать и различные отрица­тельные эффекты.

Для комплексного воздействия на обменные процессы в ЦНС и мышцах часто назначают инъекции церебролизина.

Имеется много публикаций об использовании гормональных препаратов (стероидной природы) при лечении нервно-мышеч­ных заболеваний, однако большинство авторов считают, что в действии этих препаратов ведущим является не корригирую­щее влияние на общие обменные процессы, а специфическое торможение патологического процесса.

Наряду с лекарственными воздействиями для улучшения обменных процессов в мышцах очень широко применяют физи­отерапевтические методы, среди которых на первое место сле­дует поставить массаж. Чрезмерно интенсивный массаж при миодистрофиях может вызвать даже усиление процессов рас­пада мышечных тканей.

Накопленный опыт получен от применения парафиновых и/ или озокеритных аппликаций, которые в сочетании с массажем стали распространенным средством при коррекции контрактур, хотя в тяжелых случаях приходится прибегать и к другим мето­дам, включая хирургические вмешательства.

Практически во всех случаях существенное значение для поддержания состояния здоровья пациента могут играть регу­лярные занятия лечебной физкультурой. Часто хорошего эф-

фекта удается добиться с помощью различных тренажеров, вод­ных процедур и специальных занятий в бассейне (включая пла­вание).

Важную роль для сохранения мышечной активности, а также для профилактики осложнений со стороны сердечной мышцы, нарушений работы желудочно-кишечного тракта и для предотвращения изменений обменных процессов (при­водящих иногда к избыточному накоплению жира) может играть рационально составленная диета. Иными словами, в пище должны доминировать нежирные мясные и молоч­ные продукты, а также овощи, фрукты и приготовленные из них блюда.

Особое внимание необходимо уделить поддержанию водно-солевого баланса и, в частности, обеспечить в поступление с пищей достаточных количеств солей калия и кальция. Для этой цели рекомендуется регулярно потреблять богатые калием про­дукты (курага, изюм, зелень петрушки, картофель, овощные отвары). В качестве богатого кальцием продукта обычно исполь­зуют творог или другие молочные продукты.

Ослабление мышечной силы тех или иных групп мышц за­кономерно сказывается на всем опорно-двигательном аппарате организма.

При первичных миодистрофиях у многих пациентов сравни­тельно быстро развивается слабость мышц голени, результатом чего становится «висящая стопа», которую легко заметить у сидящего ребенка. Затем (если не принимаются соответствую­щие меры) возникает постепенно нарастающая тугоподвиж-ность (контрактуры) голеностопных суставов с их последую­щей деформацией, которая может достигать такой выраженно­сти, что сама по себе делает невозможной ходьбу и даже ноше­ние обуви. Во многих случаях появляющиеся контрактуры и деформации сопровождаются нарушениями кровообращения в соответствующих областях, неприятными ощущениями (пара-стезиями) и болями. Вместе с тем этих контрактур удается из­бежать, если строго следить за тем, чтобы стопы ребенка посто­янно оставались в физиологическом положении относительно костей голени.

Строгое соблюдение простого правила — «стопа не должна висеть, когдаребенок сидит», уже избавит его от многих лиш­них страданий. При прогрессировании болезни для сохранения физиологического положения стоп используют специальные

334

ортопедические приспособления — тутуоры и лангеты, а так­же ортопедическую обувь, позволяющую фиксировать голенос­топный сустав.

Принципиально важное значение может сыграть ортопеди­ческое лечение и ортопедические приспособления в предупреж­дении развития искривлений позвоночника и последующих нарушений дыхательной функции. Для этой цели используют, в частности, разнообразные корсеты, которые изготавливают с учетом индивидуальных особенностей ребенка и по индивиду­альным заказам. Доля детей с этим осложнением постоянно уве­личивается, и сами искривления нарастают, приводя к серьез­ным трудностям как в быту, так и в учебе или другой деятельно­сти. Иногда (при разных формах ННМЗ) искривления позво­ночника становятся важной проблемой уже в дошкольном воз­расте.

Если способность к ходьбе ребенком утеряна, то необходи­мым и постоянным фактором его быта становится кресло-ка­талка. При выборе модели следует иметь в виду не только то состояние, в котором уже находится пациент, но и перспекти­вы развития болезни. Определяющее влияние для выбора крес­ла-каталки может оказать наличие у него специальных подло­котников, головодержателя или моторчика. Особое внимание необходимо уделить сидению кресла, форма которого и физи­ческие характеристики должны быть удобны для пациента. С течением болезни по мере необходимости следует коррегиро-вать конструкцию кресла.

Состояние сердечной мышцы у большинства больных ННМЗ нуждается в постоянном внимании и консультировании специ­алистами -кардиологами. В некоторых случаях удается поддер­живать ритм сердечных сокращений у больного ННМЗ только после вшивания подкожно специального электрического дат­чика, получившего название «водитель ритма». Он часто позво­ляет продлить жизнь пациента на многие годы. Новые исследо­вания приведут к созданию новых эффективных методов лече­ния и, в конечном счете, существенно изменят судьбу, а также качество жизни многих пациентов.

Вопросы и задания

1. Какое место при ДЦП имеют нарушения мышечного то­нуса, характеризующиеся непостоянством?

2. Как часто наблюдается смешанная форма ДЦП?

335

3. Что препятствует формированию предметно-практической и познавательной деятельности?

4. Как проводится коррекция сосательных движений у ре­бенка с церебральным параличом?

5. Как следует усадить ребенка с церебральным параличом при кормлении?

6. Какое питье из чашки рекомендуется давать ребенку на начальных этапах обучения?

7. Какова продолжительность сна ребенка с ДЦП (в сутки) от 4 до 7 лет?

8. В каком положении может спать ребенок при очень тяже­лой степени ДЦП?

9. Какое положение препятствует фиксированной сгибатель-ной установке туловища и бедер?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: