Развернутый список вопросов для подготовки к экзамену (4 курс)




 

1. Понятие о биологическом и социальном возрасте. Понятие о биологической зрелости. Критерии определения биологической зрелости.

2. Анатомо-физиологические особенности печени, ее размеры, гистологические, функциональные особенности печени у детей, ее значение для переваривания и резорбции пищи в кишечнике. Особенности состава желчи у детей.

3. Синдромы нарушения роста, причины, клинические проявления.

4. Структура детских лечебно-профилактических учреждений. Организация приема больных в детскую больницу и специфика работы детских отделений (гигиенический и противоэпидемический режимы). Связь детской поликлиники и больницы.

5. Анатомо-физиологические особенности строения и функции почек, мочеточников, мочевого пузыря у детей различного возраста. Эмбриогенез органов мочеотделения и мочеобразования. Сроки начала процесса мочеобразования.

6. Виды, степени дыхательной недостаточности. Критерии оценки. Особенности у детей.

7. История болезни ребенка как научный, медицинский и юридический документ. Структура истории болезни. Схема написания истории болезни ребенка.

8. Особенности микрофлоры кишечника новорожденного ребенка, трансформация после рождения и в зависимости от вида вскармливания. Физиологическая роль бактериальной флоры кишечника. Понятие о биоценозе и дисбактериозе.

9. Синдром бронхиальной обструкции у детей различного возраста. Причины. Клинико-лабораторная и инструментальная диагностика.

10. Пограничные (парафизиологические) состояния в период новорожденности: «физиологическая» убыль массы, «физиологический» катар (эритема) кожи, «физиологическая желтуха», «мочекислый инфаркт», половой криз.

11. Анатомо-физиологические особенности ЦНС. Голосовые реакции и последовательность развития речи у детей: подготовительный этап, «сенсорная» речь, моторная речь, сроки, значение для оценки нервно-психического развития.

12. Семиотика стула в норме и при патологии: меконий, нормальный стул при естественном и искусственном вскармливании, диспепсический стул, энтеритный, колитный, «голодный стул», «ахоличный стул».

13. Педиатрия как наука о здоровом ребенке, ее место в системе общей медицины. История отечественной педиатрии: Московская и Санкт-Петербургская школы.

14. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания. Органогенез бронхиального дерева и легких у детей. Клиническое значение этих особенностей. Механизм формирования первого вдоха.

15. Клиническая характеристика синдромов гипотрофии, паратрофии, дистрофии, гипостатуры, ожирения. Причины.

16. Педиатрия как медицинская наука. Профилактическая педиатрия. Лечебная педиатрия.

17. Эмриогенез сердечно-сосудистой системы. Схема замены внутриутробного кровообращения на внеутробное. Механизм и сроки закрытия фетальных коммуникаций (Аранциев проток, овальное отверстие, Боталлов проток).

18. Мочевой синдром у детей (лейкоцитурия, гематурия, бактериурия, цилиндрурия, протеинурия). Причины, методы исследования.

19. Периоды детства, значение для клинической практики. Необходимость государственных мероприятий в области охраны детства.

20.Анатомо-физиологические особенности пищевода и желудка, их размеры у детей. Особенности секрето- кислото-, ферментообразующей функций. Практическое значение.

21. Семиотика сердечных шумов. Основные причины формирования органических и функциональных шумов у детей. Основные отличия органических шумов от функциональных.

22. Роль профессора А.А. Киселя, профессора В.И. Молчанова, профессора М.С. Маслова в развитии педиатрии в нашей стране.

23. Анатомо-физиологические особенности тонкого и толстого кишечника у детей. Особенности строения аппендикса у детей раннего возраста. Практическое значение. Понятие о мембранном и полостном пищеварении.

24. Синдром почечной недостаточности у детей. Виды, причины, клинические признаки.

25. Характеристика дошкольного периода детства. Сроки. Практическое значение.

26. Возрастные особенности этапов дыхания: легочное дыхание, транспорт кислорода из легких к тканям, тканевое дыхание, транспорт углекислоты от тканей к легким. Глубина, частота, минутный объем дыхания, жизненная емкость легких, максимальная вентиляция легких, остаточный объем, остаточный объем вдоха, остаточный объем выдоха.

27. Семиотика нарушения углеводного обмена (гипогликемия, гипергликемия, синдром сахарного диабета). Потребность детей в углеводах.

28. Понятие о физическом развитии детей. Типы телосложения. Типы конституции. Понятие о соматотипе. Клиническое значение.

29. Этапы эмбрионального кроветворения у плода (ангиобластический, печеночный, костномозговой) и особенности форменных элементов плода. Кроветворение после рождения.

30. Синдром поражения тонкой кишки, общие и местные признаки, причины. Особенности копрограммы при энтерите.

31. Пропорции тела, их изменения в возрастном аспекте, их значение для клинической педиатрии. Формулы, используемые для расчета массы и длины тела детей разного возраста.

32. Анатомо-физиологические особенности гипофиза, щитовидной, паращитовидных желез. Основные гормоны гипофиза, щитовидной, паращитовидных желез у детей. Их роль в различные возрастные периоды.

33. Семиотика поражения лимфатических узлов (периферических, внутригрудных, внутрибрюшных, регионарных, общих, лимфаденит, лимфаденопатия). Причины, признаки.

34. Характеристика перинатального периода. Сроки. Практическое значение.

35. Особенности жирового обмена у детей. Функции жиров в организме. Особенности содержания и состав жира в возрастном аспекте. Содержание в сыворотке крови липидов, липопротеидов у детей различного возраста.

36. Семиотика поражения печени и желчных путей (болевой синдром, синдром гепатомегалии, синдром желтухи, синдром холестаза, синдром дискинезии желчевыводящих путей, синдром холецистита). Причины, клинико-лабораторная диагностика.

37. Начало учения о ребенке в медицине. Этапы развития педиатрии как науки. Современные проблемы педиатрии.

38. Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов у детей. Значение соотношения размеров предсердий, желудочков и сосудов. Возрастные особенности кровоснабжения миокарда и сосудистой стенки.

39. Синдром анемии у детей: железодефицитной, гемолитической, постгеморрагической, гипо- и апластической. Причины, клинические признаки, особенности гемограммы.

40. Характеристика преддошкольного периода детства. Сроки. Практическое

значение.

41. Анатомо-физиологические особенности строения почек и мочевыводящих

путей у детей различного возраста. Практическое значение.

42. Семиотика изменений видов дыхания /ослабленное везикулярное, усиленное везикулярное, жесткое, бронхиальное/. Причины. Диагностика.

43. Особенности и методика сбора анамнеза в педиатрии. Значение анамнеза для постановки диагноза. Оценка условий жизни, воспитания, наследственности, перенесенных заболеваний. Методика расспроса по истории настоящего заболевания.

44. Возрастные особенности содержания воды в организме, распределение вне

внутриклеточной жидкости. Потребность ребенка в воде в возрастном

аспекте.

45.Синдром мальабсорбции у детей. Причины, клинические признаки.

Особенности копрограммы.

46. История болезни. Структура истории болезни. Правила оформления истории болезни. Медицинское и юридическое значение.

47. Анатомо-физиологические особенности поджелудочной железы, экс- и инкреторная функция, активность ферментов поджелудочного сока у детей различного возраста, клиническое значение.

48. Экстраренальные и ренальные признаки поражения почек у детей. Клинико-лабораторная диагностика.

49. Организация профилактической работы врача и медицинской сестры детской больнице. Понятие о противоэпидемическом режиме в детских отделениях.

50. Морфо-функциональные признаки доношенного и недоношенного новорожденного. Критерии степени зрелости. Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар.

51. Синдром острой и хронической недостаточности надпочечников. Причины, клинические признаки.

52. Основные этапы становления и развития педиатрии в Сибири, Сибирская школа педиатров.

53. Понятие об осмотическом и онкотическом давлении. Возрастные особенности ионограммы у детей. Роль и значение катионов натрия, калия, кальция и магния. Понятие о гипо- и гипернатриемии, гипо- и гиперкалиемии.

54. Синдром острой и хронической печеночной недостаточности, Причины. Клинико-лабораторная диагностика.

55. Физическое развитие детей. Соматоскопический метод оценки физического развития, антропометрический, по таблицам центильного ряда и по таблицам сигмальных отклонений.

56. Морфологические и функциональные особенности мозга у детей. Рост и дифференцировка структур ЦНС после рождения /дифференцировка нейрона, процесс миелинизации /.

57. Семиотика сыпей у детей при инфекционных и неинфекционных заболеваниях. Морфологические элементы кожи - первичные, вторичные.

58. Правила и особенности сбора анамнеза в педиатрии. Методика сбора анамнеза у родителей и детей. Понятие о факторах риска формирования заболеваний у детей.

59. Анатомо-физиологические особенности костной системы у детей. Эмбриогенез костной ткани. Стадии образования кости. Регуляция отложения минеральных солей в костях.

60. Синдромы поражения подкожно-жировой клетчатки /склерема и склередема у новорожденных/. Причины. Клинические признаки.

61. Зависимость нервно-психического развития ребенка от эволюции и совершенствования условно-рефлекторной деятельности. Роль импритинга, окружающей среды, ухода и воспитания в нервно-психическом развитии ребенка.

62. Анатомо-физиологические особенности подкожно-жирового слоя у детей. Химический состав жира. Возрастные и половые особенности распределение и развития подкожно-жирового слоя, тургор тканей. Оценка питания.

63. Семиотика нарушения жирового обмена у детей. Первичный и вторичный кетоз у детей («ацетонемическая рвота», сахарный диабет). Понятие о гиперлипидемии, кетогенности диеты. Липидозы (болезнь Гоше, болезнь Нимана -Пика, амавротическая идиотия).

64. Закономерности формирования двигательной активности. Развитие координации движений и условно-рефлекторной деятельности ребенка после рождения.

65. Особенности фосфорно-кальциевого обмена у детей, его регуляция. Особенности надкостницы и кровоснабжения костей, их значение в клинических проявлениях патологических процессов. Время появления основных ядер окостенения. Костный возраст.

66. Семиотика поражения эндо-, мио-, перикарда. Понятие о панкардите. Причины, клинико-лабораторная и инструментальная диагностика.

67. Комплексная оценка нервно-психического развития детей различного возраста. Сон и режим детей. Значение игры в познании детьми окружающего мира. Подбор игрушек для детей различного возраста.

68. Анатомо-физиологические особенности костной системы у новорожденных детей и детей первого года жизни. Порядок и сроки прорезывания молочных и постоянных зубов. Сроки закрытия родничков, швов.

69. Семиотика изменений перкуторного звука /притупление, укорочение, тимпанит, коробочный звук/. Основные причины. Клинико-лабораторная и инструментальная диагностика.

 

70. Характеристика периода новорожденности /ранний неонатальный и поздний неонатальный/

71. Анатомо-физиологические особенности строения легочной ткани, нарастание массы легких и процесс дифференцировки ацинуса. Сегментарное строение легких и его влияние на локализацию воспалительного процесса у детей.

72. Синдром инфекции мочевой системы. Уровень поражения, причины, клинико-лабораторная и инструментальная диагностика.

73. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке. Основные этапы развития педиатрии. Роль профессора С.Ф. Хотовицкого, профессора Н.Ф. Филатова, профессора Н.П. Гундобина в развитии отечественной педиатрии.

74. Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. Механизм пуэрильного дыхания, сроки его появления и перехода в везикулярное дыхание.

75. Синдромы поражения толстого и тонкого кишечника у детей. Причины, клинические признаки, особенности копрограммы.

76. Характеристика грудного периода детства. Сроки. Практическое значение.

77. Анатомо-физиологические особенности строения полости рта у детей. Возрастные морфологические особенности ротовой полости. Сосательный и глотательный рефлексы и акт сосания.

78. Семиотика нарушений водно-солевого обмена /дегидратация, гиперосмия, «водная интоксикация»/. Причины, клинико-лабораторная диагностика.

79. Характеристика младшего школьного периода детства. Сроки. Практическое значение.

80. Анатомо-физиологические особенности лимфоидной системы и иммунитета у детей. Основные органы лимфоидной системы, их развитие после рождения. Неспецифические факторы защиты, гуморальное и клеточное звенья иммунитета.

81. Синдром задержки нервно-психического развития. Критерии диагностики. Понятие об олигофрении, ее степени.

82. Организация работы детской больницы: основные структурные подразделения, основные разделы работы и документация врача-педиатра.

Правила ведения истории болезни ребенка в стационаре.

83. Безусловные рефлексы новорожденного (стойкие пожизненные автоматизмы, временные автоматизмы). Условия для оценки, динамика рефлексов, практическое значение.

84. Семиотика кашля у детей раннего и старшего возраста. Причины. Виды /сухой, влажный, частый, редкий, коклюшный, приступообразный, постоянный, битональный/

85. Характеристика подросткового периода. Современные особенности. Сроки полового созревания. Практическое значение.

86. Особенности кроветворения после рождения. Изменения типов гемоглобина. Количество эритроцитов и гемоглобина у детей различного возраста

87. Семиотика нарушений ритма сердца /тахикардия, брадикардия, дыхательная аритмия, экстрасистолия, блокада. Причины, клинико-лабораторная и инструментальная диагностика.

88. Характеристика старшего школьного периода. Сроки. Практическое значение.

89. Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы в возрастном аспекте: ударный объем, частота пульса, минутный объем, артериальное давление. Правила измерения АД у детей, формулы расчета. Понятие: базальный пульс, базальное артериальное давление.

90. Синдромы поражения верхних дыхательных путей у детей. Особенности у детей грудного возраста. Причины, клинико-лабораторная и инструментальная диагностика.

91. Понятие о медицинской этике и деонтологии. Основные принципы медицинской этики и деонтологии. Этико-деонтологические особенности работы с детьми разного возраста. Международный кодекс врачебной деонтологии. Врачебная тайна.

92. Закономерности возрастных изменений основного обмена. Роль и значение пластического обмена для роста и развития детей. Фазы энергетического обмена в зависимости от накопления энергии. Потребность в энергии детей различного возраста.

93. Синдром поражения почечных клубочков. Причины. Клинико-лабораторная и инструментальная диагностика.

94. Характеристика внутриутробного периода развития плода. Фазы внутриутробного периода /фаза эмбрионального развития, фаза плацентарного развития/. Продолжительность внутриутробного периода.

95. Анатомо-физиологические особенности средних дыхательных путей /гортань, трахея, крупные бронхи/. Практическое значение.

96. Семиотика геморрагической сыпи. Причины. Геморрагические элементы /экхимозы, петехии, пурпура, телеангиэктазии, гемангиома/. Клинико-лабораторная и инструментальная диагностика.

97. Понятие о периодизации детского возраста. Клиническое значение.

98. Анатомо-физиологические особенности строения верхних дыхательных путей /носа, глотки, придаточных пазух носа, носоглоточных миндалин/ у детей. Практическое значение.

99. Семиотика нарушений диуреза у детей. Причины. Клинико-лабораторная диагностика.

100. Клиническое понятие здоровья. Значение клинической возрастной анатомии, физиологии и особенности методов исследования здорового и больного ребенка. Контроль за состоянием здоровья и развитием детей в Российской Федерации.

101. Правила записи ЭКГ у детей. Понятие о стандартных отведениях. Особенности ЭКГ у детей различного возраста.

102. Семиотика изменений ликвора /при гнойном и серозном менингитах, менингоэнцефалитах, гидроцефалии, внутричерепном кровоизлиянии /

103. Физическое развитие детей. Законы роста. Факторы, влияющие на физическое развитие. Роль физического воспитания для гармоничного развития ребенка. Понятие о биологической зрелости.

104. Кислотно-основное состояние крови у детей. Методы определения. Понятие об ацидозе и алкалозе.

105. Семиотика врожденных пороков сердца бледного и синего типов. Понятие о сочетанных и комбинированных пороках.

106. Общий вид здорового ребенка, его состояние, самочувствие, поведение, положение, выражение лица, оценка состояние сознания, реакция на окружающее. Возрастные особенности.

107. Анатомо-физиологические особенности полости рта у новорожденного ребенка. Акт сосания. Возрастные морфологические и функциональные особенности слюнных желез. Слюна, ее состав у детей различного возраста.

108. Семиотика почечных отеков и почечной гипертензии. Причины, клинико-лабораторная и инструментальная диагностика.

109. Структура истории болезни ребенка. Особенности сбора и оформления анамнеза жизни, семейного, бытового и эпидемиологического анамнезов у детей.

110. Морфо-функциональные особенности почек у детей, особенности клубочковой фильтрации, реабсорбции и секреции в возрастном аспекте.

111. Виды нарушения ритма дыхания (тахипноэ, брадипноэ, дыхание Куссмауля, Чейн-Стокса, Гаспинга). Причины, клинико-лабораторная и инструментальная диагностика.

112. Этапы становления речи. Факторы, способствующие формированию нарушения речевого развития.

113. Морфологические и функциональные особенности костной ткани у детей. Роль гормонов гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, витамина Д, двигательной активности в развитии костной системы. Сроки закрытия родничков, швов.

114. Синдром одышки у детей. Формы, их клиническое проявление. Причины.

115. Общий осмотр больного ребенка, его поведение, самочувствие, положение, выражение лица, оценка состояние сознания, реакция на окружающее. Критерии оценки тяжести состояния больного.

116. Анатомо-морфологические особенности половых желез. Гормоны половых желез. Понятие пола. Половая формула.Признаки полового диморфизма. Стадии полового созревания по Таннеру.

117. Синдром лейкопении и лейкоцитоза у детей. Причины, особенности гемограммы у детей различного возраста.

118. Особенности воспитания детей различного возраста. Методы педагогического воздействия на ребенка, воспитывающегося дома, в детских учреждениях /доме ребенка, детском саду, школе, лечебно-профилактических учреждениях/.

119. Анатомо-функциональные особенности гипоталамо- гипофизарной системы у детей. Болезнь Иценко-Кушинга, гипопитуитаризм, гипофизарный нанизм, гигантизм, акромегалия, несахарный диабет. Причины, клинико-лабораторная диагностика.

120. Синдромы нарушения пола и полового развития. Расстройства темпа и сроков полового созревания. Понятие гермафродитизма, его виды. Причины, клинико- лабораторная диагностика.

121. Значение игры в познании детьми окружающего мира. Подбор игрушек для детей различного возраста. Требования к одежде детей различного возраста в зависимости от сезона года.

122. Анатомо-физиологические особенности надпочечников у детей. Типы дифференцировки надпочечников. Гормоны коркового и мозгового слоя надпочечников. Основные функции.

123. Семиотика нарушений костной ткани (синдром рахита, остеомаляция, остеопороз, остеоидная гиперплазия, деформации, переломы, артриты, дисплазии). Причины, клинико-лабораторная и инструментальная диагностика.

124. Роль условий среды, питания, перенесенных заболеваний в развитии условно - рефлекторной деятельности ребенка.

125. Анатомо-физиологические особенности спинного мозга у детей. Эмбриогенез. Значение анатомических соотношений развития спинного мозга и позвоночного столба у детей для выбора уровня спинно-мозговой пункции.

126. Синдромы поражения поджелудочной железы у детей, причины, клинико-лабораторная и инструментальная диагностика.

127. Понятие о здоровом образе жизни. Принципы и методы закаливания детей.

128. Понятие о физическом развитии. Основные законы роста детей. Факторы, определяющие рост. Понятия об акселерации, ретардации, причины. Типы по Резлеру. Типы конституции.

129. Отеки сердечного и почечного происхождения у детей. Причины, клинико-лабораторная и инструментальная диагностика.

130. Система охраны здоровья матери и ребенка в России. Основные этапы и организационные формы медицинской помощи матерям и детям.

131. Анатомо-физиологические особенности органов чувств у детей /зрения, слуха, обоняния, вкуса, чувствительности кожи/. Эмбриогенез. Практическое значение.

132. Нефротический синдром у детей. Причины, клинико-лабораторная и инструментальная диагностика.

133. Роль профессора Г.Н. Сперанского, профессора Ю.Ф. Домбровской, профессора А.Ф. Тура в развитии педиатрии в России.

134. Анатомо-физиологические особенности придатков кожи /волосы, ногти, сальные, потовые железы/ у детей. Эмбриогенез. Понятие «сыровидная смазка» у новорожденного ребенка.

135. Синдромы поражения щитовидной и паращитовидных желез у детей. Причины. Клинические и диагностические критерии.

136. Понятие о медицинской этике и деонтологии. Основные принципы медицинской этики и деонтологии. Этико-деонтологические особенности работы с детьми разного возраста. Международный кодекс врачебной деонтологии. Врачебная тайна.

137. Особенности терморегуляции у детей различного возраста. Температурный режим отделений новорожденных детей. Способы поддержания температуры. Температурный режим окружающего воздуха при прогулках. Требования к одежде детей различного возраста.

138. Синдром скопления воздуха, синдром скопления жидкости в плевральной полости. Причины. Клинико-лабораторная и инструментальная диагностика.

139. Изменение массы и роста детей после рождения. Роль и значение генетических факторов, нервной системы и эндокринных желез в регуляции процессов роста. Детский организм как единое целое с внешней средой.

140. Особенности состава периферической крови детей различного возраста (гемоглобин, эритроциты, цветовой показатель, ретикулоциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, осмотическая резистентность эритроцитов, скорость оседания эритроцитов, свертываемость крови, длительность кровотечения по Дюке).

141. Синдромы гипотермии и гипертермии, синдром «розовой» лихорадки, синдром «бледной» лихорадки, синдром злокачественной гипертермии, синдром длительного субфебрилитета у детей. Причины, виды, признаки.

142. Этапы становления моторных функций у детей первого года жизни. Роль физических упражнений в воспитании детей раннего возраста. Нарушение осанки. Причины. Признаки.

143. Особенности состава ликвора у детей различного возраста. Правила проведения люмбальной пункции.

144. Синдром острой и хронической сердечно-сосудистой недостаточности. Причины. Клинико-лабораторная и инструментальная диагностика.

145. Этапы развития костной системы у детей после рождения. Особенности строения черепа, грудной клетки, таза, позвоночника. Формирование прикуса у детей. Причины нарушения.

146. Особенности белкового обмена у детей. Потребность детей различного возраста в белке и аминокислотах. Незаменимые аминокислоты. Понятие об азотистом балансе. Содержание белка и его фракций в сыворотке крови в возрастном аспекте.

147. Семиотика мышечной гипотонии, гипертонии, гипертрофии, атрофии /истинная, ложная/. Причины, признаки, диагностика.

148. Роль безусловных рефлексов в формировании условно-рефлекторной деятельности после рождения. Понятие о пищевой доминанте. Значение работ профессора Н.И. Красногорского и других ученых в изучении ЦНС у детей.

149. Особенности звучности тонов сердца в возрастном аспекте. Правила и порядок выслушивания. Механизмы образования тонов сердца. Понятие об эмбриокардии.

150. Синдромы крупа и стеноза гортани /истинный, ложный/. Причины, клинические особенности у детей раннего возраста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: