«ФИЛОСОФИЯ»
Закреплена за кафедрой | Философских и гуманитарных наук |
Направления подготовки | Теория искусств |
Квалификация | бакалавр |
Форма обучения | очная |
Общая трудоемкость | 2,4 ЗЕТ |
Часов по учебному плану | |
В том числе аудиторных | |
Виды контроля в семестрах | Экзамен -4 |
Автор-составитель – к. ф. н., ст. преп. А.А. Шипицына
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка
«Из всех наук философия самая бесполезная, но лучше ее нет ни одной»
Аристотель
Дисциплина (модуль) «Философия» относится к базовой части программ специалитета/бакалавриата всех направлений подготовки Вуза. Это связано с тем, что философия во всем многообразии своей проблематики (онтология, гносеология, этика, эстетика, философия науки и техники, общества, человека и т.п.) формирует необходимый для выпускника высшей школы мировоззренческий фундамент: содержит знания о мире и человеке, обществе и культуре. Поэтому усвоение духовного философского опыта поколений позволяет более успешно ориентироваться в личной и профессиональной жизни.
Философия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно — «любомудрие», «любовь к мудрости») – есть история мысли, история человеческого духа, которая оформляется в виде определенного понятийного тезауруса. Используя понятия и категории, а иногда и метафоры, философия описывает определенные аксиологические (ценностные) ориентиры в развитии социальной и индивидуальной жизни той или иной эпохи. Например, аксиологические картины мира Античности и Нового времени отличны, хотя вечно присутствуют в философской аксиологии фундаментальные понятия Блага (Добра), Красоты, Истины, о которых следует помнить во все времена. Современное общество живёт в состоянии погони за цивилизационными благами, материя (бытие) развивается быстрее сознания общества, отсюда и всевозможные кризисы эпохи потребления. Развитие общегуманитарной эрудиции, которому способствует изучение трудов мыслителей, позволит человечеству развиваться по пути синергии природного, общественного и индивидуального. А современные глобальные проблемы, связанные с научно-техническим прогрессом, экологией природы и культуры, использованием космоса в мирных целях невозможно решить, отбросив триединую ценностную основу философии.
|
Курс изучения философии имеет некоторые специфические черты. Во-первых, он должен сопровождаться обязательным чтением философских текстов, по крайней мере, их отрывков. Студент сразу почувствует разницу между философской и художественной литературой (исключая примеры, когда философия оформляется как литературное произведение, например, эссе экзистенциалистов). Он познакомится с новым способом выражения: логически строгим, оперирующим абстрактными понятиями и категориями – и содержания: раскрывающим с новых ракурсов проблемы бытия, существования человека, развития культуры (науки, искусства, моральных норм и т.п.). Знакомство с текстами сформирует навык установления причинно-следственных связей явлений, в том числе, в сфере культуры; научит ставить сущностные вопросы о природе вещей, о возможных путях их развития, прогнозировать последствия событий, происходящих в обществе и культуре. Итак, курс философии направлен на формирование способности абстрактного логического мышления, а также конструирование доказательного знания в вопросах развития искусства и культуры.
|
Философия настраивает мысль студентов (архитекторов, живописцев, графиков, скульпторов) на осознание сущности собственной творческой деятельности: феномена вдохновения, интуиции, процесса проникновения в предмет, особенностей образного выражения. Наиболее интересными для них окажутся разделы, связанные с пониманием диалектики идеи и материи, формы и содержания, отношений творческой личности к традиции и современной культуре.
Программа рассчитана на обратную связь, вовлеченность в общение учащихся. Она предусматривает лекционные занятия, усердную самостоятельную работу, итоги которых подводятся в ходе промежуточных и итоговой аттестации, а также демонстрируются на ежегодной академической студенческой конференции. Тематика доклада на конференции, чаще всего, актуализирует философские вопросы выбранной студентами профессиональной области деятельности: природа художественного творчества; философские проблемы живописи, скульптуры, архитектуры; проблемы, возникающие между создателем и реципиентом художественного произведения; современные этические и эстетические проблемы искусства.
В целом, дисциплина «Философия» помогает сформировать рациональную основу для дальнейшей научно-теоретической и творческо-практической деятельности студентов ВУЗа: художников, графиков, скульпторов, архитекторов.
- Цель и задачи курса
Цель курса:
|
- обучение основам философских знаний; изучение философских идей от Античности до современности, многообразия тенденций, школ и направлений в современной отечественной и зарубежной философии.
Задачи курса:
- научить студентов критически осмысливать, анализировать, обобщать разнородные источники знания;
- сформировать общую культуру критического мышления и полемического диалога;
- заложить основы гуманистического мировоззрения и позитивной системы ценностей;
- помочь будущему специалисту трезво соотносить свои профессионально-научные знания с общечеловеческими ценностями и интересами.
- Компетенции обучающегося, формирующиеся в результате освоения дисциплины (модуля)
а) общекультурные компетенции (ОК): |
- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); |
- способностью использовать основы философских знаний для формирования активной творческой и мировоззренческой позиции (ОК- 2); |
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-10); |
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, понимание роли творческой личности в устойчивом развитии полноценной среды жизнедеятельности и культуры общества (ОК-13); |
- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-15). |
б) профессиональные компетенции (ПК): |
- способностью собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать информацию из различных источников с использованием современных средств и технологий (ПК-9); |
- способностью к осмыслению процесса развития материальной культуры и изобразительного искусства в историческом контексте и в связи другими видами искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретных исторических периодов (ПК-10); |
-способностью формировать собственное мировоззрение и философию эстетических взглядов на процессы, происходящих в современном обществе и искусстве на основе изучения исторических аспектов развития мировой культуры, религии, эстетики и философской мысли (ПК-13). |
- В результате изучения философии студент должен:
- понимать предмет философии, ее роль в истории человеческой культуры;
- знать основные этапы развития мировой философской мысли;
- иметь представление о важнейших школах и учениях выдающихся философов;
- обнаруживать знакомство с классическими философскими текстами, охватывающими различные эпохи и традиции;
- владеть философской терминологией и уверенно её использовать, не нарушая нормы языка;
- иметь общее представление об основных отраслях философского знания;
-знать фундаментальные принципы и понятия, составляющие основу философских концепций бытия, познания, социальной философии, сущности человека и роли культуры в жизни общества;
- уметь соотносить знания философских проблем онтологии, гносеологии, этики, эстетики, философии науки и техники, социальной и антропологической философии с практической жизнью.
- Основные понятия курса
Мировоззрение, метафизика, идеализм и материализм, вера и разум, космоцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, онтология, гносеология, бытие, сущность, экзистенция, трансцендентность и трансцендентальность, эмпирическое и рациональное, понятие, суждение, умозаключение, законы диалектики, перцепция и апперцепция, номинализм, русская идея, соборность, славянофильство и западничество, культурно-исторический тип, софиология, русский космизм, воля к власти, интуиция, общественно-экономическая формация, бессознательное, архетип, позитивизм, структурализм, герменевтика, дегуманизация, общество потребления, симулякр, массовая культура, творчество, добро, красота, истина, экология мышления и культуры.
- Организация самостоятельной работы
– консультации;
– библиографические рекомендации;
– обучение навыкам работы со справочной литературой.
- Контроль качества усвоения материала
a. Текущий контроль:
– собеседование по основным проблемам и понятиям курса;
– промежуточная аттестация в форме аудиторных письменных работ.