ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)




«ФИЛОСОФИЯ»

Закреплена за кафедрой Философских и гуманитарных наук
Направления подготовки Теория искусств
Квалификация бакалавр
Форма обучения очная
Общая трудоемкость 2,4 ЗЕТ
Часов по учебному плану  
В том числе аудиторных  
Виды контроля в семестрах Экзамен -4

Автор-составитель – к. ф. н., ст. преп. А.А. Шипицына

 

 

Санкт-Петербург

 

2016

Пояснительная записка

«Из всех наук философия самая бесполезная, но лучше ее нет ни одной»

Аристотель

Дисциплина (модуль) «Философия» относится к базовой части программ специалитета/бакалавриата всех направлений подготовки Вуза. Это связано с тем, что философия во всем многообразии своей проблематики (онтология, гносеология, этика, эстетика, философия науки и техники, общества, человека и т.п.) формирует необходимый для выпускника высшей школы мировоззренческий фундамент: содержит знания о мире и человеке, обществе и культуре. Поэтому усвоение духовного философского опыта поколений позволяет более успешно ориентироваться в личной и профессиональной жизни.

Философия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно — «любомудрие», «любовь к мудрости») – есть история мысли, история человеческого духа, которая оформляется в виде определенного понятийного тезауруса. Используя понятия и категории, а иногда и метафоры, философия описывает определенные аксиологические (ценностные) ориентиры в развитии социальной и индивидуальной жизни той или иной эпохи. Например, аксиологические картины мира Античности и Нового времени отличны, хотя вечно присутствуют в философской аксиологии фундаментальные понятия Блага (Добра), Красоты, Истины, о которых следует помнить во все времена. Современное общество живёт в состоянии погони за цивилизационными благами, материя (бытие) развивается быстрее сознания общества, отсюда и всевозможные кризисы эпохи потребления. Развитие общегуманитарной эрудиции, которому способствует изучение трудов мыслителей, позволит человечеству развиваться по пути синергии природного, общественного и индивидуального. А современные глобальные проблемы, связанные с научно-техническим прогрессом, экологией природы и культуры, использованием космоса в мирных целях невозможно решить, отбросив триединую ценностную основу философии.

Курс изучения философии имеет некоторые специфические черты. Во-первых, он должен сопровождаться обязательным чтением философских текстов, по крайней мере, их отрывков. Студент сразу почувствует разницу между философской и художественной литературой (исключая примеры, когда философия оформляется как литературное произведение, например, эссе экзистенциалистов). Он познакомится с новым способом выражения: логически строгим, оперирующим абстрактными понятиями и категориями – и содержания: раскрывающим с новых ракурсов проблемы бытия, существования человека, развития культуры (науки, искусства, моральных норм и т.п.). Знакомство с текстами сформирует навык установления причинно-следственных связей явлений, в том числе, в сфере культуры; научит ставить сущностные вопросы о природе вещей, о возможных путях их развития, прогнозировать последствия событий, происходящих в обществе и культуре. Итак, курс философии направлен на формирование способности абстрактного логического мышления, а также конструирование доказательного знания в вопросах развития искусства и культуры.

Философия настраивает мысль студентов (архитекторов, живописцев, графиков, скульпторов) на осознание сущности собственной творческой деятельности: феномена вдохновения, интуиции, процесса проникновения в предмет, особенностей образного выражения. Наиболее интересными для них окажутся разделы, связанные с пониманием диалектики идеи и материи, формы и содержания, отношений творческой личности к традиции и современной культуре.

Программа рассчитана на обратную связь, вовлеченность в общение учащихся. Она предусматривает лекционные занятия, усердную самостоятельную работу, итоги которых подводятся в ходе промежуточных и итоговой аттестации, а также демонстрируются на ежегодной академической студенческой конференции. Тематика доклада на конференции, чаще всего, актуализирует философские вопросы выбранной студентами профессиональной области деятельности: природа художественного творчества; философские проблемы живописи, скульптуры, архитектуры; проблемы, возникающие между создателем и реципиентом художественного произведения; современные этические и эстетические проблемы искусства.

В целом, дисциплина «Философия» помогает сформировать рациональную основу для дальнейшей научно-теоретической и творческо-практической деятельности студентов ВУЗа: художников, графиков, скульпторов, архитекторов.

 

  1. Цель и задачи курса

Цель курса:

- обучение основам философских знаний; изучение философских идей от Античности до современности, многообразия тенденций, школ и направлений в современной отечественной и зарубежной философии.

Задачи курса:

- научить студентов критически осмысливать, анализировать, обобщать разнородные источники знания;

- сформировать общую культуру критического мышления и полемического диалога;

- заложить основы гуманистического мировоззрения и позитивной системы ценностей;

- помочь будущему специалисту трезво соотносить свои профессионально-научные знания с общечеловеческими ценностями и интересами.

  1. Компетенции обучающегося, формирующиеся в результате освоения дисциплины (модуля)
а) общекультурные компетенции (ОК):
- способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- способностью использовать основы философских знаний для формирования активной творческой и мировоззренческой позиции (ОК- 2);
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-10);
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, понимание роли творческой личности в устойчивом развитии полноценной среды жизнедеятельности и культуры общества (ОК-13);
- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-15).
б) профессиональные компетенции (ПК):
- способностью собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать информацию из различных источников с использованием современных средств и технологий (ПК-9);
- способностью к осмыслению процесса развития материальной культуры и изобразительного искусства в историческом контексте и в связи другими видами искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретных исторических периодов (ПК-10);
-способностью формировать собственное мировоззрение и философию эстетических взглядов на процессы, происходящих в современном обществе и искусстве на основе изучения исторических аспектов развития мировой культуры, религии, эстетики и философской мысли (ПК-13).

 

  1. В результате изучения философии студент должен:

- понимать предмет философии, ее роль в истории человеческой культуры;

- знать основные этапы развития мировой философской мысли;

- иметь представление о важнейших школах и учениях выдающихся философов;

- обнаруживать знакомство с классическими философскими текстами, охватывающими различные эпохи и традиции;

- владеть философской терминологией и уверенно её использовать, не нарушая нормы языка;

- иметь общее представление об основных отраслях философского знания;

-знать фундаментальные принципы и понятия, составляющие основу философских концепций бытия, познания, социальной философии, сущности человека и роли культуры в жизни общества;

- уметь соотносить знания философских проблем онтологии, гносеологии, этики, эстетики, философии науки и техники, социальной и антропологической философии с практической жизнью.

 

  1. Основные понятия курса

Мировоззрение, метафизика, идеализм и материализм, вера и разум, космоцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, онтология, гносеология, бытие, сущность, экзистенция, трансцендентность и трансцендентальность, эмпирическое и рациональное, понятие, суждение, умозаключение, законы диалектики, перцепция и апперцепция, номинализм, русская идея, соборность, славянофильство и западничество, культурно-исторический тип, софиология, русский космизм, воля к власти, интуиция, общественно-экономическая формация, бессознательное, архетип, позитивизм, структурализм, герменевтика, дегуманизация, общество потребления, симулякр, массовая культура, творчество, добро, красота, истина, экология мышления и культуры.

 

  1. Организация самостоятельной работы

– консультации;

– библиографические рекомендации;

– обучение навыкам работы со справочной литературой.

 

  1. Контроль качества усвоения материала

a. Текущий контроль:

– собеседование по основным проблемам и понятиям курса;

– промежуточная аттестация в форме аудиторных письменных работ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: