Программа курса
«Русский язык и культура речи (для нефилологов)»
федерального компонента цикла общегуманитарных
и социально-экономических дисциплин Государственного
образовательного стандарта вузов
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель курса – формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции, повышение культуры русской речи выпускника вуза.
Задачи курса – расширение общегуманитарного кругозора будущих специалистов, выработка навыков хорошей речи (прежде всего в сфере делового и научного общения), навыков пользования словарями и справочниками по русскому языку. В результате обучения студент должен получить представление об организации общения, о языке и его функциях, разновидностях, стилях, о культуре общения и нормах русской речи, о тексте, овладеть навыками пользования словарями и справочниками, научиться применять знания о нормах, стилях и жанрах в своей речевой практике.
Программа рассчитана на 72 часа аудиторных занятий (36 часов лекционных занятий и 36 часов практических и семинарских занятий или самостоятельной работы студента).
В зависимости от условий конкретного вуза и будущей специальности студентов курс может быть сокращен или расширен в своих отдельных частях (например, раздел о функциях языка особенно важен для будущих философов и культурологов).
II. СОДЕРЖАНИЕ
Теоретический курс
Часть 1. Общение и культура речи
1.1. Общение как одна из главных потребностей человека. Соотношение понятий коммуникации и общения. Роль общения в человеческой деятельности и деятельность общения. Общение и культура. Общение и процессы социализации личности.
Коммуникативная компетенция личности. Культура общения, речевая культура и культура речи. Основные аспекты культуры общения и культуры речи: инструментальный, функциональный, этический эстетический.
|
1.2. Модель общения и различия в подходах к культуре речи. О сновные элементы кодовой модели коммуникации. Активная роль отправителя и пассивная роль получателя сообщений в кодовой модели. Соответствующее кодовой модели понимание удачности и неудачности общения. Источники коммуникативных неудач. Представления о культуре речи, связанные с кодовой моделью коммуникации, и приоритет нормативности.
Необходимость развития модели общения путем включения в нее когнитивного, функционально-коммуникативного, социального, психологического, дискурсивного компонентов. Прием сообщения и понимание речевых действий партнера. Учет интенций общающихся, мотивации речи. Положение об активной роли получателей в процессе общения. Обусловленность современных представлений о культуре речи основными чертами современных моделей человеческого общения.
1.3. Разновидности общения. Естественные и искусственные коммуникативные средства. Их использование в непосредственном и опосредованном общении. Первичность непосредственного общения и вторичность опосредованного. Использование в опосредованной коммуникации приемов имитации непосредственности общения.
Вербальное и невербальное общение. Их взаимодействие.
Типология субъектов общения. Общение с реальным партнером, общение с иллюзорным партнером, общение с воображаемым партнером, общение воображаемых партнеров.
|
Межличностное, представительское, массовое общение. Противоречивость роли массовой коммуникации в современном обществе. Массовая коммуникация и культура речи. Общение официальное и неофициальное.
Межкультурная коммуникация и принцип толерантности.
Информативная и регулятивная направленность общения.
Устное и письменное общение. Коммуникативный и нарративный режимы речи. Кооперативная и конфликтная направленность общения.
1.4. Функции языка и речи. Культурно-речевой аспект рассмотрения функций речи. Коммуникативные ситуации и функции речи.
Функции речи в философском аспекте. Коммуникативная и мыслеоформительная функции (функции общения и обобщения).
Функции речи в социолингвистическом аспекте. Сферы общения. Общее представление о социально-функциональной стратификации речи. Монофункциональные и полифункциональные идиомы. Языковые следствия полифункциональности идиомов. Целенаправленное (в том числе административное) воздействие общества на структуру коммуникации.
Функции речи как целевая направленность конкретных речевых действий, речевых актов. Функциональное многообразие речевых актов. Прямые и косвенные речевые акты, их оценка в аспекте культуры речи.
Функции речи как отношение высказывания к компонентам ситуации общения. Репрезентативная, экспрессивная, апеллятивная, контактоустанавливающая, металингвистическая, поэтическая функции речи. Культура русской речи как умение пользоваться всем ее функциональным богатством.
1.5. Жанры речи и речевые события. Понятие жанров речи. Соответствие системы жанров русской речи основным речевым функциям. Полифункциональность текста и ее проявление в структуре текстового содержания. Формальная определенность жанров, различные уровни ее стандартизации. Стандартные жанры речи, их роль в общении. Жанры и речевые события.
|
Часть 2. Язык и языки
2.1. Язык и языки. Язык как важнейшее, специально предназначенное для коммуникации средство общения. Язык и языки (естественные и искусственные; национальные и вспомогательные; машинные и человеко-машинные; языки искусства), специфика устройства и функции каждого из них. Многообразие национальных языков мира. Развитие языков. Язык и цивилизация. Изучение иностранных языков как возможность расширить границы общения и как фактор развития мышления. Язык, мышление, сознание. Понятие о языковой картине мира. Роль языка в формировании, фиксации и передаче знаний. Особая роль терминологии.
2.2. Русский язык и его специфика. Русский язык как национальный, государственный, как средство межнационального общения, как мировой язык.
2.3. Коммуникативные роли и структура социума. Коммуникативные роли адресанта, адресата, наблюдателя речи. Автономизация и профессионализация коммуникативных ролей в процессе развития цивилизации.
Социальные роли, их имена, вербальные и невербальные атрибуты, правила исполнения. Соотношение социальных ролей в коммуникативных актах: отражение в речевом общении ролевого равенства/неравенства, близости/дистантности коммуникантов.
Речевой социальный символизм, его формы, значение в общении.
2.4. Социально–функциональная стратификация языков и понятие литературного языка. Язык и его социально-функциональные варианты. Русский литературный язык, основные этапы его становления и развития, современное состояние. Территориальные диалекты, просторечие, жаргоны, арго, профессиональные варианты языка, сленг.
2.5. Функционально-стилевая дифференциация литературных языков. Стилистическое богатство литературной речи. Основные функциональные стили русского языка. Разговорная и книжная речь. Художественная речь. Идиостиль писателя.
Научный стиль и его разновидности. Жанры научной речи.
Деловой стиль и деловое общение, их жанры. Законы и формулы делового общения. Конфликтообразующие формулы обыденного общения.
Принципиальные различия устной и письменной речи (формы речи), диалогического и монологического видов речи.
Разграничение разговорной, просторечной и жаргонной речи.
Речь и языковая личность.