Задачи психопрофилактической работы




В частности, сама И. В. Дубровина (1991) предлагает следующее определение психопрофилактической работы: " Психопрофилактика – это специальный вид деятельности школьного психолога, направленный на активное содействие развитию всех учащихся школы.

Задачи психопрофилактики:

а) ответственность за соблюдение в школе психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности школьника на каждом возрастном этапе;

б) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном или личностном развитии;

в) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень" [11, С. 121].

При явном акценте на необходимость отличий психопрофилактики в практической психологии от такового ее понимания в медицине и медицинской психологии это определение всего лишь лозунг.

Во-первых, психолог может быть ответственен за психологические условия, если будет иметь при этом соответствующие административные и правовые рычаги, но их нет.

Во-вторых, понятие отклонений в интеллектуальном или личностном развитии либо в данном случае приведено не корректно, либо имеет иное специфическое понимание, отличное от такового, принятого в психиатрии, дефектологии, медицинской и специальной психологии. Выполнимой для психолога является только третья задача.

В более поздней работе И. В. Дубровина (2000) уже более конкретизирует понятие "психологическая профилактика" и его содержание, согласно чему: "Психологическая профилактика предполагает:

1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;

2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;

3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень" [33, С. 61].

Здесь уже две задачи могут быть выполнимы практическим психологом образования. Это частично вторая и полностью третья задачи. Первая же из них - вновь возложение ответственности на психолога при отсутствии у него соответствующих прав.

В. В. Пахальян (2002), обсуждая вопрос психопрофилактики в практической психологии, предлагает рассматривать "педагога-психолога как специалиста по первичной профилактике в системе службы практической психологии образования, а учреждения образования - как среду, в которой существуют оптимальные условия для профилактики нарушений психологического здоровья..." [30, с. 41]. По сути - это только лозунг. То, что школа может быть таким учреждением - вопрос весьма спорный. Естественно возникает другой вопрос: "А что тогда собой представляет вторичная профилактика в образовании и кто за нее отвечает?". Понятия "первичная профилактика", "вторичная профилактика" и "третичная психопрофилактика" в образовании, конечно, могут быть, но при условии, что Министерство образования станет филиалом Минздрава.

Как уже отмечалось ранее, современная практическая психология образования заимствует многое из арсенала средств, форм, методов и конкретных технологий работы в медицине. Порой не всегда критично. Собственно ничего предосудительного в том нет: это и должно быть так. Когда-то медицина, в частности психиатрия, заимствовала педагогические теории [15], а педагогика, в свою очередь, перенимает и сегодня что-то из анналов медицины, например, "дифференцированное обучение".

В практической психологии образования профилактика может быть только вторичной и/или третичной (исходя из медицинской модели психопрофилактики и теории Л. С. Выготского о "первичном дефекте" и "вторичных отклонениях") и никакой другой.

Психолог не присутствует при возникновении первичного дефекта, ответственного за нарушение в развитии ребенка. Он не может изменить социально-экономических, экологических и т. п. условий, которые ответственны за возникновение "первичного нарушения". Он даже не генетик, определяющий риск и рекомендующий воздержаться от зачатия и деторождения ребенка с вероятным отклонением в развитии. И практический психолог, и коррекционный педагог, имеют дело уже с вторичными и третичными отклонениями на фоне первичного дефекта. При отсутствии возможности "первичной профилактики" использовать прилагательного "первичная" вероятно излишне. Проще и удобнее именовать это направление работы "психопрофилактика". Научная дефиниция не может быть неологизмом не связанным с другими понятиями, она существует только в едином лексическом континууме с другими родственными понятиями и терминами. У практической психологии нет и не должно быть своего обособленного языка, как и обособленных методов, как и кардинально отличных от ранее сложившихся в других практиках форм деятельности.

Более целесообразным является поиск своеобразных точек соприкосновения, необходимых для комплексного решения сложных комплексных проблем охраны психического здоровья подрастающего поколения и создания благоприятных условий для его общего психического развития. Вопросы психического здоровья подрастающего поколения не могут решаться методами и технологиями одной-двух научно-практических дисциплин. Для этого требуется четкое распределение функций и определение плоскости интеграции в комплексном решении задач, вынесенных за границы каждой конкретной специальности. Комплексные проблемы требуют комплексного решения, в ситуации все большей и большей специализации и дифференциации научно-практических областей деятельности специалисты с комплексной подготовкой - большая редкость. Необходимо сотрудничество специалистов, способных к такой интегрированной работе.

В этой связи представляется необходимым отметить, что определение и содержание психопрофилактического направления работы практического психолога, предложенное в "Положении" от 1990 г. более отвечает задачам психологической службы образования [32].

Собственно теперешнее состояние разработанности проблемы психопрофилактики в психологической службе образования лучшее свидетельство того, как далеко можно зайти в теоретическом исследовании общих вопросов, игнорируя пути конкретного наполнения понятия. Собственно это беда практической психологии в целом: теоретические разработки и реальное состояние дел в специальности это "две большие разницы".

Сегодня перед практической психологией в образовании стоит задача определения своего места и пути развития в рамках уже сложившихся ранее систем практик и психопрофилактической работы в частности. Либо это будет обособленная система, а, следовательно, и не способная к интеграции в общие, известные системы психопрофилактик, либо будет разработана такая, которая станет составной частью этих систем и практик, но со своими специализированными задачами. Первое не реально. Мы уже были свидетелями произвольного создания новой научно-практической дисциплины - "валеологии". К тому же ряду дисциплин относится и "лечебная педагогика" разработка, которой началась намного раньше.

И все же одно из направлений в рамках психопрофилактической работы вполне по силам даже на данном этапе развития практической психологии образования - это психологическое просвещение в деятельности практического психолога. Тем более что эта составная часть психологической профилактики начинает обретать права гражданства на страницах изданий для психологов [30; 33; 38; 45; 47]. Информационное поле практической психологии в социуме не должно оставаться бесхозным: вакуум будет обязательно заполнен шарлатанами, выступающими под вывеской квалифицированных "лицензированных" психологов.

В имеющихся в распоряжении литературных и справочных источниках, не удалось отыскать полного определения дефиниции "психологическое просвещение". Более раннее - близкое ему определение, предлагаемое К. К. Платоновым (1981): "Психологические проблемы пропаганды - определяются возможностями психологической науки содействовать повышению эффективности пропаганды как основной формы идеологической работы путем учета психологических закономерностей воздействия личности пропагандиста и его пропагандистской деятельности, в частности с учетом психологических особенностей речевого общения" [31, С. 116].

Согласно В. В. Пахальяну (2002), "просвещение - направляется на своевременное и адресное распределение информации, позволяющей предупредить появление типичных трудностей в развитии, в освоении деятельности, в общении детей и т. п." [30, С. 41]. Эта задача несколько сужает круг потребителей психологической информации. Собственно ребенок развивается в определенной социальной среде и информационное поле психологического просвещения должно распространяться не только на ребенка, его педагогов и родителей, но и на всех других посредников социальных институтов, участвующих в процессе социализации ребенка.

Краткое определение "психологического просвещения" приведено И.В. Дубровиной (2000): "Психологическое просвещение - это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям" [33, С. 59]. Правда, описывая психологическое просвещение всего на двух страницах пособия, автор возносит его до категории основного вида деятельности детского практического психолога, тем самым, вырывая психологическое просвещение из содержания уже сложившихся основных видов деятельности (т. е. из психопрофилактической работы) и расширяя набор "основ" [33, С. 58].

Исходя из родственного вида деятельности (санитарного просвещения) в медицине, попробуем сформулировать рабочее определение необходимого нам понятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: