СОЛЬНОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ В БЕЛОРУССКИХ КАПЕЛЛАХ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВЕКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУК «ГРОДНЕНСКАЯ КАПЕЛЛА»)




Сольное академическое пение, которое, с одной стороны, является автономным компонентом музыкального искусства, а с другой – составляющей хорового, оркестрового, камерного исполнительства, зарекомендовало себя в качестве неотъемлемой части национальной культуры Республики Беларусь.

Последнее десятилетие XX века характеризуется масштабным обменом исполнительскими достижениями между представителями вокальных школ, принадлежащих различным национальным культурам. Этому способствовали многочисленные международные музыкальные фестивали, вокальные конкурсы, а также формирование и развитие хоровых коллективов (профессиональных и самодеятельных). Кроме того, на развитие академического вокального искусства на рубеже XX-XXI веков оказывает влияние мастерство выдающихся певцов разных стран.

(СЛАЙД 2) Серьезным стимулом для успешного функционирования сольного вокального исполнительства представляется организация конкурсов и фестивалей, ставших со временем традиционными в Республике Беларусь. Среди наиболее известных мероприятий, проводимых в Республике Беларусь назовем «Открытый конкурс вокального искусства «Хрустальный камертон», Национальный фестиваль белорусской песни и поэзии «Молодечно», «Конкурс вокалистов имени Федора Шаляпина» и «Открытый конкурс молодых исполнителей «Беларускія таленты». Очевидно, что традиция проведения на территории Беларуси конкурсов и фестивалей возникла не без влияния аналогичных событий отмеченных в соседних странах. (ЩЕЛЧОК) Имеются в виду «Международный конкурс молодых оперных певцов им. Михаила Михайлова» (г. Калуга, Россия), «Международный фестиваль пения «Бельканто» (г. Наленчуве, Польша), «Международный конкурс вокалистов им. Станислава Монюшко» (г. Варшава, Польша) и т.д.

О положительной динамике в развитии вокальной культуры Беларуси на современном этапе свидетельствует также и появление хоровых коллективов на базе городских учреждений культуры, так как практически не один хоровой коллектив не обходится без солистов.

(СЛАЙД 3) Известно, что одной из ведущих концертных структур является ГУК «Гродненская капелла», которая представляет разветвленную систему творческих коллективов. К ним относятся: камерный оркестр, камерный хор, духовой оркестр «Гарадзенскія трубы», ансамбль старинной музыки. Обратим внимание на то что, солисты Гродненской капеллы выступают как обособленно, так и в составе вышеперечисленных коллективов.

Функционирование хоровых коллективов и в частности деятельность солистов-вокалистов привлекает серьезное внимание любителей музыки, как в Гродно, так и за его пределами. Популяризации способствует поиск новых форм работы капеллы, а именно организация совместных выступлений нескольких коллективов[1], презентации творческих проектов, постоянное обновление репертуара. Подчеркнем, что во всех этих начинаниях едва ли не ключевую роль играют солисты-вокалисты.

(СЛАЙД 4) Проблеме вокального исполнительства, посвящены отдельные исследования, опубликованные в частности, в изданиях Республики Беларусь (на слайде помещены названия трудов и их авторы). В то же время очевидна недостаточная изученность деятельности данного рода, в связи с чем, дальнейшее изучение вокального компонента музыкальной культуры Беларуси представляется необходимым.

На данный момент не существует фундаментальных исследований, которые систематизируют деятельность вокалистов, как в масштабах государства, так и на региональном уровне. Исследование специфики вокального исполнительства на Гродненщине в конце XX – начале XXI века, их предпосылок и истоков позволит глубже осознать процессы, происходившие и происходящие в настоящее время в национальной музыкальной культуре, выявить линии преемственности в общей панораме белорусского музыкального искусства.

(СЛАЙД 5) Иными словами, актуальность проблемы данного исследования обусловлена с одной стороны социальной востребованностью вокального искусства как составляющей музыкально-художественного пространства Беларуси, а с другой – необходимостью дальнейшего изучения, рассматриваемой нами сферы, стремлением ученых глубже познать закономерности развития региональных ответвлений художественной культуры Беларуси.

(СЛАЙД 6) Цель исследования – осознать функционирование сольного академического пения в контексте деятельности белорусских капелл на рубеже ХХ – ХХI вв.

(СЛАЙД 7) Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Выполнить аналитический обзор литературы по проблемам сольного академического пения, а также соотношения сольного, хорового и оркестрового исполнительства.

2. Определить особенности репертуара белорусских капелл в аспекте включения сольного компонента.

3. Представить панораму исполнительских проектов ГУК «Гродненская капелла».

4. Создать творческие портреты исполнителей-вокалистов в контексте истории существования ГУК «Гродненская капелла».

(СЛАЙД №8)

Объектом исследования является деятельность белорусских капелл на рубеже XX – XXI веков; предметом – сольное академическое пение в белорусских капеллах на примере ГУК «Гродненская капелла».

 

(СЛАЙД №9)

Положения, выносимые на защиту:

1. Основными вопросами при исследовании проблем современного вокального исполнительства являются: соотношение традиции и новаторства, выявление принципов автономного действия законов вокального исполнительства и их взаимодействия с инструментальной спецификой, функционирование национального начала и его ориентация на певческие традиции инонациональных школ.

2. (СЛАЙД 10) Репертуар белорусских капелл включает произведения различных жанров и стилей, обнаруживающие ориентиры в репертуарной политике, связанные с исполнением произведений духовной и светской музыки XVI-XXI вв. В подразделениях Гродненской капеллы фигурируют как ретроспективные, так и перспективные репертуарные тенденции. Сольное академическое пение в коллективах белорусских капелл является компонентом исполнительских решений в таких направлениях как хоровая музыка эпохи возрождения, духовная музыка европейского барокко, монументальные творения композиторов эпохи классицизма, хоровые миниатюры эпохи романтизма, произведения современных белорусских композиторов духовного и светского содержания.

3. (СЛАЙД 11) Исполнительские проекты Гродненской капеллы с ведущей ролью мастеров вокального искусства обнаруживают тенденцию к обновлению творческих решений, вносят весомый вклад в формирование целостной картины музыкальной культуры Гродненщины.

4. (СЛАЙД 12) Анализ деятельности солистов белорусских капелл обнаружил индивидуальную специфику таланта каждого из рассматриваемых вокалистов, обладающих уникальными способностями ощущения стиля, чувства единения творческим коллективом, актерского вхождения в художественный образ.

 

Диссертация состоит из Введения, Общей характеристики работы, трех глав основной части, разбитых на 6 разделов, Заключения, Библиографического списка, Приложений. Тезисно обозначим проблематику глав:

(СЛАЙД №13)

Первая глава «АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫПО ПРОБЛЕМАМ СОЛЬНОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ», состоит из двух разделов.

В разделе 1.1 (ЩЕЛЧОК) «Белорусское музыкознание об истории феномена сольного академического пения » выявлены основные исследования белорусских и российских авторов, относящиеся к исполнительскому музыкознанию, изучающему вокальное искусство, а также истоки зарождения и развития сольного академического пения на территории Беларуси. (названия трудов и авторов вы сейчас можете увидеть на слайде)

В Разделе 1.2 (ЩЕЛЧОК)«Научная литература и средства массовой информации о Гродненской капелле и ее солистах » высвечивается что, события, связанные с деятельностью Гродненской капеллы периодически освещаются в двух научных трудах, а именно Анны Александровны Нечай « Музыкальные капеллы Беларуси: история и современность», а так же в магистерской диссертации Казимирчик Анны Юрьевны «ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА ГРОДНЕНЩИНЕ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАМЕРНОГО ХОРА ГУК «ГРОДНЕНСКАЯ КАПЕЛЛА»)» научный руководитель кандидат искусствоведения, доцент Аркадий Борисович Пескинв таких средствах массовой информации как газеты «Вечерний Гродно» и «Гродненская правда», из исследований известна работа

(СЛАЙД №14)

Во второй главе «РЕПЕРТУАР БЕЛОРУССКИХ КАПЕЛЛ В КОНТЕКСТЕ СООТНОШЕНИЯ СОЛЬНОГО, ХОРОВОГО И ОРКЕСТРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА», состоящей из двух разделов уделяется специальное внимание репертуару белорусских капелл.

В разделе 2.1 (ЩЕЛЧОК) «Белорусские капеллы и их репертуарная политика в различные периоды деятельности » указано, что вторая половина XX века связана с формированием различных хоровых капелл, а в частности возрождения музыкальных капелл в областных центрах, обращается внимание на то, что репертуарный диапазон белорусских капелл достаточно широк и охватывает произведения различных жанров: реквиемы, мессы, духовные хоровые миниатюры, оратории, симфонии, кантаты, фрагменты из мюзиклов, хоры из опер, хоровые шедевры русской классики, хоровые произведения белорусских композиторов. Каждая капелла имеет свою творческую визитную карточку:

· концертирование со многими известными коллективами и дирижерами (Государственная хоровая капелла им. Г.Р. Ширмы);

· создание музыкально-визуальных шоу с использованием 3D- видеомеппинга (Музыкальная капелла «Сонорус»);

· совместное творчество с группой современной хореографии «ТАД» (Гродненская капелла);

· с ведущими зарубежными музыкантами, в том числе Боливарианской Республики Венесуэла (Могилевская капелла).

Раздел 2.2 (ЩЕЛЧОК) «Репертуар Гродненской капеллы: к вопросу о специфике вокальных соло » состоит из трех подразделов (вокальное соло с хором, вокальное соло с хором и оркестром, вокальное соло с оркестром ), в каждом из которых выполнен анализ произведений, исполняемых солистами, хором и оркестром Гродненской капеллы. Кратко остановимся на одном из них, а именно на арии меццо-сопрано №11 «Чертог твой вижду» из оратории митрополита Илариона «Страсти по Матфею».

Начинается ария с продолжительного сольного зачина в тональности d-moll. Несмотря на внешнее проявление указанной тональности, в нем преобладают модальные факторы, сопряженные с техникой знаменного распева. Проявления интонационности знаменного пения выражаются в попевочной структуре мелодического развертывания в условиях обиходного лада. Синхронность вербального и музыкального акцентирования свидетельствует о внимании к Слову и его теснейшей связи со звуковыми структурами. Существенно постепенное освоение логических опор, связанных с тексто-музыкальными ударениями. Проникновение в суть интонационности выявляет в построении-зачине три логические опоры, которые обрисовывают контур тонического трезвучия тональности d-moll.

Сольный зачин плавно переходит в кульминационное построение, начинающееся в точке золотого сечения. Показательно, что начальная мелодия копируется диалогическим соотношением партий первых и вторых скрипок, реализованным по принципу имитации-договаривания. Особой выразительностью насыщена текстовая фраза «Просвети одеяние души моея». В этот момент в партии соло достигается высшая точка (f2), удерживающаяся посредством троекратного повторения на расстоянии. По нашему мнению, логически значимые точки сольного зачина концентрируются в кульминационный момент, оттесняя остальные высоты в линии сопровождающих оркестровых голосов.

 

(СЛАЙД №15)

Третья глава «ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ-ВОКАЛИСТОВ В БЕЛОРУССКИХ КАПЕЛЛАХ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ», состоит из 2 разделов.

В разделе 3.1 (ЩЕЛЧОК) «Гродненская капелла: мастера вокального искусства в исполнительских проектах начала XXI века » рассматриваются исполнительские проекты с участием солистов-вокалистов, систематизированные и представленные в виде трех классифицированных груп: «Опера и оперетта», «Мессы великих композиторов», «Эксклюзивные проекты». В данных концертных программах существенная роль принадлежит солистам-вокалистам Гродненской капеллы, а так же приглашенным солистам: Национального академического Большого театра оперы и балета РБ, Мариинского театра (г.Санкт-Петербург), Московского академического театра оперетты, Одесского театра музыкальной комедии, Одесского академического театра оперы и балета и т.д.

В разделе 3.2 (ЩЕЛЧОК) «Творческие портреты солистов-вокалистов Гродненской капеллы » рассказывается таких солистах как Галина Качалова, Елена Болтрукевич, Иван Журун, Владимир Горовой, Алексей Шашолко, Мария Райдюк и Марина Горовая.

 

(СЛАЙД №16)

Основные научные результаты диссертации:

 

1. Исследовав научные труды, относящиеcя к исполнительскому музыкознанию России и Беларуси, были выявлены проблемы профессионального сольного академического вокального искусства, а именно становление традиций академического пения в Беларуси, эстетических приоритетов вокального исполнительства, преемственности традиций академического пения, сотворчество певца и концертмейстера, истоки формирования национальной школы академического пения. Различная информация о Гродненской капелле, о ее солистах, концертах, содержится в научных исследованиях и средствах массовой информации (газетных и журнальных статьях, на интернет сайтах, в передачах на радио и телеканалах). Вся творческая деятельность Гродненской капеллы освещается в газетах «Вечерний Гродно» и «Гродненская правда». В статьях этих газет помещены материалы об исполнительских проектах, о перспективах деятельности Гродненской капеллы; на сайте Гродненской капеллы постоянно обновляется информация об интересных событиях; в общественном транспорте, по телевидению, рекламируется деятельность творческого коллектива.

2. (СЛАЙД 17) Репертуарный диапазон белорусских капелл достаточно широк и охватывает произведения различных жанров: реквиемы, мессы, духовные хоровые миниатюры, оратории, симфонии, кантаты, фрагменты из мюзиклов, хоры из опер, хоровые шедевры русской классики, хоровые произведения белорусских композиторов. В магистерской диссертации осмыслены вопросы, высвечивающие феноменологическую категорию капеллы и ее функционирования в условиях особенностей культуры Беларуси. (ЩЕЛЧОК) На основании представленного текста следует, что понятие «белорусская капелла» означает:

· диалектику сходного и различного, т.е. наличие конкретных моделей творческого бытия коллективов и их самобытного функционирования;

· обнаружение в отдельных коллективах эксклюзивных находок: концертирование со многими известными коллективами и дирижерами (Государственная хоровая капелла им. Г. Ширмы); создание музыкально-визуальных шоу с использованием 3D- видеомеппинга (Музыкальная капелла «Сонорус»); совместное творчество с группой современной хореографии «ТАД» (Гродненская капелла), а также с ведущими зарубежными музыкантами в том числе Боливарианской Республики Венесуэла (Могилевская капелла).

· неуловимое стремление к своеобразному репертуарному клише свойственному конкретному коллективу: исполнение реквиемов и месс различных эпох, от И.С. Баха да Д.Д. Кабалевского (Государственная хоровая капелла им. Г. Ширмы); исполнение произведений совместно с хором, оркестром и солистами легендарных «Queen», «Beatles», Эрика Клэптона и Пола Маккартни (Музыкальная капелла «Сонорус»); многообразие музыкальных жанров (Гродненская капелла); исполнение латиноамериканской музыки (Могилевская капелла).

3. (СЛАЙД 18) Исполнительские проекты Гродненской капеллы с ведущей ролью мастеров вокального искусства обнаруживают тенденцию к обновлению творческих решений, вносят весомый вклад в формирование целостной картины музыкальной культуры Гродненщины. В штате капеллы трудятся несколько солистов. Так же для участия в исполнительских проектах приглашаются солисты Национального академического Большого театра оперы и балета РБ, Мариинского театра (г.Санкт-Петербург), Московского академического театра оперетты, Одесского театра музыкальной комедии, Одесского академического театра оперы и балета и т.д. Исполнительские проекты с участием солистов-вокалистов мы классифицировали на 3 группы: «Опера и оперетта», «Мессы великих композиторов», «Эксклюзивные проекты». В данных концертных программах существенная роль принадлежит мастерам вокального искусства.

4. (СЛАЙД 19) Солисты-вокалисты Гродненской капеллы как поющие в хоре, так и работающие с оркестром являются настоящими мастерами своего дела. Их выступления являются настоящим событием в культурной жизни города. Многие из них даже за непродолжительный период творческой деятельности в составе Гродненской капеллы, приняли участие в различных исполнительских проектах. Каждый из солистов обладает уникальным талантом ощущения произведения, его музыкального стиля, умением с легкость перевоплощаться в различные музыкально-художественные образы.

(СЛАЙД №20) Рекомендации по практическому использованию результатов:

Диссертационное исследование может быть полезно:

- преподавателям и студентам хоровых и вокальных факультетов учреждений культуры и искусства средне-специального и высшего образования,

- вокалистам,

- дирижерам,

- интересующимся историей вокального исполнительства.

Результаты диссертации могут быть использованы при изучении следующих дисциплин: «Художественная культура Беларуси», «Хороведение», «Хор и практикум работы с хором».

(СЛАЙД№21)


[1] Становятся традиционными совместные концерты коллективов Гродненской и Могилевской капелл («Л. Бетховен. Симфония № 9» в 2014 г.; «Дж. Верди. Реквием» в 2016 г.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: